Проблемные вопросы и задания на уроке музыки
учебно-методический материал по музыке на тему

Троценко Светлана Николаевна

Уроки музыки, проведенные по традиционной, давно привычной схеме, на которых ученикам передается многовековой культурный опыт человечества и учитель опирается только на свой авторитет (великий композитор, замечательное произведение и т.д.) и ощущения, эмоции, фантазию детей, то есть на то, что нельзя потрогать. Всегда ли мнения учителя и ребёнка совпадают? Конечно, нет. При этом чаще всего страдает не практический блок, который подразумевает активное участие ребят в конечном результате, а теоретический, где уже всё кем-то решено. Особенно остро это чувствуется в подростковом возрасте, когда слов учителя явно не достаточно, если они не подтверждены личным убеждением. Очень часто в старших классах это ведёт к угасанию интереса к предмету в целом, не смотря на то, что в начальной школе и среднем звене таких проблем не возникает. Проблемные вопросы, задания становятся поводом увлеченной дискуссии на уроке и ведет учащихся к новым открытиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_voprosy_i_zadaniya_na_uroke_muzyki.docx28.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблемные вопросы и задания на уроке музыки

Проблемный вопрос – тот, который вызывают интеллектуальные затруднения у обучающихся, поскольку ответ на него не содержится ни в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Он содержит в себе еще не раскрытую (учащимися) проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс.

Проблемный вопрос должен быть сложен настолько, чтобы вызвать затруднение у обучающихся, и в то же время быть посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка такого вопроса логически должна быть связана с прежними знаниями учащихся. Ученик находит ответ, соотнося имеющиеся знания с новой информацией путем сравнения, сопоставления, обобщения, вычленения и т.д.

Примеры проблемных вопросов:

Музыка состоит из звуков, можно ли увидеть музыку?

Зачем люди придумали марш (песню, танец)?

Можно ли определить границы между музыкой разных народов?

Отличается ли отношение к музыке у людей разных стран?

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Почему возникла музыка?

Какими были первые музыкальные инструменты?

Каким бы был финал увертюры «Эгмонт», если бы Бетховен был романтиком?

Проблемное задание - направлено на то, чтобы найти неизвестное, которое находится в самом условии задания. В проблемном задании не просто описывается ситуация, включающая его условие, но и есть указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. В силу этого проблемное задание получает ограниченное поле поиска, но доступно для решения всеми учащимися.

Примеры проблемных заданий:

График « Линия жизни»

т

о

р

ж

е

с

т

в

о

р

а

д

о

с

т

ь

в

о

л

н

е

н

и

е

п

о

к

о

й

г

р

у

с

т

ь

п

л

о

х.

п

р

е

д

ч.

т

р

е

в

о

ж

н

о

т

р

а

г

и

ч

н

о

        

«Линия жизни» -  это график, в котором точками обозначается изменение характера музыки.

В старших классах “Линия жизни” позволяет сопоставить содержательность лёгкого и серьёзного произведений, классического и современного. Как правило, классика выглядит, как развёрнутая линия с различными настроениями и их многочисленными оттенками, а во время звучания многих современных хитов: одна – две соседних точек - линия никак не движется.  Анализируя «График жизни» учащиеся легко находят ответ на вопрос, почему одна музыка проходит испытание временем, а другая уходит в небытие.

«Как выглядит музыкальный инструмент будущего?» - ребятам предлагается создать инструмент будущего, придумать ему название,  провести его представление (презентацию).

«Есть ли что мне сказать людям?»

Сначала создается установку: «А есть ли у меня что сказать, чем поделиться с другим человеком, со всеми людьми?». После рождения замысла (содержания) нужно представить: «как это выглядит?», «как это звучит?». Следующий вопрос «как сказать, чтобы меня поняли?», выбираются те выразительные средства, которые наиболее подходят для воплощения замысла. Ребенок-музыкант начинает  понимать необходимость, например, «изобразить» голосом гудок, другие звуки города; с помощью барабанных палочек «отыскать» ритмический рисунок чего-то движущегося,  найти мелодии, передающие взволнованный характер происходящего или, наоборот, передающие покой и др. В сущности здесь дети прикасаются к закону единства содержания и формы, начинают понимать процесс рождения музыки как процесс, протекающий от «что хочу сказать» к средствам «как это лучше сделать». И чувствуют, что «как» может быть очень разнообразным, но всегда выступающим как вторичное: музыка возникает не потому, что в жизни есть те или иные явления, а прежде всего потому, что их слышит человек и в звуках рассказывает о своем восприятии явлений и даже о том, какими он хотел бы видеть их в идеале!

Уроки музыки, проведенные по традиционной, давно привычной схеме, на которых ученикам передается многовековой культурный опыт человечества и учитель опирается только на свой авторитет (великий композитор, замечательное произведение и т.д.) и ощущения, эмоции, фантазию детей, то есть на то, что нельзя потрогать. Всегда ли мнения учителя и ребёнка совпадают? Конечно, нет. При этом чаще всего страдает не практический блок, который подразумевает активное участие ребят в конечном результате, а теоретический, где уже всё кем-то решено. Особенно остро это чувствуется в подростковом возрасте, когда слов учителя явно не достаточно, если они не подтверждены личным убеждением. Очень часто в старших классах это ведёт к угасанию интереса к предмету в целом, не смотря на то, что в начальной школе и среднем звене таких проблем не возникает. Проблемные вопросы, задания становятся поводом увлеченной дискуссии на уроке и ведет учащихся к новым открытиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания на уроках музыки.

Я предлагаю примеры творческих заданий, которые использую на своих уроках. Надеюсь, что они помогут Вам при подготовке к уроку....

Творческие задания на уроках музыки

В публикации рассказывается о творческих заданиях и о значении таких заданий в уебном процессе...

Система вопросов и заданий к уроку по повести А.И.Герцена "Сорока-воровка"( 9-10 класс)

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Герцена "Сорока-воровка". С его помощью можно составить конспект урока, разработать вопросы для контрол...

Каталог проблемных вопросов и заданий по географии

Проблемные вопросы к урокам географии с 5-11 класс....

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К УРОКУ МУЗЫКИ «Русская музыка - народная и композиторская» 4 класс

Формирование умения самостоятельного получения информации, умения проводить исследования; углубление представлений учащихся о русских народных инструментах; привить интерес к предмету через осуществле...

Проблемные вопросы и задания по географии

Проблемные вопросы и задания по географии...