«Троица» («Зелёные святки»)
план-конспект занятия по музыке ( класс) по теме

Караваева Елена Геннадьевна

Открытое мероприятие для 1 – 4х  классов "Троица". Дети имеют возможность познакомиться с историей и особенностями православного праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл troitsazel.docx39.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Троица» («Зелёные святки»).

Дата проведения: 20.06.13.

Тип занятия: занятие – практикум.

Цель занятия: познакомить учащихся с историей православного праздника.

Задачи: 1) дать представление об особенностях праздника Троицы, всесторонне обогащая жизненный опыт детей;

                2) воспитывать уважительное отношение к людям, способность к сопереживанию (посредством театральной деятельности, игры, песни, сказки);

                3) прививать интерес к истории нашего народа через активное и прочувствованное восприятие православного праздника.

Методы и приёмы работы:     - частично – поисковый;

                                        - наглядный;

                                        - информационная беседа;

                                        - метод познавательной деятельности (слушаю -

                                          анализирую – исполняю);

                                        - театрализованное представление (игровой

                                           практикум).

Методическое обеспечение: - букеты из зелени и цветов;

                                        - декорации (берёза, цветы, венки);

                                        - видеоматериалы (православная церковь:

 слайды №№1 - 5).

Оборудование:    - камертон;

                        - проектор.

Муз. материал:  -  «Во поле берёза стояла» - русская народная песня;

                        - «Во саду ли, в огороде» - русская народная песня-хоровод

                        (запись Новикова Ан., 28);

                        - «Раз, два, три, четыре, пять…» - русская народная песня;

                        - «Троицы свет с неба сошёл» - песнопение.

                        

 Литература: - Затямина Т.А. Музыкальная деятельность ребёнка в пространс-                тве педагогической реальности: монография/Т.А. Затямина. –

                Волгоград: Издательство ВГАПК РО, 2008.

                 - Затямина Т.А. Современный урок музыки [Текст]: учебно-мето -                дическое пособие/Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2008.

                 - Затямина Т.А.Традиционная народная культура в образователь-                ной сфере [Текст]/Т.А. Затямина //Тары-бары. - Волгоград, 2006.        

                 - Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учебное пособие. – М.:                Высшая школа, 1982.

                 - Музыкальная литература. Для музыкальных школ./ Составитель

                А.Н. Крюков – Л.: Музыка, 1979.

                 - Основы православной культуры./Сост. О.К.Харитонова, под ред.                протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Издатель-                ский дом «Покров», 2002.

                 - Попова Т.В. Основы русской народной музыки. М., «Музыка»,

                1977.

                 - Стрепетова Л.В. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ.

                Волгоград, 2000.

        

                                        

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Вступление.

                                        (Слайд №1).

        Роща юная, белоствольная на заре росою умоется.

        Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое – Троица!

        Звоны чистые, колокольные разливаются в поднебесье.

        Славят Троицу нивы привольные, славят птицы звонкою песнею.

        И любое Божье творение, повторяя молитву вслух,

        Славит вечное единение: Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух!

В.:  Как вы думаете, праздник Троицы – это церковный праздник или обычный?

                                        (Ответы детей).

В.:  А какие вы знаете церковные праздники? Давайте сделаем так: я буду называть праздники, а вы хлопайте в ладоши, если этот праздник – церковный. Если же нет, праздник обычный, то руки надо положить на колени.

  • Пасха.

Новый год.

  • Рождество.
  • Крещение.

День Конституции.

  • Вербное воскресение.

День Победы.

8 Марта.

  • Троица.

Молодцы, ребята! Правильно ответили. Знаете вы праздники!

                        (Слайд №2).

3.Основная часть.

Нынче Божья Великая Троица каждый дом посетила с утра.

Ах, сегодня по миру как звонятся переливчаты колокола!

                                (Слайд №3).

Когда облака дорогу дают благости Божьей и чуду,

Ангелы в небе славу поют, и счастье царит повсюду…

Сегодня мы встречаем один из самых главных христианских праздников – День Святой Троицы. Этот день – пятидесятый по счёту от дня Пасхи, поэтому и второе название праздника – Пятидесятница.

                В светлый день пятидесятый, как воскрес Господь распятый,

                Дух Святой на землю сходит, благодать с небес низводит!

                Людям Троица открылась: Сын, Отец и Дух Святой.

                Всё творенье освятилось неземною красотой!

                                                                (Автор: Высоцкая С.)

                                        (Слайд №4).

                Троицу прославляем, праздник продолжаем!

Итак, Троица, или Пятидесятница, - один из самых почитаемых православных праздников после Рождества и Пасхи. Недаром его ещё называют «зелёными Святками». Троица означает триединый союз Бога, Сына и Святого Духа. Этот праздник объединяет в себе сразу несколько событий: пятидесятый день после Воскресения Христова, когда на апостолов снизошёл Дух Святой, просветливший их сознание и одаривший их Божественной Благодатью, и день рождения христианской церкви.

Послушайте, о чём повествует библейская легенда. На пятидесятый день после Христова Воскресения на его учеников - апостолов сошёл Дух Святой. Это было указание Бога – Отца нести весть о христианстве «всем народам и языкам». Эта легенда подтверждает существование пресвятой Троицы: Бог – отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой. Вот таков смысл этого праздника.

                                (Слайд №5).

А теперь все вместе прочтём молитву Святому Духу на славянском языке:

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/

иже везде сый и вся исполняй,/

сокровище благих/ и жизни Подателю,/

прииди и вселися в ны,/

и очисти ны от всякия скверны,//

и спаси, Блаже, души наша.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель Дух истины, Дух правды, везде находящийся и всё наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

                                        Приложение №1.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему лицу Святой Троицы.

                                Исполнение песнопения детьми:

  • «Троицы свет с неба сошёл, значит, всё будет вновь хорошо.

Среди всех житейских событий

Веруй, жди и люби, будет счастье впереди,

Будет рядом Ангел   - Хранитель!»

Троица – очень красивый праздник. Дома и Храмы украшают ветками, травой, цветами. И это не случайно: зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь. Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки берёзы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без берёзы – то же самое, что Рождество без ёлки.

Великая природы красота сегодня всех к моленью призывает.

Берёзки – как проста их чистота – листвой шумят и вроде как вздыхают.

Сорвите листочек с нашей берёзы, найдёте вы в ней утешенье, не слёзы

Святые Отцы так сказали когда-то, до нас донесла это Церковь, ребята!

(Ученики подбегают к берёзке, на которой  прикреплены листочки. На листках написаны высказывания Святых Отцов Церкви и поговорки – крупицы народной мудрости. Ребята читают эти высказывания и поговорки, по-своему истолковывая прочитанное.)  

                                        Приложение №2.  

        Начиналось празднование Троицы в четверг, накануне Пятидесятницы. Назывался этот день Семик, что означало седьмую неделю после Пасхи. Этот день считался  девичьим праздником, к которому молодые красавицы запасались лакомствами, а затем приходили в рощу, что была на берегу реки, и устраивали «пикник». Девушки водили хороводы, пели песни, плели венки из полевых цветов и украшали ими молодую берёзку, загадывая желания.

        

Загадка:      Клейкие почки, зелёные листочки.

                С белой корой стоит под горой… (Берёза).

                С давних пор и посейчас хоровод в чести у нас.

                Нынче праздник. Эй, народ, заводи-ка хоровод!

                                

                                Исполнение хоровода детьми:

  • «Во саду ли, в огороде девица гуляла,

Она ростом невеличка, румяное личко».

                Что за чудо – хоровод – каждый пляшет и поёт,

                А уж как танцуют славно на лугу зелёном, летнем

                Те девчата, что берёзку вьют на Троицкой неделе.

                Поначалу выбирали самую красивую:

                Чтобы стволушком белела и негорделивую,

Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,

А ещё чтоб на поляне посвободнее росла.

На такую вот берёзу девка ленту припасла.

«Заломать – то» не взаправду ветки собиралися,

Не для этого в тот день девки наряжалися.

Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,

А уж на конец косы каждой ленточку вплели.

Вот берёзка и готова! – К празднику наряжена!

И к девичьим хороводам солнышком украшена.

Запевайте-ка, девчата, заводите хоровод!

В этом чудо – хороводе каждый пляшет и поёт!

                                Исполнение хоровода детьми:

  • «Во поле берёза стояла» - русская народная песня.

Приложение №3.

4.Заключительная часть.

«Святками зелёными» Троицу зовут

Из былинной древности счёт её ведут.

Праздник солнца ясного, неба и воды,

Молодости, радости, добрых дел, весны.

Величали в древности Ляльником сей день.

Помнят его бабушки наши и теперь.

На луга шли поутру хоровод водить,

Чтоб росы с листочков первыми испить.

Пригибали вербочки юные к земле,

С них ломали веточки в предрассветной мгле.

Рвали донник утренний, кашку и полынь.

Собирали поросль у берёз, осин.

Весь букет несли домой, украшали двор:

Наряжали ветками из плетней забор…

А теперь давайте играть, плетень заплетать…

  • Игра «Плетень». Приложение №4.

Ой, хожу ль я по городочку, ищу ль я ласковую Ладу.

(мальчик надевает венок на девочку)

Ой, хожу ль я по городочку, ищу ль я ласкового тестя.

(надеть венок)

Ой, хожу ль я по городочку, ищу ль я ласковую тещу.

(надеть венок)

Ой, хожу ль я по городочку, ищу я ласковых шурьев.

(надеть венки на ребят, образовавшиеся пары встают играть в «Ручеёк»).

  • Игра «Ручеёк». Приложение №4.

В «Горелки» поиграть пора,

Такая тоже есть игра.

Играть в «Горелки» - благодать!

А посему – начнём играть!

  • Игра «Горелки с платочком». Приложение №4.

Исполнение песни детьми.

  • «Раз, два, три, четыре, пять, - вышел зайчик погулять.

Но охотник не пришёл – зайчик поле перешёл.

Что нам делать, как нам быть – надо зайку изловить.

Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять!»

  • Игра «Зайцы и плетень». Приложение №4.

Суббота накануне Троицы называется Родительской, и является днём поминовения усопших. А в воскресенье будет  и сама Троица.

        В старину во многих губерниях во время молодёжных гуляний парни присматривали себе невест.

        Негоже считалось в этот день работать – земля должна была отдохнуть и «наполниться Духом святым» для дальнейшего процветания.

        В завершение народных гуляний берёзка срубалась, как жертва, принесённая в дар силам природы во имя плодородия.

                        Надо всем на Троицу ребяток угостить.

                        Не забудьте лентами берёзку нарядить,

                        Веночки плести, хороводы завести…

Так, как мы с вами сегодня это делали!

Спасибо за внимание!

Приложение №1.

                                Толкование на молитву Святому Духу.

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/

иже везде сый и вся исполняй,/

сокровище благих/ и жизни Подателю,/

прииди и вселися в ны,/

и очисти ны от всякия скверны,//

и спаси, Блаже, души наша.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель Дух истины,  везде находящийся и всё наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Царю – Царь, Утешителю – Утешитель, Душе истины – Дух истины, Дух правды. Иже – Который, Сый – сущий, находящийся, вся исполняй – всё наполняющий, сокровище благих – сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра, жизни подателю – Податель жизни, приди и вселися – приди и вселись, в ны – в нас, от всякия скверны – от всякой нечистоты, то есть от всяких грехов, Блаже – благой, добрый.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.

Мы называем в ней Духа Святого Царём Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях, как Он утешил апостолов в 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо. Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.

Он Бог, и Он везде находится и всё Собою наполняет иже, везде сый и вся исполняй. Он, как управляющий всем миром, всё видит и, где что нужно, даёт. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что всё в мире живёт и движется Духом Святым, то есть всё от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами – везде находится, всё наполняет Своею благодатию и всем даёт жизнь – то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своём храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными  Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.

Приложение №2.

Высказывания Святых Отцов Церкви и поговорки – крупицы народной мудрости.

Истолкование изречений:

  • Покорное слово гнев укрощает.
  • Кайся, да опять за то же не принимайся.
  • Что телу любо, то душе грубо.
  • Кто любит Божии дела, тому жизнь люба и мила.
  • Духовная беседа лучше сытного обеда.
  • Жить – Богу служить.
  • Без Евангелия как без солнца – и днём темно у оконца.
  • Кто не любит обличенья, тот не хочет исправленья.
  • Бог любит праведника, а бес – ябедника.
  • В умной беседе – ума набраться, а в глупой – свой растерять.
  • Бойся Всевышнего – не говори лишнего.
  • Говори с другими поменьше, а с Богом побольше.
  • Почитай родителей да Бога, и повсюду твоя дорога.
  • Языком Богу молись, да руками работать не ленись.
  • Где любовь – там и Бог, да тишь, да гладь, да Божья благодать.
  • В простых сердцах сам Бог почивает.
  • Живи смиреннее, и всем будешь милее.
  • Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.
  • Диавол гордился, да с неба свалился.
  • Не торопись отвечать, а торопись слушать.
  • В беде не унывай, а на Бога уповай.
  • Кто малым доволен, тот у Бога не забыт.
  • Будь с молитвой на устах и с работой в руках.
  • Бог только тех не спасает, которые спастись не хотят.
  • Важнее молитвы дела нет.
  • Не думай плохо о людях – благодать отойдёт.
  • Немощь души уврачует Христос через уста Духовного Отца.
  • Утешить скорбящего и печального выше многих добрых дел.
  • Без Бога ни до порога.
  • Молчание – отрада мудрости.

Приложение №3.

«Во поле берёза стояла» - русская народная песня.

  1. Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла./2 р.

  1. Некому берёзу заломати, некому кудряву заломати.

Люли, люли, заломати./2р.

  1. Я пойду, пойду,  погуляю, белую берёзу заломаю.

Люли, люли, заломаю./2р.

  1. Срежу я с берёзы три пруточка, сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка./2р.

  1. А четвёртую балалайку./2р.

Люли, люли, балалайку./2р.

  1. Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла./2р.

Приложение №4.

                                Игры на Троицу.

Игра «Плетень».

Дети берутся за руки (по 4 человека) и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро». Под музыку русской народной песни каждая из шеренг идёт навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом весёлой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всему залу, танцуют, используя известные им плясовые движения. Как только музыка заканчивается, каждая шеренга занимает своё первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплетают плетень» (берутся за руки крест – накрест).

1 и 2 шеренги шагают навстречу друг другу и говорят такие слова:

                                От плетня упала тень –

                                В зной прохлада радует.

1 и 2 шеренги шагают обратно и говорят такие слова:

                                Хорошо, что сам плетень

                                На меня не падает!

То же самое делают 3 и 4 шеренги.

Игра  «Ручеёк».

        Участники разделяются на пары (чаще разнополые), взявшись за руки, встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель.

        В первом варианте есть водящий – он входит в коридор, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар. Новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим, и т.д. Для интенсификации процесса при большой длине «ручейка» может быть сразу несколько водящих.

        Во втором варианте чётное количество участников и пары постоянны, просто пары с одного конца тоннеля переходят по нему в другой конец, и т.д.

        Часто игра идёт под музыку.

        Чем быстрее «течёт ручеёк», тем веселее.

Игра «Горелки с платочком».

Игра «Горелки» - традиционно троичная.

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все говорят хором:

                        Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

                        Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берёт у него платочек и встаёт с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», то есть водит.

Игра «Зайцы и плетень».

Играющие делятся на две равные по силам команды: зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10 – 15 см. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а игроки – зайцы – на одном из концов площадки.

Игроки – плетень читают:

                        Заяц, заяц не войдёт

                        В наш зелёный огород!

                        Плетень, заплетайся,

                        Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове игроки – зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками игроков – плетня. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:

                        «Иди назад, в лес, осинку погрызи!»

Задержанные игроки – зайцы выбывают из игры.  

Игроки – плетень поворачиваются лицом к игрокам – зайцам и читают:

                        Не войдёт и в другой раз,

                        Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого игроки меняются ролями. По правилам игры побеждает та команда, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

 

Приложение №5.

                        Поздравления с праздником Святой Троицы.

№1.

Пятидесятый после Пасхи день. Уж солнышко по-летнему сияет.

Церковных куполов ложится тень на луг, где капельки росы блистают.

Благоухает роща за рекой, и шепоток берёзового хора

Не нарушает праздничный покой зелёного широкого простора.

Как мир прекрасен – только посмотри! И душу всё приводит в изумленье.

Прекрасен день с зари и до зари, ведь это нашей Церкви День Рожденья!

№2.

Дух Святой сошёл с небес для свершения чудес.

Дал апостолам наказ: проповедовать средь нас

О всех Божиих делах на различных языках.

Храм явленье увенчал. День торжественным тот стал.

В душах обновление… Наши поздравления!

Будем петь да веселиться, а гадают пусть девицы

На берёзовых венках, на воде да на цветах.

Мы ж берёзкой свой дом украсим, будет в доме нашем праздник.

Вас мы в гости приглашаем, пиво с мёдом обещаем

И яичницу с блинами – хорошо вам будет с нами!

№3.

Ах, Троица, ах, Троица, зелёная пора!

Как дышится, как молится, как звонится с утра!

Лишь только солнце двинется и заблестит росой.

Земля, как именинница, возрадует красой.

Лежит пучками полными во всех углах полынь,

И голубыми волнами плывёт землёй теплынь.

И сердце очищается любовью ко всему.

И так легко прощается, когда идёшь к Нему…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "СВЯТКИ, ВЫ СВЯТКИ, СВЯТЫЕ ВЕЧЕРА"

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.ВЕЧЕР ОТДЫХА....

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Сценарий "Семик - зелёные святки"

Сценарий выступления для детского фольклорного ансамбля "Семик - зелёные святки" с нотным приложением. Данный сценарий может использоваться при работе с детским фольклорным коллективом в сфере общего ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Зелёные святки"

В данном материале представлена разработка массового мероприятия "Зелёные святки". Праздник был проведён на базе летней смены внешкольного лагеря дневного пребывания для детей 8-12 лет.Кратк...

Презентация "Семик. Зелёные святки".

Презентация к массовому празднику....

«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»

Цель исследования: изучение  истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и  её роли в истории Российск...