Небесное и земное в звуках и красках
материал по музыке (5 класс) на тему

Мартынова Людмила Валентиновна

Открытый урок по музыке в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx18.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Небесное и земное в звуках и красках

Цель урока: формировать нравственно-эстетическое восприятие музыки; обучать умению воспринимать музыкальные образы посредством изобразительного искусства; продолжить работу по развитию вокально-певческих данных; расширить нравственно-эстетическое восприятие родной природы.

Тип урока: урок изучения нового материала и использованием межпредметных связей.

Задачи урока:

Образовательная.

Создание целостного представления о едином художественном образе на основе выразительных средств музыки, поэзии, живописи.

Развивающая.

Развитие у учащихся вокальных способностей, через исполнение песни, слуховой памяти, через разучивание песни, воображение, через создание художественных образов. Эстетического вкуса, через анализ произведений искусства.

Воспитательная.

Создание условий для воспитания коммуникативных отношений, через работу в группах. Воспитание любви к искусству, через знакомство с его разновидностями: музыки, поэзии, живописи.

Материал:

музыкальный: песни «Только добротой сердец» Н. Тананко, В. Шаинский «Настоящий друг», песня о Родной Земле.

поэтический: стихотворение, приготовленное детьми;

художественный: иллюстрации Покров Святой Богородицы и Сикстинская Мадонна.

У: Ребята, сегодня у нас очередная встреча с музыкой и изо. Искусство — это созидание прекрасного человеком и для человека. Пусть плоды этого творчества делают вашу душу духовно богатой, а поступки благородными.

Каждый художник и каждый композитор — это целая эпоха, целый мир. Кого-то привлекают духовные образы, кого-то — картины природы, кто-то передает бурю страстей и чувств, кто-то говорит о дружбе, любви, а кто-то обо всем этом вместе.

Показ иллюстраций Покров Святой Богородицы и Сикстинской Мадонны, их описание.

Покров святой Богородицы

Среди церковных праздников Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место. Он приходится на 14 октября — самое красивое время осени, когда в природе всё окрашено в золото и багрянец — цвета царства небесного. И в то же время, по народным приметам, на покров ложится первый снег, убеляя багряное, очищая землю, покрывая её «светом яко ризою».

Чудесное событие это произошло в X веке в столице греческой империи Константинополе, когда ей грозило разорение от мусульман, большим войском напавшим на город. Не видя ниоткуда помощи, жители города собрались в храме, где хранились риза Богоматери и её головной покров, и обратились к Богу с искренней молитвой о спасении от врагов. Во время молитвы Святой Андрей увидел под самыми сводами храма, идущую по воздуху, Богородицу в окружении ангелов и святых. Пресвятая Дева долго молилась со слезами о спасении города и его жителей. Потом подойдя к престолу, Она сняла со своей головы покрывало и распростёрла его над всеми молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. Поутру молва об этом видении разнеслась по всей округе. Защитники города, воодушевлённые заступничеством Божией Матери, рассеяли неприятеля и город был спасён.

В Православной Руси под словом «покров» понимается и покрывало, и покровительство. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные люди испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи.

Мадонна Рафаэля

Картина написана великим итальянским художником Рафаэлем в начале XVI века, но она была затеряна и оставалась мало известной до середины XVIII века. В России получила известность в XIX веке. Находится картина в Германии в Дрезденской Галерее.

На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога .

Кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза. В образе Марии гармонично соединены: восторг религиозного триумфа с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и тревога за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами,окружённая светом. Мария, прижимая к себе тяжёлого Сына, шествует,едва касаясь ногами поверхности облака.... Рафаэль представил нам Царицу Небесную с печальным Сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям.

Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головками ангелов.

Учащиеся читают стихи.

Разучивание песни «Только добротой сердец».

У: Цель каждого искусства -затрагивать наши мысли и чувства, делать нашу душу чище и возвышенней. К этому стремились мастера живописи и слова, творцы великой музыки. Даже если человек занимался только одним видом искусств, другие виды неизбежно оказывали на него свое влияние.

Все виды искусства неразрывно связаны между собой, имеют общую природу, основываются на одних и тех же образах. Они имеют общие законы и правила, целью которых является гармоничная передача ощущений и образов, заставляющих задуматься об одних и тех же вещах, испытывать одну и ту же боль или восторг.

У: Вопрос: Какие общие слова бывают в музыке и изо?

Учащиеся письменно отвечают на вопрос.

У: А теперь проверим как вы знаете термины по музыке и изо.

Учащиеся наклеивают на альбомные листы бумажные лепестки с терминами.

Многие писатели, поэты, музыканты и художники обращались, обращаются и будут обращаться к извечной теме любви к родине, родной природе. Согласитесь, никого не может оставить равнодушным красота,оживающей земли и всего живого вокруг.

Исполнение «Песни о родной земле».

Исполнив эту песню, мы убеждаемся, что композиторы в своих произведениях изображали картины природы. Красивые звуки, стремящиеся ввысь, светлые задушевные интонации волнуют и радуют наши сердца.

У: Посмотри вокруг себя! Мир такой огромный и волшебный. А волшебство можно увидеть и услышать повсюду: в пении птиц, в порыве ветра, в лучах яркого солнца, в журчании ручейка....

Каждая встреча с музыкой — это праздник души. А в праздники хочется думать и говорить только о добром и хорошем. Хочется петь и веселиться. Не будем и мы забывать старые добрые традиции, тем более урок наш сегодня имеет такую светлую тему - «Небесное и земное в звуках и красках», и споем песню «Мир похож на цветной луг».

А теперь ответьте на вопросы:

  • понравилась вам эта песня?
  • о чем она?
  • какая форма присуща этой песне?
  • кто исполнял эту песню?
  • каков характер песни?

А теперь задание на дом: какие краски вы услышали в этой песне? Попытайтесь изобразить ваши ощущения на бумаге.