РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАЗИСТОВ ПУТЕМ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА
статья по музыке по теме

Пушкина Наталья Николаевна

Статья представляет опыт проведения уроков, построенных на взаимодействии разных видов искусства и разных видов художественной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pushkinoy.docx16.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Н.Н. Пушкина

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАЗИСТОВ

ПУТЕМ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА

Уроки, построенные на взаимодействии разных видов искусства и разных видов художественной деятельности, называют в современной инновационной педагогике интегративными. Место интегративных уроков в системе уроков литературы или музыки как правило обобщающее.

Цель подобных уроков - развить у детей интерес к искусству в целом, понять специфику воплощения художественного образа в сравнении со смежными видами искусств: музыки, литературы, живописи.

Основные      методы      работы  –          сопоставление  художественных    

произведений, анализ их средств выразительности в претворении общего образа, а также перевод языка одного искусства на язык другого. Целенаправленно создается емкое художественно-информационное пространство на уроке, пробуждается и развивается ассоциативное мышление школьников, в процессе занятий используются моделирующие технологии.

Критерий отбора произведений смежных искусств - их эстетическая ценность, доступность детскому восприятию, близость по эмоциональной выразительности, художественному образу или сюжету. Помимо этого целесообразно основываться на принципе историко-культурного соответствия. Подбираются произведения искусства общего исторического пласта и преимущественно одной национальной культуры. Например, стихотворение А.С.Пушкина «Гонимы вешними лучами» сопоставляется с романсом С.В.Рахманинова на стихи А.Тютчева «Еще в полях белеет снег» и репродукцией картины И.Левитана «Большая вода»; стихи А.Майкова «Ласточка примчалась» - с «Песней жаворонка» П.И.Чайковского из цикла «Времена года», репродукциями «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Март» И. Левитана, «Мартовский снег» И.Грабаря. При изучении сказочной темы фрагменты «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина сопоставляются с музыкой одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова, иллюстрациями художников к сказке, репродукцией картины М. Врубеля «Царевна-лебедь». Подобные линии сопоставления возникают при изучении былины «Садко» и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова и т.д.

Подобные уроки превращаются в своего рода уроки отечественной культуры. На них школьники погружаются в художественно-эстетическое пространство определенной эпохи, ощущают и анализируют взаимосвязи в искусстве своей страны. В отдельных случаях возможно сравнение того, как претворяется сюжет в разных видах искусства и национальных традициях (например, в программе третьего класса целесообразно сравнить особенности воплощения П.И. Чайковским в жанре балета сказки Ш. Перро «Спящая красавица», а можно сопоставить балет П.И.Чайковского и поэтическую сказку Жуковского «Спящая царевна» со сказкой Ш.Перро).

Для  методологии  интегративных уроков важны генетические,   исторические
и особенно морфологические и семантические взаимосвязи искусств. При создании эстетического поля на уроке учитываются функции каждого из искусств. Методика интегративных уроков еще мало разработана. Чаще     всего     при     сопоставлении
        произведений     применяют     метод художественных ассоциаций. Помимо него, на мой взгляд, важную роль играет метод сравнительного анализа.

Цель анализа - ощутить и понять общие закономерности и специфику воплощения картин мира средствами разных искусств, реализующиеся во взаимосвязи содержания и формы в конкретном произведении. Глубина анализа естественно различается при разных тезаурусах личностей учеников, но специфику сравнительного анализа может освоить каждый.

Личный опыт убедил меня в показательности для анализа трех параметров. Первый параметр выявляет общность эмоционального плана (характер произведения, его настроение, чувства, переживания, возникающие при его восприятии). Второй параметр отражает анализ содержания с точки зрения образно-драматургического развития (сколько в произведении художественных образов, героев, какие они, меняются ли, как развиваются, располагаются...). Третий параметр выявляет собственно морфологические основы (какими средствами выразительности данного искусства достигается качество   содержания),   связанные   со   спецификой       воплощения   образа, сюжетной линии на языке конкретного вида искусства. Возможен и стилистический параметр, однако в работе с детьми он достаточно сложен, поэтому применяется редко.

В сравнительном анализе целесообразно искать и сопоставлять общие модели в языках разных видов искусств. Например, выявлять общность (и отличие) интонации, фразировки, строения (в произведениях литературы и музыки), направления и насыщенности линий, колорита, цветовых пятен (в музыке и живописи), композиции, драматургии, внутреннего ритма, состояния «мажора и минора» (в произведениях всех видов искусства).

При сопоставлении произведений литературного, изобразительного и музыкального искусства на уроках музыки или уроках литературы важны интегративные приемы работы с текстом. Например, дается задание: при прослушивании музыкального произведения подобрать эпиграф из знакомых стихов. Другое задание: найти в только что прочитанном стихе (рассказе) строки, эпитеты, словосочетания, прилагательные, отвечающие духу сопоставляемого музыкального произведения (его основной художественной идее, характеру, этапам развития). Задания такого рода развивают не только воображение школьников, но и их аналитические способности и речь.

Для младших школьников особое значение имеют также игровые и моделирующие технологии. На уроках музыки добиваешься интересного эффекта слушательской активности, если используешь методы пластического, цветового, графического моделирования образа (например, дерева, царевны-лебедь, цветка). Так, при работе над пьесой П.И.Чайковского «Подснежник» целесообразно использовать цветовое и пластическое моделирование. Дети передают свои впечатления в импровизации красками, их цветовые композиции обычно отражают светлый весенний колорит музыки. В пластическом моделировании образа они проживают рост и расцвет цветка, его видение маара. Такая практика перевоплощения помогает детям лучше запомнить и осознать музыкальный образ, глубже его прочувствовать. Подбор эпиграфа, сравнение своего эпиграфа со стихами, адресованными пьесе композитором, создание своей словесной интерпретации о развитии сюжетной канвы – эта творческая работа сближает музыку и литературу, как виды искусства. Кроме того важно, что в процессе перевода языка одного искусства на язык другого развиваются художественно-творческие способности учащихся.

Взаимодействие музыки и литературы особенно ярко проявляются при работе над сказками. Знакомство с музыкально- педагогической литературой последних лет показывает, что актуальным стало применение различных инновационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»...

Развитие творческих способностей детей через различные виды декоративного творчества.

Развитие творческих способностей детей через различные виды декоративного творчества....

статья: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства».

В условиях обновления содержания школьного образования: использование школьными образовательными учреждениями различных программ образования; воспитание и развитие школьников необходимо уделять серьёз...

«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании» автор Матюхина Е.Г.

Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственно...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с приобщением к творческой деятельности и художественному восприятию учащимися искусства, как эстетической и культурной составляющей их развития....

Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...

Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....