Музыкотерапия в обучении и воспитании школьников
материал по музыке на тему

    Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx41.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практико-значимый проект

на тему: «Музыкотерапия в воспитании школьников»

                                                         Содержание:

ВВЕДЕНИЕ:

Глава I  Теоретические основы музыкотерапии.

1.1.Научно – методическая тема «Музыкотерапия»

1.2.Факты из истории развития мировой музыкотерапии .

Глава II  Музыкотерапия в воспитания школьников.

2.1.Музыка не только лечит , но и калечит.

2.2.Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.

2.3.Рекомендации учителю-логопеду.

2.4.Рекомендации воспитателю.

2.5.Рекомендации педагогу ИЗО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

                                              «Любите и изучайте великое искусство музыки.                                                Оно откроет вам целый мир высоких чувств,            

                                               страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно  

                                               богаче. Благодаря музыке вы найдёте в себе  

                                               новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите  

                                               жизнь в новых тонах и красках».

Дмитрий Шостакович

Глава I  Теоретические основы музыкотерапии.

   

     Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Музыкотерапия - представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

     Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки.

      Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:

 - Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии:

 -Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

 - Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

 - Повышение эстетических потребностей.

Музыкальная терапия сама по себе использует различные терапевтические механизмы: 
- она позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот,  активизировать, настроить, заинтересовать; 
- помогает установить контакт; 
- помогает развить коммуникативные и творческие возможности ; 
- повышает самооценку на основе самоактуализации; 
- способствует отреагированию чувств; 
- помогает пережить катарсис; 
- развивает эмпатические способности; 
- помогает укрепить отношения с другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; 
- формирует ценные практически е навыки - игру на музыкальных инструментах, умение петь и т. д.; 
- помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т. д. 

   Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыки в работе с проблемными детьми:
Улучшается концентрация внимания и его продолжительность, дети с неустойчивым вниманием вполне могут концентрироваться на игре в течение отведенного времени и по мере того, как диапазон их возможностей расширяется, испытывать все большее удовлетворение и гордость. Непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки. 
Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей. 
Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. 
Улучшается речевая функция. Уже имеется опыт использования мелодической интонации для обучения речи детей с афазией. 
Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к тому, чтобы без труда обучиться игре на простых инструментах, пению и другим простым способам музицирования. Они получают от этого удовольствие. В случаях отставания в развитии музыкотерапия дает наиболее показательные результаты. 

     В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа.

      Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат. Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.   

     

  1. Научно - методическая тема «Музыкотерапия»

   Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма. Тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С.Брусиловского, В.Ю.Завьялова, К.Швабе и др.

      Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной (пассивной).

Музыкотерапия может служить  вспомогательным средством установления контакта может быть представлена в форме активной, когда участники активно выражают себя в музыке и пассивной (рецептивной), когда им предлагают только прослушать музыку.

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

- Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),

- Реактивной (направленной па достижение катарсиса)

- Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

 Мы рекомендуем применять обе формы музыкотерапии специалистам в рамках антистрессовой программы.

Рецептивная (пассивная)  музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.

Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).

       Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Можно использовать активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии.  Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Участникам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Каждый выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

       С 1969 г. в Швеции сyществyет мyзыкально-теpапевтическое общество. Благодаpя сотpyдникам этой оpганизации стало известно всемy миpy, что звyки колокола, содеpжащие в себе pезонансное yльтpазвyковое излyчение, за считанные секyнды yбивают тифозные палочки, возбyдителей желтyхи и виpyсы  гpиппа, что под воздействием опpеделенных типов мyзыки yскоpяет сво е движение пpотоплазма клеток pастений и многое дpyгое. Известный pyсский хиpypг академик Б.Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных опеpаций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки оpганизм начинает pаботать более гаpмонично. Выдающийся психоневpолог академик Бехтеpев считал, что мyзыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю yсталость и пpидает физическyю бодpость.

      Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой.

     

  1. Факты из истории развития мировой музыкотерапии.

   Современные учёные выяснили, что и музыкальные шедевры и сердечная деятельность и пульсация крови подчинены асимметричной ритмике, основанной на золотом сечении! Музыка доставляет эстетическое и эмоциональное удовлетворение, когда её гармония и ритм входят в резонанс с внутренней гармонией человека. Золотое сечение есть в большинстве музыкальных произведений Бетховена, и Гайдна - 97%, у Шопэна - 92%, Моцарта и Шуберта - 91%, Скрябина - 90% их творческого наследия. 

А как воздействует музыка на детей? Если эмбрионы слушают тихую классическую музыку, то после родов "экспериментальные груднички" лучше развиваются физически: у них гуще растут волосы, ногти становятся более твёрдыми и длинными, быстрее появляются молочные зубы. В одной из клиник штата Теннеси (США) новорожденные слушают арфу, колыбельные мелодии, мелодии из мультиков Диснея, классику. Младенцы становятся спокойнее, лучше спят и быстрее выздоравливают. 

Вокальная музыка считается наивысшим искусством, т.к. она естественна. Как бы ни были совершенны струны, они не могут воспроизвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души как дыхание и приносится на поверхность посредством души, ума и голосовых органов тела. Когда душа хочет выразить себя в голосе, она сначала вызывает активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальный план. Они должным образом развиваются и проходят в виде дыхания через область живота, лёгких, рта, горла, носовых органов, заставляя всё время вибрировать воздух, пока не проявится на поверхности как голос. Можно сказать, что голос имеет тот магнетизм, которым не обладает инструмент, потому что голос - идеальный природный инструмент, по образу которого смоделированы все инструменты мира. Чаще надо петь, и тогда мы сможем оказать своему организму неоценимую услугу, т.е. избавить его от многих болезней.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Опубликованные исследования показали, какое сильное воздействие оказывает музыка на понимание пространственно-временных соотношений. В журнале «Неврологические исследования» приведены данные о том, какое влияние оказали еженедельные занятия музыкой на формирование пространственно-временных связей у трех-четырехлетних детей. Спустя полгода выяснилось, что будущие Горовицы при тестировании на пространственное ориентирование показали результаты, на 34% превышающие средневозрастные. 
Большие успехи достигнуты в лечении детей больных аутизмом. 
Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние, способствуя тем самым лечению психосоматических заболеваний. 
Учитывая все механизмы воздействия музыки на человека, мы вправе утверждать, что сочетание музыкальной терапии и игровых психотерапевтических техник будет полезно и эффективно.

Глава II Музыкотерапия в воспитании школьников.


1. Влияние музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном воздействии на мозговые структуры и на весь организм человека. Поэтому использование музыки во время психотерапии поможет обеспечить более эффективные каналы связи с телесной сферой клиента и с различными уровнями его сознания. 
2. Музыка способна вызывать многочисленные телесные и двигательные реакции в человеческом организме. Умело используя этот механизм, можно гармонизировать и стабилизировать эмоциональную сферу  через изменение с помощью музыки его дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, мозговой активности и т. д. 
3. С моторно-двигательной реакцией на музыку связано оживление в памяти прошлого опыта. Музыка является ключом к системам человеческой памяти. Это важно учитывать в процессе психотерапии, когда возвращение и воскрешение прошлого является одной из главных задач. 
4. Музыка и речь - родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения в ситуациях, когда ребенок затрудняется говорить, а также для развития речи. 
5. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Это и общение с личностью автора, с «лирическим героем»

произведения, а также со всем духовным опытом человечества. Это имеет большое значение для психики ребенка, которая полноценно развивается лишь в ситуации передачи опыта от поколения к поколению. 
6. Восприятие музыки синестетично (состояние при котором сенсорный опыт возникает под действием стимула). Оно обогащается зрительным восприятием, а также ощущениями пространства и времени. Сочетание музыки и рисования, музыки и движения, музыки и речи может дать хороший психотерапевтический эффект, поможет раскрытию личности маленького. 
7. Музыка - это метафора. Метафорический язык близок детям, понятен независимо от возраста, метафоры «безопасны», для детей, вызывают у них интерес и в большей степени, чем обычная речь, отвечают детским потребностям и ожиданиям. Метафоры позволяют затронуть неосознаваемые переживания и поэтому дольше сохраняются в памяти. 
8. В процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это имеет большое значение для ребенка, так как дети активно идентифицируют себя с окружением. 
9. Музыка воздействует на подсознание человека. Музыкальные архетипы предельно обобщены, их понимание не требует специальных знаний и навыков, они имеют генетическую «укорененность» в сознании человека, что облегчает восприятие музыки детьми. Возможно, на детское подсознание она действует напрямую. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания. Это сделает сеанс детской психотерапии успешным и более эффективным. 
10. Музыка неизбежно пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию. Первичные эмоционально-акустические единицы музыкального языка воздействуют на эмоциональную сферу человека. Это облегчает отреагирование чувств во время сеансов. 
11. В музыкальном восприятии правое полушарие мозга играет ведущую роль. Так как у детей правое полушарие является доминирующим, то это делает восприятие музыки наиболее доступным ребенку. 
12. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании требуют высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в психотерапевтической работе, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.

2.1. Музыка не только лечит, но и… калечит

Музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. На кафедре акустики МГУ провели недавно исследование наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот, что получилось.

Частота основного ритма композиции “Дип Пепл” “Smoke on the water” от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери 
контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тот, кто предрасположен к нервным расстройствам, к психическим заболеваниям, после двух-, трехразового прослушивания подобной композиции может ожидать обострения или нервного срыва. Шумовые призвуки или негармонические обертоны вредят нервной системе: у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов. Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: “Как вас зовут?”, “Где вы находитесь?”, “Какой теперь год?”

Композиция “Битлз” “Helter Skelter” - это пример, когда на первый взгляд приятная и благозвучная 
музыка может оказаться на поверку не менее вредной. Здесь основной ритм (около 6,4 герц) находится в опасной для человека области резонансных частот грудной клетки и брюшной полости. При прослушивании этой композиции могут появиться внезапные боли в животе и груди. Кроме того, поскольку основной ритм композиции по частоте близок к частоте одного из ритмов головного мозга, существует реальная угроза резонансного совпадения этих частот. Как показали эксперименты с животными, подобное совпадение частот нередко приводит к самому настоящему сумасшествию.

Даже 10-минутное “наслаждение” рок-музыкой на громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха. А на рок- концертах нередко интенсивность звука достигает 120 децибел, что не далеко и от болевого порога.

 

2.2.Пакет программ классической музыки для регуляции психо - эмоционального состояния.

 

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. 

Шопен "Мазурка, "Прелюдии",

 Штраус "Вальсы",

Рубинштейн "Мелодии".

2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы

Бах "Контата 2",

Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

3.Для. общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен "Симфония  6", часть 2,

Брамс "Колыбельная",

Шуберт "Аве Мария",

Шопен "Ноктюрн соль-минор",

Дебюсси "Свет луны".

4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".

Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,

Брукнер "Месса ля-минор".

5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

Моцарт "Дон Жуан",

Лист "Венгерская рапсодия" 1,

Хачатурян "Сюита Маскарад".

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

Бетховен "Увертюра Эдмонд",

Шопен "Прелюдия 1, опус 28",

Лист "Венгерская рапсодия" 2.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.

Бах "Итальянский концерт",

Гайдн "Симфония".


8. Для снятия головной боли

Огинский « Полонез»,

Лист «Венгерская рапсодия»  

Бетховен «Фиделио»

9. От бессонницы 

 Григ  сюита «Пер Гюнт»,

Сибелиус «Грустный вальс»  

Шуман  «Грезы»

 пьесы Чайковского. 

10. От гастрита поможет «Соната N7» Бетховена. 

Оздоровительный эффект распевок

В сущности , пение - это пропевание гласных звуков. Например, если петь гласные, то:

А - насыщает организм кислородом, 
Е - удаляет избыток отрицательной энергии, 
И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши, 
О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие, 
У - оказывает положительное воздействие на область живота, 
Э - укрепляет сердечно-сосудистую систему, 
Ю - при болезнях почек, мочевого пузыря, костей, 
Я - оказывает обезболивающий эффект, 
звук 
В - воздействует на нервную систему, спинной мозг.

2.3. Рекомендации учителю – логопеду по использованию музыко - терапевтических методов в рамках занятий с детьми по коррекции звукопроизношения.

           

       Музыка и речь - родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения в ситуациях, когда ребенок затрудняется говорить, а также для развития речи. 
Музыкальная терапия сама по себе использует различные терапевтические механизмы: 
- она позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот,  активизировать, настроить, заинтересовать; 
- помогает установить контакт; 
- помогает развить коммуникативные и творческие возможности ; 
- повышает самооценку на основе самоактуализации.

              Положительные эффекты использования музыки в работе с проблемными детьми: 
- Улучшается концентрация внимания и его продолжительность, дети с неустойчивым вниманием вполне могут концентрироваться на игре в течение отведенного времени и по мере того, как диапазон их возможностей расширяется, испытывать все большее удовлетворение и гордость.

- Непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки. 
- Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей. 
- Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. 
- Улучшается речевая функция. Уже имеется опыт использования мелодической интонации для обучения речи детей с афазией.

 - Марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие, а вальс в три четверти оказывает успокоительное воздействие.
            Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к тому, чтобы без труда обучиться игре на простых инструментах, пению и другим простым способам музицирования. Они получают от этого удовольствие. В случаях отставания в развитии музыкотерапия дает наиболее показательные результаты.

На занятиях можно использовать активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Что может облегчить установление контакта с плохоговорящими детьми, помочь актуализировать своё эмоциональное состояние.

 Список музыкальных произведений для использования на занятиях:

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. 

Шопен "Мазурка, "Прелюдии",

 Штраус "Вальсы",

Рубинштейн "Мелодии".

2.Для. общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен "Симфония  6", часть 2,

Брамс "Колыбельная",

Шуберт "Аве Мария",

Шопен "Ноктюрн соль-минор",

Дебюсси "Свет луны".

3. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

Бетховен "Увертюра Эдмонд",

Шопен "Прелюдия 1, опус 28",

Лист "Венгерская рапсодия" 2.

2.4.Рекомендации воспитателю  по использованию музыкотерапии  с целью оптимизации психо - эмоциональных состояний.

     

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

      Музыкальная терапия сама по себе использует различные терапевтические механизмы: 
- она позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот,  активизировать, настроить, заинтересовать; 
- помогает установить контакт; 
- помогает развить коммуникативные и творческие возможности ; 
- повышает самооценку на основе самоактуализации (т.е. удовлетворение всех потребностей личности; 
- способствует отреагированию чувств; 
- помогает пережить катарсис( т.е. избавление от напряжения, беспокойства); 
- развивает эмпатические (т.е. понимание эмоций и чувств других) способности; 
- помогает укрепить отношения с другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; 
- формирует ценные практически е навыки - игру на музыкальных инструментах, умение петь и т. д.; 
- помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т. д. 
Музыкальная терапия для детей и взрослых.
1. Влияние музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном воздействии на мозговые структуры и на весь организм человека. Поэтому использование музыки поможет обеспечить более эффективные каналы связи с телесной сферой и с различными уровнями сознания. 
2. Музыка способна вызывать многочисленные телесные и двигательные реакции в человеческом организме. Умело используя этот механизм, можно гармонизировать и стабилизировать эмоциональную сферу  через изменение с помощью музыки его дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, мозговой активности и т. д. 
3. С моторно-двигательной реакцией на музыку связано оживление в памяти прошлого опыта. Музыка является ключом к системам человеческой памяти
4. Музыка и речь - родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения в ситуациях, когда ребенок затрудняется говорить, а также для развития речи. 
5. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Это и общение с личностью автора, с «лирическим героем» произведения, а также со всем духовным опытом человечества. Это имеет большое значение для психики ребенка, которая полноценно развивается лишь в ситуации передачи опыта от поколения к поколению. 
6. Восприятие музыки синестетично (состояние при котором сенсорный опыт возникает под действием стимула). Оно обогащается зрительным восприятием, а также ощущениями пространства и времени. Сочетание музыки и рисования, музыки и движения, музыки и речи может дать хороший психотерапевтический эффект, поможет раскрытию личности маленького. 
7. Музыка - это метафора. Метафорический язык близок детям, понятен независимо от возраста, метафоры «безопасны», для детей, вызывают у них интерес и в большей степени, чем обычная речь, отвечают детским потребностям и ожиданиям. Метафоры позволяют затронуть неосознаваемые переживания и поэтому дольше сохраняются в памяти. 
8. В процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это имеет большое значение для ребенка, так как дети активно идентифицируют себя с окружением. 
9. Музыка воздействует на подсознание человека. Музыкальные архетипы предельно обобщены, их понимание не требует специальных знаний и навыков, они имеют генетическую «укорененность» в сознании человека, что облегчает восприятие музыки детьми. Возможно, на детское подсознание она действует напрямую. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания. Это сделает сеанс детской психотерапии успешным и более эффективным. 
10. Музыка неизбежно пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию. Первичные эмоционально-акустические единицы музыкального языка воздействуют на эмоциональную сферу человека. Это облегчает отреагирование чувств во время сеансов. 
11. В музыкальном восприятии правое полушарие мозга играет ведущую роль. Так как у детей правое полушарие является доминирующим, то это делает восприятие музыки наиболее доступным ребенку. 
12. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании требуют высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в психотерапевтической работе, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.

В течении рабочего дня музыку можно использовать в различных режимных моментах с определённой целью ( организационные моменты, занятия по развитию речи, творческие занятия, «тихие минутки», подготовка ко сну, в дни праздников для создания положительного эмоционального настроя и др.)

В начале рабочего дня целесообразно включить эмоционально положительно окрашенную музыку перед приходом детей для поднятия настроения и создания психологической защиты в стрессовых ситуациях.

В конце рабочего дня, после ухода всех детей домой можно прослушать спокойную, умиротворяющую, расслабляющую музыку. Снять психо - эмоциональное напряжение и настроить себя на мысли о себе, о доме, о семье.

Общее время прослушивания музыкальных произведений, так же как и их подбор абсолютно индивидуальны.

Рекомендации музыкальному руководителю  по использованию музыко- терапевтических приёмов в рамках музыкальных занятий.

      
Музыкотерапия - представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

        Можно использовать активный вариант музыкотерапии в процессе занятия для стабилизации детского коллектива. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.

      Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.

Вокальная музыка считается наивысшим искусством, т.к. она естественна. Как бы ни были совершенны струны, они не могут воспроизвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души как дыхание и приносится на поверхность посредством души, ума и голосовых органов тела. Когда душа хочет выразить себя в голосе, она сначала вызывает активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальный план. Они должным образом развиваются и проходят в виде дыхания через область живота, лёгких, рта, горла, носовых органов, заставляя всё время вибрировать воздух, пока не проявится на поверхности как голос. Можно сказать, что голос имеет тот магнетизм, которым не обладает инструмент, потому что голос - идеальный природный инструмент, по образу которого смоделированы все инструменты мира. Чаще надо петь, и тогда мы сможем оказать своему организму неоценимую услугу, т.е. избавить его от многих болезней.                                                                          Оздоровительный эффект распевок:                                                                   В сущности , пение - это пропевание гласных звуков. Если петь гласные, то:

А - насыщает организм кислородом, 
Е - удаляет избыток отрицательной энергии, 
И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши, 
О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие, 
У - оказывает положительное воздействие на область живота, 
Э - укрепляет сердечно-сосудистую систему, 
Ю - при болезнях почек, мочевого пузыря, костей, 
Я - оказывает обезболивающий эффект, 
звук 
В - воздействует на нервную систему, спинной мозг.

     

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.


2.5. Рекомендации педагогу ИЗО по использованию музыкотерапии в процессе занятия с целью оптимизации психо – эмоциональны состояний и усиления терапевтического эффекта.

«Только величайшее искусство – музыка – способно коснуться глубин души»

                                                                                                Максим Горький

     

  Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Это и общение с личностью автора, с «лирическим героем» произведения, а также со всем духовным опытом человечества. Это имеет большое значение для психики ребенка, которая полноценно развивается лишь в ситуации передачи опыта от поколения к поколению. 
       Восприятие музыки синестетично (состояние при котором сенсорный опыт возникает под действием стимула). Оно обогащается зрительным восприятием, а также ощущениями пространства и времени. Сочетание музыки и рисования, музыки и движения, музыки и речи может дать хороший психотерапевтический эффект, поможет раскрытию личности маленького человека. 
        Музыка - это метафора. Метафорический язык близок детям, понятен независимо от возраста, метафоры «безопасны», для детей, вызывают у них интерес и в большей степени, чем обычная речь, отвечают детским потребностям и ожиданиям. Метафоры позволяют затронуть неосознаваемые переживания и поэтому дольше сохраняются в памяти. 
       Музыка неизбежно пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию. Первичные эмоционально-акустические единицы музыкального языка воздействуют на эмоциональную сферу. Это облегчает отреагирование чувств во время занятий. 
      В музыкальном восприятии так же как и в художественном правое полушарие мозга играет ведущую роль. Так как у детей правое полушарие является доминирующим, то это делает восприятие музыки и искусства наиболее доступным ребенку. 
       Положительные эмоции при музыкальном прослушивании требуют высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в процессе занятий.

                              Список использованной литературы

  1. 100 уроков биоэнергетической подготовки: Юрий Серебрянский — Москва, Современная школа, 2010 г.- 320 с.
  2. Аюрведа и ум: Давид Фроули — Санкт-Петербург, Саттва, Профиль, 2010 г.- 304 с.
  3. Гипноанализ в клинике неврозов: Д. А. Каменецкий — Москва, Гелиос АРВ, 2006 г.- 336 с.
  4. Иглотерапия. Энергетический метод лечения заболеваний: В. Д. Молостов — Санкт-Петербург, ФАИР-ПРЕСС, 2003 г.- 544 с.
  5. Основы психотерапии: В. Ю. Слабинский — Санкт-Петербург, Наука и техника, 2008 г.- 464 с.
  6. Практикум по семейной психотерапии. Современные модели и методы: Под редакцией Э. Г. Эйдемиллера — Санкт-Петербург, Речь, 2010 г.- 432 с.
  7. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии: С. А. Кулаков — Москва, Речь, 2002 г.- 236 с.
  8. Психотерапия гнева: Говард Кассинов, Реймонд Чип Тафрейт — Санкт-Петербург, АСТ, Сова, 2006 г.- 480 с.
  9. Светлый сон аббата Фариа: В. П. Гиндин — Санкт-Петербург, ПЕР СЭ, 2003 г.- 128 с.
  10. Семейная позитивная динамическая психотерапия. Практическое руководство: В. Ю. Слабинский — Москва, Наука и техника, 2009 г.- 464 с.
  11. Системы психотерапии: Дж. Прохазка, Дж. Норкросс — Москва, Прайм-Еврознак, Харвест, 2007 г.- 384 с.
  12. Танатотерапия. Теоретические основы и практическое применение: В. Ю. Баскаков — Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2007 г.-184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа как средство обучения и воспитания школьников.

В статье представлен опыт работы учителя географии и руководителя кружка на «Экологической тропе»....

Концептная методика обучения и воспитания школьника как субъекта национальной культуры

Уважаемые коллеги, в статье "Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)", опубликованной ранее, я поделилась своим...

Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»

МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района  Тамбовской области        ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...

Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства по экологическому обучению и воспитанию школьников. Мастер-класс....

Статья "Актуальность технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников"

Автор статьи является разработчиком технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников, адаптированной для условий массовой школы. Суть технологии заключается в использовании в обучени...