Презентация к уроку по музыкальной литературе "Старинные сюиты" (авторы Н.А.Абдурахманова, Ю.М.Забежинская )
презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме

Презентация предназначена как приложение к урокам по музыкальной литературе для учащихся средних классов музыкальной школы и ШИ, с целью более глубокого изучения учебного материала. 

Демонстарация урока сопровождается использованием мультимедийных средств, такими как: рисунок, видео-блок, музыкальные эпиграфы. Общее количество слайдов в презентации - 19. 

Задачи данной презентации:

  • выявление роли мультимедийными средствами передачи эстетической информации;
  • рассказать о музыкальной форме сюиты в историческом аспекте;
  • на практических примерах проиллюстрировать эпоху ее развития .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon starinnye_syuity.ppt2.43 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И. С. Бах - Шутка (увертюра из сюиты № 2 h-moll для флейты с оркестром)

Слайд 2

Старинная сюита – это многочастная циклическая форма инструментальной музыки, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих между собой частей объединенных общим художественным замыслом. Сюита - в переводе фр. s uite — «ряд», «последовательность», «чередование». Старинная сюита сформировалась в творчестве французских композиторов на рубеже XVI-XVII веков. Старинная сюита оказала заметное влияние на развитие такой формы как соната, особенно в области тематизма. Результатом дальнейшего воздействия было включение менуэта в сонатный цикл и проникновение танцевальных ритмов и образов в финальное рондо. И. С. Бах «Аллеманда из французской сюиты» №2, до минор

Слайд 3

Во Франции в XVI в. возникла традиция во время торжественных церемоний исполнять разнохарактерные танцы в определённой последовательности от размеренных до быстрых. Это было начало формирования в западно-европейской музыке сюиты как музыкально-танцевального жанра, представляющей собой пары танцев паваны (величественного, плавного танеца на 2/4) и гальярды (веселого, быстрого очень подвижного танца с прыжками в размере 3/4). Танцоры изображают плавные движения, гордо поворачивают головы и кланяются, такие движения напоминают павлина. Очень красивы были костюмы у танцоров, но у мужчины обязательно должны были быть плащ и шпага. Pavane D`Angleterre - Паванна Д`Англетер

Слайд 4

Эпоха Ренессанса (XIII-XVI века), в истории европейской культуры ознаменовала собой наступление так называемого «Нового времени». Трудно переоценить огромную и прогрессивную роль народных традиций, оказавших столь плодотворное влияние на все виды и жанры музыкального искусства Ренессанса; в том числе - и на танцевальные жанры. В то время большой популярностью пользовались танцы Испании (павана, сарабанда), Англии (жига), Франции (куранта, менуэт, гавот, бурре), Германии (аллеманда). Народный танец в эпоху Возрождения обновил европейское музыкальное искусство, внес в него неиссякаемую жизненную энергию . На начальном этапе своего развития музыка сюиты носила прикладной характер - под нее танцевали. В дальнейшем происходит эволюция и начинается период классической танцевальной сюиты. С этого времени начинается формироваться классический период танцевальной сюиты . Наиболее типичной основой для танцевальной сюиты послужил набор танцев, сложившийся в сюитах И . Я . Фробергера: аллеманда - куранта - сарабанда – жига . Г.Ф. Гендель - Пассакалия (орган) из Сюиты №7 g-moll

Слайд 5

«Французский гавот»

Слайд 6

Название «Французские сюиты» скорее обозначает традицию, чем точное определение жанра. Во время царствования Людовика XIV при французском дворе было модным воссоздавать народные танцы - грубоватые и колоритные. Народный и бытовой танец Франции XVI-XVII веков сыграли исключительно большую роль в развитии балетного театра и сценического танца. Только в конце XVIII века произошло разграничение бытового и сценического танца. Так, за французскими авторами XVII века закрепилась традиция обращения к танцам в музыке для клавесина (начиная с Ж. Ш. де Шамбоньера) и в музыкальном театре Ж.Б.Люлли. Современные И.С.Баху французские клавесинисты создавали уже не танцевальные сюиты, а большие ряды изящных миниатюр с программными названиями . И.С. Бах создавая «Французские сюиты» выделил в этом обозначении, с одной стороны, традицию французского клавесинизма, с другой же -- французскую традицию широкого включения танцев в камерную, оркестровую и театральную музыку. Жан Батист Люлли (1632-1687) - Гавот

Слайд 7

Аллеманда (от франц. «allemande», буквально – от нем. «danse allemande») – старинный танец немецкого происхождения. Как придворный танец он появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Размер двудольный, темп умеренный, мелодика плавная. Обычно состояла из двух, иногда трех-четырех частей. В XVII веке аллеманда вошла в сольную (лютневую клавесинную и другую) и оркестровую сюиту в качестве 1-й части, став торжественной вступительной пьесой. На протяжении нескольких столетий его музыка претерпела значительные изменения. В целом же мелодика аллеманды всегда обладала симметричным строением, небольшим диапазоном, плавной закругленностью. Глен Гульд _ Бах И. С. - Французские сюиты. Сюита № 2 (до минор) - I.Allemande

Слайд 8

«Аллеманда»

Слайд 9

Куранта (от фран. «courante», буквально «бегущая») – придворный танец итальянского происхождения. Получил распространение на рубеже XVI-XVII веков. Первоначально имел музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный; танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. При кажущейся простоте требовалась достаточно серьезная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными соразмеренными движениями ног, а не простым заурядным образцом пешего хождения по зале. Куранту считали грамматической основой танцевального искусства. Куранта впоследствии стала прототипом менуэта. В инструментальной музыке куранта сохранялась до 1-й половины XVIII века (сюиты Баха, Генделя). Жан-Батист Люлли - Куранта Глен Гульд - И.С. Бах Куранта (Партита №6)

Слайд 10

Сарабанда (от исп. «sacra banda», буквально – «крестный ход»). Торжественно-сосредоточенный скорбный танец, возникший в Испании как церковный обряд с плащаницей, совершаемый шествием в церкви по кругу. Позднее, сарабанду стали сопоставлять с обрядом погребения усопшего. Жига (от англ. «jig»; буквально «танцевать») – быстрый старинный народный танец кельтского происхождения. Особенностью танца являлось то, что у танцоров двигались только ноги, верхняя часть корпуса оставалась неподвижной. Инструментальные пьесы под этим названием встречаются уже в XVI веке. В XVII веке танец стал популярным в странах Западной Европы. В лютневой музыке Франции XVII века получила распространение жига в 4-дольном размере. В различных странах, в творчестве разных композиторов жига приобретала разнообразные формы и размеры – 2-дольные 3-дольные, 4-дольны Гендель - Сарабанда И.С.Бах - Жига английский матросский народный танец

Слайд 11

«Жига»

Слайд 12

Название «Английские сюиты» доныне не получило своего однозначного объяснения, но при этом французские клавесинные сюиты не были для них образцом. Английской сюите присущи картинная изобразительность, тесная связь с песней и народным танцем. У «Английских сюит» есть характерная черта: аллеманде здесь предшествует развернутая нетанцевальная часть – прелюдия (родоначальником этой традиции в Германии считается Иоганн Кунау). Иоганн Готфрид Вальтер – органист, композитор, теоретик музыки сравнил первую часть такой сюиты с дверью, через которую должны войти следующие за ней танцы. В «Английских сюитах» в качестве вставных номеров используются четыре разновидности танцев: гавот и бурре, менуэт и паспье. Два первых двухдольны, два вторых трехдольны; первые танцы в обеих парах – умеренного характера, вторые – весьма подвижного. В отличии от французской сюиты, английской предшествует нетанцевальная вступительная пьеса перед сарабандой. Боккерини «Менует» Жан Батист Люлли (1632-1687) « Гавот »

Слайд 13

«Менуэт»

Слайд 14

Самая ранняя из сохранившихся рукописных версий Первой «Английской сюиты» ля мажор сделана именно рукой Иоганна Готфрида Вальтера. «Жигу» считают танцем английских моряков. Во время плавания на корабле, когда их выводили на палубу проветриться и размяться, они пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивали ритм, ударяя, ладонями и пели песни. Современные композиторы продолжают традиции старинной музыки и также обращаются к форме сюиты. С.С. Прокофьев - Марш из концертной сюиты Любовь к трем апельсинам А.Хачатурян - Вальс из сюиты к опере 'Маскарад'


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки "Музыкальный романтик - Бетховен"

Музыкальный "романтик".Магический и роковой любовный треугольник.Джульетта ГвичардиТереза БрунсвикЖозефина БрунсвикВена. Семействе Брунсвик -  знатная венгерская семьяДвоюродная сестра Брунсвик –...

Презентация к урокам по музыкальным иллюстрациям Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель"

Музыкальный взгляд нашего современника на события, описываемые А.С. Пушкиным в повести "Метель"...

Презентация к уроку по музыкальной литературе "История органа"

Презентация предназначена как приложение к урокам по музыкальной литературе для учащихся средних классов музыкальной школы и ШИ, с целью более глубокого изучения учебного материала.Тема урока по истор...

«Современные требования к применению мультимедийных презентаций на уроках студентами музыкального отделения».

Современный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых задач, среди которых особо выделена необходимость повышения качества и доступности образ...

Презентация к уроку по музыкальной литературе для учащихся 4 класса "Музыкальные жанры. Марш"

Настоящий урок предназначен для учащихся 4-х классов ДМШ и ДШИ по предмету музыклаьная литература. Цель урока - рассказать о музыкальных жанрах (марш) . Рассмотреть их разновидности, классификации с п...

Урок и презентация к уроку "Противоборство музыкальных образов в одном произведении"

Урок и презентация к уроку "Противоборство музыкальных образов в одном произведении"...