Методическое сообщение "Страх публичного выступления. Как его преодолеть?"
методическая разработка по музыке по теме

Жаденова Татьяна Валерьевна

«Исполнение программы без творческого подъема  –

есть не более,  чем  математическая  организация

звуков во времени».

 

     Проблема  психологической  подготовки  музыканта-исполнителя  к  концертному выступлению – одна их важнейших тем в музыкально-исполнительском  искусстве.     Нет артиста, который ни разу не пострадал от  негативных  форм  сценического волнения.

    Великий  Лист  утверждал:  «Техника  рождается   из   духа».   Прогрессивные исследования,     трактующие      музыкальное      исполнительство,      как психофизиологический акт,  оценивают  роль  психологии  как  более  весомого фактора в формировании мастерства музыканта.

     Для начинающих музыкантов я бы хотела напомнить известное правило:  на  сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не  возникает  успех.

    Однако  сценическое  состояние  исполнителя  зависит  не  только  от   того, насколько надёжно и крепко выучено музыкальное произведение.

     Ощущение тревоги и  беспокойства,  испытываемое  некоторыми  музыкантами  во время выхода на сцену, сопровождается  изменениями  в  организме,  типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи,  в  подобные  моменты времени процессы в коре головного мозга  не  могут  сдерживать  возбуждение; поведение  становится  суетливым,   внимание   рассредоточивается,   уровень помехоустойчивости  и  адаптивных  возможностей   снижается,   эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strakh_publilichnogo_vystupleniya_no2.docx41.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
« Детская музыкальная школа № 3»

                                  Методическое сообщение на тему:

«Страх публичного выступления. Как его преодолеть?»

Подготовила:
Преподаватель МАОУДОД «ДМШ №3»
Жаденова Татьяна Валерьевна

Наро- Фоминск

10. 09. 2014г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТА

К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

ВВЕДЕНИЕ

     Надеюсь, что изучение данного материала поможет более  успешному  исполнению программы; окажет помощь в преодолении  страха  молодого  исполнителя  перед сценой.

ПСИХОЛОГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

     Страх является неизменным спутником  большенства людей, особенно в современных условиях, как и другие эмоции. Поэтому избавиться от страхов полностью не возможно. Но мы можем изменить отношение к страху, если поймем, почему он возник. Волнение и страх связаны с неуверенностью, с психологическими особенностями человека, с его воспитанием.

    Первым шагом в противостоянии страху является честность с самим собой. Наша профессия обязывает проводить концерты, собрания, беседы с родителями и преодоления страха сцены актуально и для педагогов и для учащихся. А страх перед выступлениями на сцене наших учеников часто порождаем мы сами своим отношением к нашей работе. Почему  за границей плохо играют, но  хорошо слушают? Там учат любить музыку! Научить ребенка  слушать, любить и понимать музыкальные произведения, вот наша задача. Если ребенок не готов к восприятию музыкального произведения, то музыка оказывает отрицательное влияние. Закончив школу,  большой процент выпускников не подходят к своим музыкальным инструментам. Наверное,  не малую роль в этом играет и пресловутый страх экзамена, скучные произведения, злой, равнодушный учитель. И поэтому, чтобы этот «музыкальный страх» не залез в души наших  учащихся, мы должны сами не бояться учиться новому, интересному, понимать и уважать своих учеников, проводить больше классных концертов, благо сейчас много учебного материала, который помогает привить любовь к музыке и испытывать не страх перед выступлением, а сценическое волнение!

«Исполнение программы без творческого подъема  –

есть не более,  чем  математическая  организация

звуков во времени».

     Проблема  психологической  подготовки  музыканта-исполнителя  к  концертному выступлению – одна их важнейших тем в музыкально-исполнительском  искусстве.     Нет артиста, который ни разу не пострадал от  негативных  форм  сценического волнения.

    Великий  Лист  утверждал:  «Техника  рождается   из   духа».   Прогрессивные исследования,     трактующие      музыкальное      исполнительство,      как психофизиологический акт,  оценивают  роль  психологии  как  более  весомого фактора в формировании мастерства музыканта.

     Для начинающих музыкантов я бы хотела напомнить известное правило:  на  сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не  возникает  успех.

    Однако  сценическое  состояние  исполнителя  зависит  не  только  от   того, насколько надёжно и крепко выучено музыкальное произведение.

     Ощущение тревоги и  беспокойства,  испытываемое  некоторыми  музыкантами  во время выхода на сцену, сопровождается  изменениями  в  организме,  типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи,  в  подобные  моменты времени процессы в коре головного мозга  не  могут  сдерживать  возбуждение; поведение  становится  суетливым,   внимание   рассредоточивается,   уровень помехоустойчивости  и  адаптивных  возможностей   снижается,   эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.

 

                                   Причины страха перед сценой

     Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научится владеть  собой перед публикой, надо начинать с того,  чтобы  следить  за  собой  дома,  где можно тренировать внимание и  сосредоточенность  ежедневно  и  ежечасно.  По мнению педагогов, занимающимися  вопросами  музыкальной  психологии  (таких, как  Лилиас  Маккиннон)  вредные  житейские  привычки   человека   негативно сказываются на его выступлении. Так, вечно  откладывая  на  завтра  то,  что необходимо сделать сегодня, музыкант может расстроить  функции  памяти,  так как  нерешительность  ослабляет  характер.  Музыкант-исполнитель  не  может, подобно поэту или художнику выбирать для работы  самые  удачные  минуты;  он вынужден играть в заранее назначенный день, независимо  от  настроения.  Это требует гибкости, способности сосредоточения внимания на том,  что  важно  в

данный момент. Качества эти вырабатываются годами ежедневной тренировки.

     Каждый из нас в моменты стресса в глубине души жаждет  сочувствия;  и  когда учащийся  говорит  содрогаясь:  «Ах,  я  так  волнуюсь!»  –  он  уподобляется ребенку, которому нравится быть больным. Как  отмечают  психологи  –  такого рода волнение есть не что иное, как определенный  вид  тщеславия.  Однако  в результате разговоров о своих страхах можно оказаться в  еще  более  тяжелом положении, так как волнение, будучи объектом внимания,  прогрессирует;  даже думать о нем опасно, а называть тем более. Если пианист  становится  жертвой опасного волнения,  он  должен  спросить  себя:  «Всегда  ли  я  учу  музыку  добросовестно? Не полагаюсь ли я иногда на авось? Делаю  ли  я  все,  что  в человеческих силах, чтобы добиться успеха?»  

     Чувство  неуверенности,   чаще   всего возникает  в  результате  недостаточной  работы.  Но  страх  –  это  чувство ненадежности. Ничего не следует так бояться, как самого страха!

     Одной из самых распространенных причин  волнения  является  внушенная  извне мысль  о  возможном  провале.  Попав  на  благоприятную  почву  недостаточно бдительного сознания, она может развиться в  опасное  самовнушение.  Молодой индивидуум редко бывает  настолько  опытным  психологом,  чтобы  представить себе всю опасность враждебного внушения  или  понять  его  мотивы.  Полезная критика – это одно, разрушающий  критицизм  –  это  совершенно  иное.  Натан Перельман часто повторял своим ученикам: «На  эстраде  самокритика  -  пила, подпиливающая стул, на котором сидит пианист».

     Поэтому  ученик,  так  же  как  и  артист,  должен  уметь   защищаться   от

враждебного  внушения.  Юность  особенно   беззащитна   против   посторонних влияний, но вредное внушение порой  оказывает  парализующее  действие  и  на взрослого.  Даже  случайное  (пусть  самое  невинное)  замечание   друга   о возможном провале может привести к катастрофе, если музыкант не  подготовлен к такого рода разговорам и не умеет их игнорировать.

     Чем более велик художник, тем  строже  он себя судит. Не только  ребенок,  но  и  каждый  преуспевающий  артист  порой испытывает моменты отчаяния; будучи только  человеком,  и  он  может  забыть несколько тактов во время  выступления.  Но  вместо  разговоров  о  досадном происшествии и размышлений о нем до конца своих дней он сделает  единственно разумную вещь – постарается следующий раз играть лучше.

    Если исполнитель играет с  душой,  публика  и  критика  всегда  простят  ему несколько  фальшивых  нот  и  небольшую  осечку  памяти.   Примеров   такого снисхождения публики немало; взять хотя бы концертные  исполнения  программы А.Г. Рубинштейном: порой его игра была не лишена некоторых «туманных  пятен» и шероховатостей (особенно в поздние годы концертной деятельности).  Но  эти шероховатости не оставляли заметного следа в восприятии слушателей  –  из-за силы художественного воздействия великого артиста.

     Музыкант должен игнорировать любой промах,  допущенный  на  эстраде,  иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно  загубить  всю  программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже; нужно учится  слушать  себя спокойно и надеяться на лучшее. Ошибка, которую допускают многие, состоит  в попытках «бороться» с волнением. Но старание подавить страх только  ухудшает положение. Вместо  того,  чтобы  задерживаться  на неприятных воспоминаниях о  неудаче,  благоразумный  музыкант  обратит  свои мысли к случаям, когда он выступал с особым успехом. Только приятные  эмоции  вытеснят постепенно страхи, поскольку теперь уже внимание  сосредоточено  на другом, более значимым. Все оборачивается к лучшему  только  в  том  случае, если  прошлые  неудачи  рассматриваются  как  полезный   урок.   Бесконечные размышления  не  приводят  к  добру:   повторения   закрепляют   ассоциации, тягостные воспоминания рассеиваются с трудом. Если же сознательно  направить свои мысли на что-нибудь приятное, появляется чувство уверенности в себе.

     Хотя волнение может иметь физические причины  (например,  холодные  руки)  и физические следствия (опять же, включая холодные руки) – в  основе  волнения всегда  лежат  явления  психологические. Даже  самый  опытный  музыкант   не застрахован от провала на сцене, если он  не  готов  к  исполнению.  Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства,  но  и от того, что с ним происходит до начала  исполнения,  как  он  реагирует  на сценическую  ситуацию,  которая  всегда  остается  повышенным  стрессогенным фактором.   Многие   исполнители   нуждаются   в   коррекции   неправильного сценического поведения. Такие  симптомы,  как  тряска  рук,  дрожь  коленей, «выпадение»   текста,   неспособность    сосредоточиться    на    исполнении произведения,  просто  боязнь  выходит  на  сцену,  –   являются   основными проявлениями синдрома сценического волнения.

     Любая форма волнения  обостряется  усталостью.  Нельзя,  особенно  в  период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как  физического,  так и  эмоционального.  Не  зря  Н.Перельман  утверждал:   «Настоящий   музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки».

       Частой причиной синдрома сценического  волнения  является  отсутствие  общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки  к  выступлению.  Музыканту важно  тренировать  устойчивость  к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

     Особенности того или иного сценического  состояния  объясняются  не  столько свойствами нервной системы, сколько  интеллектуально-творческими  качествами личности. Нет двух артистов, которые испытывают  одинаковое  психологическое состояние  в  момент  выхода  на  концертную  площадку.   Один   исполнитель смертельно  боится  ошибиться,  забыть  текст;  другой  смущён   обстановкой концертного зала, ему не по себе от сотен устремлённых на него глаз;  кто-то хочет  больше  того,  на   что   способен,   и   мучается,   чувствуя   свою беспомощность; кому-то всё надоело и  он  мечтает  поскорее  уйти  домой.  А некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъёма и  с  радостью, с нетерпением ждут общения с публикой!

                                         Установка на успех

     Состояние готовности,  или  установка,  имеет  очень  важное  функциональное значение.   Прежде  всего,  что  такое  установка.  По  определению,  это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или  к реагированию в определенном направлении.

     Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку  организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны.  Например,  ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять  предмет,  подстраивает  кисть руки  под  его  форму:  если  это  маленькая  крошечка,  то  он  сближает  и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит  пальцы и т. д. Подобные преднастройки позы руки  иллюстрируют  моторную  установку.

    Спринтер на старте находится в состоянии  готовности  к  рывку  –  это  тоже моторная установка. Быть готовым к выходу на сцену с  чувством  уверенности, верой в удачу – вот что такое сценическая установка.

    Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то  угрожающего,  то иногда и в самом деле начинаете  слышать  шаги  или  подозрительные  шорохи.

     Поговорка  «у  страха  глаза  велики»  отражает   явления   так   называемой  перцептивной  установки. Что может быть хуже  для  успешного  выступления, как установка перед выходом на сцену: «я сейчас ничего не сыграю»?

    Причиной сильного беспокойства может быть  также  и  очень  высокий  уровень притязаний, неадекватно высокая или  низкая  оценка  своих  профессиональных качеств, повышенное чувство ответственности.

    Исполнителю,  который  с  нетерпением  ждёт   выступления,   легче   обрести сценическое состояние, способствующее  успеху.  Чем  больше  исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на концертную эстраду, тем реже страдает  он от недугов астенических  форм сценического волнения. Однако  опыт  нельзя путать с привычкой. Чем шире жизненный и  творческий  кругозор  исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем ярче  и  глубже  способен  он художественно  истолковывать  сочинение  и,  следовательно,  тем  легче  ему направить  своё  волнение  в  русло  творческих   задач.   «Стихия   музыки, подчинившая  тебя,  не  оставляет  места  праздным  мыслям.  В  эти   минуты

забываешь всё - не только зрителей, зал, но и самого себя» (С. Т. Рихтер).

Контакт с аудиторией

   Широко распространен взгляд, согласно которому концертное исполнение  всегда будто бы хуже репетиционного.  Наблюдения  показывают,  что  многие  артисты лучше играют при слушателях: контакт с аудиторией стимулирует у них  большую содержательность исполнения.

    Как установить контакт со слушателем?

    Поблагодари слушателей за то, что они  пришли на твой концерт. Не бойся зрителя: он твой друг и помощник.

     Иначе  говоря,  можно  по-разному  подойти  к   присутствию   многочисленной публики в зале. Можно направить свою  любовь  к  зрителю  (и  это  наверняка будет взаимно), а можно, игнорировав незримую помощь публики, остаться  один на один со своими страхами. Нужно ли объяснять какой из упомянутых  подходов принесет благодатные плоды? Неспроста  в  закулисных  комнатах  Малого  зала Петербургской консерватории когда-то висел  плакат  «Волнуйся  не  за  себя, волнуйся за композитора!».

     Кто боится аудитории, тот редко находит с ней контакт.  И  тогда  при  самом хорошем  исполнении  обычно  не  достает  той  взаимной  симпатии,   которая необходима артисту, чувствующему публику так же, как  он  чувствует  музыку. Каждый  исполнитель   в   такой   момент   имеет   право   рассчитывать   на дополнительную  поддержку.  Разве  природа  не  предусмотрела  адреналин   – стимулирующее  средство  для  случаев,  требующих  особенной  собранности  и энергии? Если  исполнитель  не  скован  страхом,  а  находится  в  состоянии творческого возбуждения, привычки и память отвечают на его замыслы  с  такой четкостью и быстротой, на которые они были неспособны во время репетиции.

От страха к уверенности

Неопределенность того, что ждет на эстраде, наполняет душу артиста  мрачными предчувствиями. Его страшит не провал, как таковой;  больше  всего  музыкант боится  оказаться  не   на   высоте   своих   задач.   Он   чувствует   себя посредственным, серым, исполненным человеческих слабостей и одиноким.

     Нередки случаи, когда на сцене возможны так  называемые  случаи  «выпадения» текста.  Нужно  отметить,  что  между  уверенностью  памяти   и   творческой содержательностью игры существует двусторонняя связь: уверенность  памяти  – бесспорная  предпосылка   творческой   настройки,   а   наличие   творческой настройки, в  свою  очередь,  укрепляет  работу  памяти.  Если  произведение действительно выучено, то никаких сомнений памяти, в сущности, не  должно  и быть. Сомнение  в  успехе,  состояние  беспокойства  и  неуверенности  может подействовать разрушающе на творческую настройку.  В  этих  случаях,  говоря словами  Савшинского:   «подлинно   художественное   исполнение   становится затруднительным,   а   вдохновенное   –   невозможным».   Только    исключив разрушительный  фактор  страха,  можно  надеяться  на  успешное   исполнение программы. «Наши сомнения – это наши предатели. Они  заставляют  нас  терять то, что мы возможно могли бы  выиграть,  если  бы  не  боялись  попробовать»

  (слова Уильяма Шекспира).

    Музыкант не должен беспокоиться о  том,  как  бы  не  забыть  нотный  текст. Уверенность, что произведение выучено надёжно, спасает от многих  негативных форм эстрадного волнения; но требуется немалый опыт, чтобы научиться  быстро и прочно запоминать  любой  нотный  текст.  Боязнь  забыть  нотный  текст  - распространённая болезнь среди неопытных музыкантов. «Сама по  себе  память, - пишет Коган, - тут по  большей  части  не  при  чём.  Музыканты  волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются».

      Уверенность движений не менее важна, чем уверенность памяти.  Если  движения рук и пальцев вдруг становятся менее уверенными, то это сразу же  отражается на звучании и эмоциональном тонусе игры.  Уверенность  движений  зависит  от гармоничного состояния игрового аппарата, а это – в свою очередь  –  связано с  тем,  насколько  молодой  исполнитель  контролирует  свой  пианистический аппарат в течение всего периода подготовительной работы. Мы часто  забываем, что   мелкие   засорения   аппарата   лишними    напряжениями    во    время подготовительной  работы,  нередко  разрастаются  на   эстраде   до   уровня «зажима», мешающего игре.

     Гармоничный   эмоциональный   тонус,   связанный   с   активностью    слуха, способствует  нормальной  управляемости  игрового  аппарата.  Но  чрезмерная эмоциональная напряженность (так называемое  «эмоциональной  захлестывание») ведет  обычно  и  к   мышечному   перенапряжению,   нарушающему   нормальное функционирование техники.

     Эмоциональное возбуждение -  важнейшее  условие  для  успешного  выступления музыканта. Важно, однако, чтобы оно не переходило за оптимальные для  данной личности границы.

   Важным критерием готовности программы к  выступлению  является  исчезновение ощущения технических трудностей. Более того, немало важное значение имеет  в связи  с  этим  наличие  технических  резервов:  резерва  беглости,  резерва выносливости, резерва силы и т.д.

    Другим не менее важным показателем как  технической,  так  и  художественной готовностью программы является  импровизационная  свобода  игры.  Исполнение может считаться  художественно  созревшим  лишь  при  наличии  эмоционально-логической непрерывности, когда не  теряется  «нить  событий»,  нет  скучных мест (белых пятен), внимание нигде не уходит надолго в сторону. К  подобному исполнению можно отнести слова Бетховена: «… я вижу и  слышу  цельный  образ во  всем  его  охвате,  стоящим  перед  моим  внутренним  взором  как  бы  в окончательно отлитом виде…»

    Успех достигается там, где  все  три  функции  психики  -  интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют  согласованно,  поочерёдно  уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле. Так, верно подобранная фраза или цитата, сказанное в  нужное время заставила по-новому осмыслить  произведение,  подобрать  нужный  прием исполнения, и, несомненно, помогла мне выступить на сцене более успешно.

     

Секрет успешного выступления

Универсальных  рецептов  для  преодоления   негативных   форм   сценического волнения не существует; каждый должен  выбрать  для  себя  свой  собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению Выбирая те или иные приемы психологической  подготовки,  необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося.

     Но главное – дело  не  только  в  знании  рецептов.  Любой  музыкант  должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть  о  страхе  и  все  свои  мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить  из-под  его  рук. Он должен выступить посредником между композитором  и  слушателем;  показать наилучшее, на что он  способен.  И,  в  конце  концов,  выдающиеся  пианисты достигают такого уровня, когда, по словам  Гейне,  «рояль  исчезает,  и  нам открывается одна музыка».

РЕЦЕПТУРНЫЙ РАЗДЕЛ

«Не важно, как  часто  вы  падаете.  Важно,  как

часто вы поднимаетесь».

                                                                                   Винс Ломбарди

День концерта

     В день выступления  у  большинства  исполнителей  возникает  так  называемое «пред концертное  волнение»,   основанное   на   беспокойстве   за   качество выступления.  К  этому  явлению  следует  относится  как  к  кратковременной болезни, причины и следствия которой невозможно уложить в рамки только  лишь занятий за инструментом. Правильная психологическая  установка  на  успешное выступление,  разумное  сбережение  нервно-психологической  энергии  в  день концерта оказывает положительное влияние на исполнение программы на сцене.

     В пред концертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше; он  должен, не напрягая внимания,  просто  просматривать  программу.  Опытные  музыканты советуют:  накануне  концерта  (предпочтительно   утром)   нужно   проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на  куски  и  не  повторяя  их отдельно. На этой стадии не  рекомендуется  разрывать  единство  музыкальной ткани. Если музыкант  чувствует,  что  ему  нужно  позаниматься,  он  должен ограничит  себя   упражнениями   или   проигрыванием   других   произведений (желательно хорошо знакомыми), не входящими в программу  концерта.  В  конце концов, если программа не готова – учить ее уже слишком поздно.

     В день  концерта  важна  каждая  мелочь.  Скажем,  перед  выходом  из  дома, одеваться следует не  торопясь,  а  на  дорогу  к  месту  выступления  нужно предусмотреть время с  большим  запасом,  чтобы  не  создать  дополнительных ситуаций беспокойства. В артистической ничто не должно волновать  музыканта; даже лучшим друзьям доступ должен быть закрыт, чтобы они не  могли  принести с собой мысли о возможных волнениях и опасениях.

 Эмоции

Важнейшим моментом психологической  подготовки  исполнителя,  предшествующим выходу  на  сцену,  является  вхождение   в   образ.   К.С.   Станиславскому принадлежат известные слова о том, что  артист  должен  «весь  день  жить  в данной роли». Пианисту нетрудно  весь  день  прожить  в  образах  концертной программы,  но  перед  началом  выступления  в  большинстве  случаев  бывает необходимо заново войти в них, и,  вместе  с  этим,  вызвать  состояние  так необходимого для успешной игры состояния творческой приподнятости.

     Обуреваемый волнением исполнитель  даже  самому  близкому  другу  не  должен признаваться, что боится выступления; он не должен признаваться,  в  этом  и самому  себе.  Следует  повторять  своим  друзьям  и  себе  самому:   «Я   с нетерпением жду концерта». И если повторять это достаточно часто  вслух  или про себя, страх перед выступлением постепенно будет уступать  место  чувству уверенности. Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего  успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу,  а не далекой, несбыточной мечтой.

     Выходя на сцену и  уходя  со  сцены,  никогда  не  нужно  торопиться.  Чтобы понять, как не следует передвигаться по сцене,  достаточно  проследить,  как держатся другие исполнители. Большинство из них передвигаются, вынося  центр тяжести тела вперед и  соответственно  наклоняя  корпус.  Фигура  становится стройной, если ходить на восточный манер – легко, ступая сначала  на  пятки. Подбородок не следует при этом пригибать к груди.  Хорошая  осанка  означает нечто большее, чем достойный вид: это одновременно и более глубокое  дыхание и лучшее самочувствие, а следовательно и уверенность в себе.                                

«Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех»

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Бычков Ю. Н. «Проблема смысла в музыке»

2.Гиппенрейтер Ю.Б. «Неосознаваемые процессы»

3. Гольденвейзер. «Об исполнительстве»

 4.Гофман И. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы»

 5.Маккиннон Л. «Игра наизусть»

 6.Петрушин В. «Музыкальная психология»

 7.Перельман Н. «В классе рояля»

  8.Савшинский С. И. «Работа пианиста над музыкальным произведением»

  9. Цыпин Г. М. «Исполнитель и техника»

  10.Щапов А.П. «Некоторые вопросы фортепианной техники»

Рецензия

На методическое сообщение на тему: «Страх публичного выступления. Как его преодолеть?»

 

Преподаватель МАОУДОД «ДМШ №3» : Жаденова Татьяна Валерьевна

Предмет: фортепиано

   Данная методическая работа содержит в себе следующие разделы: введение,  психология исполнительства,  рецептурный раздел.

    В своей работе автор уделяет большое внимание  проблеме психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению, выявляет причины страха перед сценой и дает рекомендации, как придти от страха к уверенности, приводит цитаты выдающихся музыкантов. Профессионально освещает каждый из этапов работы.

   В целом работа выполнена на хорошем профессиональном уровне.

Дата__________                                                   Подпись_____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему: Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта

В этом проекте я хочу поделиться с Вами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащегося к публичному выступлению. Участие в концертах – важная составляющая обучения...

Методическая работа "Публичное выступление" (проблемы эстрадного волнения)

Работа о проблемах выступлений на концертных площадках. Как подготовить ученика к концерту, чтобы его выступление не пострадало от эстрадного волнения? Как настроить ученика непосредственно перед выхо...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Методическая тема "ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ"

В своей работе я раскоываю понятие "воля", признаки волевого поведения, что такое оптимальное концертное состояние и методы овладения им....

Методическая разработка открытого урока по теме: "Публичное выступление. Его структура и языковые особенности" 6 класс

Этот урок в 6 классе является частью методической разработки, посвященной обучению основным навыкам публичного выступления в 6-8 классах....

Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"

Цель: 1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.2. Развивать навыки  публичного выступления.3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.4. Поддержива...

Методическая разработка урока по русскому языку 6 класс «Публичное выступление. Подготовка к созданию монолога-рассуждения»

Предлагаемая методическая разработка урока позволяет сформировать у шестиклассников представление об особенностях монолога-рассуждения, дать начальное представление о публичном выступлении. Тема...