Джазовый фестиваль
материал по музыке по теме

Кириленко Галина Валентиновна

Сценарий внеклассного мероприятия в ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzhazovyy_festival_2011.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         Джазовый фестиваль – 2011

Цель: Знакомство с джазовым творчеством, историей джаза. Реализация творческого потенциала учащихся в концертном выступлении.

Задачи:

  • Повышение исполнительского уровня и артистизма обучающихся
  • Расширение музыкального кругозора
  • Воспитание  эстрадного самоконтроля
  • Воспитание чувства коллективизма
  • Воспитание чувства ответственности за результат своей работы
  • Воспитание сценической культуры

                                           Ход мероприятия:

Ведущий: Джаз – удивительное явление XX века. Ему более 100 лет. (слайды 1-3).Родина джаза – юг Северной Америки. Джазовая музыка своими корнями уходит в народную музыку африканских негров. Их насильно вывозили в Америку и обращали в рабство. Невероятно тяжела была жизнь негров-рабов и это отражалось в их музыке. (слайды 4-6)

К раннему афро-американскому фольклору относятся так называемые трудовые песни (work songs). Они звучали во время работ на хлопковых плантациях, во время разгрузки речных судов и других работ.

Обращая рабов в христианство, миссионеры обучали негров религиозным европейским гимнам. Однако негры пели эти мелодии по-своему, экспрессивно, в прихотливом ритме. Так возникли религиозные песнопения афро-американцев – спиричуэл (в переводе- «духовный»). (слайд 7)

В результате соединения трудовых песен и спиричуэлс возник еще один жанр афро-американской музыки – блюз. (слайд 8).Послушайте, как звучит блюз.

1. Кириленко Софья «Вальс в стиле блюз»

Ведущий: Инструментальный джаз родился в начале 20 века в бедных районах Нового Орлеана и только потом распространился по всей Америке, а затем и за ее пределы. (слайд 9)

Что же отличает джаз от других видов музыки? (слайд 10)

1) Большая свобода импровизации (сочинительство «на ходу»)

2) Сложный, утонченный, прихотливый ритм, или бит. Бит подразумевает различные синкопы, акценты, паузы. Все это в сочетании должно создавать «драйв» (drive – «напористость»)

3) Повышенная эмоциональность исполнения. Луи Армстронг (один из самых популярных джазистов 20 века) говорил: «Если вы, слушая эту музыку не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз». (слайд 11)

Хочется, чтобы сегодня у нас в зале царила непринужденная творческая атмосфера, выражайте свои эмоции открыто, поддерживайте всех участников аплодисментами!

Приветствуйте самых младших наших участников:

2. Вормсбехер Саша, Нарыжная Саша, 1 класс -  М.Шмитц «Пьеса» (ансамбль)

3. Семихова Софья, 2 класс – В.Игнатьев «Песенка и марш Барбоса»

4. Голубева Лера, 2 класс Н.Мордасов «Буги-вуги» 

«Буги-вуги» - это парный танец свободной композиции, исполняемый в умеренно быстром темпе (размер 4/4), характеризующийся отсутствием упорядоченности танцевальных движений; стиль музыки – джазовый; возник в 1920-х годах. (слайды 12-13)

5. Савинская Ангелина, 2 класс – У.Дональдсон «мой малыш» (ансамбль с Герасимович С.Н.)

6. Денисов Владик М.Шмитц «Посмотри, какая луна»

7.  Поздеева Яна, 2 класс – М.Шмитц «Пляска ковбоев».

8. Новикова Юлия, 2 класс – Д.Эллингтон «Караван» (ансамбль с Закутиной О.В.)

9. Жуков Ваня, Кондратова Настя, 2 класс – В. Сапаров «Рок-н-ролл» (ансамбль) (слайд 14)

Ведущий: В процессе развития джаза росла его сложность. Джаз стали исполнять оркестры. Такие оркестры называли джаз-бэнд, более крупные по составу – биг-бэнд. Скажите, пожалуйста, какие инструменты можно услышать в джазовом оркестре? За 80 лет исторически сложился определенный инструментальный состав биг-бэнда. Базовый в нем – ритм-секции: рояль, гитара, контрабас и ударные. Затем секция труб, их 4-5, и они всегда наверху. Ниже уровнем – от 2 до 5 тромбонисты, и еще ниже – 4-6 саксофоннистов. (слайды 15-17).

Сейчас перед вами выступит маленький джаз-бэнд из баянистов-аккордеонистов.

10. 2 класс - Симухин Николай, Дишкавцов Роман, Пагачева Карина со своим преподавателем Скоровой Л.В. исполнят зажигательный «Рок-н-ролл»

11. Скорова Евгения, 3 класс – Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»

12. Тутерова Ира, 4 класс – О.Геталова «Трансформер» (ансамбль с Закутиной О.В.)

Ведущий: Джазовая музыка настолько интересна  и свежа в восприятии, что современные композиторы стали сочинять даже этюды для развития техники в стиле джаз.

Чешский композитор Милан Дворжак написал целый цикл таких этюдов. Сегодня вы услышите некоторые из них:

13. Перец Алена, 4 класс – М.Дворжак «Джазовый этюд» Ля мажор

14. Пишинская Лера, 5 класс – М.Дворжак «Джазовый этюд» До мажор

15. Семяшкина Аня, 8 класс – М.Дворжак «Джазовый этюд» Соль мажор

Ведущий: А сейчас поговорим немного о самых популярных представителях джазового творчества. Кто из вас может назвать джазовых исполнителей? (слайд18)

Для миллионов слушателей всего мира олицетворением джаза стал американский трубач и певец Луи Армстронг. Не случайно его почтительно называют «Мистер джаз». Луи Армстронг родился в колыбели джаза – Новом Орлеане. Его труба была способна петь, как человеческий голос. Его великолепному тембру голоса пытались подражать многие джазовые певцы. Но Луи Армстронг неподражаем. (фонограмма, слайд 19)

Огромный вклад в развитие джаза внесли пианист Дюк Элингтон, мы сегодня слышали его произведение «Караван» в исполнении Новиковой Юли, а также вокалистка Элла Фицджеральд. (фонограмма, слайды 20-21).

Нельзя не сказать о знаменитом американском композиторе Джорже Гершвине. Он проникся идеей симфонизации джаза и написал ряд крупных произведений для симфонического оркестра. Наиболее популярна его «Рапсодия в блюзовых тонах». Он прожил всего 39 лет, но оставил нам в наследие много прекрасной музыки. (слайды 22-24)

А сейчас Лагерева Юля исполнит пьесу Джоржа Гершвина «Острый ритм»

16. Лагерева Юля, 6 класс – Дж.Гершвин «Острый ритм»

17. Шебалин Марк, 6 класс – «Чарльстон» (это танец – предшественник рок-н-ролла)

18. Даньшина Ксения, 6 класс – Н.Якушенко «Синематограф»

Ведущий: Скажите пожалуйста, а кого вы знаете из представителей джаза в России? В Советский Союз джаз пришел в начале 20 годов. Первые джазовые оркестры связаны с именами Александра Цфасмана, Георгия Ландсберга. Знаменитый исполнитель джаза того времени – Леонид Осипович Утесов. Послушайте как звучал его голос. (Фонограмма, слайды 25-26).

В эпоху сталинских репрессий и практически все время до развала Советского Союза джаз в России был под большим запретом. Вот несколько крылатых выражений, часто употребляемых в то время: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст», или «От саксофона до ножа – один шаг». Кто смотрел кинофильм «Стиляги», тот представляет атмосферу того времени.

Из современных музыкантов можно назвать имена саксофониста и дирижера Георгия Гараняна (слайд 27), пианиста и дирижера Анатолия Кролла, саксофониста Игоря Бутмана, пианиста Дениса Мацуева, вокалисток Ирину Отиеву и Ларису Долину. Угадайте, чей голос сейчас прозвучит? (Фонограмма – Л.Долина).

А сейчас продолжим наш концерт.

19. Сергеева Яна, 6 класс – Н.Попов «Регтайм» (что в переводе значит «рваное время»)

20. Овчарова Настя, 7 класс – «Буги-вуги» (в анс. С Кириленко Г.В.)

21. Спиридонова Аня, 7 класс – Ю.Рочеролл «Давай буги»

Ведущий: И в заключение нашего фестиваля прозвучит джазовая пьеса «На ранчо». Вспомните ковбоев, их песни и пляски.

22. Степанова Ангелина, 6 класс, Дишкавцова И.В. – Е.Баев «На ранчо» (аккомпанемент Герасимович С.Н.)

(слайды 28-29)