Конспект открытого занятия "Программная музыка"
план-конспект занятия по музыке на тему

Середников Сергей Валерьевич

Программная музыка-это музыка,не включающая в себя словестный текст то есть чисто инструментальная,однако сопровождаемая словестным указанием на своё содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie-programmnaya_muzyka.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей.

        Центр дополнительного образования для детей «Юность»

Ст. Новоджерелиевской муниципального образования Брюховецкий район.

Конспект открытого занятия

на тему:

« Программная музыка »

Подготовил:

  Педагог дополнительного образования

С. В. Середников

Ст. Новоджерелиевска 2014 г.

Тема занятия: « Программная музыка»

Раздел программы: « Инструментальное творчество»

Год обучения: 3 год обучения.

Тип занятия:информационно-практическое

Методы: продуктивный, словесный, практический, наглядно-демонстрационный.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Цель: познакомить воспитанников оркестра с инструментальной программной музыкой, на примере конкретно взятого произведения А. Л. Репникова  «Кискино горе»

Задачи:  развивать творческое воображение, мышление, художественные образы, инструментальные навыки оркестрового музицирования, в классе русских народных инструментов

Оборудование:

  • Музыкальные инструменты (домры, балалайки, аккордеоны, бас гитара, гусли.)

     - Звукоусиливающее оборудование

     - Пульты

     - Ноты

     - Медиаторы

     - партитура и т. д

                                                             

Ход занятия:

Первый этап:

-Организационный момент

-Тема занятия

-Постановка цели  и задач

-Знакомство с программной музыкой                                                                        -А.Л.Репников Биография и творческий путь    

Второй этап:

- Поиск и создание образов в пьесе А.Л.Репникова «Кискино горе» на занятии в оркестровом  классе.                                                                                                                                

Педагог: Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня у нас с вами необычное занятие, тема которого – « Программная музыка»  Наше занятие будет состоять из двух этапов: теоретического и практического.  Цель которых – знакомство с инструментальной программной музыкой на примере конкретно взятого произведения А.Л. Репникова «Кискино горе»

Программная музыка- это музыка, не включающая в себя словесный текст тоесть чисто инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

Программная музыка зародилась на рубеже 17-18 веков во Франции. Сочиняя свои пьесы композитор всегда имел ввиду определённый сюжет, поэтому название соответствует идеям которые у него были при сочинении данных пьес.

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроение . Но он не умеет рисовать картины и рассказывать истории. Как же так? Ведь мы уже знаем много музыкальных картин, музыкальных сказок. Но обратите внимание для того чтобы нарисовать что-нибудь с помощью музыки или рассказать о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово название пьесы, например «Утро». Это слово направляет нашу фантазию. Мы можем услышать в музыке настроение покоя, чувство радости, мелодию, похожую на наигрышь пастушьего рожка, а название подскажет нам что это картина утра.

Можно попытаться выделить два основных типа программности-картинную и сюжетную.

Музыкальные «Картинки» обычно бывают небольшими миниатюрами, в которых развивается один музыкальный образ; «Портрет», «Пейзаж» или особая звукоподражательная картина, например шум вьюги или птичье пение.

Музыкальные «Сказки» и «Рассказы» обычно укладываются в более крупную форму. Там, как правило, несколько музыкальных тем, которые соответствуют разным событиям сюжета и более разнообразное развитие этих тем.

Автором произведения, которое мы будем рассматривать на нашем открытом занятии является Альбин Леонидович Репников (1932-2007гг.) композитор, баянист, педагог. Родился с.Половинка Кизеловского района Пермской облости. В 1953 году окончил Иркутское музыкальное училище по классу баяна; в 1959 году Ленинградскую консерваторию теоретико-композиторский факультет.

Активно вёл методическую работу выступал с докладами на педагогических конференциях. Воспитал более ста учеников лауреатов различных конкурсов.

Работал: в классическом, вокальном, народном и других жанрах.

 

Заключение:

Пьеса-миниатюра А.Л.Репникова является ярким примером инструментальной программной музыки. Где очень хорошо показан образ хозяина и образ киски, которая так и хочет украсть сосиски.

Вопросы к изученной теме:

- что нужно для программной музыки помимо нотного текста и почему?

- какие виды программности вы знаете?

- найдите несколько примеров картинной программности из знакомой вам музыки и расскажите об этих пьесах

- подумайте к какому типу программной музыки можно отнести пьесу А. Л. Репникова «Кискино горе».

Список литературы

1. Сборник аккордеониста 1987г.

2. Аккордеонно-баянное исполнительство 2006г.

3. Методические статьи по обучению игре на баяне 2001г.

4. Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства 2010г.

5. История исполнительства на русских народных инструментах 2002г.

6. Лекции и конспекты КГУКИ г. Краснодар 2005-2010гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

План - конспект открытого занятия на тему: «Без музыки, без музыки никак прожить нельзя»

Учебно – тренировочное занятие в группе начальной подготовки второго года обучения...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке"  для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»

Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного.  Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...

План-конспект открытого урока " Музыка. Моя любимая песня"

Открытый урок в 7 классе по теме " Музыка" с использованием проектной технологии. Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности: аудпрования, устной речи, ...