Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Заводовская Надежда Сергеевна

Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uroka_5_klass.doc40 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_muzyki_5_klass.doc84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                       Анализ урока

Вашему вниманию  представлен  урок музыки  в 5 классе  Учебник «Музыка 5 класс» для общеобразовательных организаций, Г.П.Сергеевой,  Е,Д,Критской-М.:Просвещение,2013».  

Тема: « Фольклор в музыке русских композиторов»                                                                                                      

Тип урока-  урок первичного предъявления новых знаний.

 Структура урока полностью соответствует его типу, это 4 урок в теме «Музыка и литература», урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Цель  урока: сформировать интерес к народному фольклору в русской классической   музыке через музыкальные и литературные образы Кикиморы.

На уроке решались  следующие задачи:

  • проследить единства связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения,
  • познакомить с новым термином «программная музыка» и жанром симфоническая миниатюра,
  • развивать умения слушать и анализировать музыку,
  • воспитывать интерес к музыке А.К.Лядова.

На уроке формировались УУД:

  1. Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала  и исполнении вокального произведения.

2. Регулятивные:   активизация поискового процесса у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения, участвуя в коллективном обсуждении, определяя и формулировать цель урока.

3. Познавательные: ученики знакомятся с понятием «программная музыка», с жанром симфонической миниатюры, ведут  поиск общих и особенных черт на примере русского фольклорного персонажа и его изображения в музыке  А.Лядова,  они ориентируются  на свою систему знаний,  осознавая  необходимость приобретения  новых, учатся  анализировать, сравнивать.

         4.Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками в форме диалога, исполнение песни хором, умение аргументировать свое мнение, понимая взгляды других, наблюдая за музыкой.

Выбранные методы соответствуют задачам урока, характеру и содержанию материала, уровня знаний, умений и навыков учащихся:

  • Метод межпредметных связей (при сравнении литературного и музыкального произведений)
  • Наглядный метод- (при подготовке к активной познавательной активности)
  • Словестный (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока)

Формы познавательной деятельности, используемые на уроке:

фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая.

          Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения, требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому используется мультимедийный проектор.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке,  направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей среднего школьного возраста, в основной  этап  урока,  как  здоровьесберегающая технология,   включена  физминутка.

      Урок с использованием групповой работы позволил  активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась  за счёт личностно-ориентированного подхода, участия в поисковых ситуациях, грамотно подобранных  заданий. Запланирована  частая смена видов деятельности, что позволило сделать  урок динамичным. На протяжении  урока дети были активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры, анализировали.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало  созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечения  внимания к теме и целям урока.  

Урок целей достиг.



Предварительный просмотр:

                              Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования             (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»

Исполнитель:  Заводовская  Надежда  Сергеевна,

Заместитель директора по ВР,

учитель музыки  

                                 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

2013


Технологическая карта урока

          Предмет  Музыка                                               Класс 5

          Базовый учебник   «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М.Просвещение, 2013

Тема урока:  «Фольклор в музыке русских композиторов »

Цель урока:   сформировать интерес к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальный

                       и литературный образ Кикиморы.

Задачи урока: 1. Проследить единство связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа

                            и его музыкального портрета.

                        2. Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.

                        3. Развивать умение слушать и анализировать музыку.

                        4. Воспитывать интерес  к музыке  А.К.Лядова.

Тип урок : первичное предъявление новых знаний

Необходимое оборудование 1. Фортепиано, проектор. компьютер, музыкальный цент                                                  

.                        3. Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

                         4. А.К.Лядов «Кикимора»- симфоническая миниатюра

                         5. А.К.Лядов  «Колыбельная»

                         6. Г. Гладков  «Песня-спор»

                                                                    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ П/П

Этап урока

        Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

   1

Орг. момент

Приветствует  детей, пожелание хорошего настроения, получения новых знаний.

Приветствуют  учителя

Л.-проявление эмоциональной отзывчивости

  2

Мотивационный

Момент

Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».

Каких знакомых героев вы увидели?

Как вы, ребята, думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие музыкальные открытия нас ожидают?

Конечно, о сказочном герое, изображенном в музыке.

        

Баба-яга, Кикимора, Ваня

О сказке или сказочных героях в музыке

Р.-планирование учебной цели,

Побуждение к активности

Л.-умение слушать и анализировать

К.-формулировать собственное мнение

3

Актуализация знаний

4. Динамическая пауза

Ребята, а куда относятся сказки, былины?

Давайте вспомним, что такое фольклор?

Много музыки написано композиторами по сказкам, вспомните, какого композитора называют «сказочником»

Композитора А.Лядова тоже привлекали сказочные персонажи, с изображением одного из них мы с вами сегодня познакомимся.

Сказочные герои бывают как отрицательные, так  и положительные, перечислите их.

А какие отрицательные герои   «очеловечены»?

Сейчас мы с вами услышим произведение, написанное  А.Лядовым, с образом какого персонажа музыка будет более созвучна? ( слушаем произведение)

Как двигается этот сказочный персонаж, изобразите руками.

Как же зовут этого сказочного героя?

(Если дети не могут определить имя героя,  прочитать  выдержки из текста в учебнике: «Тонешенька, свистит, шипит.»)

Кто это?

Какая она?

Давайте познакомимся с народным сказанием.

Прежде, чем мы с вами рассмотрим особенности музыкального языка произведения, выполним  задание на карточках (приложение №1): надо из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на группы. В одной группе окажутся инструменты симфонического оркестра, в другой - народного.  Работаем в парах, как сидим.

Проверяем правильность определения.

Мы с вами прослушали полностью произведение, музыка сразу рисует Кикимору?

Слушаем фрагмент, где звучит челеста.

Что напоминает  эта часть музыки?

Почему? Докажите.

Показ слайда (изображены челеста и английский рожок). Какие вы  видите  инструменты? Какой из них солирует?

Знакомим с инструментами челестой и английским рожком.

Сразу музыка рисовала Кикимору?

А всегда ли музыка звучит убаюкивающе?

Слушаем вторую часть картины.

Что вы здесь слышите?

А какие инструменты хорошо слышны?

Показ слайда с изображением флейты и гобоя.

А как заканчивается произведение?

Почему?

Скажите, все изображенные инструменты на слайдах, звучат в каком оркестре, посмотрите на карточках?

А крупное или небольшое  произведение?

А как называют небольшое произведение?

Определите, в  каком же жанре написал «Кикимору»  А.Лядов?

Найдите в учебнике, что стало литературной основой «Кикиморы».

Вспомните, как называется литературная основа инструментального произведения.

Так какое это произведение?

Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

А нам интересно бы было жить без сказок?

Давайте  исполним полюбившуюся нам  песню  Г. Гладкова  «Спор  Маши и Вити о сказках»

Прежде, чем исполнить песню,

Подготовим  наш певческий аппарат. (Упражнения на  дыхание, дикцию)

При исполнении обращаем  внимание

на интонацию:  у девочек-  более мягкое звучание, у мальчиков- более твердое.

Сегодня мы  с вами  узнали много нового о мире музыкальных сказок, давайте проверим,  что мы с вами запомнили.

                                             К фольклору.

Ответы детей.

Н.А.Римского-Корсакова

.

Ответы детей: перечисляют, объясняя, какой герой

Кикимора, Баба-яга, Кошей-бессмертный.

Показывают движения

Кикимора- выбирают дети.

Маленькая, вредная и т.д.

Читаем текст (стр.19)

 

Нет.

Колыбельную. Кот-баюн качает колыбельку.

Музыка медленная, спокойная, слышна колыбельная песня, слышен солирующий инструмент.

Один духовой (солирующий), а второй похож на пианино.

 

Нет.

Кикимора проснулась, ее крики, визги.

Духовые.

Кикимора исчезает.

Музыка становится очень тихой.

В симфоническом оркестре.

Небольшое.

Миниатюра.

Симфоническая миниатюра.

Находят ответ

Программа.

Это произведение программное

Сказочного героя можно изобразить не только в литературе, но и в музыке.

Нам нужны сказки.

П.- понимание истоков музыки

К.-Умение формулировать собственное мнение

Л.-развитие интереса к

музыкальным произведениям

Р.- участие в коллективном обсуждении,

П.- строить сообщение в устной форме, устанавливать аналогии

К.-

Л.-умение выражать свои мысли, П.-умение строить речевое высказывание ,устанавливают аналогии

К.-расширение музыкального кругозора, эмоциональное  восприятие

Р.-участвовать в коллективном обсуждении, договариваться и приходить к общему решению

Р.-активизация поискового процесса через сравнение текста и музыки

К.-аргументируем свое мнение

П.-проводить сравнение.

К.-наблюдение за музыкой, эмоциональное восприятие

П.-умение анализировать.

Л.-умение выражать свои мысли.

П.- познавательный интерес к новому

К.-находить аналогии, формулировать собственное мнение.

Р.-активизация работы через сравнение.

Л.-ориентация на понимание успеха в учебной деятельности.

К.-исполнение песни хором, сотрудничество с классом и учителем

Л.-эмоциональное исполнение

4

5

Рефлексия деятельности

Домашнее задание

Сейчас мы  проведем тест-викторину (приложение №1)

Приведите в соответствие высказывания.

Оценка работы детей на уроке. Выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора»

Дети работают с карточками. Проверяют свои ответы, смотрят на слайд, оценивают свою работу на уроке.

Р.-активизация поискового процесса

К.- сотрудничество учителя с учениками в форме диалога.

             Приложение №1

БОЙОГ

НАЯБ

ЙАЛФЕТ

ИЛСГУ

АБЛАБААЙК

симфонический оркестр

ЛЕСТАЧЕ

Народный оркестр

  Приложение №2

Программная музыка

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах

Колыбельная

Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет

Кикимора

Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?

Тихая, плавная, певучая музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов"

Развернутый конспект урока для 5 класса по программе по музыке автора Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева по теме:"Фольклор в музыке русских композиторов"...

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов

Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...

5 класс - Урок № 5 - Фольклор в музыке русских композиторов

Цель урока:1.      Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.2.      Знакомство ...

Урок - конспект по музыке для 5 класса «Фольклор в музыке русских композиторов»

в 5 классе ребята размышляют вместе с учителем, на сколько же взаимосвязана музыка с другими видами искусства, например, с литературой. Для учащихся  наиболее ярким примером может послужить сказо...

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"...