Рекомендации по самостоятельной работе над музыкальным произведением в классе фортепиано
учебно-методический материал по музыке по теме

Ковалёва Татьяна Семёновна

Данные рекомендации предлагаются для использования в самостоятельной работе студентам, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при изучении дисциплины «Основной музыкальный инструмент (фортепиано)». Это пособие поможет грамотно и продуктивно  построить процесс разучивания музыкального произведения, рационально использовать своё рабочее время, научиться без помощи педагога совершенствовать и развивать своё техническое мастерство. Процесс совершенствования исполнительского мастерства студента-пианиста длится бесконечно, поэтому данный материал  принесёт несомненную пользу всем – независимо от уровня допрофессиональной подготовки.

Предлагается к использованию студентам II-IV курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekom._po_sam._rab.belotserkovskaya_ogneva_kovalyova.doc135.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

                                         

Рекомендации по самостоятельной работе над музыкальным произведением в классе фортепиано

Разработали преподаватели:

Белоцерковская М.Ю.

Ковалёва Т.С.

Огнева Н.Н.

г.о. Самара, 2011


Данные рекомендации предлагаются для использования в самостоятельной работе студентам, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при изучении дисциплины «Основной музыкальный инструмент (фортепиано)». Это пособие поможет грамотно и продуктивно  построить процесс разучивания музыкального произведения, рационально использовать своё рабочее время, научиться без помощи педагога совершенствовать и развивать своё техническое мастерство. Процесс совершенствования исполнительского мастерства студента-пианиста длится бесконечно, поэтому данный материал  принесёт несомненную пользу всем – независимо от уровня допрофессиональной подготовки.

Предлагается к использованию студентам II-IV курсов.

Введение

Для того, чтобы научиться работать за инструментом разумно и       целесообразно, необходимо знать и соблюдать определённые правила и закономерности организации самостоятельной работы над музыкальным произведением.

  1. Чёткое знание целей и задач на каждом этапе работы:

- прочитать нотный текст;

- понять его образное и смысловое содержание;

- знать историю создания произведения;

- знать особенности творчества композитора;

- познакомиться с художественным стилем той эпохи, во время         которой жил и работал композитор.

- точно воспроизвести за инструментом замысел композитора.

    2.  Правильное распределение своего рабочего времени:

           -  работать систематически, желательно в одно и тоже время;

           - работать осмысленно (знать технические приёмы, при помощи             которых будет достигнут наилучший результат)

           - работать до тех пор, пока не будет достигнут соответствующий результат на том или ином этапе работы.

      3. Помнить, что каждый этап работы над музыкальным произведением имеет свои особенности и своё место в системе самостоятельной работы.

                                          Раздел 1. Чтение нот с листа.

Умеющий хорошо читать с листа, может быстро сформировать ясное представление о произведении и затратит на его разбор гораздо меньше  времени и труда.

        Что нужно делать, чтобы овладеть этим навыком :

  •   Выучить расположение нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах как таблицу умножения (расположение нот следует учить, начиная с ноты «до» на первой добавочной линейке между двумя нотоносцами, поднимаясь по ступеням в скрипичном ключе и спускаясь вниз в басовом). Особое внимание удели добавочным линейкам.
  •  Повторить систему  длительностей. Без ритмической организации мелодия не имеет смысла.
  •  Читать вслух названия нот в ритме, который простукивается  рукой или ногой;
  • Чтобы исполнение было связным и цельным,  текст нужно считывать  и воспроизводить сразу группами - по две, три, четыре и т.д. ноты (в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, фразы, предложения или слова, если это песенка с текстом).
  • При чтении нот необходимо быть внимательным и стараться смотреть вперед;  глаза должны опережать руки – тогда в исполнении не будет заминок.
  • Выяснить как можно больше о тексте до начала чтения: ключи, знаки, размер, добавочные линейки, сложные аккорды и т.д.
  • Осознать размер,  лад и  тональность - для лучшего закрепления их в памяти перед разбором сыграй соответствующую гамму.
  •   При чтении обращать внимание на самое существенное;  некоторые же детали  – второстепенные голоса, менее значительные звуки в аккордах, тонкие оттенки – можно не выигрывать.
  • При чтении с листа нужно стремиться сыграть произведение без остановок, в темпе  близком к настоящему.
  • Обязательно предварительно просматривать новый текст глазами. Уяснить строение фактуры - где мелодия, где сопровождение, как распределяются голоса между отдельными руками.
  • При просмотре текста нужно стараться мысленно слышать пьесу. Это способствует  развитию внутреннего слуха.
  • Выявить моменты сходства и различия,  повторы в мелодии, ее графический рисунок (направление движения – вверх, вниз, плавное, или скачкообразное).
  • Начать можно с чтения с листа одноголосных мелодий без ключевых знаков и больших скачков, с простым ритмом,  исполняя их одной рукой или попеременно двумя.
  •  Аккомпанемент подключать только тогда, когда мелодию  «читаешь» уверенно.
  •  Аккомпанемент поначалу должен состоять из одного- двух звуков.
  • Усложнять материал необходимо постепенно, используя примеры сначала со случайными знаками, затем в разных тональностях, начиная с одного ключевого знака, затем с двумя и т.д. Скачки в мелодии сначала небольшие на терцию, затем кварту и т.д.
  • Ритм тоже усложнять постепенно. Подобрать примеры с пунктирным и синкопированным ритмом.  
  • Будь внимателен к случайным знакам, паузам, поворотам в мелодии и изменениям в левой руке;
  • Когда  обе руки ведут самостоятельную мелодическую линию, пользуйся схемами. Рисуй рельеф мелодического рисунка каждой руки параллельно друг другу. Наглядное восприятие облегчает чтение с листа;
  • Запоминать «графику» интервалов и аккордов, которые изучаются на уроках сольфеджио. Нужно стараться опознавать их мгновенно по очертаниям, расстояниям между звуками по вертикали или горизонтали.
  • Читая аккорды, учиться быстро определять, из каких интервалов они состоят. Главное – это определить,  что лежит в основании (два нижних звука). Если аккорды относятся к разным функциям, они могут иметь один – два общих звука, это надо заметить. Если нет общих звуков, следить за направлением движения голосов в аккордах;
  • Заметив параллельное движение интервалов или аккордов, определить в какой интервал (аккорд) ведёт движение и следить только за мелодической линией.  
  • Развивать умение опознавать сразу каждую гармонию в целом; мыслить сменами гармоний, а не отдельных нот.
  • Не ограничиваться горизонтальным видением текста, охватывать и  вертикальное строение музыки.
  • В более сложной фактуре мелодию исполнять голосом, а аккомпанемент играть двумя руками.
  • Читать больше нотного текста, тем самым расширять свой кругозор.

                  Раздел 2. Разбор нотного текста

   Процесс изучения произведения можно разделить на несколько этапов. Деление это условное, так как трудно определить, когда ты перешёл к     следующему этапу. У каждого  этапа свои задачи, и ни один не может быть пропущен.

  • Начинается работа над новым произведением с предварительного знакомства с ним.
  •  Необходимо получить общее представление об образном содержании произведения, выявить  эмоциональное содержание музыки.
  •  Составить художественно-исполнительский план работы
  • Прочитать  новое произведение  целиком, пусть с какими-то недочётами, но – целиком.
  • После первого просмотра музыкального произведения, определив его характер, темп, форму, приступать к тщательному разбору текста. 
  • Направлять внимание на уяснение деталей. Всю «ткань», фактуру, тщательно просматривать.
  •  Не пропускать не только ни одного звука, но и не один штрих, ни одно указание  характера исполнения, оттенков или аппликатуры.
  •  Произведение проигрывать медленно, чтобы успеть охватить все требуемые детали.
  •  Если не справляешься с игрой двумя руками, разбирай мелодию и сопровождение отдельно, полифонические произведения – по голосам.
  • При разборе одной мелодии, помимо звуковысотной, ритмической, динамической стороны, сосредоточить внимание на фразировке и аппликатуре.
  • Взять на заметку, где чаще возникают ошибки  при разборе :

 - неверные ноты возникают в мелодии с большими скачками,

 - в местах, где много случайных знаков, даже при их повторении одном      

   и том же такте,

        - при наличии добавочных линеек, при перемене ключей.

  •   Запомнить  триаду  грамотного  разбора  текста:

- точные ноты

- точный ритм

- точные пальцы.

                                     

  •  До  начала чтения текста просмотреть его глазами, найти трудные места и приготовить себя: просчитать добавочные линейки, где их много, расшифровать многозвучные аккорды.
  • Обратить внимание на указания размера и темпа – их сочетание может подсказать,  как лучше считать .                                   
  • Приучить себя вникать в смысл  каждого указания в тексте, относящегося  к выразительности исполнения.
  •  Перевести все  музыкальные  термины в начале работы.
  •  Определить характер музыки, проследить развитие художественных образов, драматургию произведения.
  • Понять внутреннее строение произведения, наметить границы  частей и  больших разделов.
  •   Разбить произведение на удобные для работы, законченные по смыслу куски.
  • Уметь замечать сходство и различие. При разборе найти повторяющиеся куски, элементы,  аппликатурные формулы.  
  •   Научиться  выразительно интонировать мелодию (в этом поможет собственный голос – самый совершенный музыкальный инструмент).
  •  Приучить  себя считать при разборе и вслух, и про себя. Особенно в ритмически сложных построениях.
  • Использовать дробное деление длительностей при пунктирном ритме. Делить на самую мелкую длительность и для самоконтроля просчитать ею трудное место;
  • Обратить внимание на ритм, где доли такта последовательно дробятся на четное и нечетное количество длительностей. Нужно научиться делить одну и ту же временную единицу на разное количество долей.
  • Работая над полиритмией поочередно поиграть каждый из голосов с тем, чтобы научиться исполнять в одну временную единицу различное количество звуков в партии правой и левой руки; затем сыграть несколько раз какой-либо из голосов, а когда движение станет «автоматическим», присоединить другой голос, направь на него внимание и стремись к тому, чтобы также ровно играть как и первый голос.  
  • Выбрать при разборе точную аппликатуру. Она должна быть не только удобной для рук, но целесообразной для получения определённого звучания.  Выбранная аппликатура уже не должна меняться.
  •  Помнить правила расстановки пальцев:

   - на черных клавишах  играют длинные пальцы рук.

   - крайние звуки в мелодической фразе и аккордах играются крайними     пальцами, секундовые интонации – соседними, терцовые – через палец и т.д. Как и в любом правиле, есть исключения: 

   -первый и пятый палец могут брать черный клавиш, если произведение написано в тональности с большим количеством знаков; в полифонии, где есть двухголосие в одной руке; в аккордах и т.д.

  • Стараться находить в произведении  новые, важные подробности, которые на первый взгляд не заметны.
  • Вчитываться в авторский текст на протяжении всей работы над    произведением.  

Раздел 3.Выучивание музыкального произведения.

На этом этапе происходит дальнейшее проникновение в сущность изучаемой музыки.

  • Не играть один фрагмент много раз подряд. Построить свою работу так, чтобы не утомлять внимание, не терять полной сосредоточенности.  
  •  Избегать многократных механических проигрываний  при пассивном слухе, отсутствии эмоций.  
  • При проигрывании произведения или его фрагмента ставить конкретную задачу перед собой;  сосредоточить внимание на чём-то одном, для других  задач  будут  следующие проигрывания.
  • Играть всегда правильно и точно.  Если много раз  играть не той звучностью, которая нужна по характеру, то это тоже закрепится в памяти.                                                                                                                                                                                                
  •  При выучивании необходимо разделить произведение на «рабочие куски». Эти рабочие куски должны быть не слишком маленькими и не слишком большими (4-8 тактов).  Нельзя останавливаться надолго  на исполнении коротких кусков. Нужно как можно скорее начинать соединять их в более крупные фрагменты.
  • Уделять внимание  местам стыков частей – здесь чаще всего происходят сбои, остановки. После проработки любого отрывка необходимо  его связать с предшествующим и последующим.
  • Учить ноты и аккорды группами. Если не можешь определить вид аккорда – учи его по интервальному строению (то есть по интервалам, из которых они складываются).  Но лучше всё-таки сделать гармонический анализ.
  • Разбить технические эпизоды, длинные пассажи  на отдельные попевки, элементы - с тем, чтобы понять, который из них является источником  затруднений. Необходимо проучить отдельные звенья,  а затем соединить их.  
  • Ошибки при выучивании необходимо исправлять сразу.  В каждом случае нужно остановиться, посмотреть в ноты и найти причину сбоя. Затем медленно проиграть этот фрагмент. Но не возвращаться каждый раз к началу пьесы, достаточно начать с предыдущей фразы.

Раздел 4. Соединение (сборка) музыкального произведения

        Это этап, на котором исполнение достигает  цельности,        законченного  воплощения замысла.  Главным на этом этапе становится проигрывание произведения целиком (так называемое пробное исполнение). После него необходимо остановиться и оценить своё исполнение, сделать самому себе замечания и отсюда строить дальнейшую работу.

  • На этом этапе чередуется  работа по отдельным разделам и  проигрывания произведения целиком.
  • Нельзя откладывать ноты, пока не почувствуешь, что музыка усвоена не только пальцами, но и головой.
  • При непрочном знании текста не играть в быстром темпе. Добиться сначала точности в медленном исполнении.
  • Полезно периодически возвращаться к медленному темпу, но длительная игра в нём делает произведение тяжёлым, неповоротливым.
  • На завершающем этапе работы очень важно  правильно определить и убедительно исполнить  кульминации отдельных разделов  пьесы  и  общую кульминацию  всего  произведения.

                             Раздел 5. Запоминание  наизусть. 

На концерте, экзамене пианисты всегда играют наизусть. К этому моменту ноты должны стать ненужными. Процесс запоминания – это большая умственная работа, которая не сделается «сама собой». Существует несколько видов памяти: образно-слуховая, эмоциональная,  двигательно-моторная (пальцевая),  логическая и зрительная.  У каждого из нас более развит один из них. Какой именно – это о себе надо знать. Но разумнее будет развивать у себя все виды памяти, и все использовать в работе.  

          Требования к запоминанию. Запоминание должно быть :                          

                                 - точным

                                 - прочным

                                  -рассчитанным на длительное сохранение в памяти

 - Главное для успешного  запоминания – это понимание.  Понимание музыки и  осознание своих действий. Цель – добиться запоминания художественно-осмысленного, а не механического

-  Выучивание наизусть начинать только тогда, когда есть уверенность в точности разбора и есть представление о том, как  текст  должен звучать.

-  Нельзя  выучивать неточно разобранный текст.

- Тщательно запоминать каждую характерную особенность, она может стать опорой для памяти.

- Необходимо научиться находить опорные моменты для запоминания: интервалы, аккорды, секвенции, знаки альтерации.

- Использовать в самостоятельной работе произвольное  запоминание. Этому способствует подробный анализ текста (определить форму, выявить смысловые опорные пункты, проанализировать гармонический план,  характерные особенности  произведения, найти моменты сходства и различия и т.д.).

- Не нужно пытаться запомнить сразу большой объём. Очень постепенно объединять все разделы произведения.

-  Начинать выучивание со сложных моментов.

- Учить произведение наизусть постепенно. Запоминание  более прочно постепенное, распределённое во времени.

- Научиться самостоятельно определять, где во время  запоминания  ошибаешься и почему.  

- Не привыкать к «спотыканиям». Обязательно сразу же проучивать такие  моменты, так как ошибки быстро входят в привычку.  

- Проверить знание произведения наизусть, играя его в медленном темпе. Если трудно играть наизусть медленно, это значит, что текст ещё не доучен.

Повторение

  • Повторять выученное произведение необходимо регулярно;
  •  Необходимо  чередовать исполнение  наизусть  и игру  по нотам.
  •  При закреплении выученного в памяти нужно искать новые краски. Это поможет выявить незамеченное ранее, взглянуть по-новому на выученное.
  • В  работе над произведением можно делать разумные перерывы. Но помнить при этом, что откладывать недоученное наизусть произведение не следует. 

Раздел 6. Педализация

Педаль способна значительно обогатить колорит звучания. Она помогает  в игре и никогда не должна  мешать ей.

  • Помнить, что прямая педаль берётся одновременно с извлечением звука,  а запаздывающая чуть позже.
  • Научиться связывать трезвучия в разных регистрах на одной педали (арпеджио короткие и длинные).
  • Взятие педали нужно готовить. Нужно приучить себя спокойно нажимать педальную лапку и также мягко её отпускать. Стука быть не должно.  
  • Не поднимать стопу слишком высоко. Во время прикосновения к педали не напрягать ногу и не делать лишние непроизвольные движения.
  • Научиться определять в такте, где педаль необходима, а где её применять не целесообразно.  
  • Понять неразрывную связь музыкального стиля  произведения и   педализации в нём.
  • Проанализировать, какую функцию исполняет педаль.
  • Что и каким способом она должна объединить.
  • Какой она должна быть – короткой или длинной.
  • Приучать себя слушать педаль.    
  • Не привыкать к небрежному использованию педали.
  • Контролировать свою педаль.   Педализировать сознательно.
  • Помнить, что педалью управляет слух, поэтому нужно постоянно контролировать звучание.
  • Не нужно пользоваться педалью при разборе, сначала необходимо освоить нотный текст.
  • Обратить внимание на высоту педали на различных инструментах. Она не одинакова.

Раздел 7. Работа над гаммами.

Безусловно, самым эффективным средством технического развития являются вот уже несколько столетий гаммы и упражнения.   Гаммы освобождают руку, улучшают качество звука.  Упражнения и гаммы нужны в повседневной работе как материал, позволяющий уделять значительную часть внимания игровым движениям. Систематически работая над гаммами, студент получает возможность освоить все основные виды фортепианной техники,  типичные аппликатурные формулы и виды фактуры, что явится залогом преодоления пианистических трудностей в произведениях.   Без выработанной привычки к аппликатуре технических формул и без технических навыков их исполнения студентам будет трудно работать над музыкальным произведением, где эти элементы техники широко применяются. Работа над гаммами требует точной постановки задач и очень активного внимания: ежесекундно  контролируются  качество звучания и правильность движений рук.

  • Каждый пианист  обязан твёрдо знать стандартную аппликатуру гамм, сложившуюся в I-ой  половине XIX века. Ею пользуются все пианисты  мира, композиторы учитывают её, сочиняя для фортепиано. Овладев ею, ты  должен  научиться  сам  устанавливать целесообразную аппликатуру в гаммах или произведениях.
  • Нужно научиться свободно исполнять гаммы от любого звука, в любой тональности. Постепенно усложняй задания, двигаясь к тональностям с большим количеством знаков, увеличивай  скорость исполнения гамм.
  • Сначала гамму играют двумя руками поочерёдно: четыре первых звука – левой рукой, четыре следующих – правой и т.д.  
  • Затем переходят к игре гамм одной рукой с паузой между двумя её отрезками.   При этом переход от звука к звуку совершается плавно, чтобы движение было непрерывным.
  •  Переходить к игре гамм в быстром темпе нужно после того, как будет всё проучено в более спокойном темпе.
  • Необходимо научиться играть в гаммы с различной нюансировкой, добиваясь при этом ровного, постепенного усиления и уменьшения звучности. Большую пользу даёт исполнение гамм триолями, квартолями и т.д., слегка выделяется 1-ый звук каждой группы (а затем, перенося ударение на 2-ой. 3-ий и следующие звуки). Целесообразной формой работы над гаммами является также применение различных ритмических группировок, в которых группы быстрых нот чередуются с медленными.
  • Особо важный момент – освоение приёма перекладывания третьего и подкладывания первого пальца. Перекладывание через первый палец (для правой руки при движении гаммы сверху вниз) сделать довольно легко. Рука описывает при этом поверх первого пальца небольшую дугу. Следить необходимо за тем, чтобы не задерживать первый палец на клавише и сразу переносить его в новую позицию. Гораздо труднее не сделать  типичные ошибки:
  1.     Первый палец подготавливают к подкладыванию слишком рано: уже при опускании второго пальца (при движении правой рукой вверх) его слишком глубоко подводят под ладонь. Результат – напряжение и рывок руки, выкрик на следующем  звуке.
  2.  Первый палец, наоборот, подкладывают в последний момент (этот недостаток встречается чаще). Характерный признак такого запоздалого подкладывания – «виляние» локтём в сторону.
  3.   Кисть при подкладывании остаётся неподвижной, а первый палец «подсовывают» под неподвижную ладонь. Первый палец не должен занимать слишком низкого положения.
  • Можно использовать на этом этапе следующие упражнения на подкладывание пальцев:

1) Играя До-мажорную гамму остановиться на звуке «ми», следующий звук – «фа» - играется попеременно: то четвёртым, то первым пальцами. Аналогичная остановка – на VII ступени (си) после чего «до» играется то пятым, то первым пальцем.

2)  Играть любую гамму аппликатурой 121212… или 131313… или 141414.  Если первый палец попадёт на чёрную клавишу – это только полезно.

3)  Вычленить и играть в звукоряде гаммы лишь те звуки, на которые приходится подкладывание (ми - фа, си – до ).    (Г. Нейгауз) Сначала каждая новая гамма играется каждой рукой отдельно. Левой руке лучше начинать работу в нисходящем движении. Отметим, что подкладывание с чёрной клавиши удаётся легче, труднее подкладывание с белых клавиш.   Поэтому гамма До-мажор намного труднее всех других гамм.

Проведём итог: залогом успеха в изучении гамм является постоянное внимание к качеству звука, плавности движения мелодической линии, чёткости артикуляции пальцев, свободе мышечного аппарата.

Порядок изучения гамм и аппликатурные принципы.

  • Придерживаться нужно двух основных правил. Одно из них действует без исключений, второе с немногими исключениями.
  1. Применять первый палец на чёрных клавишах запрещено.
  2. В пределах одной позиции (т.е. отрезке гаммы без подкладывания или перекладывания) пальцы следуют друг за другом без пропуска. (Исключение:  в мелодических минорных гаммах до-диез, фа-диез и соль-диез, где на вершине, перед движением правой руки вниз за 1-м следует сразу 3-ий палец).

           Группировка гамм по аппликатурному сходству.

  • Существуют группы гамм с одинаковой аппликатурой. Есть несколько способов их группировки - все они полезны для работы, постарайся их запомнить и сознательно применять.    
  • Гаммы: До,  Соль, Ре, Ля, Ми, Си (для правой руки), Фа (только для левой руки) + одноимённые минорные играются по формуле:   123+1234  (для правой руки á, для левой â)
  • в мажорных гаммах от чёрных клавиш 4-ый палец правой руки приходится на си-бемоль (ля-диез), левой – на IV ступень. Исключение – Соль-бемоль (Фа-диез мажор) мажор;
  • в гаммах  си-бемоль минор и ми-бемоль минор  4-ый палец правой руки берётся на си-бемоль, левой – на соль-бемоль;

              - в гаммах фа-диез, до-диез, соль-диез минор различна  аппликатура для мелодического  и гармонического  минора.  Порядок пальцев в них выучить отдельно.

Возможен другой способ группировки, в основе которого лежит  местонахождение 4-ого пальца. 

Пример для мажорных гамм:

  • гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми – 4-ый палец правой руки приходится на VII ступени,  левой - на II ступени лада (вводные тоны тональности).
  • В гаммах  Си и Фа-диез:  4-ый палец пр. руки берёт ля-диез,  левой фа-диез;
  • в гаммах  Фа, Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль,: в правой руке 4-ый палец – на ноте си-бемоль, в левой – на IV ступени. Исключение: Фа  мажор, где в левой руке 4-ый палец - на II ступень.

Итак, существует несколько способов группировки, помогающих запомнить аппликатуру не каждой гаммы в отдельности, а группы гамм. Но все они требуют механического запоминания. Гораздо полезнее подбирать и самостоятельно определять аппликатуру гамм пользуясь формулой: 3+4 или 4+3.  В каждой из гамм в пределах октавы чередуются малая  и большая  аппликатурные группы.  Малая - 1,2,3 палец, большая - 1,2,3,4 пальцы; то есть 4-ый палец при игре гаммы в объёме одной октавы употребляются только один раз. Если к этому добавить первое из общих правил (не использовать 1-ый палец на чёрных клавишах) можно вычислить аппликатуру любой гаммы. Исключений при этом нет никаких. Только гаммы, начинающиеся с чёрной клавиши лучше сразу играть в две октавы, так как закономерность чередования большой и малой аппликатурной групп видна яснее. Есть случаи, когда большая и малая группы могут размещаться в любом порядке (например - До, Соль, Ре – мажор ). В таком варианте предпочтение отдаётся формуле: 3+4 (в левой руке, соответственно, эта формула применяется в нисходящем движении).

Хроматические гаммы

Они  могут исполняться двумя  вариантами аппликатуры. Наиболее часто применяется  трёхпальцевая аппликатура:

                                     I вариант - 1,3,1,3,1,2,3

                                     II вариант - 1,2,1,2,1,2,3

Работа над аккордами

-  Исполняя аккорды по 3-4 звука, надо организовать пальцы для исполнения  аккорда, ощущать их погружение в клавиши, хорошо чувствуя опору.

- Подъём руки и погружение предполагают использование пластичного движения всей руки от плеча.

-  Звучание аккорда  должно быть стройным, протяжным.

- Постепенно (по возможности) наращивается темп.

- На более высоком уровне необходимо и скачкообразное извлечение аккордов через одну, через две, через три октавы.

- Каждое трезвучие играется с обращениями, образуя цепь аккордов в пределе четырёх октав.

Арпеджио.

Учат нескольких видов арпеджио – длинные, короткие и ломаные.

      Условие правильного исполнения четырёхзвучных  коротких арпеджио - певучее легато. Для этого применяются объединяющие движения кисти от 1-ого к 5-ому пальцу; надо следить за собранностью пальцев. Также необходимо заучить аппликатуру аккордов и арпеджио, и здесь очень важно положение четвёртого пальца. В коротких арпеджио по 4 звука кисть слегка повышается при движении от 1-ого к 5-ому пальцу в правой руке и от 5-ого к 1-ому в левой руке. Необходимо следить за тем, чтобы 1-ый палец (а в обратном направлении - 5-ый палец) всегда вовремя оказывался над нужной клавишей при переходе от позиции на позицию.

Работая над короткими арпеджио, полезно одновременно осваивать их ломаную форму. Играются ломаные арпеджио вращательным движением предплечья, пальцы при этом самостоятельных движений практически не делают, образуя одно целое с ладонью.

При игре длинных арпеджио особое внимание нужно уделять  подкладыванию и перекладыванию 1-ого пальца.  Для этого необходимо разбить длинное арпеджио на позиции (отрезок гаммы без подкладывания или перекладывания пальцев), соединяя их путём мягкого полулегатного соскальзывания с позиции на позицию.  Рука при этом двигается по кратчайшей траектории, несколько позиций берутся на едином движении руки. Это даёт выигрыш в скорости и разгружает внимание.  Работая над теми или иными видами арпеджио, следует так же, как и в гаммах, применять разнообразные динамические оттенки и ритмические варианты, добиваясь ровности и хорошего качества звучания, плавности и свободы движения.  

Предлагаем удобные таблицы аппликатуры арпеджио (приложение 1)

Ошибки при работе над гаммами:

 Главная причина ошибок - слабый слуховой контроль. Именно это ведёт к таким общераспространённым ошибкам, как:

       - передерживание пальцев на клавишах

       - ритмическая и звуковая неровность.

 Надо стараться:

- активнее работать пальцами, высоко их поднимая.

 -временно перейти  на игру штрихами non legato или staccato.

Ошибкой является:

- несинхронность  звучания из-за  несовпадения движений рук.

 В устранении этой ошибки может помочь:

- игра группировкой по 2.3,4 звука с лёгкими пальцевыми акцентами на первой ноте группы.

Погрешности в звуке:

-недостаточное легато в мелодической линии.

 Помочь себе можно:

- делая небольшое crescendo. или dim.

- применять объединяющее движение руки.

Невыровненность звучания. Это связано с неравномерным развитием пальцев, неловкостью при  подкладывании 1-ого пальца.

Необходимо найти:

- целесообразные движения

- вслушаться в соотношение звуков между собой.

Трудности при переходе к быстрому темпу.

 Эффективный способ работы :

- игра  только в одном направлении (вверх или вниз), когда пассаж устремляется к одной точке.

                                           Раздел 8. Концертное выступление.

Подготовка к публичным выступлениям - это особый и совершенно необходимый этап. Она  должна быть целенаправленной. Чтобы удачно выступать в концерте или сыграть на зачёте, экзамене  необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности.

  • Обязательно и неоднократно необходимо репетировать на том инструменте, на котором предстоит  выступление. Необходимо привыкнуть к клавиатуре, новой обстановке, особенно к сцене.
  • В момент исполнения на концерте, необходимо  концентрировать своё внимание только на музыке, не отвлекаясь ни на что.
  •  Не останавливаться во время выступления, даже если что-то не получилось.
  • Стараться чаще выступать, не бояться сцены. Это научит справляться с излишним волнением и длительно удерживать внимание во время исполнения.
  • Делать как можно чаще проигрывания произведения или программы перед аудиторией.
  • На репетициях быть к себе предельно требовательным.
  • Учиться самокритично и объективно давать оценку собственной игре.
  • Учиться анализировать неудачи и устранять причины.  
  •  Воспитывать в себе волевые качества, необходимые для успешного выступления (настойчивость и упорство, выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность).

Надеемся, что данные рекомендации по самостоятельной работе над музыкальным произведением помогут студентам правильно организовать свою домашнюю подготовку и тем самым повысить уровень исполнительского мастерства игры на фортепиано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Освоение музыкального произведения в классе фортепиано"

В центре всякого музыкального инструментального обучения стоит работа над произведением,  успех которой зависит от  организации процесса, от рациональности использования времени. Разумеется,...

Освоение музыкального произведения в классе фортепиано

В центре всякого музыкального инструментального обучения стоит работа над произведением,  успех которой зависит от  организации процесса, от рациональности использования времени. Разумеется,...

«Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано»

Работа педагога в музыкальной школе очень сложна: он имеет дело с учениками самой различной степени одаренности, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму...

Методическая разработка «Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы»

Данная разработка помогает педагогу понятно объяснить учащемуся, как осваивать музыкальное произведение в классе фортепиано....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...

Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано"

Методическая разработка  "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано" Рассматриваются три основных этапа работы над произведениями в классе фортепиано....

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ      Формирование у...