Программа факультативного курса "Тайны музыкального королевства"
элективный курс по музыке (5 класс) на тему

Крылова Яна Юрьевна


Программа разработана для расширения кругозора учащихся. В увлекательной форме школьникам раскрывается сущность и специфика музыкального искусства, закономерности и особенности его развития, знакомство с выразительными средствами и формами в музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элективный курс по музыке52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа №7

Тайны музыкального

королевства.

Программа факультативного курса для 5 класса.

Составлена учителем мировой

художественной культуры и музыки

Крыловой Я.Ю.

МО Рузаевка, 2006

 «Тайны музыкального королевства»

Программа факультативного курса для учащихся 2 класса.

Крылова Я.Ю., учитель

 мировой художественной культуры и музыки.

Пояснительная записка.

В наше время проблема эстетического воспитания и музыкального образования играет очень важную роль. Познание прекрасного, переживание радости от встречи с ним – это мостик, соединяющий нравственную чистоту и мораль, этику и эстетику, это путь к сердцу ребенка.

Задачи данного курса – развивать эстетические чувства, кругозор, музыкальный вкус, умение анализировать самостоятельно музыкальные произведения. Помогать познанию мира, формирование мировоззрения, воспитание нравственности, любви и уважения к музыкальному искусству. Обогащение учащихся знанием истории музыкального искусства – это развитие духовной культуры.

Цель курса – в увлекательной форме раскрыть школьникам сущность и специфику музыкального искусства, закономерности и особенности его развития, познакомить с основными выразительными средствами, формами. Историей возникновения и развития музыкальных инструментов. Яркими представителями композиторских школ, стилей, эпох. Раскрыть важность музыкального искусства и его тесные связи с жизнью и другими видами искусства: литературой, театром, танцем, кино.

Основным видом занятий факультатива являются беседы, лекции, занятия  –концерты и путешествия.

Основной источник художественных впечатлений на занятиях – музыка.

Учебно – тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Музыка в жизни людей

1

2

Музыка в семье других искусств

1

3

В чем специфичность музыкального искусства

1

4

Содержание музыкальных произведений

1

5

Выразительные средства музыки

7

6

Биография музыкальных инструментов

11

7

Жанры в музыке

12

всего

34

Содержание программы

Введение (4 ч.)

Музыка в жизни людей. Музыка в семье других искусств. Искусство «слушать» и «слышать». Специфика музыкального искусства. Содержание музыкальных произведений, музыкальный образ. От чего зависит степень доступности музыкального произведения. Преемственности и традиции в музыке.

Раздел I.

Выразительные средства музыки (7 ч.)

Важнейшие элементы музыкальной речи. Интонация, мелодия – «душа музыки». Время в музыке и музыкальный ритм. Лад, Гармония. Народные лады. Мордовская народная музыка – своеобразие и специфика. Темп, динамика, регистр. Тембр. Тембры музыкальных инструментов.

Раздел II.

Биография музыкальных инструментов (11 ч.)

Когда возникли и как развивались музыкальные инструменты.  «Семейства» музыкальных инструментов. Струнная группа (смычковые), состав, характеристика. Знаменитые скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Загадки жизненного и творческого пути знаменитого скрипача Николо Паганини. Деревянно–духовая группа инструментов, состав, характеристика. Медно-духовая группа, состав, характеристика. Группа ударных. Что такое симфонический оркестр? Духовой оркестр. Струнно-щипковые инструменты, состав, характеристика. Народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Орган, возникновение, разновидности. Орган в творчестве И.С. Баха. Арфа, клавесин, фортепиано, рояль. Знаменитые виртуозы – исполнители Ш. Шопен – душа фортепиано, Ф. Лист. Современные электро–музыкальные инструменты и их возможности.

Раздел III.

Жанры в музыке (12 ч.)

Вокальный жанр. Пение и речь. Народная песня, ее творцы и собиратели. Одноголосие и многолосие, тембры певческих голосов. Что такое романс, вокальный цикл, баллада, кантата? Авторская песня, творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Розенбаума.

Инструментальный жанр. Сюита, соната, симфония. Что такое «программа» в музыке?

Музыкально-театральный жанр. Возникновение оперы, ее составные элементы – арии, речитативы, ансамбли, хоры. Инструментальная музыка в опере.

Музыка и танец. Древнейшие истоки искусства танца. Танец – как выражение характера народа. Откуда родом полька, мазурка, краковяк, вальс.

И. Штраус – король вальсов.

Музыка в кино. Зачем она нужна в фильме. Основные принципы ее включения. Музыка «в кадре» и «за кадром». Музыка как характеристика героев, среды, времени.

Из истории джаза. Направления современной поп – музыки.

Литература.

Н. И. Бояркин «Мордовское народное музыкальное искусство» Саранское Мордовское книжное издательство 1983 г.

В. Васина-Гроссман «Первая книжка о музыке», Москва «Музыка», 1988 г.

В.Б. Григорович «Великие музыканты Западной Европы» Москва «Просвещение», 1982 г.

Е.Н. Домрина «Беседы о музыке» Ленинград «Просвещение» Ленинградское отделение 1982 г.

Н.М. Ситникова «От песни до симфонии, или давайте слушать музыку» Саранское Мордовское книжное издательство 1989 г.

Фонохрестоматии к занятиям.

Различные презентации по творчеству композиторов, музыкальным инструментам, музыкальным произведениям.

MULTIMEDIA – поддержка курса

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

          7. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

          8. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного модуля «Бумажное королевство»

«Пластика» - от греческого – лепить. Но лепить можно только из «послушных» материалов (пластика, глина и др.). Можно ли в качестве такого материала использовать бумагу? Да, бумага является хороши...

Новогоднее Музыкальное Королевство"

Вокальный конкурс среди учащихся...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Королевство шахмат"

Актуальность программы в том, что шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирование внутреннего плана действ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в музыкальное королевство"

Внеклассное мероприятие "Путешествие в музыкальное королевство" для учащихся 1-2 классов....