Открытый урок по фортепиано 2011 г.
план-конспект урока по теме

Кириленко Галина Валентиновна

Урок с обучающейся 1-го класса по теме "Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста".

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

                                     «Нижнеодесская детская школа искусств         25.05.2011

Открытый  урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Тема:

Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока:

Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока:

Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Воспитательные:

  • Воспитание интереса  и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

Этапы урока:

1. Организационный этап.                                                                                   1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений .                                                                                       2 мин

-  позиционные упражнения на мелкую технику

- гаммообразные упражнения на мелкую технику

- упражнения на крупную технику

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:        10 мин

                       - Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

                       - К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

                       - К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

                       - К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

                       - Ф.Рыбицкий «Зефир»

  • Чтение с листа в ансамбле  с преподавателем.  Краткий анализ нотного текста                                                    

                                                                                                                                    3 мин

  • Физкульт.минутка. Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии,  повторение интервалов                             2 мин
  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением  (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование  ее в тональности первой степени родства.                                                                                           3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт».                                                                                                            4 мин
  •  Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:      4 мин

         - «Утро»

         - «В пещере горного короля»

            Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих  

            произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты                                                                             1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов  «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина                                                                        5 мин
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка».                                                       2 мин
  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»

                                                                                                                  2 мин

  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи.  Анализ  жанровой принадлежности, настроения произведения.                                             2 мин

3.Заключительный этап.                                                                                        4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  •   Домашнее задание



Предварительный просмотр:

        Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

                                     «Нижнеодесская детская школа искусств         25.05.2011

     Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя        

     Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Характеристика  учащейся.

 Скорова Евгения - учащаяся 2-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе, посещает языковую школу «Лингва» и кружок эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене,  хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью ладонных мышц. Женя многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока:  Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока:  Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Воспитательные:

  • Воспитание интереса  и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

Принципы:

  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

 Этапы урока:

1. Организационный этап.                                                                 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений.

- развитие навыка игры по нотам

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

- развитие всех компонентов музыкального слуха

- развитие чувства ритма

- развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные  методы:

- словесный (объяснение, беседа)

- наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков,  портреты композитора)

- практический (слушание музыки,  игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

- творческий ( подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

- репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

- метод игры

- метод музыкального наблюдения

- метод эмоциональной драматургии

  • Игра упражнений .                                                                                 2 мин

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

  •  Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:   10 мин

                       - Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

                       - К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

                       - К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

                       - К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

                       - Ф.Рыбицкий «Зефир»

  При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи:  качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд  соч.17 № 6),  показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение кистевыми движениями (К.Черни этюд № 29),  следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания (К.Черни Этюд № 28), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»),  качественно, ровно  и верной аппликатурой исполнять в среднем темпе  длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье (К.Черни Этюд № 5).

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле  с преподавателем.  Краткий анализ нотного текста                                                                                                3 мин                                                                                                                                                            

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе).

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Женя справилась блестяще.

Игра в ансамбле при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой руки.

  • Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии,  повторение интервалов          2 мин

Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением  (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование  ее в тональности первой степени родства.                                               3 мин                                                                        
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт».                                                                           4 мин
  •  Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:

- «Утро»,   - «В пещере горного короля»                                  4 мин  

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты                               1 мин                                                            
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов  «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина                                            5 мин                                                        

Учащаяся постаралась передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих произведений в исполнении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка».                                          2 мин

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чаттанугу»                                                                              2 мин
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи.  Анализ  жанровой принадлежности, настроения произведения.                                       2 мин

3.Заключительный этап            4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.  

  Работа оценена  положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  • Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных  на уроке задач. Ознакомиться с «Песней Сольвейг» Э. Грига в фортепианном изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи,  поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.