опыт работы новое
методическая разработка по музыке по теме

Халабузарь Александра Борисовна

к конкурсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_novoe.docx43.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА № 9»

                     г. БЛАГОДАРНЫЙ БЛАГОДАРНЕНСКОГО РАЙОНА

                                          СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ОПЫТ    РАБОТЫ

«Формирование нравственных качеств личности учащихся средствами предметной

области «Музыка»»

Содержание

  1. Условия возникновения и становления опыта.
  2. Актуальность и перспективность опыта.
  3. Ведущая педагогическая идея.
  4. Теоретическая база опыта.
  5. Использование современных технологий на уроках музыки.
  6. Результативность и новизна опыта.
  7. Приложения.
  8. Литература.

  1. Условия возникновения и становления опыта.

                         Музыка – одно из сильнейших орудий воспитания человека.

                                                                                              Д.Д.Шостакович

 «В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства».  Д. Медведев. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

 Современная школа призвана помочь ребенку в реализации становления его личностных  качеств, духовного образа «Я», в его ценностном ориентировании, что в целом будет способствовать процессу нравственного воспитания учащихся.

В настоящее время мало кем отрицается огромное воздействие музыкального искусства на становление духовного и нравственного мира личности. Об исключительных возможностях позитивного воздействия классической  музыки на духовно-нравственную сферу человека говорилось, начиная со второй половины XVIII столетия. Свидетельством этому служит педагогическое наследие музыкантов - профессионалов Л. В.  Николаева,    А. Б. Гольдевейзера, К. Н. Игумнова, С. Е. Фейнберга, Г. Г. Нейгауза.  Музыкальное искусство и заложенный в нем духовный и нравственный потенциал способствуют определению ориентиров морали и правил общения в современном обществе.

Как показал анализ и обзор методической литературы в области теории

и практики музыкального образования и воспитания, проблема формирования нравственных качеств личности, ценностных ориентиров, духовного мира учащихся  в процессе  музыки остается не вполне решенной на сегодняшний день, а механизм воздействия данного феномена на нравственную сферу личности ребенка освещен недостаточно полно, что и привело меня к  выбору темы педагогического опыта.

 Целью моего исследования явилось определение теоретических и методических основ формирования нравственных качеств личности учащихся  средствами предметной области «Музыка» в общеобразовательной школе.

Условия становления опыта: Опыт формировался в течение трёх лет педагогической деятельности. Активные разработки начались в 2010 году.

Причины обращения к проблеме:

 - неудовлетворённость творческими способностями учащихся, умением творчески мыслить;

- отсутствие эстетического вкуса учащихся.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Музыка способна оказывать известное

воздействие на этическую сторону души;

 и раз музыка обладает такими свойствами,

то, очевидно, она должна быть включена в

число предметов воспитания молодежи.

Аристотель

Несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования вызывает интенсивный поиск нового в теории и практике. Новые цели образования, связанные с процессами самоопределения, саморазвития, самопознания, опираются на Я -концепцию, ведь сегодня нужна личность, способная к творческому, сознательному и самостоятельному определению своей деятельности.

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому моя  задача   как учителя  состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому, я считаю, в полной мере способствует использование технологий системы уроков творческой самореализации, что и легло в основу  опыта. Также важно и то, чтобы каждый ученик осознал цели предстоящей деятельности. Последовательность  прохождения этого процесса выглядит так: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия (самоанализ собственной деятельности).

Руководствуясь принципами организации процесса обучения, предложенными Н.М.Зверевой, я считаю, что учитель:

  • переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной творческой  деятельности учащихся;
  • мотивирует познавательную деятельность учащихся на уроке, формирует интерес к  развитию творческих способностей и к предмету в целом;
  • организует самостоятельную и творческую учебную деятельность на уроке, самоанализ и самооценку собственной деятельности учащихся, создает ситуацию успеха;
  • использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая в нее всех учащихся, и организует их взаимопомощь.
  1. Ведущая педагогическая идея.

В искусстве что-нибудь понять – значит полюбить.

С.В. Рахманинов

При определении направлений нравственного воспитания  важно было понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание  завтрашнего дня, насколько несет в себе дух нового времени.

         Для полноты картины освоения   основных нравственных ценностей я провела  мониторинг учащихся 5 - 7 классов МКОУ «СОШ №9» с целью выявить их  «слушательские»  интересы. В результате исследования было выявлено, что учащихся привлекают музыкальные жанры низкого качества,  нередко с нецензурными выражениями (основной жанр музыки, слушаемой учащимися – «попса», «рэп») и сделаны следующие выводы:  «слушательская» культура учащихся (за исключением детей, занимающихся в  детской школе искусств) находится на низком нравственном уровне. Это обусловлено бытовой атмосферой жизни детей, низким  нравственным  уровнем  воспитанности их родителей, поколения 80-90-х годов XX века.

Ведущая педагогическая идея моего опыта на  занятиях музыки  - сформировать  у учащихся ценностные представления, основы духовности, становление нравственных качеств личности, воспитание музыкальной культуры, художественного вкуса, которые создадут почву для формирования высоконравственной интеллектуально развитой личности.

  1. Теоретическая база опыта.

                                     Потребность в музыке лежит в каждой

человеческой личности. Эта потребность имеет

                           право и должна быть удовлетворена.

Л. Н. Толстой  

Воспитание нравственных качеств на уроках «Музыки» невозможно без создания комфортных условий восприятия классики. Каждый ученик, пришедший на урок, -  это индивидуум со своим внутренним миром. Настроить его на восприятие благотворно влияющей музыки невозможно без любви к самой музыке и любви к ребенку, слушающему программный материал на моих уроках.

 Поэтому на каждом своем уроке я стараюсь использовать принцип «педагогической любви».

На своих уроках я использую технологию Л.И. Маленковой для развития и поддержания этого чувства:

1.Стараюсь  понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Стараюсь принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Ищу позитивное в личности ребенка, выражаю  ему доверие, стараюсь включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

4. Устанавливаю личный контакт с помощью средств невербального общения, создаю "ситуации успеха", оказываю ребенку позитивную словесную поддержку.

Создавая образовательное предметное  поле,  я  стремлюсь  уйти от педагогического единообразия. Важным принципом является учет возрастных особенностей детей. Интерес  учителя  к внутреннему миру учащегося постепенно становится стимулом возрастания интереса учащегося к самому себе, совершенствования самосознания, активизации форм самовыражения.

    За теоретическую базу опыта мною взята гуманитарная педагогика, так как в гуманитарной педагогике одной из центральных проблем является обеспечение самореализации  школьника. Для её воплощения необходима такая организация учебно-воспитательного процесса, которая позволила бы каждому ученику иметь свою траекторию развития.

   Гуманитарная педагогика – педагогика диалога. “Человек, в том числе воспитанник, может быть понят только в диалоге и через диалог”.

( М.М.Бахтин) Диалог предполагает, что каждый из партнёров является субъектом и равен в правах. Профессиональная задача – понять ребёнка, проникнуться его мыслями.

Наиболее яркие представители гуманистического направления К.Д.Ушинский, К. Роджерс среди основных принципов выделили следующие:

  • для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности;
  • индивид стремится к самопознанию и к самореализации; он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;
  • взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;
  • самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми.

Многие взгляды К.Роджерса легли в основу личностно-ориентированной педагогики. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные российские  психологи: Л.В.Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А.А.Леонтьев (психология общения), И.С.Якиманская (личностно-ориентированное обучение в школе) и др.

            Специфика  «Музыки»  такова, что исключает традиционные для школы отношения между учителем и учеником, формы преподавания.  То, что на других уроках возможно – авторитарные способы воздействия, системы оценок, контроль усвоения знаний – здесь часто  недопустимо. Очень важно, чтобы учитель видел в каждом ребёнке личность, заслуживающую внимания  и уважения, защищал  его интересы, помогал развивать способности. Сам учитель должен быть открыт, естественен, относиться к ученикам с принятием и доверием, стараться смотреть на мир глазами ребёнка. В данном случае учитель должен выступать проводником информации и профессионального роста ученика.

   Для этих занятий крайне важно, чтобы школьник вышел из деятельности с позитивным личным опытом и с позитивной установкой на дальнейший процесс учения, т.е. с позитивной мотивацией перспективы. Для этого необходимо усилить успешность деятельности ученика. Позитивное восприятие школьником самого себя и своих  товарищей способствует формированию активной личностной позиции, развитию у него  положительной самооценки и внутренней учебной мотивации.

   Иными словами деятельность  учителя будет эффективной, если  он профессионально компетентен, способен создать на занятиях атмосферу уважения доверия и тепла и обладает следующими личностными качествами:

  • способностью к эмпатии (сопереживать, сочувствовать);
  • умением придать личностную окраску преподаванию;
  • владением стиля доверительного (неформального) общения с учащимися;
  • быть  эмоционально уравновешенным, уверенным в себе;
  • стремиться к максимальной гибкости.

В противном случае занятия  не достигнут необходимого результата.

На своих уроках я пользуюсь системой массового демократического музыкально-эстетического воспитания, созданной в начале XX века, Авторами основных известных сегодня всему миру музыкальных систем являются Карл Орф (Австрия), Эмиль Жак-Далькроз (Швейцария), Золтан Кодай (Венгрия), Пьер Ван Хауве (Голландия). Несмотря на то, что все они развивались практически независимо друг от друга, в них можно обнаружить много общего:

  1. Обучение детей музыке в опоре на экспрессивную выразительность музыкально-ритмического движения (путь к пониманию и переживанию

ребенком музыки лежит через пластику телодвижения) (Эмиль Жак-Далькроз).

  1.   Использование специально созданных музыкальных инструментов, благодаря которым дети могли вместе музицировать, играть в оркестре. (Карл Орф).
  2. Язык ручных знаков, позволяющий  эффективно формировать ладовый слух, а также разработанная слоговая система ритма. (Золтан Кодай).

    Общим во всех этих системах является презумпция общечеловеческой ценности музыкального искусства – каждый человек имеет право на близкое знакомство с областью художественной культуры.

  1. Использование современных технологий на уроках музыки.

Исключительную важность освоения культурных и художественных традиций в социальном, межличностном общении отмечали многие психологи: А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, К. Роджерс. Культура, даже классически-элитарная, – неотделима от процесса социальной коммуникации.

Одним из эффективных способов развития эмоциональной сферы личности учащихся является изучение русской и зарубежной  классической музыки. В соответствии со стандартами школьной программы, предмет  «Музыка» изучается с 1 по 7  класс. К сожалению, серьезная классическая музыка не усваивается детьми начальной школы в силу их психолого-физиологического возраста: дети не воспринимают звучание искусно сплетенных музыкальных партитур великих мастеров.

Программа федерального государственного образовательного стандарта второго поколения «Школа 2100» позволила мне в полной мере воспользоваться новейшими технологиями и применить их на уроках музыки с целью развития нравственных качеств учащихся при помощи классики.

Так,  мне удалось заинтересовать учеников 2 класса сложной  музыкой Вольфганга Амадея Моцарта при помощи современных мультипликационных фильмов о композиторе, его музыке, кинофильмов о  Моцарте.

Мультипликационный фильм «Маленький Моцарт» (Little Amadeus,  год выпуска: 2006 Режиссёр: Udo Beissel, Винфред Дебертин)  - мультфильм о детских годах великого композитора. В нем использовались следующие музыкальные произведения: Соната C-dur, ор. 15, Соната C – dur, ор 12. Благодаря просмотру мультфильма дети запомнили музыку Сонаты Моцарта, с легкостью определяют ее среди других музыкальных произведений.

Кинофильм «Амадей», снятый режиссёром Милошем Форманом по мотивам одноимённой пьесы (8 премий «Оскар», ещё 32 награды и 13 номинаций) – биографический фильм. Небольшой фрагмент из кинофильма о детстве Моцарта, просмотренный детьми на уроке,  помог мне не только раскрыть знаменитые факты биографии композитора, но и вызвать у них множество положительных эмоций от просмотра: дети восхищались талантом гениального композитора, сравнивали его детство с жизнью  современных детей.

Современный мультипликационный сериал «Маленькие Эйнштейны»  Little Einsteins, Автора  BestMultfilmsEver  - настоящий клад для учителя музыки. В каждой серии зритель знакомится с одним классическим музыкальным произведением знаменитых мировых  композиторов и одним из известнейших творений изобразительного искусства таких художников, как Василий Кандинский, Иван Суриков, Клод Моне.

 Герои мультсериала Лео, Джун, Квинси и Энни изучают вместе с детьми оттенки классической музыки, ее тембры, темп, развивают ритмическую память и даже поют симфонии! Учащиеся 2 класса с удовольствием выучили зерно-интонацию Симфонии №40 В. Моцарта и с удовольствием спели ее на следующем уроке музыки через неделю.

При подготовке к урокам  я пользуюсь программами для нарезки аудиофайлов Nero MultiMedia Suite 10 и нарезки видеофайлов Киностудия Windows Life. Самостоятельно выбранные фрагменты дают мне возможность выделить в аудио- и видеофайлах главную мысль, подчинить их главной задаче урока.

Чтобы увлечь детей в волшебный мир искусства, им нельзя давать скучать ни минуты. У учителя на уроке нет времени на поиски музыкальных и видеофайлов в компьютере. Для этого я применяю самостоятельно разработанное электронное тематическое планирование. Оно создано на основе гиперссылок к каждому необходимому файлу, включая поурочные планы.

Нравственные ценности на уроках музыки я формирую, вовлекая учащихся в проектную деятельность.

 Ученики 6 класса занимаются поиском обработок и аранжировок классической музыки, прослушанной на уроке. Благодаря данному проекту, они смогли найти связь времен в музыке Баха: Органная токката и фуга d-moll, написанная в 18 веке, зазвучала в новой обработке в телевизионной программе «Человек и Закон», музыка 18 века Россини зазвучала в рекламе кукурузы «Бондюэль».

Со скамьи начальной школы дети используют электронные музыкальные инструменты на «планшетных» компьютерах. А в 7 классе создан оркестр планшетов, где дети исполняют музыкальное произведение о маме на электронных сенсорных фортепиано, гитаре, ударных инструментах.

  1. Результативность и новизна опыта.

В результате использования новых технологий на уроках музыки, я добилась своей цели:  учащиеся начальной школы с легкостью поют сложнейшие произведения Грига, Моцарта, Генделя, Чайковского, стремятся к просмотру развивающих мультфильмов, учащиеся среднего звена с большим интересом делятся находками классической музыки 19 века в современном «рэпе»,  телевизионных заставках, «музицируют» на планшетах.

На уроках музыки формируется «слушательский» вкус, нравственность, пытливость, инициативность,   способность творчески мыслить и находить нестандартные решения -  все те качества личности, которые в будущем помогут учащимся  быть конкурентноспособными в условиях модернизации нашей страны.

  1. Приложение.

«Жизнь классической музыки в современном мире»

Проект учащихся 6 «Б» класса март 2013 г.

Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. В центре классических сочинений те же нравственные, религиозные и философские проблемы, что и в творениях художников, писателей.

Современные дети без определенной подготовки не воспринимают классическую музыку. На уроках музыки в старших классах стал вопрос: каким образом заинтересовать детей слушать классическую музыку. При изучении творчества А. Бородина дети прослушали фрагмент оперы «Князь Игорь»  «Улетай на крыльях ветра». К сожалению, эмоционального отклика в душах детей эта музыка не вызвала. Детям было предложено найти современную обработку фрагмента музыки А. Бородина. Учащиеся 6 «Б» класса с удовольствием нашли переложения и обработки данного фрагмента в интернете. Прослушав эту музыку в современном стиле и обработке в стиле «Рэп», я добилась требуемого результата: увидела эмоциональный отклик учащихся, интерес к классической музыке.

Этот факт и послужил началом данного проекта, в который вовлечены учащиеся 6 «Б» и 7 «А» классов.

Перед учащимися были поставлены следующие цели и задачи:

  1. Выявить классическую музыку, звучащую в наше время как в оригинале, так и в обработке.
  2. Изучить современные обработки классической музыки, сравнить образы классической музыки и ее современной интерпретации.
  3. Выявить влияние современных обработок классической музыки на человека.

Дети с большим интересом стали приносить на уроки музыки  современные обработки классики, доклады о композиторах. Их теоретические доклады, а также найденные обработки  и были положены в основу проекта.

Так, например, не без помощи подсказок, дети выяснили,  что заставка к передачам «Человек и закон», «Что? Где? Когда?» это оригинальные сочинения И.С. Баха «Токката и фуга ре минор» и Р. Штрауса «Так говорил Заратустра», а множество красивых современных обработок, звучащих в телефонах и рекламных роликах – это музыка А.Вивальди, Россини  и Л. Бетховена, а в современном русском и американском рэпе, в том числе «Класс первый» используются мелодии В. Моцарта и А. Бородина. (пример).

Благодаря реализации данного проекта основная задача стала выполнимой: дети с интересом вслушиваются в мелодии классической музыки, ищут ее интерпретации в интернете, сравнивают с мелодиями из знакомых мультфильмов.   

           Я не призываю детей бросить наушники с  “ультрамодной” музыкой, а  рассказываю  о том, что есть и другая, сложная, многогранная «вечная» музыка. Музыкальный мир  сложен, необычен и красив, и каждое произведение должно найти слушателя. Но в безграничном океане музыки детей нужно научить разбираться в том, «что такое хорошо и что такое плохо».    

К сожалению, мы не можем оградить детей от влияния негативной музыки. Но нравится ли человеку классика, или эстрадные полуфабрикаты, или современные композиторы нужно помнить:
- в музыке должен быть  смысл;
- она должна быть красивой; 
- мы должны получать от нее удовольствие.

И не случайно классическая музыка звучит не только на земле, но и в далеком космосе. Эта вечно прекрасная музыка была выбрана учеными земли для представления земной цивилизации при встрече с инопланетными мирами. В миллионах километрах от нашей планеты летит космический корабль «Вояджер» и несет на своем борту диск с «Бранденбургским концертом №2» И.С.Баха.

А закончить свое выступление мне хотелось бы словами Роберта Шумана: «Не надо думать, что старая музыка устарела, подобно прекрасному правдивому слову не сможет устареть прекрасная правдивая музыка». 

        Слушайте классическую музыку, дорогие коллеги, и прикасайтесь к прекрасному.

  1. Литература.
  1. Личностное развитие учащихся в системе дополнительного художественно  - эстетического образования детей. Сборник материалов городской научно-практической конференции – М.: ИздательствоМХШ «Радость», 2011. Ред. Т.А. Жданова, Л.П. Дуганова,
  2. Базанова О.М. Электроэнцефалографические альфа-корреляты музыкальных

способностей. // Ж. Функциональная диагностика. – 2005, 1. С. 62-70

  1.  Андрианова, О. В. Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Андрианова Ольга Владимировна. – Брянск, 2010. – 192 с.
  2.  Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М. : Просвещение, 2000. – 275 с.
  3.  Баренбойм, Л. А. Леонид Владимирович Николаев – основатель ленинградской пианистической школы / Л. А. Баренбойм // За полвека :  очерки, статьи, материалы. – Л. : Сов. композитор, 1989. – С. 99–146.
  4.  Божович, Л. И. Нравственное формирование личности школьника вколлективе / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова. – М. : Просвещение, 2000. – 464 с.
  5.  Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: (вопросытеории) / Н. И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2000. – 224 с.
  6.  Брунер, Дж. Культура образования / Дж. Брунер ; пер. Л. В. 10Трубицыной, А. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2006. – 213 с.

 Халабузарь А.Б., учитель музыки МКОУ «СОШ №9» г. Благодарный        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

Уроки с использованием ИКТ  технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...

«Опыт работы РМО учителей технологии г. Ливны по переходу на ФГОС нового поколения»

Работа РМО учителей технологии г. Ливны направлена,  на теоретическую подготовку выбор и анализ УМК. Анализ программ ФГОС предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, ...

опыт работы "Новейшие технологии с детьми, состоящими на учете в ПДН и КДН

Выступление на выездном заседании комиссии ПДН и КДН в МКОУ "Кривомузгинская СШ"...

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Опыт. Раздумья. Новые планы.

Презентация используется как сопроводительный материал к выступлению классного руководителя на родительском собрании....

Опыт работы по внедрению новых технологий на уроках географии в основном звене

Опыт работы по внедрению новых технологий на уроках географии в основном звене...