Конспект урока музыки в 4 классе "Музыкальность поэзии А.С.Пушкина"
план-конспект урока по музыке на тему

Есипова Елена Анатольевна

Цели: познакомить детей с творчеством Н.А.Римского-Корсакова.
Сосредоточить внимание ребят на сопоставление поэзии А.С.Пушкина и музыки Н.А.Римского-Корсакова, М.Глинки, продолжить знакомство с народными песнями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pro_pushkina.docx30.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

 в 4 классе

«Музыкальность поэзии А.С.Пушкина»

Учитель музыки МКОУ «Быковская ООШ»

Есипова Елена Анатольевна

2014 год

Цели: познакомить детей с творчеством Н.А.Римского-Корсакова.
Сосредоточить внимание ребят на сопоставление поэзии А.С.Пушкина и музыки Н.А.Римского-Корсакова, М.Глинки, продолжить знакомство с народными песнями.

(Звучит тема города Леденца из антракта «Три чуда» к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Входит учитель Музыки.)

   Учитель. Волшебная музыка привела нас сегодня на нашу встречу. Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую, наверное, вы все хорошо знаете. Послушайте ее начало:

    Три девицы под окном

                        Пряли поздно вечерком...

   Кто может сказать, о чем эта сказка и кто ее герои? (Вспоминает вместе с ребятами название сказки и ее героев.) А написал эту удивительную «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Вот видите, у меня есть книга со сказками Пушкина и с удивительными рисунками. Давайте поставим ее на эту подставку.

      (Вбегает Скрипичный ключ.)

    Ключ. Ой, дорогие ребята и уважаемая фея, простите меня, что я чуть не опоздал. Но я поспорил с одним приятелем, что сегодня мы будем говорить, как всегда, о музыке, а он утверждает, что о сказках.

Учитель. А кто твой друг?

Ключ. Это всем хорошо известный герой сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Учитель Так твой друг Балда? Вот хорошо! Зови его немедленно к нам в гости.

Ключ. А чего его звать. Вот он сам пришел.

(Входит Балда. Он тоже несет в руках книгу со сказками Пушкина.)

Балда. Здравствуйте, уважаемая фея и ребята. Я знаю, что ваши встречи всегда посвящены знакомству с новой музыкой. А нельзя ли вам сделать одно исключение из ваших правил?

Учитель. Какое исключение?

 Балда. Я прошу, чтобы сегодня ребята познакомились еще и со сказками, которые написал для них мой автор - Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель Дорогой Балда, ты пришел к нам вовремя. Сегодня я как раз и хотела поговорить о произведениях Пушкина.

Ключ. Как? А музыка? О музыке мы сегодня не будем рассказывать?

Учитель Успокойся, дорогой Скрипичный ключ. Все дело в том, что многие композиторы очень любили произведения Александра Сергеевича Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку. Вот с такими сочинениями и встретятся сегодня наши ребята. А чтобы нам было интереснее узнавать музыкальные произведения и стихи, на которые они были написаны, я предлагаю во время нашего путешествия использовать карту волшебной страны.

Ключ. Какой страны?

Учитель (подходит к карте и открывает ее). Вот, посмотрите, это «Карта музыкальной страны Александра Сергеевича Пушкина».

Ключ и Балда (вместе). Вот это да-а-а!

Ключ. Только кто же нас будет провожать по этой карте, ведь мы дороги не знаем!

Учитель. Почему не знаем. Ведь с нами - герой одного из произведений Пушкина, веселый и хитрый Балда. Что, Балда, будешь нашим провожатым в музыкальной стране Пушкина?

Балда. С удовольствием! Только я прошу вас взять мне одного помощника.

Ключ. Какого помощника?

Балда. Пусть нам помогает найти верную дорогу волшебный шмель.

Ключ. Какой еще волшебный шмель?

Учитель Я догадываюсь. Наверное, Балда имеет в виду, чтобы мы пригласили и взяли с собой шмеля из сказки о царе Салтане. В этого шмеля, как вы помните, превращался князь Гвидон.

Балда. Совершенно верно.

Учитель Тогда минуточку внимания. Крибле, крабле, бумс (делает волшебные пассы руками и жезлом, потом достает из складок платья вырезанный силуэт шмеля)! Вот тебе помощник, Балда.

Балда. Спасибо (прикрепляет шмеля на первый пункт карты «Народная музыка»). Давайте начнем наше путешествие по этой музыкальной стране с рассказа о том, что Пушкин любил слушать русские народные песни.

   Учитель Верно. Александр Сергеевич специально приезжал на народные ярмарки, чтобы слушать, как поют там странники-певцы, он старался запоминать и записывать песни, которые звучали на шумных гуляньях и праздниках. Вот почему многие стихи самого Пушкина так похожи на подлинные народные песни. Одну из таких песен, Которая очень напоминает народную, мы сейчас послушаем. Она написана для взрослого произведения - романа в стихах под названием «Евгений Онегин».

(Перелистывает страницы книги, стоящей на подставке. На странице надпись - «Евгений Онегин. Роман в стихах» или приведена нужная иллюстрация.)

Учитель. Но русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинил по роману Пушкина оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрасной музыке. Песня, которая прозвучит сейчас, называется «Девицы-красавицы». Девушки собирают ягоды и поют песенку о том, как весело и шумно они любят играть. Петр Ильич Чайковский придумал для стихов Пушкина мелодию, тоже очень напоминающую народную - бесхитростную, запоминающуюся, но мелодичную и светлую. Итак, «Песня девушек» из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» по роману Пушкина.

(Прослушивание хора «Девицы-красавицы» П.И. Чайковского.)

Ключ. А теперь куда приведет нас наш проводник шмель?

Балда. Следующий пункт нашего путешествия называется «Нянины сказки» (переставляет шмеля на нужное место карты). А почему он носит такое странное название? Разве няня Пушкина сочиняла музыку?

   Учитель Все мы слышали о том, что у Пушкина была няня, которую звали Арина Родионовна. Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни - когда поэт был сослан в ссылку, в глухое селенье Михайловское (перелистывает книгу, находит нужную иллюстрацию). Там, под завыванье вьюги и вой волков, Пушкин коротал глухие зимние вечера с няней. Пушкин так писал об этом в письме своему другу: «Она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно». Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называет ее своей подругой, голубкой. А в стихотворении «Сон» он называет ее мамушкой (исполняет отрывок из стихотворения «Сон»}:

Ах! Умолчу  ль о мамушке моей,                О прелести таинственных ночей,               Когда в чепце, в старинном одеянье,          Она, духов молитвой уклоня,                    С усердием перекрестит меня                   И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...        От ужаса не шелохнусь, бывало.        Едва дыша, прижмусь под одеяло,           Не чувствуя ни ног, ни головы.

Ключ. Благодаря своей нянюшке Пушкин записал сюжеты многих народных сказок.

Учитель. А стихи, которые он ей посвятил, стали песнями. Предлагаю перелететь на следующий пункт нашей карты - «Лицейская дружба».

Балда. Пушкин получил хорошее образование. Он окончил лицей, где в годы своей учебы и начал сочинять стихи. А почему мы сделали такой скачок - после рассказа о няне Пушкина принялись вспоминать его учебу?

Учитель. Потому что есть еще одно стихотворение Пушкина о его няне, которое, наверное, знает каждый из нас. Вот давайте начнем его читать, а ребята пусть закончат его вместе с нами.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

Ключ. Это очень популярное стихотворение. Как раз в нем поэт и вспоминает о своей ссылке в глухом селе.

Учитель. Правильно. Но это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него написано сразу несколько романсов. И один из них - другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он вместе учился в лицее. Давайте послушаем романс «Зимний вечер».
Обратите внимание, как его мелодия передает, с одной стороны,
монотонность завываний вьюги, которые неоднократно пришлось
выслушивать Пушкину, а с другой стороны, ласковую нежность,
которую выражает поэт своей няне.        

(Исполняется романс «Зимний вечер» М. Яковлева.)

Балда. Теперь шмель перелетает на следующую точку карты. Она называется «Три чуда и шмель». Ой, шмель у меня в руках прямо бьется и гудит. Наверное, он чувствует, что мы приближаемся к его сказке.

Учитель. Да, мы находимся в сказке под длинным и сложным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Ключ. Но мы привыкли называть эту сказку короче - просто «Сказка о царе Салтане».

Учитель Верно. Оперу на сюжет этой сказки написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин. Римский-Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одно из самых знаменитых мест оперы - отрывок под названием «Три чуда». Ребята, вы помните, какие там чудеса дарит волшебная лебедь-птица. Первое чудо - белочка (открывает страницу книги с нужной иллюстрацией).

Ключ. Можно, мы продолжим чтение этих стихов вместе с ребятами? Помогайте, ребята, подсказывайте мне слова.

Ель растет перед дворцом,                             А под ней хрустальный дом;                                         Белка песенки поет

                     Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

                  При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

Учитель. Вот сейчас вы услышите, как музыка нарисует вам эту волшебную белочку. Ее главную партию исполнит музыкальный инструмент, который называется флейта. У флейты нежный, очень высокий голос. А еще вы услышите в мелодии напев русской народной песенки, которую упоминает Пушкин: «Во саду ли, в огороде». Давайте споем начало этой песенки вместе со мной (напевает вместе с ребятами).

Во саду ли, в огороде         Девица гуляла.

        Она ростом невеличка,

       Лицом круглоличка...

Ключ. Да, слушая эту музыку, представьте себе, ребята, что это белочка поет таким высоким звонким голоском.

(Прослушивание отрывка «Белка» Н.А. Римского-Корсакова.)

Ключ. Можно, я назову, каким было второе чудо в этой сказке?

Балда. А я подскажу (читает отрывок из сказки А. С. Пушкина).

Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.

Учитель Сейчас с помощью музыки к нам придут в гости богатыри из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (открывает нужную иллюстрацию). Послушайте, как рисует нам их облик композитор. Сначала мы услышим призывный голос трубы, она возвестит о том, что к нам идут богатыри. Потом музыка изобразит их тяжелую богатырскую поступь. Сначала богатыри будут идти издалека, и музыка будет звучать чуть слышно. Но постепенно она начнет расти, усиливаться - это богатыри будут подходить все ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские волны, и музыка постепенно станет тише.

(Прослушивание отрывка «Богатыри» НА. Римского-Корсакова.)

Учитель Последнее чудо в этой сказке - лебедь-птица, которая превратилась в удивительную царевну: «...месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Вот мы и послушаем музыку к последнему чуду из сказки - царевна Лебедь (показывает иллюстрацию). Сначала композитор покажет нам образ птицы, плывущей по волнам: звуки оркестра будут рисовать всплески воды, которую стряхивает с себя Лебедь. А потом мы услышим, как мелодия станет похожей на привольную русскую песню: это тот момент, где птица-лебедь обернется прекрасной девушкой.

(Прослушивание отрывка «Царевна Лебедь» Н.А. Римского-Корсакова)

Балда. А какую пьесу написал Римский-Корсаков про нашего шмеля, в которого превращался князь Гвидон?

Учитель. Эта музыкальная пьеса так и называется - «Полет шмеля». Вы можете представить себе, как назойливо жужжит шмель?

Ключ. Наверное, это легко сделать. Ведь каждый из нас отмахивался когда-нибудь от надоедливого шмеля или комара. Жужжит и жужжит, то справа, то слева, то тише, то громче, а никак его не поймаешь.

   Учитель. Вот в своей пьесе «Полет шмеля» композитор покажет нам, как может жужжать шмель. Только сделает он это с помощью инструментов симфонического оркестра. Обратите внимание: основной мотив пьесы строится на быстром повторении одних и тех же нот. Пьеса очень быстрая, и мелодия постоянно меняется. То она звучит низко, басовито, будто шмель жужжит где-то возле вас, то вдруг взмывает вверх и становится высокой, пронзительной.

(Прослушивание пьесы «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова.)

Ключ. Посмотрите, на нашей карте остался только один, последний пункт. Он называется «Замок Черномора».

Балда. Да, наше путешествие закончилось (переставляет шмеля на последнюю точку). А кто сочинил музыку для замка Черномора? Мне кажется, что это имя мы уже упоминали в нашем путешествии.

Учитель. Ты совершенно прав, уважаемый Балда. Когда мы рассказывали ребятам о чудо-богатырях, которые из моря выходили, то главным у них там был военачальник по имени Черномор. Но в произведениях Пушкина есть два Черномора. Один - добрый, это Черномор из сказки о царе Салтане. А второй - злой, он живет в сказке «Руслан и Людмила». Этот Черномор похитил прекрасную девушку по имени Людмила и силой волшебства перенес ее в свой дворец. И вот сейчас музыка нарисует нам появление злого волшебника Черномора. Композитор Михаила Иванович Глинка написал оперу на сюжет Пушкина «Руслан и Людмила». И мы слушаем оттуда отрывок, который так и называется - «Марш Черномора».

Ключ. Я уже слушал этот марш. Ребята, обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков, - напомнит о том, что этот герой -сказочный, и бояться его не надо.

Учитель. Вот вам картинка с изображением декораций оперы «Руслан и Людмила», она рисует волшебный замок Черномора (показывает иллюстрацию).                                             (Прослушивание «Марша Черномора» М.И. Глинки.)

    Балда. Наше путешествие подошло к концу. Мы перелистали страницы произведений Пушкина и познакомились с музыкой, написанной русскими композиторами к этим произведениям.

Учитель. Жаль только, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более двухсот.

Ключ. По произведениям Пушкина сочинены оперы, балеты, оратории, произведения для разных инструментов.

Учитель. Многие стихотворения Александра Сергеевича так похожи на подлинные народные песни, настолько музыкальны, что на них написано много романсов. Так в романсе «Зимний вечер», который мы сегодня послушали, мелодия передает, с одной стороны, монотонность завываний вьюги, которые неоднократно пришлось выслушивать Пушкину, в зимние вечера, а с другой стороны, ласковую нежность, которую выражает поэт своей няне.

 Именно из-за музыкальности поэзии Пушкина многие русские композиторы очень любили его произведения и сочиняли на его стихи удивительную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Презентация к уроку музыки Г.Свиридов, иллюстрации к повести Пушкина "Метель"

Данная презентация является дополнением к уроку музыки в 6 классе по программе Е. Критской, Т. Шмагиной, Г. Сергеевой...

Презентация и конспект урока музыки «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс)

laquo;Музыка «дружит» не только с поэзией»  одна из тем раздела "Музыка и летература" изучаемого в 5 классе. В ней углубляются представления обучающихся об изобразите...