Активизация и развитие творческого мышления на уроках музыки
методическая разработка по музыке на тему

Михайлова Татьяна Леонидовна

Важность активизации творческого потенциала и развития творческого мышления  для подрастающего поколения в  условиях буроного развития общества. Как это можно сделать на уроках музыки с помощью игровых приёмов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx20.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Активизация и развитие творческого мышления на уроках музыки

     В настоящее время в обществе происходят бурные изменения. Для того, чтобы выжить в этой ситуации, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость и уникальность. Поэтому на современном этапе развития общества художественное образование и воспитание детей становится жизненно необходимым.

      Согласно требованиям ФГОС ООО уроки музыки нацелены на  художественно-эстетического воспитание и  развитие творческого потенциала личности средствами музыкального искусства. Сегодня музыка занимает большое место в жизни человека. Поэтому очень важно с раннего детства учить детей понимать музыкальное искусство, переживать его глубокий смысл. В процессе музыкальной деятельности, можно раскрыть  чувства во всём их разнообразии. Именно уроки музыки способствуют развитию креативности ребёнка, активно формируют его духовность и способность к самовыражению.

       Как известно, творческая деятельность развивает и творческое мышление. ,,Развивая творческое мышление, учитель пробуждает и развивает духовные силы, которые создают основу для развития творческой личности, базу, без которой мы придём к духовному опустошению”. (К.Орф).  

      Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. Если у ребёнка не раскроются те или иные способности в художественно-эстетическом направлении, я думаю, что в будущем творчество проявится в другом виде деятельности.

      Современная научная мысль пришла к выводу, что эффективность музыкально-познавательной деятельности  во многом зависит от развития творческой самостоятельности человека,  его способности к индивидуальному, предметно-ассоциативному смысловому содержанию художественных образов, способности собственной  интерпретации музыкального материала.

       Музыка – это язык сердца, самых нежных чувств, мир эмоциональных переживаний и представлений. Внутренние чувства и переживания вызывают желание передавать этот вид искусства в действиях, жестах, движениях, песнях, играх, придумывая новые художественные образы. Слушая музыкальное произведение, дети передают своё отношение к этому произведению в стихотворениях, цветных линиях, рисунках, красках.

    Своим заданием я считаю:

   - довести до совершенства репродуктивную музыкальную деятельность, преображать или повторять красиво то, что создано другими (композитором, поэтом, учителем, товарищами);

   - создавать что-то своё, новое.

       Для активизации и развития творческого мышления у детей я использую  межпредметные связи, игровые формы деятельности, художественно-педагогический анализ, методы активизации познавательной деятельности – аналогии, сравнения, обобщения.

      Такие игры, как: ,,Я – актёр”, ,,Композитор”, ,,Заколдованный цветок” (приложение) учат детей эмоционально и непосредственно реагировать на музыку, переживать её, развивать музыкально-художественный вкус  детей. Одним из важных моментов музыкально-познавательной деятельности является то, что первичное знакомство с музыкальным произведением начинается с самой музыки, а не изучения категорий или книжных штампов. Говоря о своих переживаниях, которые возникли под впечатлением музыки, дети высказывают свои собственные мысли, анализируя и размышляя над услышанным. Таким образом, дети учатся оценивать услышанное, высказывать свои впечатления о музыке, ориентируясь в сфере средств музыкальной выразительности.  Это   способствует обогащению музыкальных знаний и их применения во время рефлексивного осознания музыкальных произведений.

      Во время работы с младшими школьниками я использую стихотворения, которые способствуют развитию чувства эвритмии. Этот метод ритмической декламации, основанный на ритмическом родстве музыки, речи и движений. Подтекстовка помогает преодолевать ритмические трудности и одновременно является упражнением речевого творчества. Поэтому я предлагаю детям стихи.  Эта игра со звуком, когда дети могут выражать разные чувства, настроения, изменяя интонацию, регистры, выразительгность, а также наблюдательность, образное мышление, координацию голоса и движения, где голосовая интонация служит как необходимое дополнение к созданию художественного образа, замысла. Эти стихотворения побуждают детей более интенсивно переживать чувство эвритмии, усиливают восприятие темпа, динамики, выразительности исполнения, способствуют вокальной и речевой активности.

       С целью активизации поэтического творчества младших школьников я предлагаю срифмовать несколько слов. Например: курица – (дети) улица, петушок – (дети) гребешок, цветок – (дети) горшок, почка – (дети) кочка. Для создания ещё большего интереса к этому виду деятельности, я предлагаю детям игру с рифмами, а именно: стихотворение ,,Об удивительных птицах”. Наблюдаю, как заметно прогрессирует у детей интерес к этой игре. И они сами начинают придумывать свои слова и рифмовать их. Учитывая то, что детям нравится отгадывать загадки, (что развивает логическое и образное мышление), я использую рифмованные загадки, где дети должны отгадать последнее слово, чтобы получился нужный ответ. Стихотворение ,,Поиграем – угадаем” . В дальнейшем, для развития поэтических способностей, мы, вместе с детьми сочиняем небольшие стихи на заданную первую строчку. Вот пример этих заданий:

1. Учитель: Как музыка красива!              Дети: Она как будто диво!

2. Учитель: Как музыка красива!              Дети: В ней есть большая сила!

3. Учитель: Как музыка приятна!              Дети: И мне она понятна.

                                                                                 В ней много красок, света,

                                                                                 Спасибо ей за это!

        Дети младших классов с удовольствием выполняют эти задания. Учащиеся старших классов сочиняют собственные стихотворения под впечатлением музыкальных произведений, которые слушают на уроках.

        Для развития зрительной реакции на музыку я предлагаю детям игру ,,Художник”. Нужно отметить, что передача эмоционально-образного содержания музыки средствами искусства достаточно соответствует психологическим  особенностям школьников. Игру ,,Художник” можно использовать в разных вариантах.

  1. Сначала предложить детям цвета. Во время слушания музыки они сами выбирают цвет.
  2. Потом дети придумывают свои цвета.
  3. Последний вариант, где дети  могут использовать ,,обязательные” и свои цвета.

     Такое соединение позволяет увидеть индивидуальные черты детей, а также создать  творческую атмосферу на уроке. Этот метод, доступный и эффективный, активизирует творческую активность школьников в процессе восприятия музыки. Процесс эстетических переживаний, связанный с её восприятием, у учащихся средних классов, идёт через осознание собственных, непосредственно выполняемых движений в процессе слушания музыки. Один из наиболее доступных и эффективных вариантов этого метода – использование игры ,,Музыкальная линия”.

    Активизации детского творчества способствует работа по развитию критического мышления детей в процессе их музыкальной деятельности.

     Это - ,,Мозговой штурм”, во время которого используются все знания по изученному материалу, а также путём творческого мышления вносятся дополнения. На первом этапе можно использовать круг  в виде солнца.

     Развитию творческого мышления способствует составление сенканов (фр.)- пять строк, в которых обязательно надо соблюдать правила его написания.

       Приём ,,Предвидение” позволяет работать в группах, парах или индивидуально. Учитель рассказывает о композиторе, писателе, исторических событиях, не заканчивая свой рассказ. Детям задаётся вопрос: ,,Как вы думаете, что произошло потом?”

        Приёмы и игры, которые я использую на уроках музыки, позволяют направить сознание школьников к постоянному познанию. А для этого необходимо пробуждать у них способность к интуиции, дать волю детской фантазии, что является необходимым условием развития творческого мышления. Труд в разных областях может быть творческим, поэтому творческое мышление необходимо в разных видах деятельности.

       Творческая атмосфера на уроках, педагогика сотрудничества несут радость совместной работы учителя и учащихся, оказывают положительное влияние не только на музыкальное развитие, но и  нравственное формирование личности ребёнка. Этому способствует построение урока по методу художественно-педагогической драматургии, который ,,предполагает разработанную на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии систему целенаправленных действий учителя…” (Л.М. Предтеченская). Реализация метода помогает удачно выбрать форму проведения урока, его эмоциональный фон, постановку дидактических, нравственных и развивающих задач, решаемых в тесном взаимодействии. Выстраивая и проводя урок по методу художественно-педагогической драматургии, учитель возлагает на себя функции и сценариста, и режиссёра, и актёра, активно вовлекая в действие детей.

Таким образом, чем раньше начинать творческое развитие детей, тем больше шансов, что их творческие возможности не пропадут, а раскроются, чтобы со временем проявиться во всех сферах деятельности.                                                                                              

Приложение

,,Я – актёр”

      Эта игра может помочь детям почувствовать себя раскрепощённо, свободно и естественно.Во время этой игры каждый имеет возможность попробывать и проявить свои актёрские способности. Сначала ,,актёр” получает от учителя ,,роль” – карточку с названием или изображением какого-то предмета или животного, которого надо изобразить движением тела, рук, мимикой и интонацией голоса. Остальные дети внимательно наблюдают за действиями своего товарища, а потом определяют, что он хотел показать. После того, как ,,роль” отгадана, дети высказывают, что ,,актёр” делал правильно, а что – нет. В заключении педагог предлагает школьникам прослушать, как этот образ изображался в музыке, и сравнить с тем, что показал ,,актёр”.        

,,Композитор”

      Игра начинается с того, учащимся раздают рисунки с изображением животных, птиц, сказочных персонажей, пейзажей и др. А дети рассказывают, какую музыку  они бы написали к этом рисунку, об этом персонаже и почему. (Школьникам можно помогать вопросами: в каком регистре будет написана музыка? В каком темпе? Весёлая или грустная ? и др.) Потом все все вместе слушают пьес (или несколько произведений) на аналогичную тему и выясняют, что общего  в этих образах и чем они отличаются от предложенных юными композиторами.  

,,Заколдованнй цветок”

     На доске прикреплено изображение красивого цветка. Сверху он прикрыт лепестками из разноцветной бумаги (приблизительно 10 лепестков). Детям говорят, что каждое музыкальное произведение, как ,,заколдованный цветок”. Чтоб ,,снять чары”, раскрыть, видеть цветок, познать его красоту, они должны сначала прослушать музыку. А потом рассказать, что почувствовали во время слушания музыки, какие чувства она вызвала. Каждый, кто высказывает свои впечатления,- открывают один лепесток. Так происходит до тех пор, пока с ,,заколдованного цветка” полностью не будут ,,сняты чары”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5-9 классах

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у  школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любо...

Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...

Развитие творческого мышления на уроках стереометрии.

Презентация  (итог совместной работы учителя и ученицы) по математике....

Повышение познавательного интереса обучающихся через развитие творческого мышления на уроках химии

материал содержит рекомендации по проведению уроков, направленных на развитие творческих способностей детей, на воспитание личности, способной самостоятельно синтезировать и анализировать предлагаемый...

Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах.

В работе "Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах" описывается значимость проблемного обучения в контексте ФГОС. Показаны этапы и функц...