статья "Гитарные ансамбли"
методическая разработка по музыке по теме

Шестакова Ольга Михайловна

В отличие от сольных выступлений, где музыкант, как правило, исполняет программу наизусть, в оркестрах и ансамблях традиционно принято пользоваться нотами. Это связано, во-первых, с большим объемом исполняемых произведений, во-вторых, с частой сменой репертуара (в профессиональных ансамблях и оркестрах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitarnye_ansambli.docx20.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шестакова Ольга  Михайловна, педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга

Гитарные ансамбли

В отличие от сольных выступлений, где музыкант, как правило, исполняет программу наизусть, в оркестрах и ансамблях традиционно принято пользоваться нотами. Это связано, во-первых, с большим объемом исполняемых произведений, во-вторых, с частой сменой репертуара (в профессиональных ансамблях и оркестрах).

Мы говорим сейчас о музыкантах академического направления (симфонические или камерные оркестры, струнные квартеты, и т.п.). Что касается музыки легкого жанра, то здесь ситуация несколько иная. Так, в эстрадно-симфонических оркестрах музыканты играют по нотам, с другой стороны, участники популярных групп, а также музыканты, аккомпанирующие эстрадным певцам, ноты не используют.

Рассуждая о том, надо ли участникам ансамбля гитаристов пользоваться нотами во время концертного выступления, или они должны учить свои партии наизусть, следует учитывать следующие обстоятельства:

1. Исходя из нашего опыта, для того, чтобы идеально освоить текст произведения и добиться полной исполнительской свободы, следует выучить его наизусть.

2. Вместе с тем, в период репетиционной подготовки удобнее пользоваться нотным текстом, так как в партиях принято обозначать номера тактов, либо так называемые «цифры». Ссылаясь на них, руководитель ансамбля имеет возможность быстро и точно показать музыкантам, с какого именно такта или раздела надо сейчас играть.

3. Репетиции следует назначать сразу же после того, как участники ансамбля «разобрали» текст своих партий, не дожидаясь, когда каждый из них выучит ноты наизусть, так как темп заучивания у каждого музыканта разный, и зависит от индивидуальных особенностей его памяти.

4. Проведя несколько репетиций с использованием нот, руководитель ансамбля может приступать к «безнотным прогонам». Делать это надо следующим образом. Поработав над конкретным произведением, следует попросить участников ансамбля убрать ноты с пультов и исполнить произведение наизусть. Подобные «пробы» позволяют определить степень подготовки каждого участника и выявить тех из них, кто по тем или иным причинам подготовлен недостаточно.

5. Что касается концертного выступления, то исполнение по нотам имеет ряд недостатков, которые негативно влияют на качество исполнения. Так, внешний вид ансамбля гитаристов страдает оттого, что пюпитры, на которые ставятся ноты, закрывают лица музыкантов. Кроме того, выход на сцену замедляется и «утяжеляется» необходимостью нести с собой эти пюпитры, ставить на них ноты, и т.д. Не надо забывать о том, что речь идет о детях, а для них подобные детали являются значительным осложнением, и могут привести к понижению качества выступления.

Все эти организационные моменты необходимо учитывать при подготовке ансамбля к выступлению, и в случае, если руководитель принимает решение играть по нотам, принять меры, чтобы снизить их негативный эффект. Найти помощников из числа родителей участников, которые бы помогли вынести пюпитры на сцену; отрегулировать высоту этих пюпитров таким образом, чтобы они не закрывали лица детей; просмотреть нотные партии участников ансамбля и проверить, удобно ли будет их переворачивать во время выступления (если текст напечатан на обеих сторонах листа).

Все это отнимает большое количества времени и сил, и имеет мало отношения к творчеству. На наш взгляд, гораздо проще добиться того, чтобы ансамбль исполнял свою программу наизусть.

Исходя из своей методики, я начинаю прививать своим ученикам навыки ансамблевого музицирования с четвертого класса. (Речь идет о детях, обучающихся по семилетней программе. Ученики более старшего возраста, которые учатся по пятилетней программе, приступают к игре в ансамбле на год раньше, в третьем классе). То есть, к игре в ансамбле я привлекаю детей не моложе 10-11 лет. Это связано как с физическими, так и с психологическими возрастными особенностями. У детей моложе 10 лет исполнительский аппарат (величина руки, крепость пальцев и т.д.) еще недостаточна для игры в ансамбле. Они играют тише, быстрее устают, и зачастую не могут выдержать полуторо-двухчасовой репетиции. Кроме того, школьников младших классов, как правило, на занятия сопровождают родители, что является организационным осложнением (необходимость назначать дополнительную репетицию в выходной день нередко идет вразрез с семейными планами). Что касается психологических особенностей, то у детей 10-11 лет, по нашим наблюдениям, больше стремления к общению со сверстниками, которое руководитель ансамбля легко может перевести в русло совместного музицирования. У детей и подростков появляется чувство ответственности перед товарищами, желание завоевать авторитет, стремление к самореализации. Создав в ансамбле дружескую, творческую атмосферу, увлекая детей общим делом, руководитель может ставить перед ними сложные задачи и добиваться результатов, используя не только свой личный авторитет учителя, но и коллективное мнение участников ансамбля.

Для того, чтобы выработать в ученике навыки ансамблевой игры, на протяжении многих лет мною практикуется следующее: каждый год из тех учеников, которые перешли в IV по «семилетке», и, соответственно, в III по «пятилетке», мною формируются малые ансамбли (дуэты и трио). Если есть такая возможность, ансамбли создаются не только чисто гитарные, но и смешанные: гитара и флейта, гитара и скрипка. Несколько раз в моей практике работы с ансамблями бывали и смешанные составы. Так, в 1997 году был создан квартет в составе которого были флейта, виолончель и две гитары. Этим коллективом исполнена была моя обработка Ave MariaКоччини. В 2001 году было создано трио кларнет, виолончель, гитара, которое исполняло «Не искушай» Глинки и «Красный сарафан» Варламова.

Итогом работы для таких ансамблей всегда является концертное выступление. В результате его подготовки у участников формируются такие навыки, как умение играть слаженно (синхронно, слушать партнера, подстраиваться под общий характер звучания. Одновременно с этим приобретаются такие качества, как ответственность перед партнерами, коллективизм. Помимо всего прочего, игра в ансамбле занятие увлекательное, способное доставлять его участникам огромное творческое наслаждение. Таким образом, учащийся получает возможность ощутить прелесть живого музицирования, и от гамм, упражнений и этюдов перейти к творчеству.

Существует достаточно большая  литература для гитары в составе различных ансамблей. Такие авторы, как Вивальди, Паганини, Шуберт (и это далеко не полный список) использовали гитару в качестве камерного ансамблевого инструмента. Гитара прекрасно сочетается со скрипкой, виолончелью, флейтой, струнными щипковыми инструментами (мандолиной, домрой, балалайкой). В таких ансамблях она, как правило, выполняет аккомпанирующую роль. Существуют и чисто гитарные ансамбли −  больше всего дуэтов, есть трио и квартеты. Композиторы XIX века, такие, как Диабелли, Джулиани, Сор, Каркасси, Карулли и др. создали основу гитарного ансамблевого репертуара. Существует  ансамбли с участием гитары и у современных авторов. Однако, литературы, предназначенной для детских гитарных ансамблей, не много. Поэтому, руководителям  коллективов зачастую приходится создавать репертуар самостоятельно, делая обработки и переложения для ансамблей гитаристов. Поделюсь своим опытом, который, возможно, пригодится молодым аранжировщикам.

Детские гитарные ансамбли бывают довольно большими, до 20 человек, так как преподаватели стремятся привлечь к коллективному музицированию максимальное количество учеников(и это правильно). Однако, специфика гитары такова. что больше, почему-то не означает лучше и громче.  В таких ансамблях (уже оркестрах!) катастрофически не хватает басов и верхов, а звучит один средний регистр, что несколько однообразно. Если есть такая возможность, используйте бас-гитару иди  балалайку контрабас. Хорошо добавить в ансамбль домру, которая будет вести верхний голос. Звук домры  сочетается с тембром гитары и придаёт звучанию ансамбля объем. Флейту также можно использовать для усиления верхнего голоса.

Теперь о репертуаре. Произведение для такого ансамбля можно брать любое − от популярной музыки, до произведений лёгкого жанра, но предпочтительно  песенного или танцевального характера. Независимо от того, сколько человек будет играть, я расписываю всё, как правило, для квартета, удваивая затем голоса. Первой и второй гитаре отдается верхний голос (мелодия). С октавным удвоением, так что первая гитара играет на октаву выше. Иногда они играют в сексу или терцию, то есть вторая гитара исполняет второй голос. Партия третьей гитары представляет собой аккомпанемент (аккорды или арпеджио). Четвертой гитаре отдается бас.  Избегайте параллельных кварт и затесавшихся в партитуру секунд и септим между голосами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Ансамбль - адаптированная образовательная программа по классу фортепиано для ДМШ.

Ансамбль  -   адаптированная образовательная программа по классу фортепиано, предназначена для использования в ДМШ и ДШИ....

Методическая работа "Работа над ансамблем в младших классах"

В данном пособии представлены методы и приемы работы над ансамблем  с детьми младших классов. Этот материал будет полезен педагогам детских школ искусств и музыкальных школ....

Использование предметов в танцевальных постановках детского хореографического ансамбля "Островок"

Одной из составных частей балетной режиссуры является предметная режиссура, т.е. работа танцевальной постановки с предметом или предметами. В данной методической разработке расскрыты способы и цели ра...

Программа по хоровому ансамблю

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ...

Артикуляционная гимнастика для детей первого года обучения в коллективе ансамбля детской эстрадной песни.

Методическая разработка занятия по артикуляционной гимнастике детей первого года обучения в ансамбле детской эстрадной песни.Методическая разработка занятия «Ёж Ежович и его друзья»Объяснительная запи...