методическая работа "Приемы сочинения на уроках сольфеджио в школе искусств"
статья по музыке по теме

Прокопьева Наталья Владимировна

Приёмы сочинения  на уроках сольфеджио

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         

   Рассмотрим занятия композицией на уроках сольфеджио в  школе искусств. Не секрет, что сольфеджио является трудоемкой дисциплиной, включающей сложный комплекс знаний. Возникающие трудности в процессе обучения сольфеджио делают этот предмет малоинтересным для большинства учащихся, поэтому композиция может стать важной составляющей урока сольфеджио наряду с теорией и развитием музыкального слуха в рамках отведенного программой времени.  

   Первая важнейшая задача в обучении навыкам композиции состоит в том, чтобы научиться строить музыкальные темы, мелодии. С самого начала необходимо объяснить ученикам на примере лучших образцов народной и профессиональной музыки то, что, несмотря на своеобразие, различие тем имеются некоторые закономерности в их построении. На основе этих закономерностей, Г.И. Шатковский вывел следующие правила, которыми можно руководствоваться в сочинении тем:

- минимум средств – максимум выразительности (звуков как можно меньше, красоты и смысла больше);

- единство ритма: тема построена так, что ее пронизывает один ритмический рисунок («ядро»);

- единство интонации: тема «вырастает», как правило, из одного   интонационного «зерна»;

- повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, повторяются либо безо всяких изменений, либо с изменениями высотного и ритмического характера;

- оригинальность мелодии, ее индивидуальная особенность, своеобразная красота.

   Такое объяснение правил сочинения мелодии вполне доступно ученикам младших классов музыкальных школ и школ искусств.

  Мы считаем, что первоначально следует начать с сочинения мелодии на текст, позволяющий по-разному его трактовать. Прежде всего, ученики должны научиться читать слова, придавая им самые разные оттенки: угроза, просьба, жалоба, шутка и т.п. Затем сочинить мелодии на эти слова, которые должны быть самыми разными по характеру: от светлых, радостных до печальных, скорбных. Задача на первом этапе состоит в том, чтобы, используя метроритмическую и структурную организацию музыкального материала, именно на один текст дать как можно больше вариантов разнохарактерных по эмоциональному строю мелодий.

   К такому сочинению можно приступить на третьем – четвертом уроке после начала занятий, когда уже пройдены все интервалы. Педагог должен подвести ученика к мысли, что характер мелодии бывает разным – в зависимости от того, какие интервалы в ней применяются. Все примеры на те или другие интервалы обязательно должны пропеваться. Очень важно, чтобы при той или другой трактовке мелодии ученики «входили» в образ, искренне переживали те или иные чувства в предлагаемой ситуации. Очень полезно обсуждение сочиненных дома мелодий. Детей нужно научить думать, логично рассуждать.

   Что касается отметки, то думается, что в процессе обучения и воспитания нельзя обойтись без оценки, но без отметки – можно и нужно. По мнению Г.И. Шатковского, отметка играет отрицательную роль в нравственном становлении ребенка: приучает его работать за что-то; ученик должен работать потому, что это – интересно.

   Необходимо подчеркнуть следующее: чтобы научиться строить музыкальные темы быстро, грамотно и выразительно, следует сочинять несколько мелодий на один и тот же текст. Этот действенный прием повышает интерес к сочинению тем, способствует более глубокому постижению закономерностей строения музыкальной речи, а также особенностей взаимосвязей языка музыкального и литературного.

   После того, как ученики научились строить темы на «нейтральный» текст, можно переходить к сочинению мелодий на стихи, предполагающие один определенный образ, одно определенное настроение. Конкретность образного содержания ограничивает выбор выразительных средств: лад, тональность, темп, динамические оттенки и т.п. Прежде чем дать задание, следует прочитать то или иное стихотворение и проанализировать его, а затем сочинить мелодию.  Весьма эффективным является комплексный подход к раскрытию одного и того же образа, когда на каждую тему дети рисуют, сочиняют стихи, рассказы, сказки, мелодии. Все это не только «оживит» урок, но и разбудит фантазию, воображение, заставит размышлять и критически рассуждать.

   Можно широко использовать некоторые приемы обучения стихосложению. Например, дается начало какого-либо стихотворения, в котором есть не вполне законченный пейзаж, ученик должен стихами «дорисовать» его, сочинить продолжение стихотворения, используя заданный размер, ритм, рифму, а после этого – сочинить мелодию.

   Очень помогают в обучении композиции методы ассоциативно-тематические, где темы для сочинений могут быть самые разные: это и времена года, и пейзаж («На берегу моря», «Лунная ночь» и т.д.), и описание настроения человека («Мне грустно», «Радость» и т.п.), и характерные сценки («Танец медведей», «Ссора воробьев»). Время от времени следует предлагать и свободные темы, так как это дает возможность педагогу узнать, какая тема у ребенка самая любимая.

   Формирование отношений к людям начинается с отношения к своим родителям. Вот почему одной из главных тем может являться тема «Моя мама» («Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка»...). При сочинении мелодий на тему «Моя мама» можно дать предварительные пояснения: «Вовсе не обязательно, чтобы твои мелодии были непременно веселого характера, могут быть и грустные, даже печальные мелодии. Ведь не всегда нашим мамам бывает радостно, бывает и грустно, бывает и печально...».

   Отношение к природе характеризует человека, пожалуй, не меньше, чем отношение к матери. Одна из важнейших задач педагога состоит в том, чтобы воспитать чувство любви к прекрасному во всем: в жизни, в искусстве, в природе.

   Полезно конкретизировать задание на каждом уровне, на каждом уроке, например: построить мелодии с применением главных ступеней, мелодии с применением альтерированных ступеней или построить в определенной тональности (Ре-мажор), в определенном размере (6/8) с применением широких интервалов. Таким образом, на все элементы музыкального языка сочиняются мелодии. Все, что знает и слышит ребенок, должно находить практическое применение – это повышает интерес к изучаемому материалу и способствует более глубокому постижению особенностей музыкального языка. Наиболее удачные мелодии следует варьировать, применяя простейшие средства варьирования (смена лада, размера, темпа, регистра, штрихов), а также придавая им черты того или иного жанра.

   В принципе любое изменение высотного, ритмического, регистрового, штрихового, тембрового, темпового, динамического (и т.п.) характера служит средством варьирования музыкального материала. Однако важнейшими средствами варьирования являются различные типы и виды фигураций, к которым относятся: ритмическая, гармоническая, перемещение, мелодическая, смешанная фигурация. В работе с учеником нужно добиваться, чтобы ученик построил несколько вариаций в пределах каждой фигурации. Таким  образом, основной методический принцип в строении мелодий на основе данного ритма: от мелодии - к ритму, от ритма – к мелодии.

  Следующий шаг в построении музыкальной темы – работа над интонацией. Используя характерные интонации, можно сочинять мелодии с чертами того или иного жанра. Если ученик научился строить темы на основе литературного текста, заданного ритма, а также интонационного оборота, можно приступить к сочинению мелодий на основе  заданной гармонии. При этом могут быть применены все типы и виды фигураций, но первоначально все-таки лучше строить мелодии из одних только аккордовых звуков, на основе гармонической фигурации.

   Для ребенка начинающего осваивать тот или иной инструмент, наиболее доступными инструментами для воспроизведения сочиненных мелодий являются, помимо фортепиано, аккордеон и баян. Если на уроке  сольфеджио (если в школе нет специализированного предмета композиции) занимаются дети, которые обучаются на разных инструментах, то на урок желательно приносить те инструменты, которыми дети уже хотя бы немного владеют.  На каком бы инструменте ребенок не играл, главное – развивать его творческую фантазию, которая, в свою очередь, является существенным фактором в стимулировании навыков сочинения.

                       

                      Литература:

  1. Гнесин М.Ф. Начальный курс практической композиции. – М., 1962.
  2. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. – С.-Петербург, «МиМ-Экспресс», 1997.
  3. Шатковский Г.И. Сочинение и импровизация мелодий. – М., 1989.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационный подход к уроку в Детской школе искусств.

В современном обществе происходят преобразования, которые затрагивают всю систему российского образования. А значит, современный педагог  находится  в постоянном процессе творческого п...

СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет

   Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Методы и способы обучения младших школьников сольфеджио в детской школе искусств»

Задача  данной  работы  –  дать  представление  о  приемы  воспитания музыкального    слуха    младших    школьнико...

Методическая разработка «по ведению урока единоборств в школе».

В основе данной методической разработки лежит изучение всех основных приёмов и действий на тренировочных занятиях по спортивным единоборствам. Реализация методики проведения занятий в школах подразуме...

Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели"

Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели". Для 5-го класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»

Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростко...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»

Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростко...