Воздействующая сила  искусства. Искусство и  власть.
презентация к уроку по музыке (8 класс) по теме

Угарова Юлия Александровна

В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  закономерность. Искусство  как проявление свободных, творческих сил человека,  полет  его  фантазии  и  духа часто  использовалось  для  укрепления власти, —  светской  и  религиозной.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


                                                   Воздействующая сила  искусства

                                                               Искусство и  власть
 



Август из Прима Порто. Римская статуя

В  развитии  человеческой 
культуры постоянно  прослеживается  любопытная  закономерность. Искусство  как проявление свободных, творческих сил человека,  полет  его  фантазии  и  духа часто  использовалось  для  укрепления власти, —  светской  и  религиозной.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве

Благодаря произведениям искусства власть  укрепляла  свой  авторитет,  а  города и государства поддерживали престиж.  Искусство  воплощало  в  зримых образах  идеи 
религии, прославляло  и увековечивало  героев. Скульпторы, художники,  музыканты  в  разные  времена  создавали идеализированные  величественные  образы  правителей-вождей.  Им  придавали  необыкновенные качества,  особый  героизм  и  мудрость, что,  безусловно,  вызывало  почтение, восхищение в  сердцах  простых  людей.  В  этих  образах  явно  проявляются  традиции,  идущие  от  древнейших времен, —  поклонение идолам,  божествам,  вызывавшим  трепет  не  только  у всякого  приближающегося  к  ним,  но и  у  смотрящего  издали.  Доблесть  воинов  и  полководцев  увековечивают произведения  монументального  искусства.  Устанавливаются  конные  статуи,  сооружаются  триумфальные  арки и  колонны  в  ознаменование  одержанных  побед.


Палетка Нармера. Древний Египет

•  Какие  качества  художники,  скульпторы подчеркивают  в  образах  государственных  деятелей, правителей разных  эпох и 
стран? Какие чувства  вызывают  эти  образы  у  вас?
•  В  чем  сходство  и  различия  этих  образов? Назовите  общие  (типические)  черты,  символизирующие  власть.


Статуя командора Гаттамелаты. Флоренция; Триумфальная арка на Елисейских полях в Париже

По  указу  Наполеона  I,  который  хотел  обессмертить  славу  своей  армии, построены  Триумфальные  ворота  в Париже.  На  стенах  арки  выгравированы  имена  генералов,  сражавшихся вместе  с  императором.

ЛЕВИЦКИЙ. Екатерина II

В 1814  г.  в
России  к  торжественной встрече  русской  армии-освободительницы,  возвращавшейся  из  Европы после  победы  над  Наполеоном,  были сооружены  деревянные  Триумфальные  ворота  у Тверской  заставы. Более 100  лет  арка  простояла  в  центре Москвы,  а  в  1936  г.  была  снесена.  Лишь  в 60-е  гг. XX  в.  Триумфальная  арка  была воссоздана  на  площади  Победы,  у Поклонной  горы, на месте  вступления в  город  армии  Наполеона.

ДЕЛАКРУА. Свобода, ведущая народ на баррикады

В  XV  в.  после  падения 
Византии, которая  считалась  преемницей  Римской  империи  и  получила  название Второго  Рима,  центром  православной культуры  становится  Москва.  В  период  экономического  и  военного  роста Московское  государство  нуждалось  в соответствующем  культурном  имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных  православных  людей. В  их  числе  архитекторы  и  строители, иконописцы  и  музыканты.

Хоровая капела им. Глинки

Московские  цари  считали  себя  наследниками  римских  традиций, и это нашло отражение в словах:  «Москва — Третий Рим, а  четвертому  не  бывати».  Чтобы  соответствовать  этому  высокому  статусу,  по  проекту  итальянского  архитектора  Фиораванти перестраивается Московский  Кремль. Окончание  строительства первого  каменного  храма  Москвы  —  Успенского  собора  стало поводом  к  основанию  Хора  государевых  певчих  дьяков.  Масштаб и  великолепие храма  требовали большей, чем прежде,  силы звучания 
музыки.  Все  это  подчеркивало  власть  государеву.

Во второй половине XVII в. по  грандиозному замыслу святейшего патриарха  Никона  —  создать  святые  места  по образу Палестины, связанной с  земной жизнью  и  подвигом  Иисуса  Христа, — под  Москвой  был  построен  Ново-Иерусалимский  монастырь.  Его  главный собор  по  плану  и  размерам  подобен храму  Гроба  Господня  в  Иерусалиме. Это  детище  патриарха  Никона  —  вершина  развития  древних  традиций  Русской  церкви,  берущих  свое  начало  со времен  крещения  Руси  (X  в.).

Успенский собор в Кремле

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

В  XVIII  в.  открылась  новая  глава  российской  истории.  Петром  I  по меткому  выражению 
Пушкина,  было «прорублено  окно  в  Европу»  —  основан  Санкт-Петербург.

Дворец Советов (проект), образец архитектуры эпохи тоталитаризма

Новые  идеи  нашли  отражение  во всех видах искусства. Появляется светская  живопись  и  скульптура,  изменяется  на  европейский  лад  музыка.  Хор государевых  певчих  дьяков  теперь переведен  в  Петербург  и  становится Придворной  певческой  капеллой  (нередко  в  этом  хоре  пел  и  сам  Петр  I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу  молодому  царю  всея  Руси.

Сейчас  Хоровая  капелла  имени М.  И.  Глинки  —  это  величественный памятник  русской  культуры,  прославившийся  на  весь мир.  Капелла  помогает сохранять связь времен и преемственность  традиций.

В  ХХ  в.,  в  эпоху  сталинизма  в  нашей  стране  помпезная,  пышная  архитектура  подчеркивала  силу  и  власть государства, низводя  до ничтожно малого  уровня  человеческую  личность, игнорировала  индивидуальное  своеобразие каждого человека. Бездушный механизм  государственного  принуждения  высвечивает  гротескное  начало в  музыке  (Д.  Шостакович,  А.  Шнитке и  др.).

Демократические  настроения  народа  находят  особенно  яркое  выражение  в  искусстве  в  переломные моменты  истории.  Это  и  революционные песни,  марши  в  период  Октябрьского переворота  в  России  (1917),  плакаты, произведения  живописи,  музыкальные  сочинения  времен  Великой  Отечественной  войны  (1941—1945).  Это  и массовая  песня,  отражающая  трудовой энтузиазм  послевоенных  лет,  и  авторская  песня  второй  половины  XX  в. (разновидность  городского  фольклора),  выражающая  не  только  лирические  настроения  молодого  поколения, но  и  протест  против  ограничения свободы  личности,  особенно  ярко  выразившийся  в  рок-музыке.

Булат Окуджава; Александр Галич; Владимир Высоцкий; Борис Гребенщиков

• Приведите  примеры  исторических  эпох  с  авторитарным  и  демократическим  правлением.
Подберите  произведения  искусства,  отражающие  идеи  этих 
государств. Обратитесь  к  справочной литературе.
•  Посмотрите  картины,  фрагменты  из  кинофильмов,  послушайте  музыкальные  произведения, выражающие  идеалы  народа  в  различные  времена  в  разных  странах.  Что  вы  можете  сказать  об их  общественных  идеалах?
•  Какими  средствами  и  с  какой  целью  искусство  воздействует  на  людей  сегодня?


Художественно-творческое задание
Подготовьте доклад или компьютерную презентациюна  тему, связанную с внушением народу определенных  чувств  и  мыслей  средствами  искусства.  Проанализируйте  различные  художественные  произведения  одного  вида  искусства  в  разные  эпохи  или  выберите  эпоху  и  по  произведениям  различных  видов  искусства  представьте  ее  целостный  образ.





Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил. 


Искусство для 9 класса, учебники и книги по искусству скачать, библиотека онлайн 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема :" Воздействующая сила  искусства.  Искусство и  власть." В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  законо...

Материалы к уроку искусства Воздействующая сила искусства. Роль музыки в Великой Отечественной войне

Разработка данного урока может быть использована как на уроке искусства, так и музыки по программе Критской. Предварительно можно подготовить с учащимися индивидуальные сообщения по истории нескольких...

Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

 Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...

Искусство и власть. Урок для 9 класса в разделе "Воздействующая сила искусства"

Задача этого занятия собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает  составить ментальную карту , в которой можно отразить все изученные разделы: Искусство...

Искусство и власть. Урок для 9 класса в разделе "Воздействующая сила искусства"

В начале урока учитель организует внимание обучающихся и поясняет,  для того, чтобы собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает  составить ментальн...

Контрольная работа по искусству "Воздействующая сила искусства"

Контрольная работа по искусству в 9 классе. Ориентирована на использование учебника под редакцией Сергеевой и Критской...