Реализация интегративного подхода на уроках музыки через применение современных информационных технологий.
материал по музыке на тему

Сошинская Елена Юрьевна

Вообще с метапредметными связями  музыки  очень хорошо эксперементировать. Благодаря тому, что музыка отражает нашу жизнь. Хорошее поле для творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация  интегративного подхода на  уроках музыки  через  применение  современных  информационных  технологий.

                                                                                                                         

 Сошинская .Е.Ю.     

МОБУ СОШ  № 3   

Взаимное притяжение разных искусств — закон развития художественной культуры, ее «вечный двигатель». Человечество было неисчерпаемо изобретательно, создавая все новые «модели» синтеза музыки, поэзии, театра, живописи.

       Термин «интеграция» на страницах педагогических документов появился достаточно давно, но употреблялся в самом широком спектре значений, что объясняется расхождениями в толковании этой дефиниции. Обращение к справочникам общей направленности позволило с определенной условностью считать, что интеграция (от древнелатинского integer)—это восстановление целостности, глубоких и устойчивых связей близких жизненных сфер в содержании учебного предмета с целью достижения эффективного конечного результата при наименьших расходах времени и сил.

Целью интеграции является повышение эффективности процесса познания и развития, независимо от того, на какой информации базируется содержание предмета - научных знаниях, способах деятельности или опыте творчества и эмоционально-ценностного отношения к объекту или способу деятельности, что позволяет распределить учебные предметы по их ведущему компоненту, создавая благоприятные условия для определения основ интеграции.

Предпосылки для этого открываются широким использованием и опорой на программу по музыке  Д.Б.Кабалевского.В  его концепцию и программу формирования музыкальной культуры школьников заложены основы целостно-интегративного подхода к педагогическому процессу. В ней музыка рассматривается во взаимодействии с другими искусствами, а в основу урока положены не отдельные виды деятельности, а различные грани музыки как единого целого.

       В своей практической  деятельности  я   использую  два  направления  интегративного  подхода, представленных  в  следующих  схемах.

1.    Взаимодействие  с  другими  информационными  каналами,

Базовые  предметы:                                                                    Смежные  виды  искусств:

Изобразительное  искусство                                                           Танец

Литература                                            музыка                              Кино

История                                                                                               Театр

                                                                                           

                 

2.      Бинарные  уроки.

   

Музыка     -      Чтение. Литература (начальные  классы).

  1. Музыка    -    Культура  Народов  Ямала

Музыка     -      Дополнительное  образование.

Музыка    -    Информатика

           На  мой  взгляд,  важным  является  использование  возможностей каждого учебного предмета,  В систематической форме перед учащимися раскрываются закономерности музыкального искусства, его жизненные связи и социальная роль. Уроки  построены  таким  образом, что  каждый  педагог  имеет  возможность  поочередно выполнить  свою  часть  работы. Само  присутствие  на  уроке  двух  педагогов  дисциплинирует  учеников, привлекает их  внимание, создает  ситуацию успеха, ожидания  чего-то  необычного, вызывая  устойчивый  интерес  к учебной  деятельности.

Музыка  и  информатика.

 Стоит отдельно сказать об использовании новых информационных  средств на уроках музыки  для  реализации  интегративного  подхода. Прошло уже более 10 лет с тех пор как началось активное внедрение компьютерных технологий в образовании.

Изучение  музыки  посредством  информационных средств открывает  новые возможности для  более  глубокого  изучения  музыки  в  синтезе  с  другими  видами  искусств, дополняя  учебный  процесс  новыми  видами  деятельности  учащихся. 

       Изучая различные мультимедийные программы, я использую их на уроках музыки, как для показа всем детям, так и для индивидуальной деятельности. В  своей  работе  применяю  ряд  известных  мне  программ.  А  именно:

-«Музыкальные  инструменты».  «ЭксФрос» 2002г.

-«Энциклопедия  классической  музыки». ЗАО «Коминфо» 2000г.

          -«Энциклопедия  кино». «Кирилл  и  Мефодий».

-«Энциклопедия популярной  музыки». «Кирилл  и  Мефодий».1998г., 2002г.

-«Классика» «История  джаза».  «Адепт» 2002г.

-«Шедевры  музыки»(жанры, эпохи).»Кирилл и Мефодий» 1997г.,2001г.

  Мной  были проведены  интегрированные  уроки        с использованием программ:

        -«Энциклопедия классической музыки»  в  7 классе, 

        - «Энциклопедия  кино»  в     5  классе.

Интегрированный  урок «Изучаем музыку по компьютеру» в 7 классе является  вводным  по  изучению  оперы  М.И.Глинки  «Руслан  и  Людмила» в  теме «Музыкальная  драматургия» Он  показал на сколько может быть эффективным использование компьютера на уроках музыки.

Каждый  учитель ставил  свою  задачу  перед учащимися, в  целом  определяя  одну  цель- получение  достаточной  информации  для  дальнейшего  и  более  глубокого  изучения  и  прослушивания  музыкального  произведения. Дети выполняли самостоятельную работу по поиску информации в базе данных. Задание   изложено  на индивидуальных  карточках возле  каждого  компьютера. Затем  учащиеся  в  определенном  порядке  выходили  к  доске, выводили  статьи  на  экран  и  давали  ответы. Были представлены видео и аудио фрагменты из оперы, которые  также  были  найдены  учащимися  в базе  данных. В  конце  урока  учащимся  выдавались  памятки  с  основной  информацией.

В  этой  же  программе  для  проверки  уровня  знаний  находится раздел «Музыкальная  викторина».

В разделе «Музыкальные экскурсии» можно  совершить «путешествие» в историю русской музыки, где рассказ сопровождается показом великолепных репродукций и музыкой. Это дает возможность максимально решить обучающие, развивающие и воспитывающие задачи; побуждает детей  к  приобретению  программных дисков для изучения различных видов искусств; организовать  их самостоятельную учебную деятельность. На  мой  взгляд,  подобные  уроки  могут  использоваться   как  вводные  в  изучении  любого  крупного  произведения  или  творчества  композитора.

На интегрированном  уроке в 5 классе  «Можем  ли  мы  увидеть  движение  в  музыке»  по теме «Музыка  и  изобразительное  искусство» детям  предлагалось, через  мысленное  создание  зрительного  образа, соответствующего  характеру  музыки, осуществить подбор  репродукции  картин  на  компьютере  через  выбор  фонового  рисунка  Рабочего  стола.

 На  начальном  этапе  проводилась  интонационная  работа  после  прослушивания «Песни о  тачанке» К.Листова. 

Затем, после  повторения  выполнения  настройки  «Рабочего  стола», учащиеся  выполнили  задание  на  компьютере. Пока некоторые  из  детей  доказывали  правильность  выбранного  ими  рисунка, небольшая  группа  учеников  выполняла  более сложное задание, используя    компьютерную  «Энциклопедию  кинематографии». Они , применяя  технологию  поиска  и  сортировки  информации,  находят  ответы  на  вопросы  и  создают  памятку, которую  в  конце  урока  распечатает  учитель  информатики.

После  выполнения  задания через  ответы  учеников  происходит  более  глубокое знакомство с фильмом «Новые приключения  неуловимых»  с  последующим  просмотром  видеофрагмента  со  звучанием  «Увертюры» Я.Френкеля  к  фильму.  

Завершающий  этап  в  работе  над  песней  Я.Френкеля  «Погоня»  осуществлялся  также  при  помощи  компьютера(слова  выводятся  на  экран).

В  конце  урока  осуществлялась  обратная  связь  через  подбор на  компьютере  цвета, соответствующего  настроению  каждого  ученика  и  его  отношению  к  уроку. Не  было  ни  одного  ученика,  не  вовлеченного  в  учебный  процесс.

Создавая творческие работы, рефераты, сообщения ученики используют компьютер как средство для научного и творческого поиска, обогащая свои знания и пополняя материал по предмету «музыка».

      Интегративный  подход  дает  возможность  сочетать фронтальную,  групповую индивидуальную формы работы , поисковую  деятельность  и  творческие  задания , применяя  разноуровневый  подход в  изучении  предмета,. задания. Применение  же  новых информативных технологий   поможет  направить увлечение  детей  компьютером  на  познавательный, творческий  путь  и  открыть  новые  возможности для  осуществления  итегративного  подхода  в  изучении  предмета.  

Во  фрагментах  тематического  планирования  представлены   основные  этапы  деятельности  педагогов  и  учащихся.

  1. Класс

        Тема

  1.                  Музыка

             Информатика

   

7

«Музыкальная  драматургия».

-«Изучаем  музыку  по  компьютеру»

Вводный  урок.

   - М.И.Глинка  

     опера «Руслан  и  Людмила».

   -Увертюра  к  опере.

   -Усвоение, закрепление            

    основных понятий: опера,  

    увертюра, состав    

    симфонического  оркестра.

  -Знакомство  с  произведением,  

    историей  его  создания и  

    постановки.

  -Более  глубокое  знакомство

    с особенностями  творчества  

    композитора.

  - Слушание  фрагмента  

    «Увертюры».

  - Просмотр  видеофрагмента  

    театральной  постановки (театр),

  - Исполнение  р.н.п. «По  полю,

      полю»  

 - Поиск  информации  в  базе  данных.

 - Выполнение  индивидуального  

   задания,  изложенного  на  карточках    

   возле    каждого компьютера:

  -работа  со  словарем,

  -работа со статьями,

  -поиск  видеофрагмента

  -поиск  иллюстрации,

  -умение  выводить  на  экран  

   найденный   материал,

  -поиск  разделов «Экскурсии» и

   «Викторина»

   (как  дополнительный  вариант).

Класс

          Тема

  1.                      Музыка
  1.            Информатика

    5

«Музыка  и  изобразительное  искусство»

-«Можем  ли  мы  увидеть движение  в  музыке»

-«Песня  о  тачанке»

муз. К.Листова, сл.М.Рудермана.

Прослушивание,  интонационная  работа.

-Знакомство с историей  создания    фильма трилогии  «Неуловимые  мстители».

-«Увертюра» к кинофильму    

«Новые приключения   

 неуловимых».

Слушание  и  просмотр  фрагмента  со  звучанием  «Увертюры».

-«Погоня» муз. Я.Френкеля.

Работа  и  заключительное исполнение.

  -Настройка  рабочего  стола.

  -Подбор  фонового  рисунка,      

   соответствующего  характеру  

   движения в  музыке  из

   представленного  ряда  

   репродукций  картин:

    -М.Греков «Тачанка»,

    -В.Псарев «Красные 

     командиры»,

    -З.Курдов «Парад  на 

   Красной  пощади», «Тачанка»,  

    «Буденный».

  -Поиск  ответов  на  вопросы  и          

    создание  памятки, применяя                      

   технологию  поиска  и

   сортировки  информации.

  -Подбор цвета  фонового

   рисунка,  соответствующего

   настроению  на  уроке  и    

  отношению  к  нему.

_________________________________________________________________________   

      Д.Б. Кабалевский писал: «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем незаменимым средством формирования их духовного мира… нравственности и душевного благородства»

Воспитание у ребенка чувства целого равносильно воспитанию в нем чувства соразмерности времени и пространства, целостности восприятия мира. Поэтому чувство целого должно присутствовать во всем.

«Понимание искусства как особой модели мировоззрения, как способа познания мира и себя в этом мире должно стать направляющим в осмыслении общепедагогических проблем. Включение

художественно-образных методов познания в другие образовательные области означает их интеграцию в единое образовательное пространство».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...