Презентация к уроку музыки по теме "Хороводные песни и танцы на Руси"
презентация к уроку по музыке на тему

Дёмина Наталья Анисимовна

Презентация  раскрывает  развитие музыки в хороводных песнях и танцах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_n.dyominoy_khorovody_na_rusi.pptx1.47 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Гимназия № 1 Открытый урок по теме: Хороводы на Руси (Музыка и художественный труд.) Провели: Дёмина Н.А., учитель музыки Шилинцева И.Л., учитель ИЗО г. Комсомольск-на-Амуре 2013 год

Слайд 2

Тема урока: «Хороводы на Руси» Цель урока: закрепить знания о хороводных танцах в народном фольклоре. Задачи урока : 1)Познакомить учащихся с видами хороводов. Развивать познавательный интерес, музыкальную память и навыки быстрого ориентирования игры на шумовых музыкальных инструментах. Изготовить свистульки для весеннего хоровода, отработать раскрашивание орнаментом. Воспитывать толерантные отношения, прививать интерес к фольклору нашей страны.

Слайд 3

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков Метод проведения: Частично-поисковый Оборудование и наглядные пособия: Интерактивная доска, компьютер, таблицы, диски, магнитола, шумовые инструменты, русские народные костюмы, карандаши, фломастеры, рисунки детей. Ход урока: Организационный момент. а) Построение хоровода, вход под музыку «За рекой, за речкою» . б) Психологический настрой учащихся на работу. в) Сообщение темы, цели и задач урока.

Слайд 4

Беседа по теме урока. 1. Скажите пожалуйста, что такое фольклор? Фольклор- это народная мудрость. В понятия ФОЛЬКЛОРА входят музыкальные разновидности : пословицы, поговорки, сказки, загадки, русские народные инструменты и песни, хороводы . В литературе- это сказы, сказки, былины, басни, пословицы и поговорки. 2. Что такое хоровод? Хорово́д-это групповой танец с песней( от греческого слова «водить». 3 .Когда на Руси появились хороводы? Хороводы появились на Руси издавна, когда не было других танцев. Водили во время народных гуляний ,на праздниках весны, осени, сбора урожая, в летние праздники. Хороводы водили на свадьбах, придумывали много игр. Хороводы относятся к народному фольклору. 4 .Какие старинные виды хороводов вы знаете. Это- карагод, танок, круг, улица — древний народный круговой массовый обрядовый танец , содержащий в себе элементы драматического действа. 5.Как называются хороводы у других народов? Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло(сербское, оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хорэ(молдавское), хейро (эвенское), хоруми грузинское) ,веснянки у украинцев. 6 .Какие разновидности хороводов вы знаете? Это-игровые, плясовые, обрядовые и необрядовые. 7.Как вы думаете, чем отличаются хороводы от других песен ? У музыкального языка хороводов песенное начало с широкими распевами с чётким ритмом с плясовыми элементами.

Слайд 5

История создания хороводов Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих свою историю из седой глубины веков. История возникновения Термин «хоровод» происходит от древнегреческого « χορе », что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить». Хоровод имеет древнюю историю, и в них отобразилась история Древней Руси. В Весёлые пиры и ратные подвиги отражали в преданиях, которые, в свою очередь, в величавых хороводах, шествиях по кругу. Пожалуй, одно из самых древних упоминаний о танце есть в сказании гусляра о Моравском царстве. Рассказчик упоминает о молодых людях, которые собирались на озерах и «водили хороводы да играли кругами». И все это захватывающее действие происходило на плотах! Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались. Что такое хоровод? Хоровод – это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди среднего возраста, и даже старики. Музыка танца обычно медленная, напевная, лиричная. Музыкальный размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже, 3/4. Танец часто сопровождается пением. Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем. В другое время хороводница может быть свахою на свадьбах, позываткою на пирах, кумою на крестинах. Основные фигуры хоровода – это хождение по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких, вновь схождением в один большой круг. В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные. Для праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в желтый цвет яйца.

Слайд 6

Виды хоровода Этот танец является поистине универсальным, и в том или ином виде, под разными названиями встречается у многих народностей. Так, в Болгарии хоровод называется хоро , в Молдавии – хора, в Литве – карогод , в Сербии – коло, что в переводе означает «круг». Под разными названиями хоровод известен в Македонии, Хорватии, Грузии и других странах. В каждой из этих стран хоровод вобрал в себя национальные особенности и своеобразие. Различают хороводы женские и смешанные. Молодые парни могут принять участие в хороводе только по приглашению хороводницы. Это прекрасная для них возможность познакомиться с понравившейся девушкой, с ее окружением и родными. Особенности хоровода В хороводе проявились национальные черты славянских народов – величавая скромность, и, вместе с тем, открытость, удаль, разгул, задор. В прежние времена этот танец был своеобразною формою общественной жизни. Хоровод – это не просто танец. Это образ жизни наших предков. Во время танца обсуждались насущные проблемы, заводились знакомства, происходили встречи с родными и близкими. Молодые люди активно использовали это действо для завязывания романтических отношений, встречей со своими возлюбленными. Для этого действия девушки и женщины одевались в свои самые лучшие одежды, специально покупали красочные ленты, платки, даже если для этого надо было потратить свои последние деньги. В настоящее время хороводы исполняются, главным образом, на сцене. Радует, что в последнее время наблюдается тенденция к возрождению народных традиций и в обычной жизни.

Слайд 7

Формы хороводов: Круг, Полукруг, Шеренга, Цепочка, Спираль, Змейка, Стенка, Столбы, Вожжа, Ручеёк, Плетень. Здесь в Сибири на реке Иртыш зародились первые хороводы

Слайд 8

Яркое красочное гуляние " Усть-Цилемская Горка" - это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году « Усть-Цилемская горка» удостоена статуса Республиканского праздника. Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - « яриле-божеству ». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами. Сегодня это массовое гуляние претерпело существенные изменения. Водят "горку" нынче 2 раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время.

Слайд 9

Хоровод Шеренга

Слайд 10

Хоровод полукруг

Слайд 11

Хоровод круг

Слайд 12

Весёлая физминутка: Танцуем с шумовыми инструментами весёлый хоровод «А мы просо сеяли» Разучиваем хоровод «Стенка».Юноши двигаются навстречу девушкам, мелкими шагами с притопами. Танцуем хоровод «Ручеёк». Становимся парами, выбираем «рыбку»-ведущего и он ищет себе пару, хоровод двигается под музыку. Хоровод «Змейка»-девушки двигаются за ведущей подражая движению змеи, а юноши выбирают себе невесту. 2.А теперь отгадаем, какие музыкальные инструменты помогают нам водить хороводы.

Слайд 13

ОПРЕДЕЛИТЬ НАЗВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ,КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ХОРОВОДАХ.

Слайд 20

А теперь, проверим свои знания

Слайд 21

Гусли

Слайд 22

Домра

Слайд 23

Балалайка

Слайд 24

Баян

Слайд 25

Рожок

Слайд 26

свирель

Слайд 27

Бубен

Слайд 28

ПОСМОТРИМ КАРТИНКИ СВИСТУЛЕК, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЛИСЬ В ХОРОВОДАХ Во время ВЕСЕННИХ ПРАЗДНИКов и переходим к практической части- изготавливаем свистульки из картона и раскрашиваем их. Соловушки Утицы Филимоновские свистульки

Слайд 29

Свистульки окарины в виде птиц и дудок

Слайд 30

РАЗНОВИДНОСТИ СВИСТУЛЕК

Слайд 34

Дополнительный материал о свистульках История глиняной свистульки началась более пяти тысяч лет назад. В древности они имели сакральное значение, заключали в себе четыре элемента Творения. Гончар смешивал две стихии – Землю и Воду, чтобы получить материал для изготовления свистульки. Затем уже готовое изделие он обжигал Огнем, а чтобы извлечь из него мелодичный звук, нужна еще одна стихия – воздух. Первоначально свистульки были предметом культа и средством коммуникации, издавая один или несколько звуков, позднее превратились в игрушки и забавы, но многие люди и сейчас верят что, что свист отпугивает злые силы. Свистульки настолько популярны, что в Европе до сих пор проходят свистулечные фестивали. В Италии и Испании это - целая традиция. В России такие фестивали, к сожалению исчезли в конце 19 века. С точки зрения полезности свистулек для ребенка, то помимо того, что они дарят веселое настроение, они «имеют целью до некоторой степени развить напряжение легких» - писал врач-педиатр и педагог Е.А. Покровский в своей работе «Физическое воспитание детей у разных народов» в 1895 году.

Слайд 35

Благодаря различному акустическому строению существует несколько основных группы свистулек: сосудообразные (распространены на всех континентах) фигуры со свистком, который находится не в самом сосуде, а в его подставке (Португалия, Испания, Мексика) водяные свистульки-«соловьи», конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру (Болгария, Румыния, Чехия, Финляндия, Латвия и др.) глиняные музыкальные инструменты - окарины (распространены на всех континентах) Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике. В музейных собраниях сохранились изделия разных мастериц, представляющие собой достаточно похожие серии. Особенности почерка разных авторов проявляются частично в пластике — по длине морды коня, свистка-конуса, изгибу рогов коровы или барана, а в большей степени в деталях росписи — очертания глаз, особенности цветовой гаммы в росписи. Среди свистулек количественно преобладают фигурки уточек и уток-"крылаток".

Слайд 36

Человеческие образы в дымковской игрушке-свистульке представлены лишь в двух разновидностях — это всадник на одноглавом либо двуглавом коне, а также "гуляющий кавалер". Эти образы из числа наиболее самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но, если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то "гуляющий кавалер" и появившаяся позднее аналогичная "гуляющая дама" — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки сравнительно позднего происхождения были любимыми образами мастериц и каждая из них вносила свою лепту в пополнение многообразия вариаций этих образов. Варьировалось положение рук, цвет одежды (у всадников, и непременно с эполетами), узоры, высота и форма шляпы. Яркое и выразительное образное решение этих свистулек расширяло коллекцию дымковских игрушек и привносило новые черты. Например, наличие свистка у "гуляющего кавалера" удлиняет фигуру, придает ей устойчивость, а небольшой наклон назад создает впечатление мерного движения и барской важности персонажа. У свистульки-всадника — выдержан одинаковый рисунок глаз и у коня и человека (со зрачками и бровями), что позволяет воспринимать их как единое целое. Возможно именно эти фигурки в народе пользовались большей популярностью во время майского народного праздника "свистунья" (прежнее название — «свистопляска»), когда по всей округе раздавались трели и свист ярких, веселых глиняных свистулек, которых в качестве товара к ярмарке грудами готовили дымковские мастерицы. Эта игрушка отличается особым стилем и колоритом, она красочна и богата деталями, всяческими украшениями, отличается теплотой и естественностью форм. Примечательно, что за исключением всадника-свистульки и "гуляющего кавалера" человеческие фигурки в Дымково никогда свистульками не были. в отличие от большинства крестьянских центров игрушечного производства средней России.

Слайд 37

Объяснить это можно тем, что в пригородной слободе Дымково больше, чем в других местах, следовали моде и ориентировались на достижения фарфоровой пластики. Даже побелка дымковских игрушек перед росписью, явно имитировала белизну фарфора. Надо сказать, что влияние фарфорового производства сказалось почти повсеместно и отразилось на изменении функции игрушки, ставшей не столько забавой, сколько украшением подоконников, комодов и горок с посудой. Фигурки нередко стояли на подставках-основаниях, подобно фарфоровым статуэткам, представляя собой декоративную скульптуру. Менялись и сюжеты: внимание народных мастеров привлекали многофигурные сложным жанровые композиции на темы городской жизни с элементами архитектуры (домики, карусели) и пейзажа. Жанровые сценки отображали мир господ и мир простолюдин. Некоторые типичные композиции даже имеют прямые аналогии в фарфоровой скульптуре XIX века: охотник в лодке с собакой, барыни с собачками, водоноска. А сюжет "Женщина доит корову" известен в гжельской майолике еще с конца XVIII века. Среди фигурок людей в ассортименте игрушек заметно преобладают женские персонажи - няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках. В группе самых крупных фигурок больше всего нянек-кормилиц с детьми. Статные, в белоснежных кофтах, широких юбках, передниках с лепными оборками, в кокошниках разных форм или шляпках, с уложенными в прическу волосами, они отличаются какой-то особой аккуратностью. Варианты композиций здесь достаточно разнообразны: один или двое малышей на руках няни; один - на одной руке, а другой идет рядом, держась за вторую руку.

Слайд 38

Ранее в расширяющихся книзу юбках и высоких головных уборах — кокошниках, они же со временем обновлялись в образах воспитательниц в детском саду, учительниц, колхозниц, модниц и т.д. У них, как и у более ранних таких изделий, похожие шарики-головки, но лепка, а особенно роспись - уже иные. В лепке ощутима та "ступка" - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки. Этот универсальный прием в дымковском промысле, в отличие от многих других производств, приобрел свои особенности. Здесь ступка - приземистая и широкая в основании. В начале лепки она действительно похожа на колокол. Однако каждая мастерица могла варьировать крутизну, глубину, высоту ступки, внося тем самым свои нюансы в облик персонажа. По-разному обрабатывалась и внутренность ступки: у одних авторов она - в виде полусферы-купола, у других - в виде уходящего вглубь пологого конуса. К ступке прилеплялась шарик-головка, а потом - согнутые калачиком руки, детали одежды и всей композиции. Бугорок носа едва выступал на плоском лице, что придавало всем дымковским игрушкам свою неповторимую особенность. Женские фигурки различались не только сюжетами, типажом, но и размерами, характером и набором деталей, степенью сложности. Как правило, женские персонажи изображены на прогулке или за беседой, в нарядной одежде: платья гладкие или с рядами лепных воланов, кофты в талию, с воротниками-шалями и пышными рукавами, широкие, округлые или граненые, передающие складки, юбки, капоры и шляпки с полями разных фасонов, зонтики и ридикюли. Каждая фигурка барышни индивидуальна и в одежде, и в образной характеристике.

Слайд 39

Итог урока: Чем мы с вами сегодня занимались на уроке, что нового узнали? Чему научились на уроке? Мы с вами сумели достигнуть цели урока? А сейчас мы с вами все встанем и выйдем из класса хороводом под музыку свадебной хороводной песни «Ой, сад во дворе» Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам музыки по авторской песне

Авторская песня широко изучается на уроках музыки в разных параллелях. данную презентацию можно использовать как полностью, так и частично в разных классах. данная презентация может быть полезной и уч...

Презентация урок музыки: "Мир старинной песни" 6 класс

Данная презентация предназначена для проведения урока музыки в 6 классе. Краткая биографическая справка жизни Шуберта и наиболее известные его произведения....

урок музыки во 2 классе "Танцы, танцы, танцы…"

Урок  музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Цель - закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют....

Урок музыки для 2 класса "Танцы, танцы, танцы..."

Урок по программе "Искусство. Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой для 2-го класса из раздела "День, полный событий" (урок №6)....

Презентация к уроку музыки "Обряды и традиции Древней Руси"

1 слайд - Обряды и традиции  Руси.2 слад - Библейский сюжет3 слайд- Коляда – языческий бог. Символ вечного круговорота жизни: смена дня и ночи, движение от тьмы к свету. Коленда –н...

Презентация к уроку музыки "Калмыцкая народная песня"

Презентация к уроку музыки "Калмыцкая народная песня"...

Презентация к уроку музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси".

Презентация к уроку музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"....