Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме

Беляева Елена Сергеевна

Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_konspekt_uroka.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема  «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Тип урока: Изучения нового учебного материала.

Цель урока:

Раскрыть понятие жанра хоровой музыки.

Усвоить особенности жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.

Познакомить с музыкальными образцами этих жанров.

Задачи: 

Раскрыть  особенности народно- хоровой,  храмовой хоровой  и                              светской  музыки.

Изучить развитие храмовой хоровой музыки в Росси.

Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных  произведений.

Научиться сравнительному анализу вокальных произведений.

Использовать полученные знания в самостоятельной работе при слуховом анализе.

Применить полученные знания в работе с тестом.

Ход урока  

Доброе утро ребята. Сегодняшнее занятие мы проведём с вами вместе. Зовут меня Елена Сергеевна, а чтобы стало понятно, о чём сегодня пойдёт речь, я начну словами детской песенки   Вместе весело шагать по просторам

                                                          По просторам, по просторам,

                                                          И конечно припевать лучше хором,

                                                          Лучше хором, лучше хором. (с аккомпанементом)    

Ну, что, догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно речь пойдёт о хоровой музыке.                

Чтобы наглядно показать, что такое хоровая музыка мне нужна помощь нескольких ребят. (приглашённые дети встают в хоровод).

Все ли помнят из вас народную хороводную песню «Во поле берёзка стояла»? Прекрасно давайте её споём в хороводе а я вам подыграю на инструменте. (слайд с песней «Во поле берёзка стояла») 

(с моим аккомпанементом звучит только первый куплет второй куплет я встаю в хоровод и пою вместе с ними то есть пение идёт без музыкального сопровождения).

Ребята мы сейчас с вами пели эту песню все вместе? А значит как?  Правильно ХОРОМ.

Это первое что мы с вами сегодня узнали. Греческое слово choros или латинское chorus – означает ТОЛПА, СОБРАНИЕ то есть так называют коллектив людей поющих вместе вокальную музыку.

Ранняя хоровая музыка была частью  группового танца ХОРОВОДА, который был тесно связан с обрядами и ритуалами.    

А кто из вас обратил внимание, как я помогала в участии нашего хоровода? Правильно я сопровождала ваше пение игрой на инструменте. А всегда ли я это делала? Правильно на втором куплете я перестала играть и мы с вами просто пели без сопровождения инструмента, вот такое пение без инструментального сопровождения, то есть без аккомпанемента называется – A CAPELLA.

Давайте ещё кое-что найдём в нашем хоровом пении. Когда мы пели хором, мы все пели одну мелодию или каждый пел свою? Конечно, все пели хором, но все пели одну и ту, же мелодию. Такое пение называется ОДНОГОЛОСИЕМ.

Из одной песни «Во поле берёзка стояла» мы вместе обнаружили несколько  особенностей народной хоровой музыки, я предлагаю это записать на листочки – памятки, которые вы вложите к себе в тетрадь для дальнейшего пользования.

Но это не все особенности, есть ещё, о них мы узнаем из музыкального примера народной хоровой песни «Во кузнице».

(слайд со словами и  песней «Во кузнице»)

Понравилась песня? Предлагаю проанализировать.

Как пели эту песню? (хором)

Состав хора по голосам, то есть, из каких голосов состоит хор? (мужской)

По голосовому складу? (одноголосый)

Каким способом её исполняли  с аккомпанементом или а capella? (а capella)

А какой характер у этой песни, и с каким настроением её исполняли? (весёлый, удалый, шуточный, плясовой, зажигательный)

О чём рассказывает эта песня? (о кузнецах, о Дуне, то есть о людях о их  

                                                    жизни значит о БЫТЕ)

 Получается, что мы обнаружили ещё одно понятие это СОСТАВ хора, в нашей песне он был мужской.

В следующей композиции «Есть на Волге утёс» постарайтесь сделать слуховой анализ этой песни самостоятельно и заполнить таблицу «Особенности народной хоровой музыки». Таблицу заполняйте, пока звучит песня.

(слайд со словами и  песней «Есть на Волге утёс»)

Как её пели хором или сольно? (солисты с хором)

Какой был состав хора по голосам? (смешанный)

Какой голосовой склад? (многоголосие)

Каким способом исполнялась песня? (с аккомпанементом)

Какой характер у этой песни, с каким настроением её исполняли, какая

     мелодия? (серьёзный, суровый, мелодия протяжная, широкая, распевная)

О чём рассказывает эта песня? (об утёсе, обросшем мхом, об орле, что жертвы свои терзает, то есть, о природе, что окружает человека)

Проверка самостоятельной работы.

Подведём общий итог народной хоровой музыки.

(слайд с появлением ответов ОСОБЕННОСТЕЙ по щелчку)

ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

Способы хорового исполнения – хором, хор с солистами.

Состав народных хоров по голосам – мужской, женский, смешанный.

Голосовой склад песен - многоголосие, одноголосие.

Способ исполнения - а capella или с аккомпанементом.

Какой мир изображается народно-хоровой музыке – мир окружающей природы, человеческий быт (жизнь), человеческие чувства.

                                     

Храмовая хоровая музыка

В России хоровое пение встречалось не только в народном быту,  у нас была необычайно развита хоровая культура в храме. Как же пришло хоровое пение в храм? В 988 году князь Владимир решил принять христианскую веру на Руси.

(слайд с фреской Васнецова «Крещение Руси»)

Крещение происходило в водах реки Днепр. Об этом свидетельствует фреска Виктор Михайлович Васнецова «Крещение Руси». Так как своих священников у нас ещё не было, то обращали народ в христианство священники из Византии. В те времена это было сильное православное государство с развитой храмовой хоровой культурой.

С тех же самых пор христианскую веру преследовали разногласия, и в 1054 году христианство раскололось на Католичество и Православие.

Римская католическая церковь продолжала древний обычай использования музыкальных инструментов во время богослужения.        

Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль,

 а capella во время службы, запретив использования инструментов в церкви, так как они, по словам православных богословов не имеют души.

Что же пели хором в храме? Правильно МОЛИТВУ.

(слайд с молитвой «Отче наш»)

Молитву «Отче наш» должны были знать все православные верующие, в ней содержится 7 прошений обращённых к Богу,  поэтому это песнопение пелось всеми вместе, то есть хором. Это одна из главных молитв, потому что её дал своим апостолам (ученикам) Сам Господь Иисус Христос, когда они попросили его научить их, как молиться.

Я зачитаю эту молитву как она звучит на старославянском языке. (зачитывание молитвы).

Духовное хоровое песнопение зарождалось в монастырях, где формировались постоянные хоры и складывались свои неповторимые монастырские распевы молитв.

Прослушайте исполнение молитвы «Отче наш», как бы она могла звучать много веков назад в одном из православных монастырей.

(слайд с пением из Валаамского монастыря «Отче наш»)

Предлагаю разобрать Особенности православного хорового пения.

Как её пели хором или сольно? (хором)

Какой был состав хора по голосам? (мужской)

Какой голосовой склад? (одноголосие)

Каким способом исполнялась песня? (а capella)

Какой характер у этой песни, с каким настроением её исполняли, какая

     мелодия? (сосредоточенный, строгий, мелодия уравновешенная. лаконичная, простая, пелось со смирением).

(слайд с портретами композиторов и подписями портретов )

Хоровая культура в храме развивалась, перерождаясь из одноголосия в многоголосие. Исполнение становилось более сложным и объёмным.

В 19 веке в развитие храмового хорового пения большой вклад внесли русские композиторы

М.И.Глинка

П.И.Чайковский

С.В.Рахманинов

и другие.

Сейчас послушайте другое исполнение этой же молитвы в сочинении П.Чайковского

 (слайд «Отче наш» в многоголосном сочинении Чайковского)

Давайте разберём это исполнение и сравним с предыдущим.

Как её пели хором или сольно? (хором)

Какой был состав хора по голосам? (смешанный)

Какой голосовой склад? (многоголосие)

Каким способом исполнялась песня? (а capella)

Какой характер у этой песни, с каким настроением её исполняли, какая

мелодия? (возвышенный, благоговейный, исполнение более волнительное, страстное, мелодия насыщенная, объёмная, расцвеченная).

О чём говорится в любой молитве? Это всегда прошения к Богу и его прославление.

Подведём итог хоровой храмовой музыки.

(слайд с появлением ответов ОСОБЕННОСТЕЙ по щелчку)

ОСОБЕННОСТЕЙ ХРАМОВОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

Способы хорового исполнения – хором.

Состав народных хоров по голосам – мужской, женский, смешанный.

Голосовой склад песен - многоголосие, одноголосие.

Способ исполнения – только а capella.

Какой мир изображается храмовая хоровая музыка – мир небесный, возвышенный.

Весь урок мы с вами говорим о хоровой музыке, давайте же ответим на главный вопрос. Почему мы поём хором? (происходит объединение людей, таким общим порывом мы показываем, что мы за одно, друг с другом.)

(слайд с большим коллективом)

Благодаря композиторам, которые проявляли большой интерес в создании духовных хоровых песнопений, эта музыка вышла за пределы храмов и церквей и появилась в концертных залах при публичном исполнении. Теперь её могли слушать не только верующие храме. Такую музыку стали назвать СВЕТСКОЙ, так как она увидела публичный свет, то есть общество.

Послушаем пример светской хоровой музыки композитора С. В. Рахманинова «Богородице, Дево,  радуйся»

Пока вы слушаете, постарайтесь заполнить проверочный тест по сегодняшнему занятию.  

По окончании урока заполнить карточки!

1.Коллектив людей поющих вместе называют?

2. Эта хоровая песня  была  частью группового танца,  который был тесно связан с обрядами и ритуалами?

3.A CAPELLA это пение без……………………..?

4.Как называется пение всеми голосами в хоре одной и той же мелодии называется?

5.Хоровая культура в храме развивалась, перерождаясь

из одноголосия  в ………………………………..?

6.В каком веке русские композиторы начали писать духовную музыку?

7.Вспомните одного -  двух таких композиторов?

8. Зачем люди поют хором?

9.Как называлась духовная музыка, которая исполнялась не в церкви, а в концертном зале?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по немецкому языку "Музыка" 10 класс

Разработка урока по немецкому языку в 10 классе по теме "Музыка"...

конспект урока и презентация по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

конспект урока и презентация Возвышение Москвы 6 класс

конспект урока и презентация Возвышение Москвы 6 класс...

План-конспект урока немецкого языка в 8,9 классе по теме «немецкая музыка»

Цель: развитие навыков монологического высказывания, а также навыков выражения своего мнения в связи с прочитаннымЗадачи:1)     развивать навыки неподготовленной речи и составления...

Конспект урока английского языка в 7-м классе по теме: «Уголок культуры. Королева поп-музыки Леди Гага».

Конспект урока английского языка в 7-м классе   по теме: «Уголок культуры. Королева поп-музыки Леди Гага».Тип урока:  Урок развития умений монологической речи.Задачи:Практич...

Конспект урока музыки. Тема «Краски музыки», 4 класс

Цель:  расширить представления учащихся о связи музыки c литературой и изобразительным искусством на примере творчества П.И.Чайковского, К.Бальмонта, Н.Гумилева, М.А.Врубеля....