Мобильность предоставления музыкальных образовательных услуг на примере творческого объединения "Гремми"
учебно-методический материал по музыке на тему

Трубачёва  Наталья Николаевна

     «Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поёт, пойте!»

    Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от восьми до двадцати лет живет исключительно ею. Это их страсть.  Музыка сегодня звучит повсеместно. Детей, слушающих музыку при помощи плейера, радиотелефона, можно часто встретить на улице, в транспорте. Школьники активно обмениваются друг с другом записями любимых певцов. Но, вкусы детей формируются отнюдь не в рамках общего музыкального, да и академического, образования.  Возникает разрыв между современными образовательными программами и потребностями детей и подростков в сфере музыкальной грамотности. 

     Итогом общего музыкального обучения оказывается отсутствие серьезного отношения к музыке у школьников. В большинстве случаев музыка используется ими как фон при занятиях какой-либо другой деятельностью. Классическую музыку они не знают и не понимают. На первое место в своих предпочтениях ученики выдвигают эстрадную, рок-музыку, и рэп. Вопрос в другом:"Плохо это или хорошо?"

    Это происходит оттого, что ребёнок где-то услышал музыку и у него появилось желание научиться.

    Для подростка зачастую вокальная эстрада - доступный вид музыкального исполнительства, так как СМИ и современные технические средства в достаточной мере способствуют ее освоению (современные музыкально - цифровые технологии - «караоке», фонограммы «минус голос» и другое). Моя  задача не только поддержать их интересы в выборе песен, но и поменять  взгляд  самих педагогов на введение в процесс обучения детей новых направлений.

   На мой взгляд, музыкального искусства эстрады может сыграть значительную роль и в развитии вокальных способностей современных детей, например в системе дополнительного образования. К числу подобных учреждений относится и Дворец детского творчества города Волжска. Здесь работает вокально – хореографическая студия «Гремми». Руководитель Федотова Наталья Николаевна.

   Вокал открывает детям целую жизнь. Интересную жизнь кроме школы, возможность проявить себя в творчестве, выделиться среди своих сверстников, почувствовать себя артистом. Тем самым, дети вырабатывают своеобразный «иммунитет», чтобы не потеряться, не зачерстветь в современном мире. Они ищут самих себя, своё место под «солнцем». И мы, как педагоги должны их поддержать в этом.

   Мы растём! Мы совершенствуемся вместе!!!!!!!!

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_statya.docx28.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основные направления деятельности вокально-хореографической  студии «Гремми» Дворца творчества детей и молодёжи в жизни современного ребёнка.

 «Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поёт, пойте!»

Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушаются нити, которые связывают младшие и старшие поколения. Отбивает желание у детей проявить себя творчески. И дело не в том, что дети стали ленивыми и не хотят учиться, а дело в нас – в педагогах! Я, как руководитель вокально-хореографической студии, считаю, что нам просто необходимо идти в ногу со временем, иначе мы просто разучимся понимать своих воспитанников, своих детей.

 Музыка сегодня звучит повсеместно. Детей, слушающих музыку при помощи плейера, радиотелефона, можно часто встретить на улице, в транспорте. Школьники активно обмениваются друг с другом записями любимых певцов. Но, вкусы детей формируются отнюдь не в рамках общего музыкального, да и академического, образования. Возникает разрыв между современными образовательными программами и потребностями детей и подростков в сфере музыкальной грамотности. Возникает острый вопрос: «Что же делать?»

Итогом общего музыкального обучения оказывается отсутствие серьезного отношения к музыке у школьников. В большинстве случаев музыка используется ими как фон при занятиях какой-либо другой деятельностью. Классическую музыку они не знают и не понимают. На первое место в своих предпочтениях ученики выдвигают эстрадную и рок-музыку, и рэп.

Для подростка зачастую вокальная эстрада - доступный вид музыкального исполнительства, так как СМИ и современные технические средства в достаточной мере способствуют ее освоению (современные музыкально - цифровые технологии - «караоке», фонограммы «минус голос» и другое). Моя  задача не только поддержать их интересы в выборе песен, но и поменять  взгляд педагогов на эстрадную музыку, рэп исполнение.

Пообщавшись со своими воспитанниками и видя с каким интересом и желанием они исполняют современные песни, я пришла к выводу, что я как педагог дополнительного образования просто не имею права лишать детей такой радости. Возможно вы обращали, когда нибудь внимание как хорошо они звучат в песнях их века. Да, текст, музыка отличается от детской, но это всё исправимо. Можно преподнести детям песню в несколько другом виде. Справить текст и песня прозвучит иначе. В своём случае я подбираю детские песни, опираясь на интерес своих воспитанников.

Как часто я вижу негодующих педагогов, которые критически реагируют на желание детей исполнять эстрадную, рок-музыку, рэп.

Жизнь идёт интересы детей меняются так почему же мы, педагоги, так боимся брать от жизни что то новое. Именно дети, помогают нам находить новые методы преподавания. Нет предела совершенствованию.

Вот и сейчас музыкального искусства эстрады может сыграть значительную роль и в развитии вокальных способностей современных детей, например в системе дополнительного образования.

К числу подобных учреждений относится и Дворец детского творчества города Волжска. Здесь работает вокально – хореографическая студия «Гремми».

Основной формой музыкального воспитания и обучения в учреждении дополнительного образования является музыкальные занятия.

Задача эстрадного исполнителя - поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа. Это предполагает владение достаточно широким диапазоном технических приемов. Каждая «краска» голоса требует методичной тренировки.

Подход к выбору программы обучения для перспективных учащихся должен быть акцентирован на показе исполнительских возможностей: диапазона голоса, тембра, динамики, умения ориентироваться в различных жанрах популярной и джазовой музыки. Для занятий эстрадным  вокалом  необходимо наличие у ребёнка своей, индивидуальной манеры пения, музыкально – вокальный слух, хорошая память и чувство ритма.

В вокально-хореографической студии «Гремми» преследуется цель развития личности ребёнка, его эмоционального мира, эстетического чувства.

Вокально-хореографическая студия «Гремми» во Дворце творчества детей и молодёжи  г. Волжска действует с 2010 года. В этой студии обучается 38 человек. Руководит студией Федотова Наталья Николаевна. Педагог имеет среднее профессиональное образование, окончил «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени Ивана Степановича Палантая»  по квалификации: артист, руководитель эстрадного вокального коллектива, преподаватель по классу вокала.  В 2012 году окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный университет» по специальности «Народное художественное творчество», получила квалификацию «Руководитель этнокультурного центра, преподаватель»

Вокалом занималась  с детских лет. Пела в ансамбле «Настроение» при республиканском колледже культуры и искусств имени Ивана Степановича Палантая, соло. И вот зародилась мечта - создать свою детскую вокально – хореографическую студию. После окончания Республиканского колледжа культуры и искусств  имени И.С. Палантая мечту удалось воплотить в реальность.

Организация студии вокально-эстрадного мастерства имеет двоякое назначение: с одной стороны, развитие художественно-самодеятельного творчества учащихся средствами эстетического воспитания и музыкального обучения, с другой - удовлетворения нужд Дворца творчества детей и молодёжи, общеобразовательных школ и других организаций в интересных массовых мероприятиях.

Студия работает по образовательной программе, которая составлена на основе типовых учебных программ вокальных кружков и студий для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ, адаптирована педагогом для современных условий учебно-воспитательного процесса. Программа утверждена педагогическим советом центра творчества детей и молодёжи.

         Формы и режим занятий:

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни современных композиторов.

Занятие - постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие - концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно репертуарного плана, а творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

В распоряжении студии имеются два кабинета - это хореографический зал с большими зеркалами на стенах для самонаблюдения и небольшой кабинет руководителя, где тоже проводятся занятия.

 В настоящее время ( 2013 год) в студии сформированы  три группы – дети 3, 4 года обучения - старшие и средние, 1 года обучения - средние.

Группы формируются  не более 10  человек.

На занятие отведено 2 академических часа на детей 1 года обучения; 3 академических часа на группу 3 и 4 года обучения (с перерывом 15 минут после первых 45 минут занятия).

Занятия проводятся во внеурочное время по расписанию.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

У каждой группы свой репертуар и он подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их возможностей.  Но младшая группа считает за честь повторить что – либо из прошлого репертуара старшей группы.

Работа педагога на занятии основывается на целом ряде принципов обучения. Некоторые из них являются общепедагогическими, другие - сформировались благодаря собственному опыту работы с ансамблем и солистами.

Это такие принципы обучения как:

• Доступность, постепенность (в освоении певческого, танцевального материала идти от простого к сложному);

• Последовательность (повторять, усложняя);

• Системность (от конкретного факта или набора фактов к системе знаний, от отдельных приёмов исполнительства к созданию художественного образа);

• Востребованность материала (он должен быть технически доступен, образно интересен, сценичен);

• Преемственность (умения и знания передавать «от старших - младшим»);

• Творческий подход (искать пути и формы реализации каждого ученика);

• Постоянно совершенствовать педагогическое мастерство.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения: наглядно-слуховой; наглядно - зрительный; репродуктивный.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической и эстрадной манеры пения.

В систему вокального образования включаю развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяженного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой выразительной дикции; единой манеры пения и говора. На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. 

Содержание и форму проведения каждого занятия тщательно продумываются с тем, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.

Занятия в группах проводятся отдельно, с учетом возрастных возможностей, способностей и интереса детей. Вокально–хоровые навыки преобретаются в результате работы комплекса упражнений и распеваний, а также на песенном материале, который подбирается с учетом концертной деятельности. Это песни о Родине, о матери, о войне, о мире, о детстве, о школе и  многое другое.

Вокально-хореографическая студия «Гремми» — постоянный участник городских мероприятий и конкурсов:

- Праздничный концерт «Звенит звонок», посвящённый дню знаний.

- Концертная программа «Радуга над парком», посвящённая открытию весенне - летнего сезона в городском парке культуры и отдыха.

- Рок программа «Музыка свободы 2011», посвящённая дню Российского флага.

- Развлекательная программа « Подарим друг другу праздник»

- Конкурс детского эстрадного творчества « Калейдоскоп»

-   Телевизионный вокальный проект-конкурс «Песенка года»

- Рэп-рок концерт «Территория музыки»

- развлекательная игровая программа для детей « Путешествие в мир детства», посвящённая Дню семьи.

- Фестиваль детского творчества «Рождество Христово»

- День российской молодёжи и многие другие.

Участие в различных конкурсах  и городских концертах дает стимул к профессиональному росту начинающих певцов.

         Половина учащихся студии – уже настоящие солисты со своим небольшим творческим багажом.

За 3 года успели образоваться несколько групп: дуэт «Мега-Микс»- Чигарова Арина, Анастасия Таляр; Трио «Нон-стоп» Чигарова Арина, Анастасия Таляр и Мухаметшина Ляйсан; дуэт «Санрайс»  Маврина Полина, Янцитова Александра.

Студия славится и своими солистами: Александра Янцитова (9 класс), Полина Маврина(10 класс), Арина Чигарова, Анастасия Таляр (9 класс).

Есть и рэп исполнители: Умпелев Дмитрий (7 класс), Хазипов Марсель(7 класс).

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Песенный репертуар студии составляют песни для детей русских, зарубежных композиторов, народные песни в стиле фольк - модерн, рэп, популярные песни современных исполнителей.

Общее музыкальное воспитание должно отвечать не только основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка, но и поддерживать интересы и выбор детей.

В вокально – хореографической студии «Гремми» есть воспитанники, которые с большим удовольствием учатся читать рэп (Умпелев Дмитрий и Хазипов Марсель). Эти мальчишки уже не раз выступали на сцене. И что самое интересное, публика хорошо их приняла и дала высокую оценку их творчеству.

Я, как молодой педагог не побоялась ввести в систему обучения такой вид музыки как рэп. К такому решению меня подвели сами воспитанники студии «Гремми», а если быть точнее, двое мальчиков. Я думаю вы со мной согласитесь, что мальчишек трудно чем то увлечь, а тем более заставить петь или танцевать. Введя рэп в процесс обучения, мальчишки стали увлечённо посещать студию и приводить друзей на вокал, не пропуская не одного занятия.

 Рэп это по сути доморощеный, уличный жанр. Более того, рэп является частью традиции устного рассказа. Хотя рэп долгое время считался частью чёрной культуры, совсем недавно темы белых исполнителей стали занимать верхние строчки хит-парадов. Помимо этого, создаётся впечатление, что в наши дни рэп читают все: персонажи из мультфильма  читают рэп в рекламе детских каш и витаминов, в рекламе гамбургеров МакДональдса, Пилсбери, и Кока-Колы также есть рэп. Несколько команд Национальной Футбольной Лиги сняли рэп-видео клипы и отдали деньги с их продаж на благотворительность. Рэп также был успешно смешан с такими музыкальными жанрами как рок, поп, хаус, джаз и госпел. Видя такой ажиотаж в сфере рэп исполнителей и слушателей у детей несомненно появился интерес.  Я, руководитель студии «Гремми» и сама в своей концертной деятельности частенько зачитываю рэп. Возможно, что мои выступления  тоже побудили моих воспитанников к этому.

В студии «Гремми» вокал органично связан со сценическими движениями, с хореографией, поэтому каждый вокальный номер представляет собой маленький «спектакль». Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием  легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Если мы хотим, чтобы наши воспитанники с удовольствием посещали наши студии, нам просто необходимо хоть иногда прислушиваться к их желаниям. Вместе с ними идти в ногу со временем.

На сегодняшний день, вокально –хореографическая студия «Гремми» - известный в городе коллектив. У него есть свое творческое лицо, свои традиции.

Вокалисты студии выступают на самых разных площадках своего города: в парке Культуры, в Молодёжном Центре, в центре культуры и досуга «Звёздный», в Поволжском политехническом университет, в школах.

Традиционными для наших  начинающих артистов стали концерты на такие праздники как:  «1 сентября», «День защиты детей», «День Матери», «День Победы», «8 марта», «Новый год», «Рождество» и многие - многие другие.

Жизнь вокальной студии тесно связана со школой, поэтому вокалисты студии принимают активное участие в жизни своей школы: поют, танцуют, читают стихи, играют «роли» в представлениях и сказках.

Новогодние утренники – любимые праздники студии. Вокалисты студии поют в новогодних представлениях и устраивают для студии «живую» дискотеку.

Коллектив студии это одна семья, где старшие заботятся о младших, где царит терпение, любовь и уважение. Студийцы любят устраивать огоньки, дни рождения, чаепития. Серьезное отношение к студии со стороны обучающихся и их родителей помогает детям двигаться по ступенькам вверх к созиданию и совершенству. 

Вокал открывает детям целую жизнь. Интересную жизнь кроме школы, возможность проявить себя в творчестве, выделиться среди своих сверстников, почувствовать себя артистом. Тем самым, дети вырабатывают своеобразный «иммунитет», чтобы не потеряться, не зачерстветь в современном мире. Они ищут самих себя,своё место под «солнцем». И мы, как педагоги должны их поддержать в этом.

Мы растём! Мы совершенствуемся вместе!!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ «Профессионально-психологические, творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства»

Концертмейстерство – целостное явление, включающее в себя педагогику и исполнительство, которые в рамках данной профессии приобретают новые специфические особенности.Мастерство концертмейстера г...

Модель образовательной среды на примере программы по декоративно прикладной деятельности "Волшебная глина". Занятие по теме "Авторская глиняная игрушка" (реализация творческих идей).

Цели занятия: Подача нового материала,принципы поиска и работы с информацией сетевых контентов,алгоритм составления проекта,что такое проектная деятельность,для чего она нужна. Способствовать развитию...

Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство повышения качества образовательной услуги

Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство повышения качества образовательной услуги...

Отчёт о предоставлении дополнительных образовательных услуг художественно-эстетического направления «До-ми-соль-ка» за 2014 – 2015 учебный год

Дополнительные образовательные услуги художественно-эстетического направления «Весёлые нотки» я оказывала детям группы №6 в течение 2014-2015 учебного года. Дополнительные образовательные услуги получ...

Отчёт о предоставлении дополнительных образовательных услуг художественно-эстетического направления «Весёлые нотки» за 2013 – 2014 учебный год

Дополнительные образовательные услуги художественно-эстетического направления «Весёлые нотки» я оказывала детям группы № 6 в течение 2013-2014 учебного года. Дополнительные образовательные услуги полу...