Открытый урок музыки по теме: "Построение в музыке. Форма рондо"
план-конспект урока по музыке по теме

Зайчук Марина Николаевна

Интегрированный урок музыки и литературы в 3 классе по УМК В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Способствует развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков и рефлексии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок2.28 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зайчук Марина Николаевна

Учитель музыки

МБОУ СОШ № 15

округ  Муром

Открытый урок музыки  в 3 классе  «Построение музыки. Форма рондо»

Цель: Познакомить с музыкальной формой – рондо.

Задачи:

  1. На примере последовательностей событий  в сказке А. Пушкина сформировать представление о форме рондо.                              
  2. Закрепить понятие одночастной, двухчастной,  трехчастной формы,

а капеллы.

  1. Развить  музыкальную память, используя пение по нотам, исполнительские навыки.
  2. Развить творческое  воображение.
  3.  Воспитывать интерес и потребность в общении с музыкальными и литературными произведениями.

Тип урока: интегрированный урок.

Музыкальный материал: французская народная песня «Пастушья песня»,  Л.В.Бетховен «Веселая. Грустная»,  попевки:  «Мы-третьеклассники», «Мы-мальчики», «Мы-девочки»,

 Д. Б. Кабалевский  «Зачем нам выстроили дом».

Дополнительный материал: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Оборудование: музыкальный центр, компьютерная презентация.

Ход урока:

  1. Ребята, вспомните, о  чем говорили на прошлом уроке? (о построение в музыке)

 слайд «Построение (формы) музыки»

На что мы,  прежде всего,  обращаем  внимание,  определяя построение в музыке? (На части).

Если музыка построена на одинаковом музыкальном материале, нет смены характера, как вы думаете, сколько частей будет  в таком произведении?

Как будет называться  музыкальная форма, если в музыке одна часть? (одночастная)

 слайд «Одночастная форма

Приведите пример знакомой вам песни одночастной формы.

Слайд «Пастушья песня

Что вам известно об этой песни? (это старинная французская народная песня)

Посмотрите на нотный пример песни. Куда движется мелодия? В чем будет трудность исполнения? (скачок с ноты до на ноту соль).  Давайте пропоем  главную интонацию песни по нотам.

А теперь исполним со словами. А теперь споем всю песню,  а капельно. Кто скажет, что такое, а капелла?

Исполнение.

Ребята, вспомните, какие еще формы  музыки вам известны? (двухчастная, трехчастная)

Сегодня мы обратимся к музыке  великого  композитора Людвига Ван Бетховена.

слайд с портретом композитора

Ученик рассказывает кратко о Бетховене.

Людвиг Ван Бетховен жил давно, 185 лет тому назад в Германии. Его талант проявился уже в детстве.  В  8лет он давал свой первый концерт, который имел успех. А в 10 лет начал обучаться композиторскому мастерству. Он написал очень много музыкальных произведений для фортепиано, симфонического оркестра.

Мы будем слушать  на уроке небольшую его пьесу.

Обратите внимание, сколько частей будет звучать  в этой пьесе, и определите музыкальную форму произведения.

Слушание.

Сколько частей услышали? Какие по характеру были части?

Пьеса так и называлась «Веселая. Грустная».

 Какие части были одинаковы?

Объясните, как строится  трехчастная форма?  (по краям одинаковая музыка, а в середине, другая музыка)

слайд

Та музыка, которая звучит дважды, будет главной музыкой.

Почему композитор не остановился на двухчастной форме, как вы думаете? (чтобы от прослушанной музыки осталось радостное впечатление)

Ребята, а как вы считаете,  бывают в музыке еще какие-нибудь музыкальные формы? (наверняка)

  1. Я хочу предложить вам сегодня побывать в роли композитора.

 Перед вами композиторская задача – выбрать  форму для будущего музыкального произведения.  Композиторы часто пишут музыку на стихи, а кто сочиняет стихи? (Поэты).

Придумайте  музыкальную форму к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Слайд

А вспомнить эту сказку нам помогут Саша, Артем, Даша и Настя.

(Дети показывают инсценировку сказки)

Затем идет опрос. Вспоминается последовательность событий, о которых повествуется в сказке.

слайды с иллюстрациями к сказке

 А теперь решайте, какую музыкальную форму выбрать для этой сказки?

Выслушиваем все ответы детей. Придуманные названия записываются на доске.

Подходит ли какая-нибудь известная нам музыкальная форма? Все события словно идут по кругу. Круг в переводе на французский язык – рондо.

В музыке тоже есть такая форма – рондо.

слайд

 Рондо – это такая музыкальная форма, где главная тема (рефрен) повторяется несколько раз, а между её повторами звучат новые фрагменты (эпизоды).

Рондо -  музыкальная форма, в которой главная тема чередуется с эпизодами.

(слайд)

Давайте обозначим буквами все части этой формы рондо.

A — B — A — C — A – Д – А

  1. А сейчас я предлагаю вам применить форму рондо, использовав попевки «Мы - третьеклассники», «Мы-девочки», «Мы – мальчики».

Какая из этих 3-х попевок,   по-вашему, будет главной темой?

А эпизодами,  какие будут попевки?

А теперь давайте расположим их по кругу.

(слайд)

Сначала что будем исполнять, затем, дальше опять главная тема и т. д.

 Первый эпизод будут исполнять мальчики. Вспомните, каков характер этой попевки?

Если маршевый характер,   какое движение можно выполнить, исполняя попевку? (маршировать)

Вы будете петь и маршировать.

А девочки,  какое движение могут выполнять под танцевальную попевку?

 (пружинистые приседания с поворотом туловища). А главную тему будем петь все стоя.

Пение.

  1. Сегодня мы познакомимся еще с новой песней  «Зачем нам выстроили дом». Ее сочинил известный  композитор Д. Б. Кабалевский.

Послушайте,  о чем поется в песне,   и в какой форме она написана?

– Какие слова чаще всего повторяются? ( «Град и стужа за окном»).

 А сколько раз эти слова повторялись? (Три раза).

А в промежутках этих слов,  о чем пелось, кому принадлежат слова?

(обиженному ребенку  и маме). Значит, сколько у нас получилось частей?

Где здесь главная часть, главная тема?

А эпизоды

А теперь поучим песню и начнем с главной темы.

Разучивание песни

Слайд

  1. Итог урока.

Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке? Что вы узнали нового на уроке?

Литература:

  1. Программа «Музыка» -  Л.В. Школяр, В.О. Усачёва, 2010
  2. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок учеников пятого класса. Литература в музыке.

я хотела донести ученикам связь музыки с литературой....

Открытый урок на тему: «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.»

План урока:  Организационный момент Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии)...

Открытый урок "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"

Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».Тип ...

План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...

Технологическая карта урока музыки для 3 класса по теме "Форма рондо"

Цель: создание условий для формирования способности определять строение, характер и настроение музыкальных произведений....

Открытый урок в 1 классе изобразительность в музыке

Урок музыки в 1 классе что изображает музыка...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....