«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»
статья по музыке по теме

Шабанова Наталья Сергеевна

«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tekhnologiya.docx20.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»

Шабанова Наталья Сергеевна

Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.

 Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности учащегося. Важная роль в развитии духовно-нравственных качеств, принадлежит совместным действиям учителя, учащихся, родителей, обусловленным коллективным характером,  проявляется в ходе различных праздников, мероприятий. Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. На развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, на формирование их осознанного социального самоопределения, на активную самостоятельную деятельность учащихся по решению учебных задач направлен метод проектов, или проектная технология. Данная технология не нова, но с введением ФГОС второго поколения «обрела второе дыхание».

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению/

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик [1].

  Существуют различные классификации проектов:

По доминирующей деятельности учащимися  могут быть разработаны следующие проекты:

- Практико-ориентированные проекты. Примером таких проектов могут быть  созданные учениками презентации «Музыкальный калейдоскоп»: тесты, кроссворды, подбор иллюстраций к  музыкальным произведениям.

- Исследовательские проекты. Решение создать или поучаствовать в подобном проекте обычно возникает в ходе решения проблемной ситуации на уроке.  

- Информационные проекты. Это минипроекты, которые учащиеся  могут выполнять в качестве домашнего задания.

- Творческие проекты.  Защита этих проектов может превратиться в увлекательный праздник. В реализации данного проекта учащиеся проявляют свои творческие способности.

    Моделирование художественно – творческого процесса направлено на активизацию коммуникативной компетенции, формирование умения совместной работы, на социализацию личности ребенка. Например, при разучивании оперы в 1 классе «Волк и семеро козлят» М.Коваля, учащимся предлагается разучить оперу на новый лад. Музыкальное произведение адаптируется для учащихся соответственной возрастной группы, с учетом их индивидуальных способностей, уровня подготовленности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированный подход.

В подготовке учащихся в этом виде деятельности выделяю следующие направления:

- совместная работа учителя и учеников по выбору уже готовой композиции;

- выбор ролей в соответствии с возможностями  каждого ребенка-исполнителя;

- разучивание каждой роли;

- подготовка  сценических костюмов;

- постановка сценической композиции в целом;

- развитие артистических способностей.

    При использовании такой формы работы  можно отметить ряд положительных моментов:

-создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы взаимоуважения и творческого поиска;

-возможность творческого самовыражения  каждого ребенка (при успешном освоении необходимых навыков каждый ребенок имеет возможность стать солистом);

- постижение жанра оперы изнутри на практическом материале;

- получение первоначальных навыков сценической речи, мимики, движений;

- вовлекает в творческий процесс родителей ребенка (выучивание слов в партии, создание костюма исполняемого персонажа и т.п).

     Для формирования оценочной самостоятельности в проектной деятельности учителю необходимо перед началом работы ознакомить учащихся с критериями эффективности проекта. В ходе работы   также целесообразно организовать внешний промежуточный контроль  для выявления предварительных результатов, возможных трудностей  и формирования правильного вектора исследовательской деятельности учащихся.  Для повышения эффективности проектной деятельности наряду с внешним контролем внедряется промежуточное и итоговое самооценивание учащимися своей работы, которое в полной мере дает  представление о готовности ребенка к самостоятельному, продуктивному решению выбранной проблемы[2].

     Проектная – деятельность помогает не только разнообразить образовательный процесс, но и поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу учащихся и родителей, предполагает совместную работу, способствует развитию  творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся.

     Так, например, учениками  были подготовлены исследовательские межпредметные проекты «В каждой душе звучит музыка», «Образ защитников Отечества в искусстве», «Танец - как визитная карточка страны», «Культура старообрядцев», “Традиции и обычаи казаков», «Музыка в  моей семье», «Музыкальная культура Родного края» и т.д.

     Исследовательский проект  «Всю жизнь несу я Родину в душе»», способствует  обогащению духовной культуры учащихся  их ценностных отношений к своему краю, своей семье, с использованием  фольклора, историко-географических и культурологических сведений.  Эта  тема  особо актуальна в условиях современной государственной политики по формированию ответственного гражданина и патриота своей малой и большой родины.

   Таким образом, активное внедрение проектной технологии на уроках музыки, посвященных духовному наследию многонациональной России, способствует формированию у учащихся высоких патриотических чувств, гражданственности и национального сознания, а также помогают активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи.

Литература:

1. Джонс Д.К. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986.-326с.

2. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984.- 427 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Электронный ресурс) /Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog/

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования– М.: Академия, 2000. - 272 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная деятельность как форма организации учебно-воспитательной работы в школе.

Статья и презентация выступления на школьном методическом обединении....

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Статья "Использование зджоровье сберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в школе VIII вида!

процесс современной школы.Здоровьесберегающие технологии в  образовании в школе 8 вида технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддер...

Технология сетевой культуры в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Как нами отмечалось в ходе исследования, необходимым условием существования и развития личности в условиях информатизации является сетевая культура. Задача формирования и развития сетевой культуры реш...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ"

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ...