Изучение музыкальной культуры СПб на уроках музыки и во внеурочной деятельности
статья по музыке (5 класс) по теме

Кулакова Ирина Николаевна

В своей статье я расказываю о личном опыте работы с детьми 5-7-х классов и об их самостоятельной, позновательной деятельности в процессе ознакомления с культурой нашего города.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кулакова Ирина Николаевна

учитель музыки ГБОУ СОШ № 119

с углублённым изучением английского языка

Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Тел.8-960-277-33-51

kulakova1963@list.ru

«Спросите себя как ученика,

что вам больше всего запомнилось:

чему вас обучали или как это делали?

То, как нас учат, действует сильнее

и остаётся в памяти надолго,

в отличие от того, чему учат.

А то, что делаешь сам - усваивается лучше».

Д.п.н.  Хуторской А.В.

        Патриотическое воспитание школьников – это формирование любви и гордости к нашей Родине, к родной земле, к городу, в котором мы родились и живём. А мы живём в одном из самых красивых и культурных городов мира. На уроках музыки, вводя региональный компонент, мы имеем возможность знакомить детей с музыкальной культурой нашего города. Можно сказать, что музыкальная жизнь в  Санкт-Петербурге появилась 16 мая 1703 года, когда гром орудийных салютов возвестил миру о рождении города Санкт-Петербурга. В торжестве принимали участие 28 придворных певчих. Основатель нашего города, Пётр первый, сам любил музыку и часто пел в хоре партию баса. Вот уже более трёх столетий Санкт-Петербург в ряду музыкальных столиц мира занимает одно из первенствующих мест.

        На уроках в классах средней школы я опиралась на учебник - тетрадь Е. А. Сухарниковой  « Музыкальный Санкт-Петербург» для 5-6, 7-8 классов. Эта книга помогла познакомить детей с историей основных музыкально-театральных и концертных учреждений, с действующими музыкальными музеями, с музыкой великих композиторов-петербуржцев и т.д. Темы, о которых шла речь на уроках : Мариинский театр, Консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова, Академическая капелла им. М.И.Глинки, Дом композиторов, Музей музыкальных инструментов, музей-квартира Ф.Шаляпина и т.д.  Кроме того, я старалась давать детям слушать музыку, которая звучала в театрах, или музыку композиторов, о которых шла речь на уроке. После каждой пройденной и обсуждённой темы, мы решали кроссворды для закрепления материала. Я поняла, что детям это очень интересно, они с удовольствием слушали, задавали вопросы. Времени, конечно, не хватало, т.к. урок был насыщен другим материалом. И тогда я решила вовлечь детей в самостоятельную деятельность по этим вопросам. Я предложила семиклассникам, которые хотят, пройти экскурсию по знаменитым местам, связанным с музыкальной жизнью нашего города.  Каждый заинтересованный ребёнок выбрал понравившийся ему музей-квартиру, театр или творчество композитора. Перед детьми стояла определённая задача: надо было обязательно посетить то место, о котором пойдёт речь, добыть информацию (провести исследовательскую работу), сделать презентацию. И, в конечном итоге,  рассказать ту информацию, которую они узнали, одноклассникам.

Результат  удивил  и  обрадовал и меня и детей. Дети вместе с родителями посещали концертные залы, театры, ходили на спектакли, знакомились с актёрами, брали у них автографы,  искали улицы, памятники, музеи, связанные с именами композиторов. Многие дети написали очень хорошие развёрнутые работы по своей теме, вставляли фотографии, делали  презентации   и  даже  составляли кроссворды, которые мы потом все решали. Работа заняла  много времени, но результат был налицо. И почти на каждом уроке мы уделяли 5-7 минут, чтобы отправиться  в чудесное музыкальное путешествие по Санкт-Петербургу. Дети задавали друг другу вопросы, вступали в диалог, обсуждали и т.д. Если тема была связана с творчеством композитора (дети опирались не только на биографические данные, но и говорили об особенностях стиля, о том, что связывало того или иного композитора с нашим городом), то мы обязательно слушали музыкальные произведения. Звучала музыка  М. И. Глинки,  М. Балакирева, М.П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Ц. Кюи, Д. Д. Шостаковича, А. П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова. Уроки получились очень интересные и познавательные. Мы  выбрали   самые  лучшие работы  и провели школьную конференцию по теме «Музыкальный Санкт-Петербург», сделали выставку работ. Т.о. работа проходила и на уроках и во внеурочное время.

Недавно мое внимание привлек  детский исторический журнал «Автобус», в котором печатается много полезного об истории и музыкальной жизни нашего города.

Петербургский Детский Исторический Журнал «Автобус» (я бы его назвала музыкально-исторический журнал) - уникальное издание, которое с одинаковым интересом читают взрослые и дети, историки, искусствоведы и все, кого интересует история города.  Красочный, содержательный, написанный доступным и выразительным языком хороший детский журнал может стать важнейшим инструментом воспитания.

 В журнале можно найти материалы по истории и культуре Петербурга, по проблемам вандализма и толерантности, о реставрации петербургских памятников и строительстве новых зданий, о музыке, которая звучала, звучит и будет звучать в нашем городе.

Главным редактором этого журнала является Игорь Воеводский - краевед, историк архитектуры, ведущий радио и телепередач, автор экскурсионных туров по Венеции, Флоренции, Лондону, городам Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии., кроме того он тесно связан с музыкой, так как в течение 15 лет руководил хором мальчиков.

Познакомившись с журналами (он начал издаваться в 1995году), я поняла, что на протяжении многих лет в этих журналах описывалась и музыкальная жизнь, включая известных дирижёров, композиторов, музыкантов, так же есть исторические статьи о театре музыкальной комедии, о Консерватории (бывший Большой театр), о Филармонии и т.д. Есть интересные статьи о роговом искусстве и роговом оркестре, о карильоне (это клавишный инструмент, на котором играют ребром руки, каждая клавиша соединена с язычком колокола и в результате нажатия, колокола издают мелодию). Возрождение  карильонной музыки, (привезённой в Петербург Петром I), связано с именем бельгийского   карильониста  Йо Хазена. Этому инструменту более 500 лет, но школа игры на карильоне в России появилась недавно (в Санкт-Петербурге с 2006 года).

Журнал служит не только источником информации, но и толчком к творческой работе детей. Мы решили принять участие в конкурсе «Сохраним наш город», объявленном журналом в конце 2013 года. Каждый ребёнок работал сам, искал необходимую информацию, самостоятельно отвечал на вопросы. Большинство ответов было иллюстрировано. Потом мы все вместе обсуждали, дискуссировали, каждый ребёнок отправлял свою индивидуальную работу по электронной почте (вся работа по участию в  конкурсе проводились после уроков). 10 учащихся приняли участие в этом конкурсе, двое получили дипломы лауреатов.

Для нас не осталась без внимания и номинация « Исследование». А работа Воронкова Тимофея, ученика 7-а класса, не осталась без внимания редакторов этого журнала. Тимофей написал огромную исследовательскую работу по теме «Санкт-Петербургская Академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича». Он подробно  восстановил  всю историю  становления   филармонии со дня её основания и по сей день. Он писал не только о здании филармонии, но и о композиторах, музыкантах, дирижёрах, исполнителях, которые были непосредственно связаны с филармонией. Жюри конкурса по достоинству оценило труд мальчика, он стал победителем в этой номинации. Уроки, посвященные музыкальному Санкт-Петербургу, не прошли даром.

Мы решили принять участие и в других номинациях конкурса, объявленного журналом «Автобус».  Дети рисовали рисунки, делали презентации, писали эссе, сочиняли сказки, рассказы,  выдвигали  новые  идеи  и сочиняли стихи, как сохранить город.

С каждым прочтением нового журнала интерес возрастает. Сейчас у меня принимает участие в конкурсе около 20 детей. А журнал может помочь детям в написании школьных рефератов, воспитательной работы учителей, а главное, стать отправной точкой для школьников на пути к ценностям мировой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности.

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий уче...

Компетентностный подход в преподавании на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

            Сегодня  слова древнеримского философа Сенека: «Не для школы, а для жизни мы учимся» приобретают особую актуальность....

Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"

Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"...

Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...

"Развитие музыкальных способностей детей на уроке музыке через различные виды деятельности"

quot; Развитие музыкальных способностей  детей на уроках музыки через различные виды деятельности: развитие чувства ритма, формирование музыкального слуха, развитие вокально-хоровых навыков.Разв...