Рассказы об инструментах (гармоника, баян, аккордеон)
презентация к уроку по музыке по теме

История создания самых популярных язычковых инструментов - гармоники, баяна и аккордеона - представлена в формате презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_ob_instrumentakh.pptx714.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посвящается Всероссийскому Дню баяна, аккордеона и гармоники Рассказы об инструментах

Слайд 2

Без этого инструмента и его разновидностей - баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно было раньше представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе... Кажется, что гармонь существовала всегда… Гармоника Христиан Фридрих Людвиг Бушман Гармоника родилась в Берлине в 1822 году. Мастер по настройке фортепиано и органов Христиан Бушман изобрел губную гармонику, чтобы облегчить настройку органов : э то была маленькая коробочка с встроенным в нее металлическим язычком. Позже Бушман понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд, пришел к новой форме музыкального инструмента. А было ему в ту пору всего 17 лет...

Слайд 3

Гармоника - родственница самого величественного музыкального инструмента - органа, а еще больше – фисгармонии. Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русские - тальянка, ливенка , тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда названия - двухрядка, трехрядка). Особенность гармоники – при нажатии одной клавиши-кнопки на левой клавиатуре извлекается не один звук, а целый аккорд. В первой половине XX века гармоники были широко распространены повсеместно… В каждом селе был свой гармонист. Понятия "гармошка", "гармонист" приобрели качества исконных фольклорных, народ их опоэтизировал в стихах и песнях.

Слайд 4

Баян появился на свет в 1907 году. Родом он из старинного русского города Тулы, славного всяческими ремеслами. Вышел из многочисленной семьи Гармошек. А сотворил его гармошечных дел мастер Петр Стерлигов . Да не по своей прихоти, а по заказу артиста Орландского-Титаренко . Этот артист необыкновенно хорошо играл на гармошках русские народные песни. Но мечту имел играть еще искуснее. Так появился на свет наш герой. И дали имя ему, новорожденному, не какое-нибудь, а гордое, в честь древнерусского певца- сказителя Бояна . Да таким ловким, звучным получился инструмент, что его скоро узнала вся Россия. Имя этого инструмента - БАЯН. Баян Обращаем внимание: имя былинного певца пишется через «о» — Боян , название инструмента всегда пишется через «а» — Баян.

Слайд 5

Гармонь, баян - дуэт Российский, И голоса, как на подбор. Она погромче, он - потише, Такой меж ними уговор. Живая музыка награда, Бальзам для сердца и души. Сотворена самой природой, Любуйся ею, не спеши. Я сам играю на баяне, Когда сомненья давят грудь Возьму баян и поиграю И станет легче жизни путь. Гармонь, баян, меха и кнопки, Еще ремни через плечо. Друзья вы наши дорогие, Нам с вами очень хорошо.

Слайд 6

Аккордеон - это клавишно-духовой музыкальный инструмент, имеющий две клавиатуры: кнопочную - для левой руки, клавишную, фортепианного типа, - для правой. Аккордеон по своему виду напоминает баян, по техническому устройству относится к гармони, клавишами близок к фортепиано, способностью переключать регистры напоминает орган . Аккордеон С историей возникновения аккордеона тесно связано имя Франтишка Киршника : мастер-ремонтник, он не имел своей мастерской, а переезжал из страны в страну, из города в город, где занимался настройкой и ремонтом органов и клавикордов. Вместе с тем у него был огромный опыт в ознакомлении с различными устройствами, конструкциями, приспособлениями и механизмами, он был высококвалифицированным и уважаемым мастером в среде специалистов. В 1770-х гг., работая в мастерской, предоставленной ему для научных опытов и экспериментальной работы Х.Кратценштейном , известным в то время физиком-акустиком и медиком, он изобрел язычковые планки ( создал новую по сути конструкцию ). Затем Киршник изобретает маленький орган на основе этого принципа звукоизвлечения и с ним в 1782 г. приезжает в Петербург, где знакомит с новинкой музыкантов и мастеров, которые подхватывают новый принцип звукообразования и начинают приспосабливать его по своему вкусу и возможностям к своим изобретениям. В 1797 г. Франтишек Киршник вкладывает опыт изготовления язычковых планок в создание новых музыкальных инструментов - ручных гармоник .

Слайд 7

Сохранились сведения в письме Андрея Тургенева (от 6 февраля 1802г.) о том, что в Петербурге юная графиня Авдотья Николаевна Свечина играла ему на такой гармонике русские народные песни «Выйду ль я на реченьку», «Я по жёрдочке шла» и другие (гармоника находилась в доме несколько лет). Игра на столь необычном романтическом инструменте с приятным, нежным выразительным звучанием, глубоко трогала сердце молодого человека … В России в 1800 гг. игра на гармониках была уже широко распространена, и было организовано их стабильное производство в Туле. Возможно, принцип звукообразования был открыт и сконструирован здесь, в России параллельно опытам Ф. Киршника .

Слайд 8

В 1821 году одним из первых изобретателей губных гармоник (которые имеют огромную популярность и в наши дни) стал Фредерик Бушман из Берлина. Он назвал свое новое изобретение "Аурой". Звук инструмента извлекался язычками свободно проскакивающими через отверстие в рамке под давлением струи воздуха вдыхаемой музыкантом. Гармоника получила разновидности диатонической и хроматической. В 1822 году Бушман , приделав кожаный мех к своему усовершенствованному камертону для настройки, изобретает маленькую ручную гармонику и совершенствует её . Первая гармоника напоминала гофрированный кубик с тремя складками, двумя деревянными планками по бокам и медными клапанами на них. Внутри гармоники находились язычки, настроенные на определённый тон.

Слайд 9

Свое имя аккордеон получил в 1829 году, когда в Вене мастер Кирилл Демиан изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке и назвал ее «аккордеон» (по-французски accordeon означает «ручная гармоника»). Он тут же подал заявку на инструмент и получил патент на свое изобретение (6 мая 1829 г.) и исключительные права на производство аккордеонов. Именно с этого времени, все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, во многих странах стали называться аккордеонами . Точная копия первого аккордеона К.Демиана Первый аккордеон имел только 5 кнопок, и каждая кнопка играла 2 аккорда: один аккорд при сжатии мехов и другой - при растяжении мехов. Поэтому на нем можно было играть только очень простые мелодии.

Слайд 10

Аккордеон – Волшебное Творенье Рук золотых Великих Мастеров! Их не покинет Вдохновенье, А музыкантов – Восхищенье и Любовь! Аккордеон! Ты – чудо из чудес! Подарок Миру, Музы наслажденье! Возносишь душу до небес!... Ты – блеск, экспрессия и наваждение! Звучит синьор аккордеон, Далекий брат органа он. Он носит клавиши и кнопки, И нрав его совсем не робкий. Певучи звуки, громогласны, Они торжественны, прекрасны. То скрипки, то виолончели То слышатся в них флейты трели… Прекрасен в мастерстве своем, Звучит оркестр целый в нем. Аккордеон — как волшебство, Все звуки собраны в него.

Слайд 11

Русские слова "гармонь" и "баян" звучат на английском - accordion, на французском и испанском - accordeon , на немецком и польском – akkordeon , на итальянском - fisarmonica , на датском - harmonika , на финском – harmonikka . Голландцы ( accordeon ), ирландцы ( caird;n ), латыши ( akordeons ) – тоже гармонь называют аккордеоном . Совсем экзотично гармонь и баян называются у норвежцев – trekkspill , у шведов - dragspel .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по дисциплине:"Музыкальный инструмент: «Баян, аккордеон».Для учащихся музыкального отделения.Подготовительный класс

Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте является, как известно, наиболее важным и рассматривается как фундамент знаний и умений, который определяет дальнейшее движение учащегося по п...

Методическое поурочное пособие для детей раннего развития (баян, аккордеон)

Методическая разработка уроков в помощь педагогам....

Экзамен–концерт обучающихся 1 класса фортепиано, баян, аккордеон, гитара, хоровое дирижирование

Экзамен–концерт обучающихся 1 класса фортепиано, баян, аккордеон, гитара, хоровое дирижирование - это подведение итогов первого года обучения в музыкальной школе. Обучающиеся обязательно выполняют дан...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по учебному предмету "Ансамбль" в области музыкального искусства "Народные инструменты.Баян. Аккордеон"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по учебному предмету "Ансамбль" в области музыкального искусства "Народные инструменты.Баян. Аккордеон"...