Театрализованные игры для развития общей и речевой моторики.
методическая разработка по музыке по теме

Ожегова Ирина Владимировна
Известно, что нарушение темпо-ритмической организации речи проявляется, прежде всего, в речевой коммуникации, развитие которой достаточно успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободится от фиксации на своём дефекте; их можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

 Музыкальный руководитель: Ожегова Ирина Владимировна

 

10.01.2009

Театрализованные игры  для развития общей и речевой моторики. 


Известно, что нарушение темпо-ритмической организации речи проявляется, прежде всего, в речевой коммуникации, развитие которой достаточно успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободится от фиксации на своём дефекте; их можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи,  как активное  средство психотерапии.

У  детей с нарушением речи бедная мимика, невыразительные , плохо скоординированные движения, отсутствуют чувства ритма, поэтому уже на первом этапе работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку  мимики, жестов, пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм.

Игровые упражнения по развитию мимики

  • « Съели кислый лимон» (дети морщатся).
  • «Рассердились на драчуна»  (сдвигают брови).
  • « Встретили знакомую девочку» (улыбаются).
  • « Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
  • «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).
  • « Обиделись»  (опускают уголки губ).
  • « Умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).

Игровые упражнения по обучению жестам

  • Покажите высокого мальчика, «низкого»;  там, вверх, вниз, вокруг;  я, ты, мы; маленького комарика;  медведя.

Игровые упражнения по развитию пантомимики

  • « Расцвели  как цветы».
  • « Завяли как травка».
  • « Полетим как птицы».
  • « Идёт медведь в лесу».
  • « Крадётся волк за зайцем».
  • « Плывут уточки».
  • « Идут пингвины».
  • « Жук перевернулся на спину».
  • « Скачут лошадки» («рысью», «галопом»).
  • « Мчаться олени».

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям  подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают  большую уверенность, управляемость. Дети с нарушением темпо-ритмической организации речи начинают легче переключаться  с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

На втором этапе необходимо  использовать такие приёмы как сопровождение   действий педагога  и действий детей словами, доступными им, а также фиксация их внимания на окружающих предметах, их свойствах. Затем переходить  к театрализованным играм. Стараться  подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показывать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты выбирать  таким  образом, чтобы помочь детям поупражняться  в ситуативной речи, активизировать словарь.

Пальчиковые игры

Стучит, бренчит по улице,                                                                                                                                                          Фома едет на курице

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

-Куда Фома едешь?

Куда погоняешь?

-Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

-  Молоко доить.

- На что тебе молоко?

- Ребяток кормить.

Идём приставным шагом, на каждый шаг- хлопок.

Изображаем кошку.

Рисуем  правой рукой кривую линию.

Разводим руки в стороны, сначала правую, затем левую.        

«Косим».

Разводим руки, на лице удивление.

Руки на поясе.

Разводим руки.

«Доим»

Поднимаем плечи, выражаем крайнее удивление.

Показываем на стоящих в кругу детей.

 

*******

 Чищу овощи для щей.                            

Сколько нужно овощей?                        

Три картошки,

Две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле

густо!

Раз!

Два!

Три!

Огонь зажжён,

Кочерыжка выйди  вон!

Вертикальные движения руками, словно отряхиваем их от земли.  

                                                                             

Загибаем три пальца на левой руке.

Загибаем ещё два пальца.

Загибаем пальцы на правой руке.

Загибаем ещё один палец на левой руке.

Загибаем ещё один палец.

«Раздвигаем» руки  в стороны.

Выставляем большие пальцы рук, потом указательные - другие в кулаке.

Выставляем средние пальцы рук.

Хлопаем.

Руки на поясе.

Правая рука показывает на дверь.

Что делать после дождика?

 

Что делать после дождика?

По лужицам скакать.

Что делать после дождика?

Кораблики пускать.

Что делать после дождика?

На радуге качаться.

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться!

Соединяем по очереди все пальцы рук с большими.  

 

Щепоть одной руки приставляем в центр ладони другой руки.

Соединяем все пальцы рук по очереди с большими.

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Соединяем все пальцы с большими.

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Качаемся из стороны в сторону.

Соединяем все пальцы рук с большими.  

Улыбаемся!      

           

Мышь и мышонок

Мышонку                                                                             шепчет                                                                                       мышь

-Ты всё                           шуршишь?

Шуршишь?

Мышонок

Шепчет

Мыши:

-Шуршать

Я буду

Тише.

Правую руку и ногу выставляем вперёд

Правую руку и ногу отставляем в сторону.

Правую руку и ногу отставляем назад.

Правую руку и ногу отставляем в сторону.

Руку на пояс, ногу приставить.

Все движения повторяются, теперь работают левая рука и нога.

*****

Дворник дверь держал

Два дня держал-

Деревянный дом

Дрожал.

Ветер дёргал

Эту дверь,

Дворник думал:

Это зверь.

Руки поочерёдно, в ритм фразам, «закрывают дверь» на себя.

Руки по швам одновременно с приседанием.

В ритм хлопаем по бёдрам.

Волнообразные движения руками.

Руки описывают круг и смыкаются над головой, изображая рога.

 

                                                                                                                                     

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики

Мелкая моторика, координация движений, изоуголок...

Курсовая работа.Логопедическая работа по развитию общей и мелкой моторики детей с ОНР.

Логопедическая работа по развитию общей и мелкой моторики у дошкольников с ОНР....

Вместе с мамой. Расскажи стихи руками (развитие общей и мелкой моторики)

В настоящее время увеличилось количество детей, страдающих речевыми нарушениями. Дети с речевой патологией, как правило, имеют проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, плохо ориенти...

Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук. Лексическая тема "Космос"

Практические материалы для развития общей и мелкой моторики пальцев рук по лексической теме: "Космос"...

Звуковая культура речи (система звуков русского языка, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики)

Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка, так как речь является основным средством общения....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....

Влияние театрализованной игры на развитие речи и мелкой моторики пальцев рук

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...