Фольклорный праздник для школьников
план-конспект занятия по музыке ( класс) по теме

Караваева Елена Геннадьевна

Это мероприятие направлено на решение задач становления и обогащения общей культуры детей, расширение их социального опыта, знаний о мире и о себе. Имеет четко ориентированное направление на развитие мотивации в познавательной деятельности.

Школьники получат представление о многообразии жанров устного народного творчества, смогут проявить себя в устно-поэтических, драматических, музыкально-игровых и коллективных творческих действиях.

Рекомендуется для проведения в первых классах начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass.folklornye_prazdnik_dlya_shkolnikov.docx30.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1  класс.

Тема занятия: «Фольклорный праздник для школьников».

Дата проведения: 23.05.2013.

Тема года: «Культурное наследие».

Тип занятия: занятие – практикум.

Цель занятия: расширять и углублять знания и представления учащихся о культурном наследии нашей страны.

Задачи: 1) дать учащимся представление об устном народном творчестве: загадках, стихах, играх, песнях;

           2)воспитывать прочувствованное и осознанное восприятие детьми лучших образцов народного творчества прошлого и настоящего;

           3)развивать художественно-образную память, творческую самостоятельность и инициативу младших школьников (в практической деятельности).

Методы и приёмы работы: - наглядный;

 - информационная беседа;

 - метод «забегания вперёд» и «возвращения к пройденному»;

 - стимулирование (метод эмоционального воздействия);

 - частично – поисковый метод;

 - практическая работа.

Наглядность:  - Аникин В.П. «Русский фольклор» - М.: Высш. шк., 1987;

 - «Всегда всем весело», издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1958;

 - «Загадки и отгадки», сост. Л. Осипов, Волгоград, творческое предприятие       «Влада», 1994;

 - «Круглый год. Народный календарь». / Сост. М.Ф. Андреева.- СПб.: «Агропромиздат», ТОО «Диамант», 1997.

Музыкальный материал: 1) русская народная песня «Баба сеяла горох»;

                                 2) русская народная песня – игра «Бабка - Ёжка»;

        3) русская народная песня «Бояре, мы к вам в гости пришли»;

         4) русская народная песня-хоровод «Во поле берёза стояла»;

         5) русская народная песня «Купим мы, бабушка, себе курочку».                                                        

Участники: учитель – ведущий, первоклассники.

                                        Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вступление.

Ребята, у нас с вами сегодня – необычное занятие.

Во-первых, оно проходит не в классе, а в музыкальном зале.

Во-вторых, у нас сегодня гости, которых мы и попросили оценить ваши выступления.

В-третьих, занятие наше будет проходить в форме игр – так веселее и интереснее.

Итак, начнём!

Ребята, знаете ли вы народные обычаи, сохранившиеся у нас на Руси?

В русской пословице говорится: «Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится».

Вот о народной мудрости сегодня и пойдёт речь.

История культуры своеобразных представлений людей о природе и месте человека в ней, с правилами поведения (с природой, в жизни, в семье) – так называемое язычество, значительно длиннее, чем мы думаем.

Сотни поколений людей вырастали в мире, пропитанном магией, когда природу можно было уговорить, когда музыка, песни и пляски имели силу заговора.

Люди, устраивая магические праздники, вовсе не «играли», а действовали серьёзно и сознательно. Обрядовая запашка, Масленица, пляски вокруг майского дерева, обряды вызывания дождя, начало жатвы, праздник завершения уборки урожая – всё имело смысл.

  1. Основная часть.

Вспомним народные праздники с зимы.

В.:        Какой праздник отмечался на Руси перед постом, когда все наедались впрок?

                                (Масленица).

Вспомним её песней (а заодно и распоёмся).

  • «Блин  - блинчики – полблина – четвертьблина».

А ещё в это время много играли. И мы с вами немного поиграем!

  • «Идёт коза по лесу».

22 – 23 мая на Руси отмечали праздник бога Трояна (Триглава или Трибога). Это божество властвовало над тремя мирами: небом, землёй, подземным миром. Этот бог олицетворял триединство всего в этом мире: день – ночь – сутки, солнце – луна – небо,  мужчина – женщина – семья и т.д. Праздник Трояна не имеет жёсткой привязки к дате календаря и совпадает с появлением цветов на дубе, а происходит это, как уже говорилось, примерно 22 – 23 мая.

        Ещё играли и вот так.

  1. И в лесу мы  и в болоте, нас везде всегда найдёте:

На поляне, на опушке мы зелёные …                (лягушки).

  1. Я в любую непогоду уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь, чистоплотный, серый…(гусь).

  1. Летом много их бывает, а зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом, как они зовутся?.. (мухи).

  1. Нору день и ночь копаю, вовсе солнышка не знаю,

Кто найдёт мой длинный ход,  сразу скажет – это … (крот).

  1. Красный кот дерево грызёт, дерево грызёт, весело живёт.

А воды попьёт, зашипит, умрёт. Ты его рукой не тронь –

Этот красный кот…                (огонь).

  1. Огромная кошка мелькнёт за стволами, глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смотри, берегись, идёт на охоту коварная… (рысь).

  1. Под корой сосны и ели точит сложные тоннели,

Только к дятлу на обед попадает…        (короед).

  1. Разгадай мой друг загадку: я тяжёл, внутри огонь,

Где поеду – будет гладко, я горю – меня не тронь! (утюг).

В: Что вы сейчас разгадывали?

        (Загадки).

 - Загадки – это мудрёный вопрос. Основное назначение её в том, чтобы выявить, насколько догадлив, сообразителен человек.

По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря, в поле, в лесу, на воде, в жилище – везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого надо уметь вести тайную условную речь. Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определённое время и при определённых обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до 19 века загадывание загадок было обязательной принадлежностью свадебного обряда.

В.: С чего начинается свадебный обряд? Без кого не может состояться свадьба?

                        (Без невесты).

Давайте и мы сейчас попробуем проиграть часть свадебного обряда.

  • «Шёл по крыше воробей».
  • «Бояре, мы к вам в гости пришли».

В.:  Что мы сейчас изобразили?                        (Хоровод).

В.: Какой это хоровод?                        (Стенка на стенку).

В.:  А какие ещё бывают хороводы?                        (Круговые, сборные и разборные).

Правильно. Разыграем сборный хоровод.

  • «Во поле берёза стояла».

Чтобы время не терять, разучим разборный хоровод, который называется «Баба сеяла горох».

  • «Баба сеяла горох» (Мальчики – девочки).
  • «Настроенье каково?»

Замечательно, что вы так отреагировали на моё предложение. Поэтому – продолжим наши народные игры. Попробуйте повторить за мной ритмически точно:

  • «На берегу большой реки…»
  • «Купим мы, бабушка».
  1. Заключение.

Спасибо. Поразгадывали загадки, почитали стихи, попели и поводили хороводы, даже сыграли часть свадебного обряда.

А теперь я предлагаю вашему вниманию следующую песню – игру, но уже со сказочным  (волшебным) персонажем. Итак, «Бабка Ёжка».

  • «Бабка Ёжка».

В:  Какой страницы народного творчества мы не коснулись?        (Сказок). Ну, а о сказках – в следующий раз!

  • Игра – похвала.

        Спасибо за внимание!

Приложение №1.

                        Народные песни, хороводы.

                «Купим мы, бабушка, себе курочку»  (русская народная песня).

  1. Купим мы, бабушка, себе курочку. / 2 р.

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах

  1. Купим мы, бабушка, себе уточку. / 2 р.

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе индюшонка. / 2 р.

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе поросёнка. / 2 р.

Поросёнок хрюки – хрюки,

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе коровёнку. / 2 р.

Коровёнка муки – муки,

Поросёнок хрюки – хрюки,

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе собачонку. / 2 р.

Собачонка лавки – лавки,

Коровёнка муки – муки,

Поросёнок хрюки – хрюки,

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе кисоньку./2 р.

Кисонька те мяу, мяу,

Собачонка лавки – лавки,

Коровёнка муки – муки,

Поросёнок хрюки – хрюки,

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе телевизор. / 2 р.

Телевизор факты – факты,

Дикторша ля – ля, ля – ля.

Кисонька те мяу – мяу,

Собачонка лавки – лавки,

Коровёнка муки – муки,

Поросёнок хрюки – хрюки,

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

«Во поле берёза стояла» (русская народная песня).  

  1. Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла./2 р.

  1. Некому берёзу заломати, некому кудряву заломати.

Люли, люли, заломати./2 р.

  1. Я пойду, пойду погуляю, белую берёзу заломаю.

Люли, люли, заломаю. /2 р.

  1. Срежу я с берёзы три пруточка, сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка./2 р.

  1. А четвёртую балалайку./2 р.

Люли, люли, балалайку./2 р.

  1. Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла./2 р.

                        «Бабка – Ёжка» (игра – сказка).

Бабка – Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит!»

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

«Бояре, мы к вам в гости пришли»

(хоровод стенка на стенку).

Бояре, мы к вам в гости пришли, дорогие, мы к вам в гости пришли!

Бояре, а зачем  вы пришли, дорогие, а зачем вы пришли?

Бояре, нам невеста нужна, дорогие, нам невеста нужна!

Бояре, а какая вам мила, дорогие, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила, дорогие, нам вот эта мила!

Бояре, мы вам (имя) не отдадим, дорогие, мы вам  (имя) не отдадим!

Бояре, а мы пряничком её, дорогие, а мы пряничком её!

Бояре, всё равно не отдадим, дорогие, всё равно не отдадим!

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

                        «Баба сеяла горох»

                        (разборный хоровод).

Баба сеяла горох.

Прыг – скок./2 р.

Обвалился потолок.

Прыг – скок./2 р.

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла.

Села, поела, опять пошла.

Баба встала на носки,

А потом на пятки.

Стала «русского» плясать,

А потом вприсядку!

        

 

Приложение №2.

                        Стихи, потешки, игры.

                        «Идёт коза по лесу».

Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу.

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Давай, коза, потопаем, потопаем, потопаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем!

                        «Настроенье каково?»

Настроенье каково? – Во!

Все такого мнения? – Да!

Все без исключения? – Да!

Может, лучше отдохнём? – Лучше песенку споём!

                        «Шёл по крыше воробей».

Шёл по крыше воробей, (бей, бей),

Выбирал себе друзей, (зей,зей).

Много, много, много нас! (нас, нас).

Встанут …  сейчас!

                                        «На берегу».

На берегу большой реки

 Оса ужалила медведя прямо в нос!

 - Ой-ёй –ёй-ёй! – взревел медведь.

Сел на пенёк и начал петь.

                                «Игра – похвала».

Ведущий:

 - Погладьте соседа справа по голове и скажите: «Солнышко, ты сегодня просто великолепен!»

 - Погладьте соседа слева по голове и скажите: «Ну, ты сегодня супер – бизон!»

 - Погладьте по голове себя и скажите: «А я, вроде, тоже ничего!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорный праздник "Как на масленой неделе"

дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...

Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»

Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.    Цель: приобщить к старинным календарным традици...

Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"

Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...

сценарий праздника "фольклорный праздник при свечах"

сценарий  праздника "фольклорный праздник при свечах"...

сценарий фольклорного праздника "Медвежий праздник" в МБОУ СОШ № 10 Майкопского района.

Благодаря фольклорному материалу мы расширяем кругозор обучающихся о малых народностях нашей великой страны, обогощаем внутренний мир ребенка путем возрождения народных традиций....

Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»

Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...

Троица (праздник русской березки) Сценарий фольклорного праздника. (для детей старших и подготовительных групп)

Цель: приобщить детей к культуре русского народа, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, потешках, попевках, играх)....