"Использование медиаматериалов в самостоятельной работе в классе фортепиано"
методическая разработка по музыке на тему

Жирнова Маргарита Юрьевна

Использование компьютерных обучающих технологий в учебном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota4.docx178.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема : «Использование медиаматериалов в самостоятельной работе в классе фортепиано»

Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации

Жирновой М.Ю.

Актуальность : В современных социокультурных условиях одной из главных является проблема повышения качества образования, что предполагает ориентацию  не только на усвоение учащимися знаний, умений  и навыков, но и на развитие его личности, познавательных способностей. В обществе давно созрела потребность в индивидуализации образования, в ориентированно- личностном подходе.

У детей часто отсутствует активность, инициативность, потребность в образовании. Педагог должен быть ориентирован на создание внутренней мотивации у учащихся, на повышение результативности образования, т.е не только на усвоение суммы информации (ЗУН) , но и развитие способности детей действовать самостоятельно в различным проблемных ситуациях, применяя свои знания.

Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих технологий повышает эффективность и результативность обучения, создает активные условия для воспитания личности ребенка. Компьютерное обучение сейчас рассматривается как педагогическая технология. Необходимо учитывать современные тенденции в образовании, ориентированные  на интенсивность и креативность обучения. Важно владеть новыми технологиями и информационными источниками, что бы заинтересовать учащихся, повысить мотивацию к предмету фортепиано, а так же повысить рейтинг профессиональной компетентности педагога и результаты педагогической деятельности.

Цель: Оптимизировать процесс обучения учащихся в классе фортепиано путем внедрения новых информационных технологий.

Задачи :

1. Отобрать и создать банк медиаматериалов.

2.Определить методическую значимость (роль, место) в учебном процессе.

3. Снабдить банком учащихся для самостоятельной работы .

4.Обсуждение, опрос, анализ, контроль полученных знаний.

Методические основы использования современных компьютерных технологий на уроках фортепиано.

Общие процессы информатизации общества  привели к информатизации образования. Применение новых информационных технологий и ресурсов – одна  из главных задач современного образования в целом и музыкального в частности. Дети обучаются в условиях компетентностно- ориентированного образования , когда на уроках применяются проблемно- познавательные задания,  создаются условия для самовыражения детей, воспитывается способность учащихся к самооценке, самоанализу.

ТСО использовались еще до появления компьютеров. Это  были проигрыватели , магнитофоны для записи и прослушивания исполняемых произведений. С появлением компьютеров потребности в использовании новых информационных технологий еще более возросли. Информационные функции компьютера огромные. Необходимо внедрять в учебный процесс современные компьютерные технологии потому, что применение ПК в музыкальном образовании обеспечивает высокую степень наглядности,  поддерживает и развивает знания, умения и навыки, помогает организовать различные формы креативности на уроке. Использование музыкально-компьютерных технологий в классе фортепиано – один из способов формирования компетентностной личности ребенка.

ПК-мощное средство для обработки информации представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков. ПК расширяет умственные возможности ребенка, открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы. Применение ПК активизирует обучение, делает классные и самостоятельные занятия более интересными. Мотивация учащихся к занятиям значительно повышается. Применение компьютерных технологий в сфере музыкального образования позволяет педагогу качественно изменить содержание , методы и формы обучения, модернизировать некоторые виды работы. Эти технологии усиливают интеллектуальные возможности учащихся. Цель компьютерных технологий- индивидуализация , интенсификация процесса обучения, гуманизация, а  так же повышение качества обучения. Формируются коммуникативная и информационная компетентности.

 ПК- помощник учителя , но он не должен совсем его заменять. В основе учебного процесса лежат педагогические технологии. Компьютеру же поручена деятельность, дополняющая деятельность преподавателя.

   

Результаты практической деятельности по внедрению медиаматериалов в самостоятельной работе учащихся в классе фортепиано.

Для того, чтобы активно внедрять в учебный процесс современные компьютерные технологии, прежде всего нужно стать уверенным пользователем ПК, а для этого нужно больше времени  уделять работе с компьютером. Нужно изучать информационные источники, презентативные программы, предназначенные для изложения учебного материала, контроля , тренажа, справочные программы, предназначенные для поиска и получения учебной информации, видеовикторины, интерактивные тесты , клипы ,игры, презентации.  Но мало их изучить, нужно участвовать в создании новых медиапродуктов и создавать свой банк данных. Огромны возможности ПК в использовании интернет – ресурсов для создания наглядных пособий, презентаций, различных викторин, занимательных и обучающих игр, развивающих самостоятельность мышления у учащихся. По интернету можно делиться и собственным опытом работы в использовании новых информационных технологий. Это так же создает огромный простор для творческой деятельности учителя и ученика.  

Что бы оптимизировать учебный процесс, я использую медиаматериалы в работе над характером, образом, содержанием музыкального произведения,  стилем исполнения, в самостоятельной работе учащихся, при подготовке к выступлению на конкурсах, концертах. Это: иллюстрации картин , альбомы, книги, архитектура, нотные сборники, аудио, видео записи, вопросы в виде викторины, и т.д. Учащимся дается информация по композиторам, по музыкальным произведениям, которые изучаются в классе, о стиле исполнения этих произведений, о исторической эпохе, в которой жили композиторы, наглядный материал: портреты композиторов, различные картины природы, фотографии и рисунки музыкальных инструментов, дидактические карточки по разным разделам музыкальной грамоты. Если раньше затрачивались большие усилия по сбору информации и наглядных пособий, сейчас, благодаря компьютеру, огромные возможности по сбору медиаматериалов, и все это красочно, убедительно и интересно для учащихся.

Для подготовки к выступлению в конкурсе, учащейся Чернышковой Лизе были предоставлены медиаматериалы для самостоятельной работы над музыкальным произведением Л.Бетховена  Менуэт соль-мажор: это информация о биографии и творчестве великого композитора; была представлена информация о менуэте, наглядные картинки, фотографии, характеризующие менуэт как старинный французский бальный танец, аудиозапись менуэта в исполнении оркестра.  

После самостоятельной работы была проведена викторина по биографии и творчеству композитора Л.Бетховена. Заданы вопросы по характеру,  содержанию музыки, стилю исполнения.  

Девочка рассказала, как повлияла на нее услышанная музыка. Лиза проявила личную заинтересованность, активность, любознательность, самостоятельность в суждениях. Вместе с ученицей смотрели видеозапись концерта, где учащиеся танцуют менуэт.

Результаты работы оказались положительными, т.к ученица стала более ярко воспринимать характер музыки, почувствовала танцевальность менуэта, точный ритм. Исполнение ее стало более осмысленным, звук более музыкальным, выразительным, благородным.

Если раньше Лиза исполняла менуэт, как прилежная ученица, сейчас ее игра отличалась личным отношением к исполняемой музыке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное искусство - развивающаяся система. НИТ помогают нам пополнять банк данных, лучше ориентироваться, узнавать, где и когда проходят исполнительские конкурсы, какую литературу можно найти по интересующей проблеме, какие новые книги  и нотные сборники уже напечатаны, знакомится с компьютерными программами, с новыми методическими пособиями, использовать интернет - ресурсы для создания собственного банка данных,  делиться опытом работы в использовании НИТ. Творческая деятельность учащихся способствует творческому развитию личности ребенка  и реализует компетентностно - ориентированный подход в образовании.

Новые информационные технологии оптимизируют учебный процесс, позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуализация обучения является первым шагом на пути повышения эффективности учебного процесса. Так же важно, что реализуется не только индивидуальный, но и дифференцированный подход в обучении.

Использование ПК на уроках - одно из средств помогающее интенсифицировать обучение, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и эффективность урока.        

             

ВЫВОДЫ.

1. Эффективность обучения по предмету фортепиано с применением компьютерных технологий повышается, активизируется творческая активность учащихся.

2.Применение новых информационных технологий повышает результативность обучения.

3. Компьютерные программы активизируют развитие воображения, мышления,  музыкального восприятия.

4. Использование новых информационных технологий способствует созданию конкретных образов, делают абстрактные знания учащихся более осмысленными, что особо важно в начальном обучении.

5. Возможность использования новых познавательных средств.

6. Возможность реализации самообразования учащихся.

7. Новые информационные технологии повышают мотивацию учащихся к занятиям фортепиано и рейтинг профессиональной компетентности педагога.

НИТ оказывают воздействия на развитие личности ребенка, создают условия для развивающего обучения в классе фортепиано, раскрывают творческий потенциал детей, формируют ЗУН учащихся на более высоком уровне.  

Приложение №1: медиаматериалы для самостоятельной работы учащихся в классе фортепиано при подготовке к выступлению в        конкурсе - Л.Бетховен Менуэт соль-мажор.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Горбунова И.Б., Заболотская И.В. «Компьютерные обучающие музыкальные системы в музыкальном образовании» // Тезисы докладов международной конференции «Региональная информатика 95».
  2. Заболотская И.В. «Компьютеры и формирование музыкальной культуры ребенка  » // третья международная конференция «Ребенок в современном мире. Тезисы докладов 1996 г. ».
  3. Рагс Ю.Н. «Компьютерные технологии в музыкальном образовании ».
  4. Сизова Е.Р. «Компьютерные обучающие программы в музыкальном образовании » // Информатизация системы образования города, сборник научных трудов научно -практической конференции, Челябинск 1996г.
  5.  Сколол И., Шип С. «Компьютер помощник в музыкальном образовании » // Информатика и образование 1990г.№2.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Музыкально-компьютерные технологии
  7. http://pedsovet.su 
  8. http://www.5ka.ru
  9. http://rutracker.org

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Работа в классе фортепиано с трудными" детьми.

О диферинцированном подходе к обучающимся с разными музыкальными данными...

Медиаматериалы для самостоятельной работы учащихся в классе фортепиано при подготовке к выступлениям на концертах и конкурсах Л.В Бетховен менуэт соль-мажор

Медиаматериалы для самостоятельной работы учащихся в классе фортепиано при подготовке к выступлениям на концертах и конкурсах Л.В Бетховен менуэт соль-мажор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Самостоятельная работа – обязательный компонент учебно-воспитательного процесса. Испльзование различных видов самостоятельной работы  позволит формировать такие ключевые компетенции как: учи...

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Самостоятельная работа 5 класс. Распределительные свойства. (с самооценкой)

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Распределительные свойства. (с самооценкой)...

Создание и использование видеоматериалов для самостоятельной работы учащихся при обучении чтению текстов на английском языке

Использование информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средст...

Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»

ВведениеВыбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методико...

Самостоятельная работа учащегося на фортепиано

Главным стимулом для развития самостоятельной работы учащихся является установление контакта педагога с каждым учеником, умение замечать и поддерживать любые его успехи, как бы скромны они не были, вс...