Технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки.
статья по музыке по теме

Бойко Оксана Николаевна

использование проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologii_proekto.doc26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологии проекто – исследовательской деятельности учащихся.

Цель технологий - изучение теории и практики применение в проектно-исследовательской деятельности, увеличение интереса к, активизация позитивной мотивации к музыке, увеличение самостоятельной творческой деятельности.

Проект (от латинского projectus – брошенный вперед, выступающий вперед). Проектирование в конце 20 века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. В России идеи проектного обучения  возникли у русских педагогов в начале 20 века (С.Т.Шацкого, А.И.Зеленского). они считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности, а полученные знания должны реально применяться на практике. Современный проект – это средство активизации познавательной деятельности, развитие творческого мышления, исследовательских умений, навыков общения в коллективе. Проектные действия имеют следующие особенности:

  1. Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личными мотивами так и социальными. Такая деятельность направлена на развитие творческих способностей ученика, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
  2. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована так, чтобы ученики могли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками и учителями, приобретая навыки индивидуальной работы и сотрудничество в коллективе.
  3. Организация проектно-исследовательской деятельности обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, при этом значимыми для ученика представляются те, которые им еще не знакомы, но их интересно освоить.

Метод ученических исследовательских проектов в музыкальном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. В музыкальном образовании можно выделить проекты однопредметные, межпредметные, культурологические. Эти проекты можно классифицировать следующим образом:

- творческие проекты- подразумевают разработку и представление творческого продукта(фонохрестоматия музыкального материала); видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме; праздник, репортаж с «места событий» и т. д.

- игровые проекты, инсценировки музыкальных сказок, фрагментов опер, балетов, мюзиклов, виртуальные музыкальные путешествия по разным странам.

- информационные проекты, направлены на добывание информации о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего. Данные пректы могут быть интегрированы в более крупный проект, стать его частью.

Временные рамки подготовки и защиты пректов могут быть краткосрочные (2-4 урока), среднесрочные (учебная четверть), долгосрочные (учебный год).

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения,  учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в начальной школе, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

С учащимися 5-6 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств - музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью музыкальных  средств выразительности, композитор изображает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, писателя? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? Знакомясь с оперой М.П.Мусоргского «Борис Годунов», идут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников (В.И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов, С. Галактионов). На уроке в 5 классе ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было бы с музыкой, если бы не было литературы? В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

-личный интерес учащегося;

-четкость и конкретность постановки цели проекта;

-определение планируемых результатов;

-констатация исходных данных.

Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты.

Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение «вечных тем» искусства и жизни, базовых национальных ценностей, закономерностей музыкального искусства, интеграции музыки с другими видами искусства.

Для создания проектной деятельности необходимы следующие умения:

-проблематизация –умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления музыкальной культуры;

- целеполагание –умение формулировать цель деятельности;

- планирование –умение формулировать задачи, определять этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей проекта;

- анализ результатов и рефлексия –умение анализировать результат проекта;

- презентация и защита –умение представлять результаты выполненного проекта.

Основные этапы работы над проектом:

-выбор темы проекта;

-разработка проектного задания;

-планирование работы;

-подготовка материалов к исследовательской работе (формулировка вопросов, отбор литературы, материалов из сети Интернет и тд. );

- оформление результатов (выводы, социальная значимость и тд.);

- презентация (защита проекта, рефлексия).

Творческое начало в самостоятельной индивидуальной, групповой и коллективной исследовательской проектной деятельности учащихся может найти отражение при восприятии музыки и размышлениях о ней (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в исполнительской деятельности  -пение (сольное, ансамблевое, хоровое), пластическое интонирование, импровизации (вокальные, ритмические, пластические, речевые, художественные и др.), инсценировки и т.д.

Содержание и технологии проектной деятельности направлены на восприятие, осмысление, воспроизведение и оценку школьниками разнообразных явлений действительности, отраженных в музыке и искусстве. Главное, чтобы осмысление нравственных ценностей не только помогало им усваивать духовный опыт прошлого, но и ориентироваться в сложной современной жизни, накапливать необходимый социальный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме.

Это материал по данной теме, с которым я выступала на городском семинаре учителей музыки. В нём я делюсь опытом своей работы в школе. Описываю какие применяю виды учебных исследований, как использую п...

Проектная деятельность учащихся на уроках музыки

конспект  выступления на педагогическом совете...

Проектная деятельность учащихся на уроках музыки

Презентация выступления на педагогическом совете по теме: "Проектная деятельность на уроках музыки"...

«Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках музыки

На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно воор...

Проектно - исследовательская деятельность учащихся на уроках музыки

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения,  учебные проекты позволяют лучше учесть л...

Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...