Трактовка музыкальных способностей в современной отечественной литературе
статья

Трактовка музыкальных способностей в современной отечественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_muzykalnyh_sposobnostyah.docx68.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Рощинская школа искусств


Содержание

1. Структура музыкальных способностей…………………………………...

2. Понятие музыкальности……………………………………………………

3. Понятие музыкальной одарённости……………………………………….

Трактовка музыкальных способностей в современной отечественной литературе.

1. Структура музыкальных способностей.

Музыкальные способности, как свидетельствует Б.М. Теплов, изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру (способ связи элементов), на содержание основных понятий. По его мнению, музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени задатки музыкальных способностей есть почти у всех людей. Б.М. Теплов в классическом труде «Психология музыкальных способностей» [Теплов Б., 2004] впервые классифицировал музыкальные способности на основные (или общие) и специальные (или частные). Если основные музыкальные способности нужны для слушателя (без них человек не может приобщаться к музыке и, тем более, глубоко понимать её), то специальные способности необходимы профессионалам: композиторам, музыкантам-инструменталистам, звукорежиссёрам или вокалистам.

Взгляд на структуру основных музыкальных способностей менялся. Важным этапом в изучении этого вопроса стало исследование Б.М. Теплова, раскрывшего психологические первоосновы основных музыкальных способностей: «ладовое чувство», «способность к слуховому представлению», «музыкально-ритмическое чувство» [Теплов Б., 2004].

За прошедшие семдесят лет было много сделано для изучения музыкальных способностей. Среди достижений российских учёных отмечу работы Л.А. Баренбойма, А.Н. Сохора, Н.А. Ветлугиной, М.Г. Арановского, Г.М. Цыпина и др.

По мнению автора книги «Диагностика музыкальных способностей детей» В.П. Анисимова, - «модель структуры музыкальных способностей представляется таковой – эмоциональная отзывчивость составляет «сердцевину» музыкальности и определяет (наряду со структурными элементами – звуковысотным и темброритмическим, тембровым и гармоническим, динамическим и формообразующим слухом) личностную значимость взаимодействования с музыкой. Это и обуславливает мотивационную направленность музыкальной деятельности».

Однако, по моему мнению, исследователь соединяет понятия музыкальных способностей и музыкальности, что представляется не совсем верным (об этом речь пойдёт ниже).

Я даю сравнительный анализ структуры музыкальных способностей Н.А. Ветлугиной с современными, на мой взгляд, более точными понятиями. Н.А. Ветлугина определила структуру музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности:

- восприятие,

- исполнение,

- импровизация (сочинение) музыки.

Это соответствует психологической характеристике  восприятия в различных видах музыкальной деятельности (исполнительной, композиторской и слушательской).

Таким образом, структуру музыкальных способностей, по мнению автора исследования, составляют: способность целостного восприятия музыки (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественному образу) и дифференцированного восприятия (различие средств музыкальной выразительности). Это не соответствует современному мнению, т.к. слушание музыки и сопереживание не может входить в структуру музыкальных способностей.

Анализируя структуру музыкальных способностей, разработанную Н.А. Ветлугиной, В.П. Анисимов сделал вывод: «Что в структуре любой деятельности первичным компонентом является мотивационный – музыкально-познавательные потребности личности, её интерес к музыке, что здесь раскрывается крайне скупо» [кн.2, с.53].

Для того, чтобы помощь педагога по усвоению того или иного вида деятельности была эффективной, необходимо направить её именно на те звенья (компоненты) музыкальной деятельности, которые у ребёнка слабо развиты или деформированы.

Наиболее полно разработанной является позиция К.В. Тарасовой, которая рассматривает структуру музыкальных способностей как состоящую из двух подструктур:

  1. эмоциональной отзывчивости на музыку – главного познавателя музыкальности;
  2. познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и частных. Но и с мнением К.В. Тарасовой можно согласиться частично, ведь музыкальная отзывчивость – это музыкальность. Важно уже то, что музыкальность выделена автором в отдельную подструктуру [кн.28].

Анализируя научные доводы К.В. Тарасовой, В.П. Анисимов делает вывод, что к сенсорным способностям автор относит музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический, гармонический), чувство ритма, а к интеллектуальным музыкальным способностям – музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальное воображение; и хотя автор не рассматривает соотношения, характер связи и место каждого из элементов системы, всё же понимание музыкальности не противоречит искусствоведческим и психическим представлениям.

Но «расшифровка» теории К.В. Тарасовой, я считаю, более верна и понятна в учебнике Г.П. Овсянкиной «Музыкальная психология».

Итак, «к основным музыкальным способностям современная наука относит: музыкальный слух, чувство музыкального ритма, музыкальную память, музыкальное мышление и музыкальное воображение. К.В. Тарасова вводит также классификацию музыкальных способностей на сенсорные (т.е. связанные с ощущениями) и интеллектуальные».

Т.е. сенсорные: музыкальный слух и чувство музыкального ритма, а интеллектуальные – музыкальную память, музыкальный интеллект, а также, воображение.

Следует подробнее сказать о музыкальных способностях (сенсорные):

- Музыкальный слух – основная музыкальная способность, связанная с разнообразной реакцией на музыкальные звуки и возможность ощущать функциональные связи между звуками в музыкальной системе и музыкальном произведении [Рагс Ю., 1978, с.625];

- Существует множество определений музыкального ритма. Приведём пример определения, который по-нашему мнению более понятный: «Ритм – временная организация в музыке; в более узком смысле – последовательность длительность звуков, отвлечённая от их высоты…»[Харлап М., 1991. с.463].

(интеллектуальные):

- «Музыкальная память – это свойство нервной системы хранить в психике и воспроизводить опыт взаимодействия именно с музыкальными образами»[3, стр.36] Г.П. Овсянкина.

- «Музыкальный интеллект (музыкальное мышление) обнаруживается в способности мыслить музыкальными образами».

Также музыкальное мышление бывает репродуктивным и продуктивным.

«Репродуктивное мышление связано с восприятием, представлением, анализом и оценкой «чужой», уже созданной кем-то музыки; продуктивное музыкальное мышление обнаруживается в создании принципиально новых музыкальных образов» - Г.П. Овсянкина.

Также, по её теории, музыкальное воображение тесно связано с музыкальным мышлением. Так, «музыкальное воображение можно определить как способность психики соотносить музыкальные образы с внемузыкальными картинками, состояниями и представлениями или с другими музыкальными произведениями».

Следует знать, что даже очень музыкально одарённый человек рождается не с «готовыми» музыкальными способностями, а только с их задатками. А дальше необходимо развивать их, чтобы из задатков сформировались музыкальные способности.

Итак, музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологиеских свойств. Они могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием.

2. Понятие музыкальности.

Наличие музыкальных способностей, даже очень хороших, ещё не показатель того, что человек может успешно приобщиться к музыкальному творчеству, даже в качестве слушателя. Можно обладать прекрасным слухом (в том числе абсолютным), и всё же быть равнодушным к музыке, то есть не понимать её.

Практика располагает немалым количеством подобных примеров. В частности, русская императрица Екатерина II, обладая неплохими музыкальными способностями, певческим голосом (она участвовала в оперных спектаклях Эрмитажного театра), достаточно времени отдала занятиям музыкой, вокалом, и всё же к музыке осталась равнодушной: она её просто не понимала (в чём ни раз сама признавалась).

Исследователи и музыканты издавна интересовались подобными феноменами и пришли к выводу, что для осмысления музыки необходим не только комплекс основных музыкальных способностей, но и особая психическая функция, которая в начале XX века получила название музыкальность.

Трактовка музыкальности исторически изменялась. Долгое время учёные не могли определить, что это такое с точки зрения психических функций. В некоторой степени вопрос остаётся дискуссионным и …………… Постепенно сложилось два взгляда на природу музыкальности, как описывает автор книги «Музыкальная психология» Г.П. Овсянкина: «Согласно одному из них, её рассматривали как совокупность ряда способностей». В частности такой точки зрения придерживался американский исследователь К. Сигиф, разработавший систему тестирования музыкальности. По мнению Сигифа музыкальность включает целых двадцать пять «музыкальных талантов». Если тест показывает, что они есть, то следовательно человек музыкален.

Более верной оказалась другая трактовка музыкальности: как целостного свойства личности, единой психической функции, основанной на своеобразном комплексе. Приверженцами этого взгляда стали немецкий учёный Г. Ревес и Б.М. Теплов. В 1946 году вышла книга Г. Ревеса «Введение в музыкальную психологию», в которой автор разграничивал понятия музыкальность и музыкальная одарённость, считая, что музыкальная одарённость включает музыкальность. Определения Ревес не дал, однако высказал ценную мысль, что это понятие включает способность эстетически наслаждаться музыкой.

В труде Теплова «Психология музыкальных способностей», опубликованный в 1947 году, указывалось, что музыкальность – это «эмоциональная отзывчивость на музыку». Основной признак музыкальности заключается в «переживании музыки – как выражение некоторого содержания». Её нельзя отнести к одной или нескольким способностям. Музыкальность – это «особый комплекс индивидуально психологических особенностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью» [Теплов Б., 2004]. Отмечалось, что человек рождается только с задатками музыкальности, но если есть задатки, то она поддаётся развитию. Теплов выделил более общие и более частные моменты в развитии музыкальности:

  1. богатство и инициативность воображения, способность эмоционально погружаться в музыкальные переживания, волевые особенности (т.е. то, что относится к свойствам личности);
  2. специфические музыкальные способности. Так же как и Ревес, Теплов разграничил понятия музыкальности и музыкальной одарённости.

Современная наука разграничивает мнения о понятии «музыкальность». Так, например, В.П. Анисимов, как я отмечала выше, рассматривает музыкальность как элемент музыкальных способностей. Он приводит примеры соподчинённых элементов музыкальности (по С.И. Науменко):

Музыкальность

общие способности

специальные способности

  • эстетический вкус

  • способность творчески проникать в сущность музыки

  • эстетические оценки качества музыки
  • музыкальный слух

(ритмический, мелодический, гармонический )

  • творческое воображение

  • эмоциональность
  • чувство целого

Но такая соподчинённость элементов противоречит современной психологии, т.к. музыкальный слух не относится к понятию музыкальности, малоубедителен и подбор общих способностей.

Другую точку зрения на структуру музыкальности высказывает Ю.А. Цигарелли :

Музыкальный слух                                                                            

Музыкально-ритмическая способность                        

Эмоциональная отзывчивость на музыку                     музыкальность              

Музыкальная память                                                      

Музыкальное мышление

Музыкальное воображение

Здесь также нет чёткой логики в понимании музыкальности и других психических функций. Например, память – это функция сохранения информации, является универсальным проявлением психики. Не понятно, почему она входит в понятие музыкальности. Эмоциональная отзывчивость на музыку – это прямой показатель музыкальности.

Суть музыкальности до конца не выявлена. Однако сегодня можно с уверенностью сказать, что музыкальность нельзя рассматривать как одну из разновидностей музыкальных способностей, так как природа основных музыкальных способностей и музыкальности различна. В основе музыкальности лежит – синестезия, способность психики человека к межчувственным ассоциациям (интермодальность) [3, с.22].

Это подтверждают исследования последнего времени. Благодаря синестической природе музыкальности человек способен воспринимать музыку как специфическую информацию, наполненную разнообразными смыслами, то есть музыкальность служит пониманию. В отличие от этого основные музыкальные способности – только более или менее тонкие проводники музыкальной информации  и средства её отражения и хранения в психике человека. Постижение смысла происходит именно благодаря музыкальности. Однако наличие ярких музыкальных способностей часто свидетельствует о присутствии музыкальности.

3. Понятие музыкальной одарённости.

Подходя к анализу музыкальной одарённости, прежде всего надо выделить в ней более общие и более специальные моменты. Выделение это может быть сделано из двух точек зрения.

Во-первых, это индивидуально-психологические особенности, которые требуются только для музыкальной деятельности (например, музыкальный слух).

Во-вторых, точно разделить эти особенности на такие, которые необходимы для всех видов музыкальной деятельности, и также, которые требуются только в некоторых из них.

Анализируя музыкальную одарённость, мы находим один общий результат. Те свойства, которые оказываются специфическими для музыкальной деятельности в отличии от всякой другой, оказываются в тоже время необходимыми для любого вида музыкальной деятельности.

Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одарённостью.

Современная психология детально изучает структуру музыкальной одарённости. Она включает иерархию таких понятий как способность, талант, гениальность.

Талант – это выдающаяся способность, высокая степень одарённости, а гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека.

Музыкальная одарённость – многосоставна. Эта не только более высокий уровень основных музыкальных способностей, наличие их специфических особенностей, таких, как абсолютный или цветной слух, это не только, как пишет Г.П. Овсянкина «психофизический комплекс успешной исполнительской деятельности». Важнейшими составляющими музыкальной одарённости, по мнению Д.К. Кирнарской, являются такие психические функции, как музыкально-репродуктивный, музыкально-творческий комплексы, без которых профессиональная музыкальная деятельность невозможна.

В функционировании музыкально-репродуктивного комплекса задействовано несколько музыкальных и общих способностей, находящихся в тесной взаимосвязи. Прежде всего, важна цепкость и точность музыкального слуха. К фундаментальным составляющим музыкально-репродуктивного комплекса относится музыкальная память. Для её развития важен опыт общения с музыкальной культурой.

Также важны возможности интеллекта – «способности мышления, рационального познания».

Однако не следует преувеличивать значение музыкально-репродуктивного комплекса. Его наличие «не делает человека творчески одарённым, поскольку творческая одарённость – это способность порождающая, а не усваивающая, и в российской психологии отнюдь неслучайно на протяжении десятилетий подчёркиваются различия между творческой одарённостью и так называемой «обучаемостью» [Кирнарская Д., 2001]. Даже очень хорошо развитый музыкально-репродуктивный комплекс не является показателем таланта.

Талант предполагает обязательное наличие музыкально-творческого комплекса – способности создавать новые музыкальные системы (композиционные и интерпретационные). Д.К. Кирнарская определяет его так: «Он включает в себя все основные компоненты композиторского таланта: способность к «переводу» жизненных впечатлений на язык музыки, способность к мгновенному охвату музыкального целого, способность к созданию собственного, отмеченного индивидуальными чертами, музыкального стиля». Но это относится не только к композиторскому, но и к исполнительскому таланту.

Музыкально-творческий комплекс основывается на особой активности музыкального слуха, что позволяет не только воспринимать, но и даёт толчок к индивидуальным, неповторимым музыкальным идеям.

Как пишет Б.В. Асарьев, «чаще всего между 4-6-ю годами, в детстве у будущих творчески сильных музыкантов начинает проявляться особая активность слуха в бессознательном пока вылавливании из всего слышимого полезных для музыкальной памяти «ингридиентов» [Асарьев Б., 1951].

Одарённость включает и физиологическую предрасположенность к тому или иному иду деятельности. Для композиторов характерно особое строение черепа, для вокалистов – готическое горло.

К одарённости следует отнести и проявление таких частных музыкальных способностей, как, например, абсолютный слух и цветной слух.

А также память, например, благодаря феноменальной памяти Глазунова были восстановлены увертюра к опере «Князь Игорь» и две части из третьей симфонии Бородина. Автор не успел записать эти произведения, но Глазунов, послуху (вернее по памяти) восстановил их. Впечатляют многие примеры из истории музыкального исполнительства. Например, Мария Калласс в последние годы жизни не более чем за три дня осваивала оперную партию любой сложности.

Что касается абсолютного слуха, так он бывает активным и пассивным. При обладании активного – человек запоминает тон с первого раза, как правило, на всю жизнь, а также проявляется с первых лет жизни. А пассивный – это приобретённый, в результате сознательной практической работы. Предмет, который этому способствует – сольфеджио. Поэтому существуют и различные методики (Э. Жака-Далькроза, В.В. Кирюшина, А.В. Барабошкиной…)

Третий вид абсолютного слуха – синопсический (обусловленный цветовыми ассоциациями).

Цветным слухом обладают люди художественно-одарённые, так и не относящиеся к ним. Синопсия встречается у людей артистического мира: художники, композиторы, писатели (Скрябин, Римский-Корсаков, М.А. Врубель, Т. Готье).

На вербальном уровне синопсия наблюдается в слухозрительной реакции на гласные звуки, особенно если слова произносятся женским голосом. Были даже попытки составлению»цветового» алфавита (Артур Рембо). А изучение началось в 1812 году (в диссертации врача – Альбиноса Закса из Эрлангера). Продолжается исследование и в наше время. Но этот феномен ещё не изучен до конца. Но, установлено, что люди, обладающие синопсией, удивляются, когда узнают, что у других людей слуховые впечатления не вызывают цветовых ассоциаций. Синопсией обладают люди с сильно развитой зрительной системой, утончённые натуры.

Издревле было отмечено, что художественные способности, в том числе и музыкальные, зачастую наследуются. История знает целые семьи, где яркая музыкальная одарённость передавалась из рода в род. На протяжении трёхсот лет (с 1550-1846) семья Бахов давала Германии композиторов.

Во второй половине XX  века возникла угроза резкого ухудшения основных музыкальных способностей человечества, что ведёт к сокращению высоко развитой слушательской аудитории. В перспективе возможно резкое уменьшение рождаемости музыкально одарённых детей. Столь опасные прогнозы обусловлены ухудшением экологии, окружающей среды, чрезмерной перегруженностью звукового фона. Это пагубно влияет на формирование задатков основных музыкальных способностей [3].

Литература

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2004.
  2. Куляшова А.М. Проблема развития музыкальных способностей младших школьников в отечественной педагогике 80-90 годов XX века. Автореферат дис. на соиск…канд. наук. Спб., 2007.
  3. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов.СПб.: Союз Художников, 2007.
  4. Оськина С.Е. Парнес Д.Г. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования. Act, 2001.
  5. Музыкальная психология: методический журнал для музыкантов, психологов и терапевтов/ред. В.И. Петрушина. М, 2007. Вып. №1.
  6. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных спсобностей. М., 1988.
  7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Владос, 2004. Изд-е 2-е.
  8. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. М.: Academia, 2003.

Сведения об авторе

Преподаватель МБУДО «Рощинская школа искусств».