Урок музыки в 7 классе "Когда музыка не нуждается в словах"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Шайнурова Зиля Радисовна

Урок музыки в 7 классе "Когда музыка не нуждается в словах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_7_klasse.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ

«Когда музыка не нуждается в словах »

7  класс

Подготовила и провела:                                                       учитель музыки  Шайнурова З.Р

Тема. Когда музыка не нуждается в словах.

Цель: формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу.

Задачи:

- направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в  сказках;

- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять -главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Тип урока: урок углубления и расширения темы.

Форма обучения: фронтальная.

Структура урока: 

  • организационный момент;
  • подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
  • сообщение темы и цели урока;
  • ознакомление с новым материалом;
  • осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
  • подведение итогов урока;
  • постановка задания на дом.

Музыкальный материал: «Шехеразада» Н.Римский –Корсаков(фрагмент), Симфония № 9 Л.Бетховен, песня «Наши судьбы» муз. В.Михайлова . сл.Т.Мухаметшиной

Оборудование: мультимедиапроэктор,  проигрыватель, грамзаписи, CD – записи.

Ход урока

Организационный момент. Со звонком дети входят в класс под музыку.

На экране проектора приветствие (слайд №1)

(слайд № 2)

-Ребята, нет, наверное, более точного высказывания об очаровании музыки, чем эти стихи Новеллы Матвеевой. Сегодня на уроке  мы с вами попробуем ответить на вопрос,  Когда музыка не нуждается в словах?

(слайд №3)

- Вы знаете, что любое музыкальное произведение имеет свое содержание. Оно может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, оно погружает нас в далекое историческое прошлое и дарит мечту о будущем, оно заново создает характеры героев – даже тех. Что уже известны нам по произведениям  литературы. Такое содержание воплощается в музыкальных произведениях и называется программностью.

       Давайте проследим. Как проявляет себя содержание в произведениях программной музыки и послушаем произведение, обладающее более конкретным программным содержанием. Это – симфоническая сюита по мотивам сказок из арабского сказочного сборника «Тысяча и одна ночь». Свое сочинение автор предваряет небольшим программным вступлением.( пересказ вступления) Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Н.Римского – Корсакова.

Слушание фрагмента

слайд №4

слайд №5

слайд №6

Обсуждение.

-Что вы почувствовали  ребята?

-Какая по характеру музыка? (ответы учеников)

Вывод. Мы погрузились в атмосферу звучания восточной музыки, с ее характерными изгибами, с инструментальными тембрами, создающих сказочный, почти фантастический колорит. В этом произведении есть замысел – литературный первоисточник.

    Значительно сложнее объяснить музыкальное содержание в произведениях, никакой программы не содержащих. А ведь их в музыке великое множество: почти все симфонии. Концерты, пьесы, сонаты. Несмотря на отсутствие литературной программы. Такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание , чем произведения с программной музыкой.

Вслушайтесь в звучание симфонии №9 Л.Бетховена.

Слушание. 

(слайд №  7)

Обсуждение. Что вы почувствовали,  услышав это произведение? Каков характер музыки?  (ответы детей)

Вывод. №9 симфония – итог всей жизни Л.Бетховена Мелодия «радости». Воздействие симфонии таково, что программность  здесь пожалуй, была бы излишней.( подвожу детей к выводу) Произведения , подобные 9 симфонии Бетховена  обнаруживают одно очень важное свойство музыки: говорить с человеком о нем самом, минуя слова.

(слайд № 8)

Итак, что вы понимаете под выражением «программное произведение»?

Всегда ли нам необходимо знать программное содержание в музыке?

Распевка. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Работа над совершенствованием вокально - хоровых навыков.

Исполнение песни « Наши судьбы» (во время исполнения на экране воспроизводятся  видеоматериалы для релаксации)

Итог урока.  Домашнее задание (индивидуальные карточки с заданиями)

Литература:

Л.В.Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. М.: Глобус, 2008

Н.Н.Рябенко. Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя. М.:Айрис – пресс, 2006

Самигулина В.М. Музыка 7 класс: поурочные планы по учебгнику В.В.Алеева., Т.И.Науменко.- Волгоград: Учитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Когда музыка не нуждается в словах»

Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак « Музыка» и  является четвёртым уроком по теме раздела « Каким бывает музыкальное содержание».Разработка включает...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Конспект урока 7 класс Когда музыка не нуждается в словах

Тема: Когда музыка не нуждается в словах...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...