Выступление на районном смотре-конкурсе "Учитель года-2013"
статья по музыке на тему

Москалева Елена Михайловна

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_6.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я, Москалева Елена Михайловна, учитель музыки МБОУ «ООШ №24».

На протяжении нескольких лет я работаю над   проблемой сохранения и укрепления здоровья школьников.

Музыка – это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки как средства укрепления здоровья детей актуален.

На уроках музыки я  применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

СЛАЙД

МУЗЫКОТЕРАПИЯ;

ВОКАЛОТЕРАПИЯ;

РИТМОТЕРАПИЯ;

ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ;

ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ;

УЛЫБКОТЕРАПИЯ;

ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Обратите внимание на то, как логично и гармонично эти технологии складываются, словно нотки на нотном стане. Чередуясь, они слагают одну за другой добрые  мелодии здоровья и радости.

Давайте обсудим каждую «нотку» - ступеньку за ступенькой.

СЛАЙД

Итак «ДО» - дарящий ДОбро, основа, стержень нашей здоровьесберегающей гаммы.

Музыкотерапия

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой», то есть музыка используется как лечебное средство. Ребенок слушает музыку, и каждая клеточка его организма начинает двигаться в определенном ритме, то вальсируя и шествуя, то сопереживая и торжествуя.  Среди музыкотерапевтических приемов особый интерес вызывает метод импровизации.

В результате этой деятельности  создается творческий продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений  или  инструментального сопровождения  музыкальных произведений.

Например:

1. Создание различных двигательных образов. («Галоп», М. Дунаеского – скачка на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица», П. Чайковского – плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка» - притопы, прихлопы, полуприсядка и т.п.). 

СЛАЙД

2.Дирижирование детским хором, оркестром (либо воображаемыми музыкантами). Очень полезно войти в образ дирижера и представить себе, что ты – дирижер, управляющий первоклассным оркестром или хором. Практические задание на дирижирование   увеличивает вовлеченность в процесс восприятия, что приносит и нужный психотерапевтический эффект.

СЛАЙД

Следующая ступень в нашей гамме «Ре»- вторая,

но не менее важная.

ДРЕвняя целительная сила Вокалотерапии

На Руси с помощью вокалотерапии издревле лечились.
Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего.

Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения.

Пение развивает дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки, благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

СЛАЙД 

Если рассматривать  звуки и звукосочетания с позиции вокалотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий  современной науки рекомендации в этой  области будут следующими:

  • Звуки «А» и «О» – дают команду всем клеточкам настроиться на работу, повышают иммунитет.
  • Звук «В» -  исправляет неполадки в нервной системе.
  • Звук «Е» – прекрасный «чистильщик» организма от различных негативов, он создает вокруг человека энергетический барьер.
  • Звук «М» – это любовь, покой и умиротворение. Помогает расслабиться, снижает давление, улучшает настроение.
  • Звук «И» – снимает усталость и утомление, повышает активность организма.
  • Звук «Я» – укрепляет уверенность в собственных силах.
  • Звук «Э» – используется для снятия негативных эмоций.
  • Сочетание «РЭ» – помогает снять стрессы, страхи, заикание.
  • СОЧЕТАНИЕ «ТЭ» – исцеляет сердечнососудистую систему.

Хотите быть здоровыми? Пойте на здоровье!!!

СЛАЙД

Третья ступень «МИ» - миротворец преображающий

окружающее пространство.

Ритмотерапия.

Музыкально–ритмические упражнения помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Все начинается с того, что мы вместе садимся в круг. Лица некоторых еще напряжены, Вы не знаете, чего ожидать. У Вас в руках барабан, это как пульт управления своим состоянием, как лодка для путешествий в другие миры. Еще несколько приготовлений, покашливание, голос учителя… И первый ритм сотрясает пространство вокруг нас. Все ожило, стало подвижным, окружающий мир сразу стал другим, более реальным, насыщенным, ярким. Вы как будто проснулись, вышли из забытья, в наших лицах засияла улыбка…

Всевозможные ритмы составляют основу нашей жизни. Это ритм биения сердца, ритм дыхания. Это приливы и отливы, смена дня и ночи, ритм Вселенной. Звуковая волна и свет, все, что мы видим и слышим, состоит из ритмов.

Играя на барабане и ложках, мы уже не просто пассивные слушатели, мы становимся непосредственными участниками и творцами ритма, который преображает окружающее пространство. Поэтому, с помощью практики барабанов или ложек мы действительно можем создать свой собственный мир.

Например:

1. Игра «Ритмическое эхо» - учитель дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши (играя на барабане) должны повторить.

2. Ритмизация собственных имен и фамилий.

3. Коллективная импровизация ритма (исполнение доступных ритмических рисунков).

СЛАЙД

«Фа» - фантазия, творчество, мышление её лучшие друзья. Фольклорная арт-терапия

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом.

Все – кисти рук, ног, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку развивают музыкально - творческие способности детей. Ребята с удовольствием сопровождают пение танцевальными движениями, мимикой, жестами, звучанием детских инструментов.

СЛАЙД

Моя  цель – не чистое исполнительство, позволяющее примерять песню, как красивое платье, а вхождение в мир песни и пребывание в нем. Даже можно сказать, обмен мирами, когда песня становится нами, а мы – песней. Только при этом условии вы увидите восторженные лица детей и почувствуете страстное желание окружающих петь вместе с вами. Только тогда красота созидания объединит своими волнами всех, кто ему сопричастен.

 СЛАЙД

«СОЛЬ» - ступенька, которая служит зеркалом, отражающим внутренний мир ребенка.

Терапия творчеством

Творчество – такая деятельность, в результате которой человек получает нечто новое и оригинальное. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, внутренних конфликтов.

Терапия творчеством помогает расслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой, найти друзей. Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал, благотворно влияет на моторику, нормализует гиперактивность. Я использую в терапии творчеством рисование в различных техниках, написание стихов, сказок, частушек, создание  композиций из природных материалов.

СЛАЙД

Нота «ЛЯ»- улыбка учитеЛЯ лучший друг ребенка.

Улыбкотерапия

Пусть эта нота не первая, но возможно самая главная. Именно эта нота пробуждает желание пропеть всю «гамму». Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Ребенок воспринимает улыбающегося учителя как друга. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

СЛАЙД

«СИ» - радость последолгогоСИдения.

Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц, как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.

Например:

Песня - игра «Две подружки»

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)

СЛАЙД

ВЫВОД

И как мы видим – уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учит их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта участника районного конкурса «Учитель года – 2013»

Информационная карта участника районного конкурса «Учитель года – 2013»...

Заявка на участие в районном конкурсе "Учитель года 2013"

ЗАЯВКА УЧАСТНИКА       Содномпиловой Татьяны Санжиевны, учителя русского языка   и литературы МБОУ «Булыкская СОШ»...

разработка открытого урока районного конкурса "Учитель года-2013"

Ход урока1.Орг. момент.  Здравствуйте,    дорогие  дамы и господа!  Позвольте представиться, Я Высочина Е.Д. Работаю в Обливской средней школе№1. Рада, что именно с...

выступление на конкурсе "Ученик года-2013" муниципальный этап

выступление на конкурсе "Ученик года 2013" (муниципальный этап). Может быть полезным при подготовке в конкурсу в следующем году...

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Урок английского языка «Welcome to my birthday» в рамках районного конкурса «Учитель года - 2013»

Урок  английского языка «Welcome to my birthday»  в рамках районного конкурса  «Учитель года - 2013» Класс: 3Учебник:  «Enjoy English, 3», Биболетова М.З., Денисенко О.А., Тру...

Выступление на конкурсе «Учитель года -2013» Тема методического объединения: «Духовно – нравственное развитие личности на уроках истории»

Тема методического  объединения: «Духовно – нравственное развитие  личности  на уроках истории»...