Методическая разработка Тема: «Музыкально-певческое развитие учащихся на уроках музыки и занятиях хорового кружка»
методическая разработка по музыке по теме

Охрименко Елена Евгеньевна

 

 

Цели:

  • Активизировать живой интерес школьников к музыке через творческие приемы;
  • Способствовать усвоению нового музыкального материала через связь с жизнью детей, с окружающим миром, с событиями, происходящими в их жизни

 

 

Задачи:

  • Развивать способности ребенка, создавать условия того, чтобы эти способности были реализованы
  • Осуществить индивидуальный подход к одаренным детям
  • Организовать сотрудничество учителя и ученика
  • Развивать музыкальные способности
  • Воспитать любовь к музыкальному произведению композиторов-классиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 13»

Методическая разработка

Тема: «Музыкально-певческое развитие учащихся на уроках музыки и занятиях хорового кружка»

Выполнила:

учитель музыки МОУ «СОШ № 13»

Охрименко Елена Евгеньевна

О. Муром, 2009-2010

Печальна и чиста

Как жизнь, людьми любима,

Как жизнь ты непроста,

Как жизнь, непостижима,

Музыка!

Введение.

План.

  1. Система творческого обучения как основа  эстетического развития ребенка
  2. Творчество – это всегда воплощение индивидуальности
  3. «Учить творчеству» нельзя, а развивать необходимо
  4. Роль «нестандартных уроков» в подготовке хоровых занятий
  5. Педагогические установки в музыкально-певческом развитии
  6. Методы и приемы, наиболее приемлемые в вокально-хоровой работе (пример разучивания музыкального произведения)
  7. Не дать творчеству погаснуть, постоянно развивать  его – важнейшая для меня задача обучения и воспитания

Цели:

  • Активизировать живой интерес школьников к музыке через творческие приемы;
  • Способствовать усвоению нового музыкального материала через связь с жизнью детей, с окружающим миром, с событиями, происходящими в их жизни

Задачи:

  • Развивать способности ребенка, создавать условия того, чтобы эти способности были реализованы
  • Осуществить индивидуальный подход к одаренным детям
  • Организовать сотрудничество учителя и ученика
  • Развивать музыкальные способности
  • Воспитать любовь к музыкальному произведению композиторов-классиков

Аналитическая часть.

Тема, которую я выбрала для методической разработки, на мой взгляд, очень актуальна. Из всех способностей человека самая главная – это способность к творчеству. Она необходима в любой работе, в любой профессии, и кем бы ни стали в будущем наши ученики, нужно относиться к своему делу творчески. Творчество на уроках музыки – это великая сила, которая дает крылья человеку независимо от возраста.

Я считаю, что творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к музыке

Тридцать четыре года прошло с того дня, когда я впервые переступила через порог школьного класса в качестве учительницы пения. Тогда моя должность называлась «учитель пения» и одной из главных задач была задача научить всех правильному, красивому пению. Это, на мой взгляд, естественно. Мы живем в России, а пение – исконно русское, искусство. К сожалению, уходит в прошлое поющая Россия, в песнях творившая свою духовность, раскрывавшая свою душу, утверждавшая нравственность и прославлявшая подвиги.

Как сохранить и возродить великие традиции русского хорового пения? Ведь не секрет, что популярность хорового пения падает, а певческая культура становится уделом немногих. Как приобщить  детей к пению, как научить их петь так, чтобы пение доставляло радость и стало духовной потребностью.

Перед общеобразовательной школой, где систематически и планомерно осуществляется массовое эстетическое воспитание, в числе других поставлена задача дать всем детям возможность развивать и удовлетворять свои эстетические потребности, посильно проявлять себя в искусстве.

Музыкальное воспитание школьников происходит (на уроке и во внеклассное время) в различных видах деятельности. Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке возникает в условиях собственного исполнения – хорового пения – самой доступной, активной и полезной формы деятельности. Хоровое искусство – неповторимое богатство духовной культуры русского народа – не только ценнейшее наследие прошлого, но и источник развития современной, музыкальной культуры. В процессе обучения хоровому пению я затрагиваю многие проблемы, которые необходимы для эстетического развития школьника. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного вкуса, воспитание заинтересованного и подготовленного слушателя, обогащения и развитие эмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей. Тем более, что внимание к развитию хорового исполнительства важно и потому, что школа практически не поет, а отсюда у молодежи нет привычки и интереса к коллективному певческому музицированию.

Музыкально-певческое развитие имеет для меня принципиальные педагогические установки.

  1. Освоение любого певческого материала осуществляется на основе развития музыкальных способностей учеников (ладового чувства, музыкального слуха во всех его проявлениях), музыкальной памяти, музыкального воображения.
  2. Широко использую опыт и знания учеников с учетом их возрастных особенностей и личных качеств. Уделяю серьезное внимание нравственным проблемам.

Для меня обязательно: подготовка к каждому уроку и каждому занятию с хором, сочетание в своем поведении на уроке эмоциональности и сдержанности, доброжелательности и требовательности, справедливости и строгости, обеспечение условий для активного и творческого участия в работе каждого ученика и всего коллектива, сюда входит: создание радостно-деловой атмосферы в процессе занятий, чередование методических приемов, пробуждение интереса к любому заданию, к любой инициативе учеников; воспитание у учащихся умение и желание трудиться на музыкальных занятиях.

В начале своей трудовой деятельности я могла заниматься разучиванием хорового репертуара на уроках музыки. Да и вся наша деятельность оценивалась по результатам хоровой работы. Если хор занял призовое место в городском конкурсе, то я «хороший учитель». Чем я занималась на уроке – это мало кого волновало. Все знали, что дети на уроках музыки дети должны петь.

Разучивание песен имеет богатую и разнообразную методику. Я выделяю некоторые важные задачи, которые определяют всю методическую работу над репертуаром.

Первая задача: хор – это музыкальный инструмент. И как любой инструмент, он должен быть настроен. Значит, интонационная точность выполнения любого певческого задания – постоянная и главнейшая задача. Это требование – первооснова всех певческих навыков. Еще одно условие – это петь выразительно. И только во взаимодействии и взаимопроникновении этих линий может возникнуть и совершенный инструмент (хор) и исполнительное мастерство коллектива.

Конечно, хорошая интонация класса на уроке встречается не так часто, но вполне возможна.

Вторая задача: в работе я имею одновременно 3-4 песни. Это помогает полностью охватить различные стороны вокально-хорового  обучения. Например, одна из песен повторяется, как окончательно выученная, другая находится в стадии впевания и доучивания, с третьей начинается знакомство. Соответственно для каждой песни возникает ряд конкретных задач, используются разные методы. Такая работа над несколькими произведениями на одном уроке обязывает меня очень бережно относиться ко времени (а значит, тщательно продумывать план занятий), переключать внимание учащихся, не утомляя их, тем самым способствуя появлению активности и работоспособности.

Третья задача: я включаю 1-2 песни, труднодоступные для данного уровня учеников. Сложный материал создает качественный скачок в музыкальном и творческом развитии учащихся и, как правило, повышает активность. И совсем не обязательно доводить такую песню до совершенства. Она сыграет свою положительную роль уже самим процессом разучивания.

Четвертая задача: при работе над певческим материалом весьма эффективно звучание песен и упражнений с первого раза наизусть (причем часть из них – с названия нот). Это содействует развитию музыкальной памяти, заинтересованному отношению детей к музыкальной грамоте, сознательному и более точному исполнению, а также созданию музыкального багажа.

Пятая задача: формирование навыков определяется в каждом задании своеобразной сверхзадачей, а именно – передачей характера через выразительное исполнение. Таким образом, освоение песни включает: ознакомление, разучивание, закрепление, исполнение. Разучивание всегда осуществляется по фразам. Я несколько раз показываю каждый музыкальный отрезок и настраиваю учеников на первый звук, прошу пропеть его про себя, на какой-либо слог, закрытым ртом, называя ноты. Иногда разучивание начинаю не с начала, а с наиболее запоминающейся - легкой, или, наоборот, с более трудной части, в умеренном темпе и умеренной динамике. Текст осваивается в большинстве случаев одновременно с мелодией. На первом занятии стремлюсь закончить разучивание песни целиком (даже если она выучена не полностью). Я пою всю песню, а ученики то, что освоено. На следующем занятии уточняются более сложные фрагменты, песня доучивается до конца, пропевается несколько раз целиком, причем каждый раз с новыми заданиями, обсуждаются недостатки исполнения.

Теперь я хочу обратиться к методам и приемам, наиболее приемлемым в вокально-хоровой работе.

Важно, чтобы музыкальный материал дети воспринимали с интересом. Интерес необходимо создать, подготовить. Например, обратиться к ученикам за помощью. Ребятам интересно то, что непросто. И они должны знать, что, воспринимая, слушая что-то, они преодолевают различные трудности.

Опора на опыт учеников, их знания, память – важнейшие условия успешного обучения. Поэтому следует создавать, выяснять, каких певцов они знают, объяснить, почему тот или иной исполнитель более интересен. Воспитание наблюдательности помогает накоплению музыкально-слуховых представлений, развивает творческое воображение. Без умения наблюдать невозможно формирование вокального слуха. Обучение умению прослеживать за мыслью композитора, «наблюдать» произведение от начала до конца очень активизирует процесс восприятия. Для этого я даю задания: определить, меняется характер (настроение), сколько частей в песне, какая главная ее мысль, плавно или скачкообразно развивается мелодия, в каком регистре звучит аккомпанемент, не допущена ли ошибка в исполнении (если музыкальный материал знаком), кто исполняет (если звучит запись).

В активном восприятии музыки не последнюю роль играет зрительная наблюдательность. Так, движение мелодии лучше воспринимается по ее нотному или графическому изображению. Движение моей руки, сопровождающее музыку, может помочь и в определении характера звука, в ритмической и интонационной особенности мелодии, темпа, динамики.

На моих репетициях и уроках, изобразительность выявляется в умении различать отдельные компоненты музыкальной речи, мелодию, аккомпанемент, звучание хора, солиста, оркестра. Такое качество музыкального слуха весьма важно для формирования многих вокально-хоровых навыков и, особенно для умения петь на два или несколько голосов. Я учу детей ориентироваться в общих и главных особенностях произведения. Например, в маршевых песнях необходимо обращать внимание на ритм, который является основным признаком данного жанра.

Важно подчеркнуть, что анализировать следует не только то, что хорошо, верно, красиво, но также и то, что не получилось в исполнении. Я специально допускаю такие певческие ошибки, которые дети в состоянии заметить и объяснить.

Анализ собственного пения начинается с умения детьми сформировать правила певческой установки, применение этих правил по отношению к себе, нахождение ошибок и недостатков у себя и у других. Словом, во всех возможных случаях следует доводить до сведения детей не только то, что требуется для красивого, правильного пения, но и способы выполнения, то есть, как действовать.

На своих занятиях я использую прием сравнения, он широко распространен в музыкальной педагогике и вообще в певческом обучении.

Сначала для сравнения выбираю наиболее контрастные произведения, сопоставления которых дают основания выделить самые существенные различия. Так, на первых занятиях ученикам предлагаю  сопоставить речь и пение. Здесь выделяю главное отличие: протяженность звука в вокале и краткость их произношения при разговоре. Таких сведений бывает достаточно, чтобы при пении дети стремились тянуть звуки, замечали ошибки и поправляли их. Сравнение позволяет составить верное представление и о красоте звука. Первоначально мягкое, спокойное, красивое звучание противопоставляется крикливому, резкому, напряженному. Затем, в понятие красивый звук (так же путем сравнения) включаю другие критерии: опора на дыхание, звонкость, активность.

Не менее важный прием, используемый мною на уроках, прием развития музыкальной памяти. Так как я считаю, что дальнейшая работа во многом  облегчится при наличии развитой музыкальной памяти. Прежде всего, я провожу подробный анализ услышанного: каков характер мелодии, как движется музыка, есть ли одинаковые, повторяющиеся отрывки; есть ли остановки на длинных звуках, каков характер ритмического рисунка. Затем различными способами (про себя, на какой-либо слог, закрытым ртом, с названием нот, по группам, всем классом, более грамотно) дети споют мелодию, отметят хлопками ритмический рисунок. Вслед за этим может возникнуть конкурс на лучшее (наиболее выразительное и красивое) пение наизусть, уверенно (со словами, с названием нот). Указанный способ запоминания опирается на произвольную, словесно-логическую память.

Однако, учитывая природу музыки, в первую очередь я развиваю эмоционально-образную сторону памяти: запоминание характера и настроения музыки, способ выражения эмоционального состояния. Сочетание видов памяти (эмоционально-образного, словесно-логического, двигательного) способствует тому, что время на запоминание станет сокращаться от раза к разу. Развитие музыкальной памяти связано  и с количественной нагрузкой. От учеников я требую запоминания на уроке возможно большего числа песен или музыки, рассчитанной для восприятия.

На начальной стадии обучения хоровому пению развитие эмоциональной сферы имеет свои особенности. Главным в начале работы я считаю воспитание у учеников желания выполнить музыкальное задание, стремление петь выразительно, правильно и получать от этого пения радость. Путь к возникновению этих качеств лежит через изумление и удивление, через собственные открытия учеников, то есть такие чувства, которые организует учитель.

Много лет меня не покидало чувство неудовлетворенности в работе, хотя мой хор всегда был в числе лучших. И только лишь с появлением программы Кабалевского я связала воедино хор – уроку, урок – хору.

Новые принципы и методы музыкального обучения, тематическое построение уроков, открывающее детям многообразный мир музыки – все это сделало меня, школьного учителя, интересным человеком для многих ребят. Я это чувствую не только на уроках и репетициях хора, но и на переменах, во время подготовки школьных мероприятий, на последнем звонке.

На уроках музыки я ввожу в сознание детей музыку, как необходимую часть жизни. Частью жизни моих ребят стал и хор.

Хоровые занятия стали интересными для детей тогда, когда я начала опираться на темы программы, закреплять и углублять полученные на уроках знания в работе над хоровым репертуаром. Например, в младшем хоре: определение принадлежности произведения к одному из трех типов, выявление выразительных элементов сочинения, совместное определение исполнительского плана.

Для того чтобы добиться наибольшей убедительности, в исполнение произведений в старшем хоре, достаточно лишь наполнить обобщения, которые сделали сами ребята в 5,6,7,8 классах, в каждом произведении нужно почувствовать и осознать его связь с жизнью, понять его правду и красоту. Осознание музыкальных образов делает наше исполнение более эмоциональным и доступным слушателю.

Мне запомнилось, как радостно начинали мои хористы работать над произведением хор «Славься» Глинки. Это знакомое произведение, с которым встречались в пятом классе на уроках музыки, всегда вызывает яркий эмоциональный отклик.

Особенно любят сегодня ребята петь народные песни. Трепетно, очень бережно, но с гордостью исполняются хором русские песни «Зайка», «Ты река ль моя реченька», «Я посею ль, млада – младенка» и другие. Это отношение зародились еще в 3-м классе, где тематический материал вводил ребят в мир народной музыки.

Без осознания особенностей и достоинств народных песен, без воспитания в детях чувства гордости за свою Родину, мне не удалось бы сделать с хором подобные произведения сложными и по фактуре и по содержанию. Работа над ними сопровождалась большим интересом к народной музыке вообще. Дети приносили на репетиции найденные ими грамзаписи народных песен, слушали их вместе на занятиях хора и даже на уроках.

Можно было бы провести еще примеры увлеченности хоровыми занятиями. Скажу лишь, что без сформированного на уроках интереса к музыке у ребят, мне было бы значительно труднее работать с хором. Без этого в нашем репертуаре могли и не появиться такие произведения как «Песню звонкую поем» музыка Сальери. Ребята исполняли это произведение на итальянском языке, «Чисто поле» муз. Юдина – это вступление к былине «О Добрыне Никитиче», «Небо плачет» муз. Паулса, «Весна-красна» русская народная песня, «Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада» муз. Хренникова, «Белка» отрывок из оперы Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане», «Курские песни» муз. Свиридова», «Марш деревянных солдатиков» муз. Чайковского.

Но нельзя не сказать и об обратном влиянии хоровых занятий на уроки музыки, ибо считаю, что без двусторонней связи между учебным предметом и внеклассной работой по этому предмету, результат, а в данном случае отношение учащихся к музыке в целом будет гораздо ниже.

На своих уроках мне удается полностью выполнять предложенную программой работу над двуголосными песнями, так как в хоре они уже исполняли двухголосие. Именно хористы, гармонический слух у которых более развит, служат опорой для исполнения двухголосных песен на уроке музыки.

Слаженное звучание вызывает эмоциональный отклик у всего класса: одни рады проявить свои хоровые умения, почувствовать результат своего труда в хоре, другие испытывают при этом чувство благодарности к ребятам, так украсившим пение класса. В дальнейшем они стараются подражать пению хористов, прислушиваются к их звучанию. Такая двусторонняя связь «урок – хору» - «хор – уроку» помогает мне как учителю музыки и руководителю школьного хора вовлечь ребят в полнокровную музыкальную жизнь и деятельность школы, а так же грамотно развивать музыкально-певческие навыки на уроке и на занятиях школьного хора.

Таким образом, методика развития музыкально-певческих навыков на моих уроках и в работе с хором, являются важным звеном, которое помогает раскрытию творческого потенциала личности ребенка и направлен на его духовное обогащение и приобщение к высокому миру музыкального искусства.

«Музыка не существует для простой забавы: она отвечает гораздо более глубоким потребностям человеческого общества,  нежели обыкновенной жажде развлечений и легких удовольствий»

П.И. Чайковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству

Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования.  С каждым годом всё большее число...

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

Духовное и творческое развитие учащихся на уроках музыки

В этой статье говорится о духовном и творческом развитии школьников на уроках музыки....

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

Мастер - класс «Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школьный хор» (общекультурное направление). Элементы хоровой культуры с учащимися на уроках музыки в рамках введения ФГОС»

В данном разработанным мною методическом материале Мастер - класс "Результаты освоения курса внеурочной деятельности "Школьный хор" (общекультурное направление). Элементы хоровой культу...

Методический семинар "Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках музыки"

Целью моего семинара является стремление поделиться своим опытом решения одной из самых актуальных проблем, стоящих перед каждым учителем: как заинтересовать ребёнка предметом, как удержать этот интер...