Музыкальная живопись
план-конспект урока по музыке по теме

Горбунова Светлана Борисовна

Урок музыки и пения в коррекционной школе (6 класс) знакомит учащихся с понятием об изобразительности музыки на примере "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12-13_muzykalnaya_zhivopis.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 VIII вида» г. Перми

Урок музыки и пения

№ 12-13    «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»

6 класс

учитель музыки и пения Горбунова С.Б.

Цели:    дать понятия об изобразительности музыки, о связи музыки с другими видами искусства.

Задачи:

- развитие музыкального восприятия мира;

- развитие способностей и желания вслушиваться в музыку и размышлять о ней;

- развитие активного внимания;

- коррекция психомоторной сферы.

Оборудование:

- портрет композитора М.П.Мусоргского

- картины, иллюстрации для создания атмосферы выставки;

- карточки-характеристики;

- цветные карандаши;

- проектор, ноутбук, колонки.

Ход урока.

Актуализация знаний

Вход в зал. В зале развешаны иллюстрации, картины. Звучит «Прогулка» из «Картинок с выставки» М.П.Мусоргского.

    Куда же мы попали с вами? (Ответы детей)

Все верно. Мы на выставке. Кто из вас бывал на выставках? Каких? Что вы там видели? А где организуются выставки?

    Но, а тем, кто не смог побывать на выставках, сегодня представится такая возможность.

Мы с вами совершим удивительную экскурсию в мир живописи, а именно в мир музыкальной живописи.

    А знаете ли вы о правилах поведения во время экскурсии?  Ответы детей - громко не разговаривать, слушать внимательно, не прерывать экскурсовода и т.д.  Молодцы! Не забывайте о них и на нашей выставке.

Формирование новых понятий и объяснение нового материала

    Перед вами, ребята, портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, создавшего множество прекрасных произведений. (2 слайд)

И с одним из его произведений мы сегодня и познакомимся. А называние этого произведения «Картинки с выставки» (3 слайд) 

   Свое произведение Модест Петрович посвятил другу – художнику В.А.Гартману. Мусоргский ценил в нем стремление к борьбе за новое русское искусство. (4 слайд)

Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. 

    Перед композитором стояла трудная задача: средствами музыки передать зрительные образы, запечатленные художником в своих картинах. И он гениально справился с ней. Так появилась серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картины быта и природы, портреты комические и сказочные.

    (5 слайд) «Картинки с выставки» являют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним их сюжетов Гартмана. Объединяются эти картинки, ведущей темой, которая называется «Прогулка», которую вы смогли слышать, когда входили в зал.

    Композитор изобразил самого себя, прохаживающимся по выставке работ своего друга.

Мусоргский «изобрел» совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные  картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, и поскольку по выставке  обычно гуляют, он  назвал это  вступление «Прогулкой».

Звучит «Прогулка» по-разному: то спокойно, то убыстренно. В тоже время она величава и народна по характеру.

    Сюита - музыкальное  произведение,  состоящее из  нескольких  самостоятельных  пьес,

объединенных  общим  замыслом, но разных по содержанию и построению. Используется принцип контраста.  (6 слайд) 

(7 слайд)

Давайте прочитаем, какие пьесы вошли в эту Сюиту:

  1. Гном
  2. Старый замок
  3. Тюильрийский  сад  (Ссора детей после игры)
  4. Быдло
  5. Балет  невылупившихся  птенцов
  6. Два  еврея (Богатый и бедный)
  7. Лиможский рынок (Большая новость)
  8. Катакомбы  (Римская гробница) 
  9. Избушка на  курьих  ножках (Баба-Яга)
  10. Богатырские  ворота  (В стольном городе во Киеве)

Теперь мы начинаем нашу экскурсию, и вы можете вновь услышать звучание «Прогулки». (8 слайд)

     Мотив «Прогулки» звучит в разных вариантах – то спокойном, то более взволнованном. Он используется в качестве связок между пьесами, что замечательно выражает психологическое состояние зрителя на выставке, когда он переходит от одной картины к другой.

    (9 слайд)  Прошу вас обратить внимание на картину, которую вы сейчас видите. На ней нарисован Гном. «Гном» -  была написана под впечатлением эскиза детской игрушки для раскалывания орехов.  В своей пьесе Мусоргский не только оживил деревянного гнома, но и «очеловечил» его. Он превратил его в уродливого, озлобленного человека, резкого и порывистого.

    (10 слайд) – слушание музыки

Гном кажется злым, жалким, испуганным, обиженным.  Какая музыка характеризует Гнома? Отметьте в карточках характеристику этой музыки - синим цветом. Музыка – мрачная, сказочная, тревожная.

Продолжаем нашу экскурсию и переходим к следующей картине.

    (11 слайд)  «Старый замок» - перед нами предстает старый средневековый замок, странствующий рыцарь, поющий печальную мелодию. Он тоскует о прошедших годах и невозможности все вернуть обратно.

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный…

    (12 слайд) – слушание музыки

Отметьте в карточках характеристику музыки зелёным цветом.

Протяжная, певучая, скорбная, печальная.

    ( 13 слайд)   И вот перед нами совсем другая картина: это детишки веселятся в парке Парижа («Тюильри»). Живая, легкая, причудливая пьеска изображает ссору детей после игры, их капризные интонации. Музыка солнечная, ритм напоминает детские дразнилки и считалки. ( Дети слушают и  отмечают характеристики музыки оранжевым цветом)

    (14 слайд) «Быдло» -  перед нами возникают картины сельской природы: слышны скрип повозки, крики крестьянина, понукающего волов. Вот он затянул заунывную песенку, в которой слышны невеселые думы.  Какая звучит музыка? Тяжелая, мрачная, безрадостная. Сделайте пометки в карточке коричневым цветом.

     (15 слайд) «Два еврея, богатый и бедный» - один – толстый и самодовольный, другой – бедный, постоянно жалующийся на свою жизнь. Музыка передает и надменного богача, и ноющего бедняка, интонации их разговора.

     Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями, а речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, ей приданы жалобные и просительные интонации. Слушание фрагмента и работа по карточкам.

    (16 слайд)  «Лимож. Рынок» - яркая и сочная музыка, чувствуется и виден солнечный свет, шум морского прибоя, говор кумушек, которые бойко сплетничают на рынке. Музыка бойкая, суетливая.

    (17 слайд) Совсем другое настроение в «Катакомбах» (римские гробницы): грозно звучат аккорды, горечь, размышления о смерти. Композитор в музыке смог передать всю горечь потери своего друга. Перед нами открывается мрачная, напряженная атмосфера человеческой жизни.

    (18 слайд)  Перед вами эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. Это один из немногих рисунков художника, который сохранился. Свои впечатления от рисунка композитор Мусоргский перенес в музыку, и мы теперь имеем возможность с ним познакомиться. Сделаем это чуть позднее.

 «Балет невылупившихся птенцов» - это фантастический танец сказочных существ. Легкий, веселый, комичный характер.

    (19-20 слайды)  «Избушка на курьих ножках»  - народно-фантастический дух. В образе сказочной Бабы Яги страшное, зловещее сливается с юмором. В музыки мощь, размах, плясовые ритмы.

Мультфильм «Картинки с выставки» (21 слайд)

Работа с карточками.

Похоже, что наша экскурсия подходит к концу. Звучание жизнеутверждающих интонации подводит итог всему циклу.  

(22 слайд) Перед вами  «Богатырские ворота», где композитор передает могучую силу народа, создает яркую, живописную картину: гудят колокола, странники с пением проходят в град Киев. Величаво и торжественно звучит музыка.

Это яркое мужественное заключение сюиты звучит как гимн во славу русской богатырской мощи.

Слушание музыки.

Вам осталось сделать последние заметки в своих карточках. И думаю, что здесь подойдет красный цвет.

Итог урока.  (23 слайд)

Вот и закончилась экскурсия в удивительный мир композитора М.П.Мусоргского.

«Картинки с выставки», которые композитор создал в память о своем друге, помогли связать два вида искусства: музыку и живопись. Замечательное произведение Мусоргского не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Оригинальность построения крепко связанного между собой одной музыкальной темой в русском стиле - «Прогулкой» создала практически уникальный по форме образец программной сюиты.

Ребята, понравилась вам экскурсия? Что же такое Сюита? Какие музыкальные картинки больше всего вам понравилось? Что узнали нового?  

Дома нарисуйте понравившийся вам образ из «Картинок с выставки» М.П.Мусоргского.

Приложение.

весёлая

солнечная

суетливая

протяжная

комичная

мужественная

гордая

певучая

просящая

жалобная

уверенная

бойкая

легкая

решительная

тревожная

скорбная

сказочная

порывистая

резкая

печальная

мрачная

спокойная

взволнованная

протяжная

живая

лёгкая

причудливая

тяжёлая

мощная

плясовая

зловещая

торжественная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Музыкальная живопись и живописная музыка. Импрессионизм»

Урок №5 по теме 4 четверти «МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?»...

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Презентация "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского"

Презентация выполнена к уроку "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского" для учащихся 5 класса...

«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»

Разработка урока в 5 классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»  в разделе «Музыка и изобразительное искусство»....

Урок музыки по теме: "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616259","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Музыкальная живопись и живописная музыка

Материал предназначен для использования на уроках музыки в 5 классе....


 

Комментарии

Плюснина Надежда Борисовна

Урок очень интересен, можно использовать во внеклассной работе