"МУЗЫКА СЛОВА"
учебно-методический материал по музыке (7 класс) на тему

Кулиева Екатерина Александровна

   Музыка есть поток логосной смысловой энергии, а символом этой энергии - вода живая. «... Иисус ... возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него...» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_slova.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА СЛОВА

   Базой для русской культуры всегда была православная вера, а руководящей идеей - Слово. «Слово, логос - есть одна из величайших идей Христианского Миропонимания. В Начале было cлово и Слово было к Богу и Слово было у Бога. Христос называется Бог-Слово. Из Слова по воле Господа возник Мир. Значение Слова в Музыке Русского Православия как руководящей Идеи (не формы, производные, сконструированные человеком)».

   Согласно Ветхому завету словесность является сущностной, чертой человека. Человек создан по образу и подобию Бога-Слова. И именно в богоподобии заключатся принципиальное отличие человека от всех остальных существ. Бог Своим Словом творит мир, «называя несуществующее, существующее» (Книги Нового Завета. Послание к Римлянам, глава 4, 17).  

   Человеческий язык есть энергия души, «проявление сущности через движение, в котором сущность выявляет, обнаруживает богатство своего природного содержания».

   Об «энергийности» языка говорит в своих трудах Вильгельм фон Гумбольт, основоположник современного языкознания, современной философии языка. Язык не есть продукт деятельности, а деятельность. «В языке действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности, существование и природу которых невозможно постичь, но нельзя и отрицать».

   Человеческое слово это осмысленный звук и озвученный смысл. А. М. Камчатнов и Н. А. Николина считают, что «соединение смысла со звуком... - тайна, причем одна из величайших тайн, подобная тайне соединения души и тела».        

   Связь звука и смысла наиболее ярко выявлена в поэтическом слове. Богословие и богомыслие также воплощалось в поэтической форме «...истинная Поэзия есть язык пророков».        

   Энергия мысли и ее изречение проявляет себя в мелодике языка, в его музыке. Швейцарский музыковед-теоретик XX века Эрнст Курт «...мелодия есть движение... Основой мелоса с психологической точки зрения является не последовательность тонов..., а момент перехода от одного тона к другому. Переход есть движение. Только процесс, совершающийся между тонами, ощущение сил, пронизывающих их цепь, есть мелодия».  Развивая эту мысль, Э. Курт продолжает: «Мелодия есть поток cилы. Подлинный основной смысл мелодической линии есть становление, которое должно постоянно ощущаться как живая энергия».        

   Русский теоретик Б. Асафьев понимает музыку как «искусство интонируемого смысла» и считает, что за речью, состоящей из звеньев-слов и за «про-из-ношением» музыкальных тонов стоит непрерывный поток «тонового напряжения», который и является интонацией.

   Интонационно-речевая сторона языка - «это как раз та, почти единственная область, в которой музыка не только встречается с поэтическим языком и приспосабливается к нему, но и не может избежать его влияния, более того подражать ему. В самом деле, то время, как ни языковые словари, ни морфология, ни даже фонетика языка музыкальными средствами не воспроизводимы, для усвоения музыкой просодии языка нет никаких препятствий. Мелодия свободно имитирует, впитывает в себя как интонационные контуры фраз и предложений, гак и ритм слов. Перенесенная в мелодию, языковая просодия способствует формированию «музыкального словаря».

   Музыка есть поток логосной смысловой энергии, а символом этой энергии - вода живая. «... Иисус ... возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него...» [Евангилие от Иоанна, гл.7: 37 - 39]. Река во многих культурах является древнейшим образом речи, и в музыке тоже образ реки - распространенный символ. Слово и музыкальная интонация речи взаимодополняют друг друга. Музыка, направляя течение мысли, способствует ее осмыслению. «Безыскусственный напев сплетается с божественными словами ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами, каков бы он ни был» - говорит Св. Григорий Нисский. Ту же мысль мы читаем у Г. В. Свиридова: «Музыка - это искусство бессознательного». «Художник призван по мере своих сил служить раскрытию Истины (Истины Мира). Истина может быть заключена в синтезе Слова и Музыки. <...> На своих волнах (бессознательного) она (Музыка) несет слово и раскрывает его сокровенный смысл. Слово же несет в себе Мысль о Мире (оно предназначено для выражения Мысли). Музыка же несет чувство, Ощущение, Душу этого мира. Вместе - они выражают (могут выразить) Истину мира».

Литература

  1. Свиридов, Г.В. Музыка как судьба / Г.В. Свиридов. - М.: Молодая гвардия, 2002.
  2. Свящ. Олек Давыденков - Понятия «сильг и «энергии в святоотеческом богословии / О. Давыденков // Свящ. Олег Давыденков Велим благочестия тайна: Бог явится во плоти. - М .2002.

      3. Гумбольдт, В Язык и философия культуры / В Гумбольдт. - М.

       4. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание / А М. Камчатнов. Н А. Николина. - М.,

         2000.

     5. Павский, Г. Обозрение Книги Псалмов. Опыт археологический, физиологический и герменевтический / Г. Павский.) - СПб., 1814.

     6. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта Мелодическая полифония Баха / Пер. З.В. Энальд, ред. Б. В. Асафьева. - М., 1931.

     7. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонадия / Б.В. Асафьев // Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. V М.. 1957.

    8. Ланглебен, М. Мелодия в плену у языка / М Ланглебен // Музыка и незвучащее. - М., 2000.

    9. Бычков, В.В. Малая история византийской эстетики / В.В. Бычков. Киев, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в V классе. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»

Vкласс. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»Тип урока:урок-состояние.Цель: Пробуждение творческого потенциала детей.Задачи:  Развитие внутреннего мироощущения через воплощение себя в разных ...

"Стань музыкою, слово!"

Установление связи музыки и поэзии, их взаимопроникновения....

Литературная гостиная "Откройся, мысль! Стань музыкою, слово..."

Литературная гостиная содержит материалы к празднованию 110-ой годовщины со дня рождения Н.А. Заболоцкого.Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не при...

«Стань музыкою слово»

Тема урока: «Стань музыкою слово»Цель: Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.Задачи: Закрепить знания детей при помощи наглядного материала. Повторить песню ...

"Интонация - музыка слов"

Человеческий голос — это замечательный инструмент. Если правильно им пользоваться, то с его помощью можно оживить выступление, растрогать слушателей, побудить к действию....