ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
учебно-методический материал по музыке по теме

Славинская Юлия Николаевна

Это статья про педагогическое общение на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenied.docx17.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Ю.Н. Славинская

Как отмечают педагоги и психологи, педагогическая деятельность – это деятельность, которая строится по законам общения. Общение является необходимым компонентом для учителя музыки, так как оно является своеобразным каналом педагогического воздействия на личность ребёнка. Педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

Общение – основная форма человеческого бытия, извечное, непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры [1; 15].

По словам Кагана, общение – это свободное взаимодействие уникальных партнёров, каждый из которых выбирает себе самостоятельно другого и соотносит себя с другим именно в своей и в его единственности и неповторимости.

Как доказано педагогом Г.И. Щукиной, общение влияет на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся [1; 43].

Педагогическое общение – это интересные контакты учителя с учениками и их родителями, сотрудничество и обмен знаниями, впечатлениями.

Педагогическое общение – это, прежде всего, коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса.

По мнению В.А. Сухомлинского, слово педагога – это его профессиональное средство, ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника .

В деятельности педагога существенна роль словесного общения. Через педагогическое общение достигается взаимопонимание и взаимодействие педагога и ученика, передача знаний, формируются разнообразные умения и навыки.

Известно, что многие великие педагоги прошлого уделяли много внимания речи учителя. К. Ушинский говорил, что одно из важных мест занимает мастерство речи педагога. С помощью речи учитель решает самые разнообразные задачи воспитания и обучения подрастающего поколения Ю.

А.С. Макаренко считал, что в деятельности учителя речь выполняет особо важные функции. Через неё учащиеся приобретают знания, мысли убеждения, проникаются определёнными чувствами, под влиянием слов формируются свойства личности [1; 32].

Выделяя речевую деятельность как фундаментальную деятельность человека, Л.С. Выготский видел в ней богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных процессов человека. В этой деятельности выражены различные психические процессы: восприятие, память, процессы мышления, эмоциональные, волевые. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная культура человека. Низкий уровень этой деятельности – показатель недостаточного развития мыслительной деятельности человека .

В педагогическом общении «присутствует» всё разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

  • правильность (соответствие литературно-языковым нормам);
  • точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);
  • ясность, доступность, логичность;
  • богатство;
  • образность, эмоциональность.

Для того, чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально.

Особое значение в педагогическом общении имеет коммуникативно-организаторская профессиональная деятельность.

Установление атмосферы эмоционально-духовного общения, контакта между учителем и детьми, доброжелательного, уважительного и требовательного отношения к ним, создание установки на возникновение эмоционально-духовных субъек-субъектных отношений между детьми и музыкой в процессе её личностного восприятия, воспроизведения – основные задачи коммуникативно-организаторской профессиональной деятельности.

Характер организации урока музыки и коммуникативной деятельности зависит от манеры общения с детьми, взаимоотношений между учителем и учеником, от уровня воспитанности детей.

Урок музыки располагает специфическими возможностями для создания духовной атмосферы во время занятий, поскольку наряду с учащимися и учителем особым субъектом общения служит музыка.

Смысл и специфика музыкально-педагогического общения на уроках музыки заключается в постижении художественного Я музыкального произведения, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога.

Музыкально-педагогическое общение, являясь неотъемлемой составной частью целостного профессионального творчества педагога-музыканта, выступает как система с определёнными функциями: информационно-коммуникативная, регулятивная, аффектно-коммуникативная.

Выделение этих функций носит условный характер, поскольку на практике они выступают в целостном виде. Только лишь в своей совокупности они обеспечивают достижение высоких творческих результатов.

Не малую роль в структуре музыкально-педагогического общения играют следующие элементы: мотивационный, содержательно-смысловой и коммуникативно-исполнительский .

Мотивационный элемент служит основанием, благодаря которому приводится в действие весь механизм музыкально-педагогического общения. Он отражает понимание учителем его специальной сущности – художественно-эстетической природы. Мотивационный элемент в структуре музыкально-педагогического общения сам по себе является сложным образованием, поскольку пронизывает все основные психические уровни личности педагога-музыканта: направленность, характер, эмоции и т.д.

Основой следующего структурного элемента музыкально-педагогического общения – содержательно-смыслового – выступают художественно-коммуникативные задачи. Важнейшей сущностной чертой художественно-коммуникативных задач на уроках музыки является их художественно-эстетическая направленность, которая предопределяется спецификой предмета, особенностями художественного взаимодействия учителя и учащихся с музыкой.

Особое место в музыкально-педагогическом общении занимает коммуникативно-исполнительская деятельность. Важную функцию в создании ситуации эстетической коммуникации выполняют такие личностно-коммуникативные средства, как эмоционально-эстетическая отзывчивость и восприимчивость, мимика, пантомимика, речь [2; 10].

Слово учителя о музыке является как бы продолжением самой музыки и поэтому окрашивается в те тона и краски, которые присущи её эмоционально-образному строю. Речь педагога призвана предвосхищать и подчёркивать особенности содержания музыки, вести ученика по пути активно-творческого, духовно-личностного с ней взаимодействия.

Необходимо отметить, что слово учителя не должно сковывать творческую инициативу ребёнка. Лаконичные, эмоционально насыщенные обращения учителя музыки к детям должны касаться тех сторон художественного мира, в которых прежде всего отражаются человеческие чувства, мысли и отношения.

Итак, музыкально-педагогическое общение – это одна из основ педагогической деятельности учителя музыки, которая состоит из культуры речи, богатства и многообразия языка, владения профессиональной терминологией и отражает красоту музыкального искусства.

Литература

  1. Мещанова, Л. Н. Культура речи учителя [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Мещанова. – Саратов: СГПИ, 1998. – 56 с.
  2. Апраксина, О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе [Текст] / О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. – 1997. – Вып. 12. – С. 3-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение инт...

Психолого- педагогическая диагностика в работе учителя

В данной работе рассмотрен один из важнейших аспектов в работе учителя- психолого- педагогическая диагностика обучающихся. Сюда относятся умения  диагностировать личность школьника и осуществлять...

Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя. Принципы проектирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучающегося в рамках учебного предмета.

Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуали...

Состояние проблемы изучения психолого-педагогической коррекции нарушений общения у детей с РАС

В настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу  с аутичными детьми. В статье рассматриваюся  различные отечественные и зарубежные подходы к  развитию и коррекции речи...

Сообщение на педсовете "Психолого-педагогические требования к квалификации учителя"

quot; Компетентный учитель - компетентный ученик. Специфика профессиональных компетенций учителя русского языка и чтения"...

Выступление на заседании МО воспитателей "Психолого-педагогические основы общения с обучающимися"

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов...