Рабочая программа по музыке 2 кл
рабочая программа по музыке на тему

Рыбакова Альбина Аркадьевна

рабочая программа по музыке 2 кл. Критская. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_muzyka_2_kl.doc126.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для начальной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего  образования по искусству;

- примерной программы начального общего образования по музыке;

-  программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

(Издательство  «Просвещение», год издания: 2011)

    Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры

  Задачи: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;  развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства. Содержание программы. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  • слова и мелодию Гимна России;
  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
  • названия изученных жанров и форм музыки;
  • народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
  • названия изученных произведений и их авторов;
  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
  • исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
  • исполнения знакомых песен;
  • участия в коллективном пении;
  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1. «Россия – Родина моя» 4 ч

Содержание:

                     Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской

                     музыки.  Песня. Мелодия и аккомпанемент. Мелодия.

 Задачи:

  • знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры,
  • обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие, воспитание патриотизма.

№п/п

Тема урока

Используемый муз. материал.

Работа с понятиями

1

Музыкальные образы родного края. Мелодия – душа музыки. М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке. А. Александров. Государственный гимн России.       Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия.

Родина, мелодия, композитор.

2

Композитор – исполнитель – слушатель.

М.Глинка. Патриотическая песня.

К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя!

Композитор,  исполнитель,   слушатель, песня.

3

Песни о моей Родине (мелодия, аккомпанемент; запев, припев).

Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия. К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя!

Мелодия, аккомпанемент; запев, припев.

4

Музыкальная азбука.

Ноты. Скрипичный ключ. Нотный стан. Клавиатура.

Р. Роджерс. «Звуки музыки» (фрагмент).

Ноты. Скрипичный ключ. Нотный стан. Клавиатура.

Раздел 2. «День, полный событий» 5 ч

Содержание:

                     Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы С. Прокофьева

                     и П. Чайковского. Музыкальный инструмент: фортепиано.

 Задачи:

  • Знакомство детей с творчеством русских композиторов П. Чайковского и  С. Прокофьева.
  • обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие

5

Музыкальные инструменты: фортепиано. Звучащие картины. Детские пьесы для фортепиано:  танцевальность.

П.Чайковский.  «Детский альбом». Камаринская. Вальс. Полька.

С.Прокофьев.  «Детская музыка». Вальс. Тарантелла.

Ю. Яковлев, Е. Крылатов. Колыбельная медведицы.

Фортепиано, форте, пиано, рояль, пианино, пианист, танцевальность.

6

Детские пьесы для фортепиано:  Песенность и маршевость.

С.Прокофьев.  «Детская музыка». Марш. Шествие кузнечиков. Ходит месяц над лугами.

П.Чайковский.  «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков. Похороны куклы.

И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка.

Песенность,  маршевость.

Поступь, интонация шага, ритмический рисунок.

7

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Утро. Вечер. Прогулка.

М.Мусоргский. Из сюиты «Картинки с выставки». Прогулка.

К. Ушинский, А. Тома. Вечерняя песня.

Интонации, регистр, регистр высокий, средний, низкий.

8

Сказочные образы в музыке. Язык музыки: мелодия, ритм, темп, динамика, регистры.

П.Чайковский.  «Детский альбом». Нянина сказка. Баба Яга.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Сказочка.

Латышская народная песня. Ай-я, жу-жу.

Мелодия, ритм, темп, динамика, регистры.

Мелодия, аккомпанемент, вступление.

9

Колыбельные.

П.Чайковский.  «Детский альбом». Мама.

Латышская народная песня. Ай-я, жу-жу. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев,

Е. Крылатов. Колыбельная медведицы.

Интонация колыбельной. Фраза. Вступление. Сопровождение. Темп. Пиано. Выразительность.

Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» 7 ч

Содержание:

                     Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной

                     церкви: Рождество Христово. Молитва. Хорал.

 Задачи:

  • знакомство детей с духовными традициями России,  
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие,
  • воспитание бережного отношения к духовному наследию Родины.

10

Колокольные звоны России.

М.Мусоргский. Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». Праздничный трезвон. Красный лаврский трезвон.

Голоса-тембры колоколов. Благо. Благовест.

11

Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Песнь об Александре Невском.

Песнь, хор, народные песнопения, молитва.

12

Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Вставайте, люди русские.

Песнь, хор, народные песнопения, молитва.

13

Святые земли Русской: образ Сергия Радонежского в музыке в музыке. 

Напев Оптиной пустыни. О, Преславного чудесе.

Народные песнопения.

14

Музыка в храме.

П. Чайковский. «Детский альбом». Утренняя молитва. В церкви.

Песнь, хор, народные песнопения, молитва

15

Музыкальный инструмент – орган. Ария, хорал.

И.-С. Бах. Хорал. Ария.

Орган. Ария, хорал.

16

Праздники Православной церкви: Рождество Христово. Рождественские народные песнопения.

Народные песнопения.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 4 ч

Содержание:

                     Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в

                     русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники

                     русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодии на

                     тексты народных песенок, закличек, потешек.

                     Масленица. Масленичные песенки.

                     Встреча весны. Песенки-заклички, игры, хороводы.

 Задачи:

  • знакомить детей с особенностями русского фольклора,  
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие,
  • воспитание бережного отношения к истории Родины.

17

Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр народных инструментов. Русская нар. песня. Калинка.

Вариации на тему р.н.п. Светит месяц.

Гусли. Рожок. Гармонь. Балалайка. Ложки. Оркестр русских народных инструментов. Пляска. Наигрыш. Ритмическая партитура. Вариации.

18

Жанры русских народных песен. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. Играем в композитора.

П.Чайковский.  «Детский альбом». Камаринская.

Русские народные песни, пляски, хороводы.

19

Праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песни, танцы на народном празднике.

Русская народная песня-игра. Бояре, а мы к вам пришли.

Песня-игра. Песня-диалог.

20

Праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Игры на народном празднике.

        

Русские народные песни, пляски, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч

Содержание:

                     Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

                     Симфонический оркестр. Роль дирижёра. Режиссёра, художника в создании

                     музыкального спектакля. Темы – характеристики действующих лиц. Детский

                     музыкальный театр.

 Задачи:

  • расширять представления учащихся о балете и опере,  
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие,
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию Родины.

21

Характерные черты музыкального спектакля.

В. Луговой, Г. Гладков.

Песня-спор.

Музыкальный диалог.

22

Детский музыкальный театр.

М. Коваль. Детская опера «Волк и семеро козлят».

Театр, опера, хор, певец, солист. Песенность, тема.

23

Балет. Песенность, танцевальность, маршевость в балете.

П.Чайковский. Марш из бал. «Щелкунчик». С.Прокофьев. Вальс. Полночь. Из б. «Золушка».

Балет. Балерина. Танцор. Танцевальность.

24

Опера. Увертюра к опере.

М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра.

Опера. Театр оперы и балета. Большой театр. Симфонический оркестр. Дирижер. Режиссёр. Художник.

25

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость в опере.

М.Глинка. Марш Черномора.  Первая песня Баяна. Сцена из первого действия. Из оп. «Руслан и Людмила»

С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

П.Чайковский. Марш из бал. «»Щелкунчик».

Песенность, танцевальность, маршевость.

Первое действие, развитие, финал, солист, хор, контраст, сцена из оперы.

26

Сказочные сюжеты в операх и балетах.

Раздел 6. «В концертном зале» 3ч

Содержание:

                     Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

                     Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп

                     инструментов симфонического оркестра. Партитура.

 Задачи:

  • знакомство детей с жанром симфонии,  
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие,
  • воспитание внимательного слушателя.

27

Музыкальные образы симфонической сказки, темы-характеристики героев, тембры – голоса инструментов симфонического оркестра.

С.Прокофьев. Симфоническая  сказка «Петя и волк».

Действующие лица – музыкальные инструменты. Тема. Сюжет, инструменты симфонического оркестра: струнные, духовые, ударные.

28

Жанры: симфония, симфоническая сказка, фортепианная сюита.

В.-А. Моцарт. Увертюра к оп. «Свадьба Фигаро».

В.-А. Моцарт. Симфония № 40. 1 ч

Симфония, симфоническая сказка, фортепианная сюита.

Рондо. Симфоническая партитура, контраст.

Увертюра.

29

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

М.Мусоргский. «Картинки с выставки». Богатырские ворота. Прогулка. Балет нев. пт.

Избушка на курьих ножках (Б.Я.) Лиможский рынок.

Динамика, тембр, фортепиано. Музыкальное впечатление.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5ч

Содержание:

                     Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык.

                     Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные

                     конкурсы.

 Задачи:

  • знакомство учащихся со средствами музыкальной выразительности,  
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
  • эстетическое развитие,
  • воспитание внимательного слушателя.

30

Композитор – исполнитель – слушатель. И.С. Бах.

И.-С. Бах. Токката. Менуэт из орк. сюиты №1. Ария из оркестровой сюиты №3.  Из «Нотн. тетр. А.М.Бах». Менуэт. Ария.

Выразительность, характер музыки. Менуэт, клавесин, волынка.

31

Выразительность и изобразительность в вокальной и инструментальной музыке разных композиторов. Г.Свиридов, М.Глинка, П.Чайковский.

Г.Свиридов. Тройка. Весна и осень. Из муз. Иллюстр. «Метель». М.Глинка. Жаворонок. Попутная песня. П.Чайковский.  «Детский альбом». Песня жаворонка.

Движение, темп, выразительность, изобразительность.

Характер движения.

32

«Цветик-семицветик ». Интонация как главное свойство музыки.

Лад как одно из средств выразительности (мажор и минор).

В.-А.Моцарт, Б.Флисс. Колыбельная.

Интонация, аккомпанемент, ритм, темп, мелодия, динамика. Тембр, лад.

Лад, мажор, минор, выразительность, сопоставление.

33

Конкурс исполнителей им. П. Чайковского. Инструментальный концерт. Музыкальная речь и музыкальный язык.

Чайковский. Концерт для ф-но с оркестром.

Консерватория, концертный зал, конкурс.

34

Обобщение музыкальных впечатлений детей второго года обучения.

Учебно-методический комплект

  1. Музыка Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская: Учебник для учащихся 2 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2012.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 2 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2012.
  3.  Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...