ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Горбунова Светлана Борисовна

Урок музыки в 5 классе коррекционной школы "Обрядовые песни. Широкая Масленица"  дает возможность детям познакомиться с традициями и обычаями проведения Масленицы.  

Цель урока: дать знания по применению обрядовых песен на примере праздника Масленица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обрядовые песни. Масленица.60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 VIII вида» г. Перми

Урок музыки и пения

№ 22    ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

5 класс

учитель музыки и пения Горбунова С.Б.

Цель: Дать знания по применению обрядовых песен на примере праздника «Масленица».

Задачи:

  1. Развивающие: 

совершенствовать музыкальное восприятие;

развивать способности и желания вслушиваться в музыку и размышлять о ней;

развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память;

развитие чувства ритма, певческих навыков, творческой фантазии;

совершенствовать пластику движения под музыку.

  1. Образовательные: сформировать знания о народном празднике, обычаях и традициях.
  2. Воспитательные: 

пробуждать любовь к русской народной музыке;

обогащать духовный мир учащихся;

коррекция психомоторной сферы

Оборудование:

  • проектор, ноутбук, колонки;
  • кукла масленицы;
  • колпаки петрушек и скоморохов;
  • атласные ленты, косынки, шали;
  • солнышко, закреплённое на шесте;
  • инструменты - деревянные ложки, бубны, погремушки, треугольник и т.п.

Ход урока

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Е. Поплянова  «Пора начать урок»

И так, пора начать наш необычный урок.

У вас на спинках стульев висят предметы одежды, и вы можете ими воспользоваться.

 (Мальчики выбирают колпачки, девочки ленту, косынку или шаль).

Теперь мы с вами готовы говорить о  теме нашего урока.

Какое время года сейчас на дворе?

Какие зимние  праздники вам известны?

(Ответы детей)

    Есть праздники государственные, церковные и народные. Некоторые, что вы назвали, например, новый год - он государственный; крещение или рождество – это праздники церковные, а святки или колядки, которые идут после рождества - это народные праздники.

Постановка темы и задач урока. (1 слайд)

Сегодняшний урок  будет посвящён празднику «Масленица».

(2 слайд) Масленица - древний славянский праздник.
   Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Это самый
 весёлый и шумный праздник, и люди называли его «Широкая Масленица». Сегодня на уроке мы познакомимся с народными обычаями и традициями. Узнаем, что делали люди во время этого праздника, как встречали масленицу.

Объяснение нового материала. (3 слайд)

Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.

    Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною.

    Давайте послушаем, как русский композитор П.И.Чайковский изобразил Масленицу в пьесе «Февраль» из цикла «Времена года». (4 слайд)

Прослушивание музыки. Анализ услышанного.

Какой вы услышали Масленицу? Смог ли композитор передать радость, игривость, шутливость масленицы? Какие инструменты звучали во время исполнения?

    (Учитель берет шест с солнцем).

Что это у меня в руках? (5 слайд)

Правильно Солнце. Ведь с его яркими лучами и приходит Весна. А Символ Солнца на празднике Масленица – это… блины. Трудно солнышку растопить снежные заносы – надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки.

(6 слайд)

    Они  имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали  символом солнца,  которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и вареньем. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.

(7 слайд)

    Любили на Руси праздник Проводов Зимы и праздновали широко. До сих  пор в народе сохраняются пословицы, которые ярко отражают атмосферу праздника.

(Дети зачитывают пословицы).

 «Без блина не Маслена, без пирога не именинник».

 «На горках покататься, в блинах поваляться»,

«Не житье, а масленица»,

«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить»,

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»,

«Масленица объедуха, деньги приберуха».

    Ну, а теперь мы споём песню «Блины». (8 слайд)

При исполнении песни часть детей подыгрывает на инструментах, а часть имитирует движения по ходу сюжета.

    Скажите, пожалуйста, кто знает, сколько дней праздновали масленицу?

    Масленицу праздновали целую неделю с понедельника  до воскресенья. Каждый день имел своё название.  Древние Русичи знали, что традиционно нужно делать в каждый день масленицы.

    Начнём мы ребята с понедельника. (9 слайд)

Это первый день. И он называется...?

Дети: понедельник - назывался «встреча».

    Люди целый год  с нетерпеньем ждали встречи с гостьюшкой масленицей. И с наступлением праздника они весело и радостно отмечали его. В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне.  Затем масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Чтобы усилить радость встречи, масленице выкрикивались заклички: «Пришла масленица годовая», «Пришла гостьюшка дорогая», «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться». Все заклички были посвящены государыне масленице, дорогой масленице – блиноедке.

    Сейчас с вами мы тоже будем кликать масленицу. Я буду петь строчку, а вы за мной повторяйте.

А мы Масленицу дожидали!

Ай-ли, лё-ли, лё-ли, дожидали! - дети

Сыром-маслом, гору укладали!

Ай-ли, лё-ли, лё-ли, укладали!

Ой, ты Масленица, растянися!

Ай-ли, лё-ли, лё-ли, растянися!

Да за белую березу зацепися!

Ай-ли, лё-ли, лё-ли, зацепися!

А мы Масленицу зазывали!

Ай-ли, лё-ли, лё-ли, зазывали!

    Следующий день вторник. Он имеет своё название.

Вторник – «заигрыш». (10 слайд)

    С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гулянья с плясками, вождениями хороводов, песнями и представлениями, где главными героями были петрушка и скоморохи.

И мы сейчас тоже организуем хоровод, и споём для масленицы. 

Дети встают в хоровод и поют. В середине хоровода ставится кукла Масленицы.

Едет Масленица дорогая, наша гостюшка годовая,

Да на саночках расписных, да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков, оставайся же ты семь годков.

За вторником идёт среда.  (11 слайд)

     «Среда – лакомка» открывала угощения во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли  блины, повсюду появлялись торговые палатки, где продавались медовые пряники, орехи и здесь же, прямо под открытым небом можно было выпить горячего  чаю.

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины –

Едем к теще на блины!

Обязательно в этот день пели весёлые песни, загадывали загадки.

    Давайте и мы споём частушки. Выбирайте, кто какую частушку будет исполнять. (12 слайд)

У вас есть инструменты. Добавим же их звучание к нашему исполнению.

Играйте, пожалуйста, в сильную долю. Вот так… Все готово, можно петь.

Как на Масленице нашей  

Всем становится теплей,

Уходи зима подальше    

Нам с блинами веселей!

Масленица! Это чудо!  

Запрещенные ем блюда!

Ты, Кремлевская диета,

Не суди меня за это!

Наш Егорка спал всю зиму,  

А теперь всё мается.            

Он блинов наверно хочет,    

Только не признается.

У Ивана сладкий вид,        

Что лицо, как блин блестит.

Этим самым, блин, лицом

Да помазать бы крыльцо.

Кари глазки, кари глазки,      

Кари глазки ни при чём.    

Мы блиночками с икрою    

Кого хочешь завлечём.

А у нас-то, вот беда,                

Не осталось ни блина.  

Значит, счастье есть на свете –

Будет жив дружочек Петя.

Молодцы. Вы спели весело, озорно, шутливо.

Лакомку меняет следующий день.

Четверг – широкий разгул. (13 слайд)

    С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался разным потехам: катались на ледяных горках, качелях, на лошадях, устаивали карнавалы, кулачные бои, шумные пиры.

Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Пляска скоморохов» (14 слайд)

    В Древней Руси скоморохами называли странствующих актеров, которые выступали как певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты, исполнители сценок... Без них не обходилось не одно народное гуляние.

Прослушивание фрагмента.

За четвергом идёт пятница.

Пятница – тещины вечёрки. (15 слайд)

    У всех есть бабушки. Бабушка с маминой стороны и бабушка с папиной стороны. Бабушка, мама  вашей мамы, для папы называется тёщей. В этот день ходили в гости к бабушке, отведывали вкусные её блиночки.

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра!

После пятницы, наступает суббота.

Суббота – золовкины посиделки. (16 слайд)

    В этот день нужно навещать всех родственников вашего папы. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и вручали им подарки.

День субботний величаво

Посиделками зовут.

Хороводы с песней водят,

В гости без конца идут.

    И, наконец, воскресенье, которое носит название - прощеное воскресенье.   ( 17 слайд)
Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновеньем», просили прошения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие отношения.

    Вечером "ЧУЧЕЛО" - ставили на дрова, сложенные «колодцем»,  и внутри зажигали огонь. К костру подходили бабушки и угощали блинами; по обычаю прыгали через костёр; ходили вокруг него, танцевали и пели песни. У костра кричали: «Прощай, Масленица годовая!", "Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла!»

    В это день пели песни, посвященные  проводам масленицы, назывались они обрядовыми. Их исполнение сопровождалось действиями. Это мы сейчас и попробуем сделать все вместе.

Исполнение обрядовых песен. Дети встают линиями и выполняют движения.

А мы Масленицу провожали,      

Лё-ли, лё-ли, лё-ли, провожали.

Во земельку закопали,

Лё-ли, лё-ли, лё-ли, закопали.

Притоптали, притоптали,

Лё-ли, лё-ли, лё-ли, притоптали.

Масленицу мы сжигали,

Лё-ли, лё-ли, лё-ли, сжигали.

Весну-красну закликали.

Лё-ли, лё-ли, лё-ли, закликали.

Весна, Весна Красная

Приди Весна с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Весна, Весна Красная

Приди Весна с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Подведение итогов.

Ребята, понравился вам урок? Что больше всего вам понравилось? Что узнали нового?

Вы сегодня все хорошо поработали, и я  вам всем ставлю «отлично».

Домашнее задание.

Следующая неделя масленичная и поэтому домашнее задание задаю необычное, вам нужно сходить на Праздник Масленицы и поучаствовать во всех праздничных гуляниях.

Вы все молодцы, большое вам спасибо. Закончим наш урок песней, текст которой вы видите на экране, подпевайте вместе со мной.

 (18 слайд)  Звучит песня «Масленица» муз. Петра Николаева, сл. Натальи Михайловой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обрядового праздника " Широкая Масленица к нам пришла"

Задачи: -подводить детей к самостоятельному творчеству на празднике, -расширять знания о народном празднике, - продолжать учить выразительно исполнять знакомые музыкальные и литературные произведени...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Данная презентация поможет учителю сделать урок интересным, наглядным, познакомит школьников с текстами календарно-обрядовых песен, а также с яркими образцами русской живописи,темой которых стали связ...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни...

Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.

Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая  культура постепенно  уходит из нашей жизни: уже нигде не увид...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни"

Урок по лтературе в 6 классе о значении обрядового фольклора в жизни человека.  Учащиеся знакомятся с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов....