"Музыка 7 класс" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская урок "В музыкальном театре. Опера М. Глинки Иван Сусанин "
план-конспект урока (музыка, 7 класс) на тему

Апанасенко Сюзанна Борисовна

Данный урок разработан так, что за один урок реально уложить драматизм всей оперы и ребятам понятно.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 урок. Музыкально-театральные жанры (опера)

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин». Народно-эпическая образность и героика как характерные особенности русской классической школы.

1.а)  Драматургия музыкального произведения -  это обобщение  переживаний человека: страдание, смятение, тревога, протест, которые чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах.  Конфликт- это  основа  драматургического развития.

Б) Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

В) Строение оперы.

Г) Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

2. Что нам известно об этом композиторе?

  • Викторина: по творчеству М. Глинке (на оценку)(весь материал за начальн. шк, 5,6 кл.).
  • Чтение в папках новых фактов и запись в тетрадь.
  • Стр. 13, драматургия оперы? Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

Создание таблицы и заполнение её в течении уроков 1 и 2 четверти.

Название сочинения, автор

Арии

Песни, каватины

Хоры

Танцы

Оркестровые номера

М.И. Глинка

Ария Сусанина «Ты взойдёшь зоря»

Песня Вани, Каватина Антониды

Хор из интродукции. Хор «Славься!»

Полонез

Интродукция.

3 урок.

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин». 

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глинки.

Слушаем: Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин» (фрагменты)

  • стр. 12-13 сравним нотные примеры.
  • Слушаем: Сопоставление двух контрастных образов в интродукции,

(широкую, протяжную песню - песенность музыки, характеризующей русских, и горделивую, запоминающуюся музыку танца, характеризующую поляков. Это своего рода экспозиция оперы).

  • Образ русских – песенность, образ поляков – танцевальность.

Слушать Хор интродукции.

  • Сравните с нотным примером на стр. 12, что есть общего.
  • Найдите два контрастных образа?стр.16 нотный пример.

Хотя надо понимать, что уже в хоре интродукции происходит завязка действия. Сопоставление контрастных образов интродукции, вариационное развитие двух тем (мужского и женского хора) приводят к мужественной энергичной теме - «русской фуге>>, выражающей силу и неустрашимость русского народа, как об этом писал сам Глинка).

  • Почему в начале оперы звучит хор? (народ – главный герой оперы)

Стр. 14-15

Лирические  образы  Вани, Антониды. На с. 14-15 учебника записаны мелодии песни

Вани (из 1 действия оперы), а также мелодии рондо Антониды (из 1 действия оперы).

  • Какие черты  русского народа переданы в образе Антониды?

Каватина и рондо Антониды.

Песня Вани.

  • Сравним нотные примеры песни и рондо.
  • На что похоже строение мелодий? ( на рус.нар. п.)
  • О чём это говорит?
  • Вернитесь на стр.16 и сравните с первой мелодией всей оперы. В них есть сходство.

Вслушивание в основные мелодии главных персонажей - солистов (будь то Сусанин или Ваня) и в сопровождение, вторящее мелодии, звучащее в согласии с ней или противоречащее

(контрастирующее) ей, позволяет слушателям открыть искренность чувств или их противоборство в душе героя.

Ария Сусанина «Ты взодёшь, зоря» стр. 17

  • Что передаётся в оперных ариях?
  • Сравним нотный пример с другими ариями, есть сходство?

Хор «Славься».

  • Сравнить с началом оперы.

Вывод: Драматургия оперы определяется её идеей, основанной на обобщении исторических событий в характерах действующих лиц, за которыми - мысль и чувство народа, видящего результат своих усилий.

Д\З: Сообщение или презентация: «Выдающиеся русские оперные певцы». Подготовка к проверочной работе.



Предварительный просмотр:

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь». Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве А. Бородина.

1. Викторина по М.Глинке и его опере.

А.П. Бородин, рус. комп. 19 в, член содружества русских композиторов «Могучая кучка», основная идея «кучки» продолжение в искусстве основной темы, кот. Начал М.Глинка, тема народа.

  • Слушаем Богатырскую симфонию- пример воплощения образа народа в его творчестве.

2. стр.18. Какие события легли  в основу оперы «Князь Игорь».

Драматургия оперы свойственна былинам, сказаниям и сказкам. События оперы разворачиваются по всем правилам эпического повествования:

Неторопливый зачин ____________________________________________

Сборы в дальнюю дорогу, зловещее предзнаменование _______________________

Трудный и долгий путь, роковое событие ____________________________________

Тягостный плен _________________________________________________

Мотив чужедальней стороны _____________________________________

Человеческие и природные силы, помогающие герою бежать и спастись _________

Счастливое возвращение на родину ________________________________________

  • Стр. 19 нотный пример Пролог, хор «Солнцу красному слава!» сравнить с хором из оперы «Жизнь за царя » на стр. 17.

Слушаем хор из пролога, запись в таблицу. Характерные черты хора?

  • Почему опера начинается с хора, сравнить с оперой М. Глинки.

Стр. 20 на бесстрашный вызов Игоря во время солнечного затмения самим небесам: «Нам Божье знаменье от Бога! К добру иль нет, узнаем мы ... Идем за правое мы дело!

». Эта же идея воплощается в форме драматургического конфликта между страстным желанием действовать и невозможностью ничего изменить в центральном эпизоде оперы - арии из II действия - главной характеристике князя Игоря.

Ария Князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу».

Стр. 23 образ половцев. Хор «Улетай на крыльях ветра».Назовите характерные особенности музыки?

Сравним с образом поляков из оперы «Жизнь за царя».

Стр. 24 «Плач Ярославны» сравним нотный пример с стр.21, фрагмент из Арии князя Игоря.

  • Какой образ создаёт одиноко звучащая мелодия в начале Плача?

Д/З: подобрать видеоряд с образом Ярославны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание по музыке для 5 класса по программе "Музыка" Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Урок №4.

Задания разной степени сложности для учащихся 5 класса.Урок №4.  Математический диктант, определить названия и группы инструментов, выбрать из предложенной цепочки слов вокальные жанры и другие. ...

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...

Открытый урок по музыке На тему: Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"

Ознакомление учащихся с жанром опера, на примере оперы М.И, Глинки "Иван Сусанин" + презентация...

Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин 3 класс

Разработка урока в 3 классе по теме "Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин"...

Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин"

Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин", музыка, 7 класс...

Урок "В музыкальном театре. Опера" по предмету "Музыка" 5 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Крит-ская

Урок "В музыкальном театре. Опера" по предмету "Музыка" 5 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская...

Урок в 4 классе Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин».

Тема:. Опера М. И. Глинка «Иван Сусанин»....