Интересные факты о голосе:
занимательные факты по музыке по теме

"Нам песня жить и рожать помогает..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interesnye_fakty_o_golose.doc96.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интересные факты о голосе:

  • Многие будущие мамы замечали, что в ответ на звучащую музыку плод усиливает свою активность, что выражается в его двигательных реакциях. Недавние исследования, проведенные учеными из Ноттингемского и Оксфордского университетов доказали, что музыка увеличивает активность височных долей головного мозга плода. При рождении дети, слушавшие по специальной программе пренатального (дородового)  воспитания классическую музыку, громко кричат, расправляя легкие, и получают более высокие баллы по шкале Апгар по сравнению с младенцами, находившимися в музыкальной депривации.

  • Когда будущая мама поёт, она правильнее и ритмичнее дышит. Для неё пение – это своеобразная дыхательная гимнастика. Предпочтительнее петь колыбельные, народные песни.

  • Даже еще неродившиеся младенцы пристрастны к исполнителям. Голоса некоторых певцов им больше нравятся, а голоса других не нравятся совсем. На голос понравившегося певца или хора младенцы реагируют спокойными и плавными телодвижениями, как бы «танцуя», подстраиваются в ритм мелодии, или, наоборот, затихают, как бы вслушиваясь. А на голоса непонравившихся им исполнителей могут выражать бурный «протест» - толкаться, крутиться, и причинять маме такой дискомфорт, что женщин приходится госпитализировать с угрозой здоровья будущему младенцу. У детей учащается сердцебиение, ухудшается снабжение органов и тканей кислородом, что вредно для их здоровья.

  • На пальцах объяснить нерожавшей женщине, как нужно дышать, довольно сложно. По этой причине врачи рекомендуют заранее записаться на курсы по беременности и родам. Но многие женщины, даже если они  тренировались правильно дышать до родов, просто не в состоянии сконцентрировать свое внимание на дыхании и отключиться от боли в нужный момент.  Считается, что пение помогает будущей маме управлять своим состоянием во время родов. Это древняя методика психофизиологической саморегуляции. Пение снимает боль, а иногда даже позволяет избежать применения лекарственных препаратов. Также многие психологи рекомендуют в процессе родов разговаривать с ребенком и поддерживать его. А если вы будете еще и петь малышу песни, то не только вам, но и ему будет гораздо легче. Только, конечно, надо знать, когда и какие песни петь.
    Естественные роды можно разделить на три этапа — схватки, переходный период и потуги. И на каждом из них от женщины требуется определенная тактика дыхания. Следовательно, потребуется три разные песни.

Конечно, необходимо заранее подготовиться и выбрать соответствующие песни для каждой стадии родов со специалистом. Вибрация голоса во время пения блокирует поступление болезненных сигналов в мозг, уменьшая физическую боль. Благодаря воздействию на диафрагму улучшается дыхание и уменьшается мышечное напряжение. Также это положительно отражается на ребенке, уменьшает вероятность возникновения осложнений во время родов и снижает риск возникновения родовой травмы.

  • Во Франции существуют «поющие» роддома, где и мама и папа, присутствующий при родах, встречают рождение малыша пением. По статистике, ведущейся более 20 лет. Известно, что дети, родившиеся под пение, более устойчивы психически и эмоционально, доброжелательны и веселы.

  • Известный отечественный        педиатр и музыкант Михаил Лазарев доказал, что поющий голос оказывает на новорожденного ребенка гораздо большее влияние, чем звук простого разговора.

  • Новорожденный ребенок безошибочно узнает голос матери, а также реагирует на голоса людей, которые окружали мать во время беременности. Причем, если эти люди были негативно настроены к его матери, он плачет и беспокоится, когда слышит их голоса, а если они положительно относились к ней, ребенок реагирует спокойно или даже радостно.  

  • Народные традиции петь малышам колыбельные песни имеют под собой глубоко обоснованные научные корни, которые наши предки априори знали опытным путем. Ребенок, которому пели колыбельные, обладает хорошим музыкальным слухом и голосом.

  • В практике православного пения в храмах используется только голосовое пение без сопровождения музыкальных инструментов (в отличие от католического богослужения, где пение сопровождается звучанием органа, или протестантских собраний, где возможно использование различных музыкальных инструментов). Это объясняется тем, что человеческий голос – единственный нерукотворный музыкальный инструмент.  

  • Красивое пение греческого хора в храме Софии константинопольской поразило послов князя Владимира. Они сказали князю, что «… не знают, на небе они были, или на земле…». Мнение и убежденность послов предопределило выбор веры для целого народа.
  • Традиция пения в «унисон» благотворно влияет на физическое состояние и поющих, и слушающих. Унисо́н (итал. unisono, от лат. unus — один и sonus — звук) — единозвучие, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. Унисоном является интервал, имеющий ноль тонов, то есть чистая прима. Выражение «играть в унисон» или «петь в унисон» означает, что два или более инструмента или голоса исполняют одновременно ноты одной и той же высоты.

Петь в унисон гораздо сложнее, чем по разным партиям (партесно) , так как даже четвертьтоновая фальшь сразу слышна и «режет ухо».

  • В настоящее время музыкотерапия, и, в частности, лечение голосом «чистым звуком» - распеванием гласных по специальной методике, - является  способом работы с аутистами, которые реагируют на пение гораздо лучше, чем на разговорную речь. Особенно значимым и даже целебным оказывается для них голос матери. Они чаще и охотнее «возвращаются» в наш мир, а также допускают в свой, если слышат пение родных голосов.

  • Бас-профундо  (итал. profondo — глубокий) — очень низкий бас, грудной, объёмнейший мужской голос.

Бас-профундо часто используется в церковно-хоровой музыке. Певцов с данным типом голоса также называют октавистами.

Октависты  поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контроктавы (43,7 Гц). Октависты чаще всего применяются в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов — в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять бас-профундо при пении оснований мажорных трезвучий).

Интересно, что обладателями баса-профундо являются в большей степени русские мужчины. Этот национальный феномен впервые был определен во время первой волны русской эмиграции (в том числе и певцов) за границу – во Франции, Сербии, Турции. При приеме на работу в театры и хоры  работодатели удивлялись малоизвестному музыкальному феномену и были рады принять обладателя такого голоса на работу.

  • Разные звуки «омывают» разные отделы вашего тела: более высокие — легкие, диафрагму, более низкие — нижние отделы. Во время беременности полезно заниматься дыхательными упражнениями ежедневно, очень хорошо выполнять их после физических упражнений, а чтобы совместить приятное с полезным, можно иногда заменять, а еще лучше дополнять «правильное дыхание» пением.
  • Английская актриса Джули Эндрюс достигла диапазона голоса в четыре октавы, когда ей исполнилось 8 лет. У обычного человека диапазон достигает максимум 3 октавы.
  • Другие люди слышат наш голос не таким, каким его слышим мы,      потому что мы слышим его сквозь воду и воздух.
  • Энрико Карузо обладал голосом, который никого не оставлял равнодушным. Многие выдающиеся композиторы того времени боролись за право работать с Карузо. Даже Джакомо Пуччини, когда первый раз услышал голос певца, назвал его посланником Бога.
  • В самом начале карьеры у Лучано Паваротти появилось утолщение голосовых связок — и он подумал, что его карьера бесславно завершилась. Но выздоровев, он удивленно обнаружил, что у него появился именно такой голос, которого он тщетно добивался до этого.
  • Почему при простуде меняется голос?

Важнейшая функция носа — обонятельная. В нём «распознаются» все запахи окружающей среды. Но нос вдобавок ко всему действует как голосообразующий резонатор. Тембр нашего голоса во многом зависит от строения и состояния носовых пазух. Вот почему голос неминуемо меняется, если нос «закладывает».

В старину в Италии в паспорте среди прочих примет человека указывался и тембр его голоса (баритон, бас, тенор и т. д.). Считалось, что тембр голоса является природным свойством человека и его изменить нельзя.

  • Кто-то однажды назвал голос «вторым лицом», и, действительно, голос может рассказать о человеке также много, как и лицо. Ваш голос  способен рассказать о чувствах, о здоровье, о том, насколько раскованно себя чувствуете, откуда вы родом, какое получили образование, насколько легко подчиняетесь давлению окружающих. В общем, голос способен раскрыть всю психологическую историю личности.

  • «Золотой голос России» Николай Басков стал первым представителем российского шоу-бизнеса, кто застраховал свой голос. Если Басков потеряет свой голос, то страховая компания выплатит ему 2 млн. долларов.Кстати, первой в мире застраховала свой голос легендарная певица Марлен Дитрих.

  • В США, Англии и Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно (как считает правосудие и криминалистика).

  • Однажды в специальной лаборатории был проведён тест. Слушатели должны были по голосу (который произносил одну и ту же фразу, но с разными интонациями) определить возраст говорящего. Так вот, эмоции гнева и страха делали возраст максимальным, а эмоции радости привели к минимальным оценкам. Разница в оценке одного и того же голоса достигала иногда 10 лет. Вывод: Людям, желающим выглядеть моложе, нужно говорить максимально радостно и доброжелательно.
  • Женщины, работающие в мужском коллективе, начинают говорить более низким голосом, причем это происходит неосознанно.

  • Совет для тех, кто хочет улучшить свой голос: следите за осанкой – при хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет голосу быть лёгким и свободным. Звук должен выходить из груди. Чтобы проверить это положите руку на грудь, если она вибрирует – Вы на верном пути.

  • Считается, что голос часто не совпадают в представлениях человека со внешностью. Но в наше время эксперты практически безошибочно определяют по голосу: пол, рост, вес и возраст невидимого собеседника.

  • Голос человека абсолютно уникален, как отпечатки пальцев. Специалисты утверждают, что голос имеет большую силу, чем музыкальный инструмент.

  • Недавно японским ученым удалось воссоздать голос Моны Лизы. Для того, чтобы смоделировать голос, ученым пришлось изучить строение костей лица женщины по ее всемирно известному портрету. Затем эти данные были оцифрованы и помещены в компьютер. Выяснилось, что у Джоконды был низкий спокойный голос.

  • Голос Витаса застрахован в американской компании на 2,5 миллиона долларов.

  • Кошка реагирует лучше на женщин, чем на мужчин, потому что женский голос выше по тональности, чем мужской.

  • Голоса Николай Фоменко, Дмитрия Харатьяна, Эммануила Виторгана и Вячеслава Невинного используются в компьютерных играх. Голосами актёров говорят герои стрелялок и бродилок.

  • Оказывается, женщины испытывают эмоциональное возбуждение от звуков собственного голоса . Как следствие, им намного проще выразить свои эмоции, чем мужчинам. Женщины говорят почти в 2 раза больше мужчин. Каждый день женщина произносит в среднем 20 тыс. слов, а мужчина около 7 тыс.

  • Совет для тех, кто хочет улучшить свой голос: улучшает звучание голоса занятие пением. Оставшись в квартире наедине с собой и домашними заботами, попробуйте что-нибудь достаточно громко спеть. Надувайте воздушные шарики – это очень укрепляет дыхательную систему.

  • Голос – визитная карточка человека, именно поэтому в крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы на голос владельца. Чуть какой-то тон отклонился в сторону, и заветная дверца ни за что не откроется. Так что пародисты могут не беспокоиться о чужих ценностях, тонкая техника распознает их обязательно.

  • Психологи выявили основные реакции человека на различные высоты и тембра голоса собеседника: высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с неопытностью. По статистике, женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение: чем выше голос, тем ниже должность. Обладателям низкого голоса повезло значительно больше: он ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с таким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного.

  • Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины. Кстати, статистика подтверждает влияние голоса на успех у противоположного пола. Вы наверняка отмечали возникновение романтических мыслей, общаясь по телефону с незнакомым мужчиной, обладающим приятным тембром голоса.

  • Низкий голос возникает из-за повышенного содержания мужских половых гормонов в крови, следовательно, обладатель такого голоса более темпераментен. Именно поэтому женщина с низким грудным голосом кажется мужчинам более сексуальной.

  • Тина Тёрнер, королева рок-н-рола, застраховала свой голос на 3 миллиона 200 тыс долларов. Кстати, Тина Тернер на сцене уже около 47-ми лет (впору попасть в книгу рекордов Гиннеса).

  •  Профессиональная болезнь музыкантов – это голосовые связки. Дело в том, что, играя на инструменте, они инстинктивно «проигрывают» мелодию на связках, и, соответственно, напрягают и утруждают их.

  • Колоратурное сопрано редко встречается, и еще реже используется из-за сложности исполнения. При этом, почти все оперные партии, написанные для колоратурного сопрано, принадлежат к мировым шедеврам. Среди них: партия Снегурочки («Снегурочка» Николая Римского-Корсакова), Куклы («Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха), партия Царицы ночи («Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта).

Обладательницами самых ярких колоратурных сопрано были Мадо Робен (Mado Robin), Лили Понс (Lily Pons), Тоти Дель Монте (Toti Dal Monte), Амелита Галли – Курчи (Amelita Galli-Curci).

Рекорд России принадлежит москвичке Светлане Феодуловой, занесенной в Книгу рекордов России в номинации «Самый высокий женский голос (самое высокое колоратурное сопрано)» 21 января 2010 года с результатом «взятие ноты до четвертой октавы».

  •   Белька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос — это инструмент певца.

Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства.

Подобный стиль характеризуется ровностью голоса, отличным легато, чуть более высоким регистром, необычной подвижностью и гибкостью, и мягким тембром. Технике уделялось большее внимание, чем громкости, и это привело к тому, что стиль бельканто долго ассоциировался с упражнением, которое подтверждало бравуру исполнителя: такой певец должен был держать перед собой зажжённую свечу, петь, и пламя свечи не должно было двигаться. Это делалось для контроля правильности певческого дыхания: оно не должно быть форсированным и колебать пламя свечи. А сила, красота тембра, легкость и полётность голоса достигалась не нажимом дыхания на гортань, а эффективным использованием певцом резонансных свойств голосового аппарата. Техника бельканто — это резонансная техника пения.

  • Определение состояния здоровья по «голосовому  дрожанию»

Применяют пальпацию  для определения голосового дрожания (силы проведения голоса на грудную клетку). С этой целью ладони прикладывают к грудной клетке и предлагают больному громко произнести слова, содержащие букву «р» (дает наибольшую вибрацию голоса).

Колебания голосовых связок передаются по воздуху, находящемуся в трахее и бронхах, на грудную стенку. Чем ниже голос, тем лучше ощущается голосовое дрожание, так как при этом совпадают частоты колебаний голосовых связок и грудной клетки.

 У большинства женщин из-за преобладания в голосе высоких тонов голосовое дрожание плохо или совсем не проводится (ввиду несовпадения частоты колебаний голосовых связок и грудной клетки).

Прежде всего сравнивают голосовое дрожание на симметричных участках по около-грудинной линии, начиная с надключичных областей и опускаясь вниз, затем по срединно-ключичным, подмышечным, лопаточным и околопозвоночным линиям. Поскольку слева находится сердце, то по срединно-ключичным и окологрудинным линиям голосовое дрожание сравнивают на симметричных участках до III ребра. У здоровых людей голосовое дрожание более выражено в верхних участках грудной клетки, менее — в нижних.

Усиление голосового дрожания наблюдается при уплотнении легочной ткани в результате воспаления легких, компрессионного ателектаза, пневмосклероза, а также при наличии в легком полости, сообщающейся с бронхом.

Ослабление голосового дрожания бывает при эмфиземе легких, при наличии жидкости или газа в плевральной полости, которые отдаляют легкое от грудной стенки, при утолщении грудной стенки или листков плевры.

Разработчик методики физвокализной регуляции, представляющей собой психофизическую оптимизацию звукообразующего комплекса, А. И. Попов в результате поисков и тренировок пришел к выводу, что голосообразующий аппарат на биоэнергетическом, эндокринном, акустическом, психоэмоциональном уровнях синхронно связан с деятельностью всех внутренних органов и систем человека.

Примером гармоничной взаимосвязи сильного, красивого голоса и физического здоровья является гений русского вокала Федор Иванович Шаляпин. Как известно, помимо своего уникального баса, он обладал и недюжинной физической силой, которую сохранил до преклонного возраста. Когда он умер, состояние его внутренних органов, по заключению патологоанатомов, было как у человека 35-летнего возраста.

По утверждению А. И. Попова бас особенно хорошо влияет на здоровье внутренних органов, особенно на сосуды и сердце. Благодаря его мощным вибрациям атеросклеротические бляшки вообще не прилипают к кровеносным сосудам. В чем же секрет такой взаимосвязи голоса и здоровья?

Все органы, участвующие в фонации, выполняют и более важные функции. Гортань, исполняя при голосообразовании роль вибратора, предназначена для дыхания, защиты легких и поддержания устойчивости грудной клетки после вдоха.

  • Мышцы гортани — это один из самых чутких улавливателей воздействий внешней среды на организм. Устали наши руки — голос хрипнет, потому что устали и мышцы, управляющие натяжением голосовых связок. Напрягается брюшной пресс — в гортани наблюдается спазм, точно так же, как при напряжении ног.

  • Зафиксировано, что, если болит горло, музыкантам труднее играть, снижаются результаты тренировок спортсменов, также дискомфорт гортани негативно влияет на работоспособность. С другой стороны, чем богаче голос, тем больше мышц участвует в его образовании, тем сильнее гортань у такого человека.

  • Еще более удивительна взаимосвязь голосового аппарата и нашей психоэмоциональной сферы, а также деятельности эндокринных желез, прежде всего гипофиза, надпочечников и половых желез.

Всем знакомо состояние, когда от волнения дыхание «в зобу спирает». От радости голос становится звонким, сильным, а от тоски — тусклым, невыразительным. Поразительно, но организм положительно откликается даже на вибрации рыдания! Оно стимулирует обмен веществ, нормализует давление. Это естественный способ освобождения от стрессов.

Кроме того, существует тесная взаимосвязь здорового голоса и хорошей половой активности.

  • Изучением конкретной взаимосвязи голоса и внутренних органов занимается наука — остеофония, основоположником которой стал французский ученый Франсуа Луш.

  • Когда мы даже молча слушаем кого-то, кто говорит или поет, мышцы нашей гортани двигаются в унисон звукам. Не замечая, мы автоматически как бы повторяем за поющим и говорящим то, что слышим, иными словами, воспринимаем его манеру звукообразования.

Именно на этом феномене основан совет певцам как можно больше слушать хороших исполнителей. Таким образом голосовые связки даже в пассивном состоянии «учатся» качественному голосообразованию и голосоведению.

  • Кроме того, голос может поражаться вирусом — искаженной программой восприятия звука. Например, если в хоре появляется обладатель сильного, но расстроенного голоса, то стоящие рядом, начиная резонировать с его вибрациями, тоже не могут петь нормально. Это явление называется «вирусом голоса».

  • Плохим признаком, сигналом организма о неблагополучии, являются хрипота, сиплость, картавость. Не случайно так много случаев психических расстройств, гибели на почве наркомании среди певцов рок-групп, которые применяют неумеренное форсирование голоса, дикие взвизгивания, нарочитое хрипение.
  • «…Протодьякон в славе: голосом гасит лампы и выпирает стекла. Начинает из глубины, где сейчас у него блины, кажется мне, по голосу-ворчанью. Волосы его ходят под урчанье. Начинают дрожать лафитнички — мелким звоном. Дрожат хрустали на люстрах, дребезгом отвечают окна. Я чувствую, как в груди у меня спирает и режет в ухе. Господи, упадет потолок сейчас!.. Гукнуло-треснуло в рояле, погасла в углу перед образом лампадка!.. Падают ножи и вилки. Стукаются лафитнички.

От протодьякона - жар и дым.Он разгорелся превыше меры, но так показал себя, что в передней шуба упала с вешалки. Такое «многолетие»  возгласил, — никто и не помнил такого духотрясения. Как довел до… «…мно-гая   лет-та-а-а-а…» — и так-то ахнул… так во все легкие-нелегкие запустил… — грохот, и звон и дребезг. Все глядели потом стекло в окошке, напротив как раз протодьяконова духа, — лопнуло, говорят, от воздушного сотрясения, «от утробы».

Я видел, как дрожали хрусталики на канделябрах, как фужерчики на столе тряслись и звякали друг о дружку… Сказывали, что на Калужском рынке, дворов за двадцать от нас, слышали у башни, как катилось последнее — «лет-та-а-а-а…» — протодьякона. Что говорить, слава на всю Москву, и до Петербурга даже.

 И радовались все, зная, как сманивал «казанскую нашу славу» Город, сулил золотые горы: не покинул отец протодьякон Примагентов широкого, теплого Замоскворечья».  (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

  • В селе Новосёлки Рыбновского района Рязанской области в  одном из  домов расположен музей Пироговых. Этот дом с середины 19 века принадлежал семье знаменитых оперных певцов Пироговых и хранит память о его обитателях.  

В этой незаурядной семье –  родилось десять детей: пять дочерей и пять сыновей. Всех сыновей природа щедро одарила талантом - пять великолепных басов огромной мощи, широчайшего диапазона и чарующего тембра. Природа дала им всё для правильного красивого пения. Имея высокий рост, красивую внешность они были наделены и драматическим дарованием.

Братья Пироговы обладали упорством и целеустремлённостью, трудолюбием и дисциплинированностью, все эти качества были заложены и воспитаны в семье и дали возможность достичь вершин в искусстве. Четверо братьев стали профессиональными певцами, Григорий, Алексей и Александр стали оперными певцами и связали свою судьбу с Большим театром, а Михаил был широко известным протодьяконом.

Более сорока лет с 1910 по 1954 года Григорий, Александр и Алексей Пироговы были ведущими исполнителями басовых партий в Большом театре, много гастролировали по стране и за рубежом, утверждая и прославляя русскую оперную школу, стали славой Большого театра и вошли в «золотой» фонд оперного искусства. Некоторые партии в исполнении Пироговых, по мнению специалистов и коллег, так и остались непревзойдёнными.

Существуют местные сказания о том, что братья Пироговы могли благодаря своим уникальным голосовым данным перекрикиваться через широкие места реки Оки.

  • Протодиакон Константин Розов

Это был известный всей Москве, знаменитый своим редчайшим басом протодиакон.

Природный певческий талант отца Константина обратил на себя внимание знатоков редких голосов России, и он был приглашен в Москву.

Вначале о. Константин служил в храме Христа Спасителя, а затем в сане протодиакона в Успенском соборе Кремля. И здесь он обрел широкое народное признание. Развивая древнерусскую богослужебную традицию, присущую русскому духовенству и передаваемую им из рода в род, он довел это искусство до совершенства.

Такие композиторы, как П. Чесноков, А. Кастальский, посвящали ему свои произведения. Образ протодиакона Константина Розова нашел отображение в романах Пантелеймона Романова «Русь» (1936), Алексея Толстого «Хождение по мукам» и др.

В своей книге «Воспоминания и размышления» маршал Советского Союза Г. К. Жуков с теплотой вспоминал о великолепном голосе Розова.

В 1913 году он был приглашен за границу на торжества освящения храма-памятника русским воинам в Лейпциге. Богослужение наше очаровало иностранцев.

 Кайзер Вильгельм – рассказывали потом – в течение этого дня несколько раз начинал разговор о Русской Церкви, о Розове и хоре.

– Он бредит Розовым,– говорили у нас.

Возвращаясь из Лейпцига, синодальный хор дал духовный концерт в Берлине. Вильгельм не только сам приехал на концерт, но и привез капельмейстера своей капеллы. Когда кайзер Вильгельм входил в концертный зал, он прежде всего спросил: «А будет ли петь протодиакон Розов?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересные факты из жизни известных картин

Все знать невозможно. Но кое-что так интересно!...

Немного интересных фактов о Дне знаний.

Некоторые дети земного шара начинают учебный год не Первого сентября. А когда?...

интересные факты из жизни растений

Внеклассное мероприятие для 6 класса в форме игры "Поле чудес"...

Презентация "Интересные факты из жизни Л.Н.Толстого"

Данный материал повествует о  интересных фактах биографии Л.Н.Толстого...

Интересные факты из жизни Ф.М.Достоевского

Данный материал повествует о интересных фактах из жизни Ф.М.достоевского...

Интересные факты о скрипке

Интересная информация, собранная скрипачкой, журналистом Анной Благой....