"Что это за листья?" (интегрированный урок музыки и окружающего мира)
план-конспект урока по музыке по теме

Гришина Надежда Андреевна

План - конспект интегрированного урока музыки и окружающего мира "Что это за листья?" составлен для учащихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_okruzhayushchiy_mir_i_muzyka_1_klass.zip20.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК МУЗЫКИ И  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КАССЕ

                                Тема урока  «Что это за листья?»

Цель:  

  • Познакомить с миром звуков.  Подводить детей к определению

звучания окружающей природы, учить слышать смысловые контрасты.

  • Учить распознавать листья наиболее распространенных пород

деревьев. Познакомить с отличительными признаками сосны и ели по их веточкам, хвоинкам, шишкам.

  • Привлечь родителей к совместной творческой деятельности, через

составление композиции для осеннего костюма из природного материала.

Оборудование:  схемы – таблицы по окружающему миру  /строение листа, виды листьев по листовой пластинке, виды деревьев /; натуральные листья различных пород деревьев, веточки рябины, веточки ели, сосны, лиственницы; стилизованная береза;  Орф – инструменты; аудио запись звуков осенней палитры; аудио запись сказки; шляпы и палочки для игры; атрибуты для изготовления костюмов; карты – настроений.

Тип урока:  интегрированный

 

Методы и приемы:  

  • наглядный  (работа с таблицами);
  • словесный  (беседа в вопросно – ответной форме);
  • проблемный;
  • частично – поисковый   (сравнение  хвойных деревьев)

Ход урока:

I.Организационный  момент

Музыкальное  приветствие  «Здравствуйте» 

Коммуникативная игра под музыку Т. Боровик

I часть – «Променад»  – свободное движение по залу;

II часть  – хлопки в ладоши и по коленкам;

III часть – слушаем фермату и здороваемся за руку по звуковому сигналу.

II. Введение в тему урока

У нас сегодня будет необычный урок. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать. Что мы слышим?

Прослушивание записи  спецэффектов – природных звуков: ветра, дождя, шуршания листвы…

 - Как называются такие звуки? / шумовые /

 - С музыкой какого времени года мы будем знакомиться? / с музыкой осени /

 - Какой характер у осени? / ответы детей /

 / Для ответа используются подсказки  «карты – настроений» и музыкальное  сопровождение рассказа /

 - У осени разное настроение: то оно солнышком смеется /веселая карточка/, то вдруг, что такое, подул сильный ветер, небо нахмурилось  /сердитая карточка/, выползли тучи, и совсем мрачной  стала погода /злая карточка/. Наверное,  сейчас польет дождь. Слышите? /плаксивая карточка/

III.Работа по теме урока

а) Послушайте сказку.

 - Живет здесь, неподалеку одна старая, добрая приятельница.

 - Хотите познакомиться с ней?

(Выносится передвижная ширма. На ней стилизованная береза, с белыми листьями, от разных пород деревьев).

 - Ребята, вы узнали ее? Что это за дерево? Давайте с ней поздороваемся.

 - Здравствуй, красавица. Как поживаешь? Посмотри, какие очаровательные ребята хотят с тобой познакомиться.

 - Расскажи нам о себе…

Аудио запись / рассказ березы /

      Однажды был сильный ураган. И ветер маленьким семечком принес меня из далекой двухцветной страны. Там лишь два цвета – черный и белый. А мне так хотелось порадовать всех осенними красками. Сама осень хотела мне помочь, да видно задержалась где – то в дороге. И вот стою я здесь грустная, одинокая. Друзей нет. Даже птицы и звери обходят меня стороной. А почему, не знаю. Что случилось?

 - Ребята, что необычного на дереве вы заметили? / листья белого цвета и от разных пород деревьев /

 - Давайте определим, с каких деревьев эти листочки?/ дети снимают  листочки с березы и называют породы деревьев /.

 - Чем похожи и чем отличаются эти листочки?

 б)  Работа с таблицами.

                                  Таблица «Строение листа»

       

                                 Таблица  «Виды листьев»

            Простые                                                               Сложные

(Одна листовая пластинка)                   (Несколько листовых пластинок)

 - Как осенью меняется окраска деревьев?

Желтые листья – береза, клен, липа

Красные листья – клен, осина, рябина

Коричневые листья – дуб, клен

 

- Давайте поможем березке, сменить наряд  /дети наклеивают на березку  желтые листочки /

Аудио запись (рассказ березы)

 - Спасибо вам, ребята, за помощь. Я предлагаю вам поиграть.

в) Проводится игра «Звуки осени».  Музыка и слова Т.Боровика.

/В игре принимают участие дети и родители. Дети сопровождают пение  игрой на орф – инструментах. Родителям раздаются: листы бумаги, деревянные палочки, барабаны… /

  1. В доме моем тишина.

     В доме моем я одна.

     Только где – то шуршунчики шуршат. 

/Родители с помощью листов бумаги издают шорох листьев /

          Шуршунчики  шуршат, шуршунчики шуршат.

  1. В доме моем тишина.

В доме моем я одна.

          Только где – то стукунчики стучат.

/Звучат деревянные палочки, стук  пальцами по парте, столу… /

          Стукунчики стучат.

          Шуршунчики шурчат.

  1. В доме моем тишина.

В доме моем я одна.

          Только где – то скрипунчики скрипят.

/Родители водят ногтем по кожаному барабану /

          Скрипунчики скрипят.

          Стукунчики стучат.

          Шуршунчики шуршат.

  1. Бурбунчики бурчат.   / Фонема бр – бр – бр… /

  1. Сопунчики сопят       / Посапывание носом  /

 - Для вас, ребята, березка приготовила загадки. О каких деревьях пойдет речь?

   

  1. Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.  / Ель /

  1. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.  / Сосна /

г) Практическая работа

1.Выбор веток.

Разложите веточки на группы: еловые и сосновые, отдельно другие.

 - Что у вас на столе?

 - Назовите деревья?

 - Как вы их отличили?

 - Что мы видим на веточках?

2.Рассматривание хвоинок.

 - Что такое хвоинки?

 - Чем похожи хвоинки? / цвет, колючие /

 - Чем различаются?     / длина, по – разному прикрепляются /

3.Рассматривание шишек.

 - Отличия        / у ели длинная, вытянутая; у сосны – более округлая /.

 - А оставшиеся веточки похожи  на сосновые и еловые?

   Есть у родственницы елки

   Неколючие иголки.

   Но, в отличие  от елки,

   Опадают те иголки.   / Лиственница /

 - Сходства и отличия веточки лиственницы от других хвойных деревьев.

                               Таблица «Виды  деревьев»

Лиственные                                                                Хвойные

/ Ученики прикрепляют таблички с названиями деревьев, которые они знают, завершают работу родители /

 - А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Веселые шляпки»

     

д) Игра «Веселые шляпки»  - импровизационная двигательно – композиционная игра с родителями на взаимодействие. Для нее подойдут любые панамки, шляпки, украшенные листьями, ягодами и т.д.

     Все дети получают по деревянной палочке, но у второй группы ребят на палочки надеты шляпки. Во время веселой части музыки все свободно танцуют, перемещаясь по классу и передавая шляпки с палочки на палочку. Во время спокойной части музыкального произведения те, у кого шляпка на палочке, надевают ее на голову, а у кого только палочки, ходят и кланяются друг другу.  

Аудио запись (рассказ березки)

Приглашение на бал

Все уселись? Вам удобно?

Расскажу сейчас подробно,

Что у нас вчера случилось.

С неба звездочка спустилась.

Это к нам сквозь тучи смело

В гости чудо прилетело.

Из – за гор, из – за морей.

Для осенних королей.

Хоть она еще малышка,

Про балы читала в книжках,

Но узнала: Осень – мать

Бал решила скоро дать.

Всех царица Осень ждет,

Кто нарядный к ней придет.

Ночью праздник состоится,

Все спешат принарядиться.

А царевна как заплачет!

И лицо в ладошки прячет.

Так она на бал спешила,

Что наряд свой позабыла!

Так хотела быть красивой!

Мама дочь на бал пустила

Только так она сказала:

«Если ты в беду попала,

Попроси скорей ребят,

Пусть сошьют тебе наряд!»

е) Дети, совместно с родителями мастерят наряд из имеющейся заготовки  и природных материалов: листьев, веточек, корзинок, зонтиков…

 Ветки, ягодки, травинки

 Листья, зерна, паутинки –

 Все берите, применяйте

 Чудо платье украшайте.

 Будет наш наряд хорош.

 С Осенью самою схож,

 Да такой, что даже Осень

 У своей царицы спросит.

«Где ж тебя принарядили?

  Где такое платье сшили?»

  Вот и музыка слышна.

  Нам на бал пора,  друзья!

 Дети под музыку «Вальс»,  композитора  Боккерини демонстрируют свои костюмы, а затем исполняют песню «Листопад»,  Е. Олиферовой.

IV. Итог  урока

- Что нового узнали?

- Чему научились родители?

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

у меня получилось …

я смог…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"

Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVI...

Интегрированный урок информатики и окружающего мира по теме "Космическое путешествие"

12 апреля – мы отмечаем Всемирный День Космонавтики и авиации. Поэтому вашему вниманию хочу предложить урок, посвященный этой дате. Мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.Урок является и...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

Русь расправляет крылья. Урок ознакомления с окружающим миром.4 класс УМК "Школа России"

Презентация может использоваться при изучении темы: "Русь расправляет крылья" на уроке ознакомления с окружающим миром в 4 классе (УМК "Школа России")...

Иван III. Урок ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"

Данная презентация может использоваться при изучении темы "Иван III"  на уроке ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"...

Урок ознакомления с окружающим миром. 4класс ЗПР.

Тема:  В гости к весне.Цели:       - систематизировать знания учащихся по теме «Весна»;       - расширять представления об окружающем м...

Интегрированный урок по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО "Как Весна-красна сестрицу встречала"

Сценарий открытого интегрированного урока по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО в 3 классе с участием фольклорного ансамбля «Забава» «Как Весна-красна сестрицу встречала»...