Урок музыки 3 класс, тема"Музыкальная азбука"
методическая разработка (музыка) по теме

Описание методической разработки урока музыки в 3 классе "Музыкальная азбука". Цель урока:познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки. На данном уроке осуществляется дифференцированный подход к каждому ребёнку, поэтому задания делятся по степени сложности: высокий. средний, низкий уровень. Форма работы: классно - урочная, урок - путешествие. На уроке учащиеся научатся различать звуки по высоте, научатся правильному написанию скрипичного ключа, расположению нот. Ребятам в ходе урока прививается интерес к музыке, развивается фантазия и творчество. Роль учителя заинтересовать ребят, с этой целью необходимо объяснение материала начать с небольшой сказки о музыкальном королевстве. Информационно коммуникатиыные технологии такие, как: использование презентаций, наглядный материал, побуждают к активной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_azbuka.doc79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                               

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                  основная общеобразовательная школа с. Поповка.                            

                       Учитель Кузьмина Наталия Николаевна.

                                           

                         Урок музыки 3 класс.                                    

                             Тема: «МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»       

                             

Цель: Познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной     азбуки.

Задачи: 

-обучить правильному написанию скрипичного ключа, расположению нот,  

- прививать интерес к музыке, развить фантазию и творчество.

Оформление и оборудование: нотоносец,  карточки с новыми музыкальными терминами, нотные странички, ручки,  эмблемы для игры с изображением нот в виде  зверей, бабочек; карточки с изображением нотных станов в виде домиков и скрипичных ключей разной формы.

Карточки- иллюстрации овощей, плакат «На каких инструментах играл Незнайка». Карточки «Марш», «Танец», «Песня»,  кроссворд «Мелодия», баян, презентация «Музыкальная азбука», презентация «Музыкальная викторина», магнитофон.

Музыкальный материал: музыкальное приветствие «Музыкальный урок», песня «Чтоб выучиться пению».      

         

                                                           Ход урока

1.1. Организация ребят.

 Музыкальное приветствие:

 - Сейчас музыкальный начнётся урок.

    Об этом сказал нам весёлый звонок, сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока!»

 - Добрый день, ребята!  Я очень рада встрече с вами, зовут меня Наталия Николаевна. А как зовут вас? Предлагаю познакомиться, вставайте по цепочке и называйте своё имя.

Ребята, а вы любите петь?  А какие песни вы поёте?  Ну, тогда в Музыкальном королевстве нам будет интересно.  Сегодня мы вместе совершим увлекательное путешествие в страну Музыки.  Не смотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, а собрала нас всех вместе у себя Волшебница Музыка!

Всё в мире хочется познать

Всё хочется увидеть в мире:

В стране мелодий погулять

И поиграть на струнной лире

    Нас поезд ждёт

    Пора нам в путь

    Нам музыка всего дороже

    Фантазий сказочная нить

    Не заблудиться нам поможет.

У: Тема нашего урока «Музыкальная азбука».

2.1.  Объяснение нового материала.

 У. Музыка - это большое замечательное королевство. Царствует в нём королева Гармония. Она очень добрая, но и строгая. Любит всё красивое, благозвучное. В музыкальном королевстве все говорят на особом, музыкальном языке и подчиняются специальным правилам. В этой стране жителей называют звуками. Только они не разговаривают, а поют или играют на музыкальных инструментах. В стране Музыки пишут книги. Но пишут их не буквами, а нотами. Ноты – это имена звуков.

                                             Звук мы поём, а ноту пишем. 

В музыкальном царстве, звуков много, а нот всего 7: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. 

А  теперь дайте все вместе познакомимся с этими нотками и проговорим их вслух. Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, где живёт каждая нотка, и научимся их писать. Чтобы настроиться на работу, нужно быть внимательным. И в этом нам поможет песня.

 Сейчас я исполню её, если она вам знакома, то подпевайте мне, текст песни лежит у вас на парте. Ну а если вы её не знаете,  мы  её выучим.

                                   

  «Чтоб выучиться пению»                                                               

Сл. З. Петровой (исполняю песню)

Муз. А. Островского

1. Чтоб выучиться пению,                                      

     Имеем мы терпение.                                                    

     И чтоб урок не зря у нас прошел,                              

     Должны мы быть старательны,                                      

     Послушны и внимательны                                    

      И выучить все ноты хорошо:                                

      До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до!

      До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до!  

2. Возьмём свои тетрадки мы,

   И ноты по порядку мы запишем,

   Чтобы каждый помнить мог,

   Должны мы быть старательны,

   Послушны и внимательны                                    

   И дома каждый день учить урок.                                

   До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до!

   До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до!  

 (предлагаю всем вместе разучить припев)

2.2. У:  Эта красивая песенка, помогла нам запомнить нотки.

У: Кто хочет назвать мне их по порядку?

Ответ: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

А теперь в обратном порядке?

Ответ: СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО.

У: Ребята,  внимательно прочитайте слова, написанные на доске.  Подумайте и скажите, есть ли в этих словах ноты, которые мы с вами уже знаем? Давайте подчеркнём их.

Ответ: доска, река, мир, милиция, фантик, Асоль, лямка, синица.

  У: Ребята, а как вы думаете, где же живут эти музыкальные жители?

Ответ: Они живут в музыкальном домике.

У. Вот как выглядит этот домик. У вас есть нотные станички,  в которых и будут жить музыкальные жители. Приготовьте их и внимательно рассмотрите.  Сколько линеек – этажей содержит каждый домик?

Ответ: Пять.

У. Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме. Запомните, эти пять линеек называются нотным станом. Многие музыканты его называют нотоносцем.  Ребята, а как вы думаете почему?

Ответ: Потому что он носит на себе ноты.

 У: Каждый домик нелегко открыть, если нет чего?

Ответ: Ключа.

У. Ключ этот называется скрипичным.  

Может кто-то с ним знаком и умеет его писать?

Давайте научимся его писать. Я показываю, а все внимательно смотрят.  Скрипичный ключ, пишут на второй линеечке снизу. Найдём её и поставим там точку. От неё нарисуем полукруг, потом дорисуем овал, а теперь нужно нарисовать петельку вверх. И самое последнее опускаем линию вниз и загибаем дугу.

Ребята, а теперь самостоятельно попробуйте выполнить задание.

Обведите красные образцы на своих страничках. Теперь напишите сами рядом.       

Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие межу линейками.  Обведите каждую мою красную ноту в своих образцах.  Нотам дали имена, нота каждая нужна. Подпишите под нотами их название.  Назовите мне ноты,  которые пишутся на линеечках, и между линеечками. У нас получится ряд звуков – звукоряд.  

           

А теперь давайте послушаем небольшие четверостишия про этот домик и его жителей.

Он помощник наш отличный,

Мы зовем его ключ «соль»,

Всем нам скажет ключ скрипичный,

Нотной азбуки король.

                                                                               Пять линеек нотной строчки

                                                                               Мы назвали нотный стан,

                                                                               И на нем все ноты – точки

                                                                               Разместили по местам.

Семь всего лишь нот на свете,

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку занеси.

У: Ребята, давайте для лучшего запоминания новых музыкальных слов, произнесём их все вместе.

 Нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд. 

 Предлагаю вам  немного отдохнуть и провести музыкальную физминутку.

Встаньте, выйдите из-за парт, слушайте внимательно песню и выполняем движения в соответствии с текстом. Ребята,  хочется, чтобы вы запомнили тему нашего урока, для этого мы с вами её закрепим.

 Закрепление нового материала.  Сейчас я вам расскажу одну историю про ноты, которые не дружили между собой. Вы ведь дружные ребята и почти никогда не ссоритесь? А вот ноты однажды поссорились, и вот что из этого получилось.

                                                   «В нотном доме жили ноты»

Между речкой и болотом,                                                      На линеечке под первой

В одном доме жили ноты.                                                      «ДО» сидела непременно,

Ключ скрипичный помогал,                                                   а за нею нота «РЕ»

Двери в доме отпирал.                                                            На крылечке во дворе.

Рано утром на работу                                                              Вслед за нею «МИ» сидела,

Расходились эти ноты.                                                             Дальше «ФА» тихонько пела,

Кто в театр, а кто в кино,                                                         Дальше «СОЛЬ», за нею «ЛЯ» -

Где работали давно.                                                                  Вместе пели тря – ля – ля.

И по знаку дирижера                                                                А потом под самой крышей

Ноты дружно пели хором.                                                       Всех грустнее и всех выше –

И танцуют, и поют -                                                                 Почему – то нота «СИ», -

Это главный нотный труд.                                                       У нее самой спроси.

А потом после работы,                                                             «Здесь сидеть мне неохота, -

Отложив свои заботы,                                                              Отвечает эта нота, -

Собирались посидеть,                                                              И грущу я оттого,

Вместе песенки попеть.                                                            Что хочу быть рядом с «ДО»

У. Вот беда. А ноты – то поссорились. Что же делать? Придется отправиться в музыкальное путешествие. Нам нужно будет выполнять задания, отгадывать загадки, и тогда ноты помирятся. Ну что, согласны? Тогда в путь!

(музыкальная заставка песня «Голубой вагон»)

         

1) Ребята, на нашем пути стоят домики, это, случайно, не наши музыкальные домики? Внимание, задание. Определить правильный нотный стан.

За правильный ответ, вы получаете эмблему «нотный стан».

2) А вот и ключи. Но какой из них наш?

За правильный ответ вы получаете эмблему «скрипичный ключ».

3)  Сейчас задание сложнее.  Музыкальная викторина. За правильно выполненные задания вы получаете первую ноту – эмблему «ДО»

           

4)  Вам надо найти в овощах следующую ноту «ре» ( показываю рисунки овощей, а ребята их называют  огурец, репа, редиска, редька). За правильный ответ вы получаете вторую ноту – эмблему «РЕ» 

 

5) А загадки вы любите?  

         

           Семь ребят на лесенке,

           Заиграли песенки. Что это? (ноты)

                                                                         Звучит сигнал, на бой зовет!

                                                                         Вставай, солдат она поет! (труба)

          Он по виду брат баяна,

          Где веселье, там и он.

          Я подсказывать не стану,

          Что же это? (аккордеон)

За правильный ответ, вы получаете третью ноту – эмблему «МИ». 

         

6) На нашем пути повстречался один музыкант (вывешивается плакат). Это Незнайка, который задает нам вопрос. На каких музыкальных инструментах он учился играть? За правильный ответ, вы получаете четвертую ноту – «ФА». 

7) Ребята, смотрите, здесь в музыкальном океане плавают «три кита». Назовите их (звучат мелодии, учащиеся называют – Марш, Танец, Песня, вешают карточки с названием на китов). За правильный ответ, вы получаете пятую ноту – эмблему «СОЛЬ».

         

8) Ну, а следующую ноту мы найдем в нашем классе. В чьих именах прячется нота «ля»? (Юля, Толя, Оля,  Коля). За правильный ответ вы получаете шестую ноту – эмблему «ЛЯ».  

9) Вашему вниманию предлагается «Музыкальная азбука», в которой показаны музыкальные инструменты, термины и композиторы. Мы с вами рассмотрим только несколько букв (после просмотра задаю вопросы).

 А) Назовите инструмент  на букву «А».

 Б) Как называется торжественная песнь.

За правильный ответ вы получаете седьмую ноту – эмблему «СИ».  Вот такие молодцы. Теперь все ноты в сборе.

Давайте споем этот звукоряд, показывая каждую ноту (пение гаммы До мажор вверх и вниз).

       

10) Вы запомнили ноты? А вот и последнее задание, для того что бы все ноты жили дружно, решите следующий кроссворд «Мелодия».

Этими нотами записываются звуки музыки.

6. Подведение итогов. Настало время подвести итог урока.

Как называлась тема нашего урока?

Сколько нот в музыкальной азбуке? Назовите их.

Как пишутся ноты?

Молодцы,  со всеми заданиями справились. За работу на уроке все ребята получают пятёрки.

7. Домашнее задание. Дома вам надо дописать строчку скрипичного ключа.

Все эмблемы, которые вы сегодня заработали, оставьте у себя. Наш урок закончен. Мне было приятно с вами познакомиться и интересно работать.  

 До свидания, друзья!

 

Песня  «Чтоб выучиться пению»                                                               

Сл. З. Петровой

Муз. А. Островского

1. Чтоб выучиться пению,                                      

     Имеем мы терпение.                                                    

     И чтоб урок не зря у нас прошел,                              

     Должны мы быть старательны,                                      

     Послушны и внимательны                                    

      И выучить все ноты хорошо:                                

      До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до!

      До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до!  

2.Возьмём свои тетрадки мы,

   И ноты по порядку мы запишем,

   Чтобы каждый помнить мог,

   Должны мы быть старательны,

   Послушны и внимательны                                    

   И дома каждый день учить урок.                                

   До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до!

   До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до!  

………………………………………………………………………………………………….

Песня  «Чтоб выучиться пению»                                                               

Сл. З. Петровой

Муз. А. Островского

1. Чтоб выучиться пению,                                      

     Имеем мы терпение.                                                    

     И чтоб урок не зря у нас прошел,                              

     Должны мы быть старательны,                                      

     Послушны и внимательны                                    

      И выучить все ноты хорошо:                                

      До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до!

      До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до!  

2. Возьмём свои тетрадки мы,

   И ноты по порядку мы запишем,

   Чтобы каждый помнить мог,

   Должны мы быть старательны,

   Послушны и внимательны                                    

   И дома каждый день учить урок.                                

   До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до!

   До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до!  

                                         Он помощник наш отличный,

                                          Мы зовем его ключ «соль»,

                                          Всем нам скажет ключ скрипичный,

                                          Нотной азбуки король.

                                     

………………………………………………………………………………………………….

                               

                                              Пять линеек нотной строчки

                                               Мы назвали нотный стан,

                                               И на нем все ноты – точки

                                               Разместили по местам.

………………………………………………………………………………………………..

                                              Семь всего лишь нот на свете,

                                              До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

                                              Ты запомни ноты эти

                                               И в тетрадку занеси.

…                                                Песня «Звуки музыки» Р. Роджерса

ДО – воробышка гнездо,

РЕ – деревья во дворе,

МИ – котенка покорми,

ФА – в лесу кричит сова,

СОЛЬ – играет детвора,

ЛЯ – запела вся земля,

СИ – поем мы для того,

Чтоб вновь вернуться к ДО.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

ДО – и Дон и Дили Дон,

РЕ – из крема и пюре,

МИ – возьми и отними,

ФА – и фантик и скафандр,

СОЛЬ – посадим фасоль,

ЛЯ – полянка и земля,

СИ – спроси, переспроси,

Вот и вновь вернулись к ДО.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

……………………………………………………………………………………………….