Духовная музыка в творчестве И.С. Баха
презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему

Шабанова Наталья Сергеевна

 Данный материал поможет учащимся сформировать представления об особенностях  творчества И. С. Баха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 6_klass.ppt1.37 МБ
Microsoft Office document icon 6_klass.doc89.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовная музыка в творчестве И.С.Баха

Слайд 2

«Если представить всех композиторов в виде длинной горной цепи, то БАХ своею вершиной высоко уходит в небо» /М.Горький./

Слайд 3

Орган

Слайд 4

Волынка Флейта Пана

Слайд 6

Один из первых органов И.С.Баха

Слайд 7

И.С. Бах знал все про работу органа, и к нему часто обращались за советом, как улучшить звучание того или иного инструмента.

Слайд 9

Дом в котором родился И.Бах

Слайд 10

В Тюрингии, центральной провинции Германии, жила одна большая музыкальная семья

Слайд 11

Памятник И.С. Баху

Слайд 12

«СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ» СТРАСТИ - музыкально- драматическое произведение на сюжет преданий о страданиях и смерти Христа

Слайд 13

ЕВАНГЕЛИСТЫ Марк Лука Иоанн Матфей

Слайд 14

П.Рубенс «Тайная вечеря» (1631-1632)

Слайд 15

] Рени Гвидо «Христос в терновом венце» [1639–1640

Слайд 16

Валантен де Булонь « Отречение Святого Петра»

Слайд 17

Размышление Попытайтесь в музыке увидеть человека. Каков он? Каков его внутренний мир? Верит ли Бах в человека?

Слайд 18

Н.Н. Ушаков «Иоганн Себастьян Бах» *** Мне дорог Бах… Ну как бы вам сказать, не то чтоб нынче музыки не стало, но вот такого чистого кристалла еще нам не являлась благодать. Какое равновесие страстей, какая всеобъемлющая совесть, какая удивительная повесть о брошенной в века душе моей! 1967г.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Творчество И.С.Баха на примере музыкальных произведений Токката ре минор,  прелюдия и фуга до мажор. (6 класс)

Цель: Познакомить учащихся с творчеством немецкого композитора И.С.Баха.

Задачи урока:

Образовательные:

-расширить представление учащихся о личности И.С.Баха

-познакомить с историей рождения органа.

- учить анализировать музыкальное произведение.

 - закрепить понятие «токката»;

- раскрыть понятия «полифония» и «фуга»;

-подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества.

Развивающие:

- развивать  речь школьника;  мыслительную деятельность (умение анализировать музыкальное произведение).

 -развитие познавательного интереса и творческой активности,

- развивать вокально-хоровые навыки,

- способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известных композиторов.

-воспитывать позитивное отношение к уроку музыки

Валеологическая:  учет возрастных особенностей, охрана детского голоса.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления пройденного материала).

Музыкальный материал к уроку:

1. И.С.Бах Токката  ре минор

2. И.С.Бах Прелюдия и фуга до мажор

3. «Мне рисуют облака»  (вокально-хоровая работа)    

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала
  3. Слушание Токкаты ре минор, прелюдии До мажор
  4. Проверка домашнего задания
  5. Закрепление нового материала в процессе выполнения задания (анализ)
  6. Вокально-хоровая работа
  7. Итог, домашнее задание

 Виды деятельности:

-слушание,  выполнения задания (анализ музыкального произведения),  вокально-хоровая работа

Этап урока

Методы

ТСО

Деятельность учителя

1. Орг. момент

2.Объяснение нового материала

3.Слушание Токкаты ре минор

4. Проверка домашнего задания

5. Закрепление нового материала в процессе выполнения задания (анализ)

Продолжение новой темы

Слушание

Итог урока

Вокально-хоровая работа

Домашнее задание

Словесные

Словесные, наглядно-слуховые

Наблюдение за музыкой

М. муз. обобщения и размышления о музыке

 Практический метод

Словесный, сравнение

Практический

Обобщение

практический

Слайд 1

Слайд 2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8.9.

Слайд 10.11.

Запись

Слайды  с 12-16

Слайд 17-18

У: На предыдущем уроке мы с вами начали знакомиться с творчеством великого немецкого композитора И.С.Баха.

       Сегодня мы продолжим знакомство с  его произведениями, попробуем проанализировать их на уроке.

         И взглядом его не измеришь. По сравнению с ним порой ощущаешь себя очень маленьким. С начало это может испугать. Потом вдруг появляется удивительное желание расти, расти так, чтобы охватить все это. О каком инструменте идет речь?

Это король музыкальных инструментов – орган.    Прародителями органа были древние музыкальные инструменты.

 Свирель  и волынка.

От флейты Пана – орган унаследовал трубы, от волынки меха.

Родиной первого органа является Александрия, позднее он появился в Древнем Риме.

Орган с его громким звуком оказывался едва ли не самым обходимым инструментом, не случайно орган сопровождал там торжественные церемонии, звучал в театрах, в цирке, на ипподроме, при дворе.

      Вскоре после падения Римской империи орган исчезает, и появляется спустя несколько веков, имея тот же вид, что и в пору своего "младенчества": в нем лишь один ряд труб, примитивные кузнечные меха и вовсе нет клавиатуры.

Постепенно орган совершенствуется. Появляется орган из 400 труб, управляемый двумя ручными клавиатурами, в дальнейшем происходит группировка труб по регистрам, а спустя еще 100 лет изобрели и ножную клавиатуру.

Популярность органа постоянно возрастала. Многие композиторы того времени сочиняли для органа, но по праву лучшим был И.С.Бах.

Иоганн Себастьян Бах написал лучшее, что когда-либо сочинялось для органа.

Родился И.С.Бах в 1685году в Германии, в городе Тюрингии.

Он был выходец из народа, его дед был мельником, а мать послала овец. Но пение и игра на разных народных инструментах постоянно звучали в доме Бахов.

В 10 лет остался круглым сиротой, а с 15 лет начал самостоятельную жизнь. Музыка была его профессией, его ремеслом. Он не мог не сочинять ее ежедневно. Этого требовала от него жизнь. Он мечтал, чтобы его музыка была понятна простому народу. Он пронизывал всю церковную музыку народными песенными интонациями, а церковные власти пытались заставить писать музыку отвечающую древним традициям средневековья.

Слушая Баха верующие начинали думать о том , какая эта сложная и замечательная музыка, как она необычна и прекрасна. И церковь боялась, что музыка Баха "уведет" народ от их влияния, что церковь уже не будет иметь такой власти над человеком. В борьбе с церковью прошла его жизнь и всю свою жизнь он увлеченно работает.

Учитель: Как вы думаете, почему все таки писал произведения для церкви?

Ученики: Потому что только в церкви находился его любимый инструмент - орган.

Учитель: Совершенно верно. Орган давал Баху возможность общаться с людьми. И слышится в этом море звуков голос мощного, свободного, распрямившегося во весь рост человека, которого воспевал в своей музыке.

Учитель: с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Дети: Токката ре минор

Учитель: Что такое токката?

Д: виртуозное произведение, исполняется в быстром темпе.

Сейчас мы послушаем его еще раз и проверим ваше домашнее задание, что чувствуешь, когда слушаешь музыку И.С.Баха.

Слушание

Ответы детей:

 Повторное Слушание

Учитель:  давайте попробуем сделать анализ по схеме в тетради см. приложение.

Варианты детей:

 Учитель:

  1. Название произведения
  2.  Ф.И.О. Композитора
  3. Русское или зарубежное произведение
  4. Классическое или современное произведение
  5.  Лад (мажор или минор) ( весело или грустно )
  6. Темп – быстро, медленно, умеренно.
  7. Какой инструмент исполняет произведение
  8. Динамика (громко, тихо)

 Мелодия – спокойная, медленная, легкая, отрывистая, подвижная, порывистая, скачкообразна, плавная.

Учитель Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением И.С.Баха Прелюдия и фуга до мажор.

Прелюдия – в переводе  - игра, короткое музыкальное произведение. Вступление перед крупным произведением.

Фуга – в переводе с итальянского – бег, течение – это многоголосное полифоническое произведение, мелодия каждого голоса – это гармония. Эти голоса если прислушаться звучат в разных регистрах, получается музыкальный диалог.

Слушание

Давайте сделаем анализ этого произведения.

Добавьте, что это полифоническое произведение состоит из прелюдии и фуги, фуга это дружеская беседа между несколькими людьми.

Вывод:

Кто такой был И.С.Бах, какие произведения мы послушали на уроке? Что такое токката, прелюдия, фуга?

Вокально-хоровая работа:

Цель: Познакомить детей с новой песней  «Мне рисуют облака»

Задачи:

работать над дыханием, артикуляцией, выразительностью слова;
воспитывать эмоциональный отклик учащихся на муз. произведение, исполнять в образе.

 Дых. Упражнения

«бокс», «свечка»,

Распевания «ма-ме-ми-мо-му», «бра-бре-бри-бро-бру».

  1. прослушивание
  2. о чем эта песня
  3. Какая мелодия – анализ
  4. Слова песни – пишите
  5. Разучивание 1 куплета.

Сообщение – хорал – Д/з., заполнить муз. словарик.

Анализ музыкального произведения:

  1. Название произведения
  2. Ф.И.О. Композитора
  3. Русское или зарубежное произведение
  4. Классическое или современное произведение
  5. Характер произведения (лирическое, торжественное, драматическое)
  6. Лад (мажор или минор) ( весело или грустно )
  7. Темп – быстро, медленно, умеренно.
  8. Какой инструмент исполняет произведение
  9. Динамика (громко, тихо)
  10.  Мелодия – спокойная, медленная, легкая, отрывистая, подвижная, порывистая, скачкообразная., плавная,

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 годав небольшом немецком городке Эйзенахе (Тюрингия). Отцом Иоганна Себастьяна был Иоганн Амвройский - городской музыкант Эйзенаха. Когда мальчику исполнилось девять лет, он потерял отца, а в десять - мать.Его передали на воспитание старшему брату, органисту в Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. В 1703 Бах получил место скрипача в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского в Веймаре, но долго здесь не задержался, получив место органиста в Арнштадте (1703-07).

Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Д. Букстехуде. Тот искал себе приемника, готового вместе с получением места в Merienkirche жениться на его единственной дочери. Бах не остался в Любеке, но общение с Букстехуде наложило отпечаток на все далнейшее творчество музыканта.

В 1704-1907 гг. церковный органист в Арнштадте и Мюльгаузене, в 1708-1717 придворный органист и композитор в Веймаре, где написал множество органных и клавирных сочинений.

В 1717 году в Дрездене должно было состоятся с тогдашней мировой знаменитостью - французским клавесинистом и органистом Л. Маршаном. Был из Веймара вызван и Бах. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. Бах был сразу назначен придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. Князь был страстным музыкантом и меломаном. Он играл на клавесине, гамбе, обладал недурным голосом. Обязанности Баха при его дворе состояли в сопровождении пения и игры князя, руководстве капеллой из 18 музыкантов.

В 1721 году Бах женился на Анне Магдалене, дочери придворного музыканта из Вейсенфельде. Это был второй брак. В лице Анны Магдалины он нашел вечного друга и помощника. Для нее была созданна "Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах".

Творческое наследие Баха можно разделить на три части. Первая, вокально-драматическая, связана главным образом с Лейпцигом. В этой области им создано около 300 духовных кантат и 30 светских.

Вторая - органная (веймарский период). В этой области Бах создал хоральную прелюдию - вершину трехвекового пути развития органной музыкальной литературы. В жанрах прелюдии, фуги, фантазии, токкаты Бах выпустил как преемник немецкой органной школы. С другой стороны, он обновил традиции.

Третья часть - инструментальная (Кетен). В области музыки для клавира первым создал концертные произведения (по образу скрипичных), утвердил самостоятельное значение клавира и открыл в этой области новые пути. Бахом первые концерты для одного и нескольких клавиров, концерты для скрипки в сопровождении оркестра, сонаты для скрипки и сонаты для виолончели, произведения для флейты, виолы да гамба, лютни и др.

В 1723 году Иоганн Себастьян переехал в Лейпцинг, куда был приглашен кантором церковного хора при школе Св. Фомы и одновременно мюзик-директором города.

Здесь он создал ряд монументальных произведений ораториального характера (всего Бахом написано около 250 кантат), "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну", "Величальная оратория", "Высокая месса" и др.

Церковное начальство было не довольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности "Музыкальной коллегии" города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города.

Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за все приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. 28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее тяжелой жизни ей помог Бетховен.

Достижения

Bach по-немецки – ручей. Но к XVIII веку жители Тюрингии и Саксонии знали и другое значение этого слова. Уже семь поколений обладатели этой фамилии славились как музыканты. Сегодня наиболее известен и почитаем Иоганн-Себастиан Бах – человек, ко всем граням музыкального творчества которого применимо слово великий: великий композитор, великий органист, великий педагог.

Всемирное признание его сочинения обрели не сразу - медленно и постепенно овладевали они сердцами и душами людей. Сейчас трудно поверить, что музыка пятерых его сыновей почти на сто лет отодвинула на второй план гениальные произведения их отца. Но как радовался бы композитор, получив такое признание при жизни!

Своих детей Бах обожал, каждому из них хватало вдоволь отцовской заботы и ласки. Да это и не мудрено. Сам будущий великий музыкант, оказавшийся в десять лет без родителей, полной мерой испил чашу сиротства и лишений. Из родного Айзенаха поначалу его забрал к себе старший брат, он же преподал юному Иоганну-Себастиану первые уроки клавира. Мальчик проявил огромный интерес к музыке, она заполнила всю его жизнь. Ночами, прячась от сурового брата, при свете луны переписывал он ноты произведений великих композиторов. В школьные годы частенько добирался пешком в неблизкий Гамбург, тогдашнюю музыкальную столицу Германии, чтобы послушать органиста Адама Рейнкена, лучшего исполнителя тех лет.

Успешно закончив гимназию, Иоганн-Себастиан нашёл место придворного органиста в Веймаре. В этом городе начинается его творческий взлёт и впервые приходит слава. Здесь создаётся большая часть его сочинений для органа, в том числе – знаменитая “Пассакалия“, здесь И.-С. Бах завершает многовековое развитие полифонии. Растёт известность и мастерство Баха как исполнителя-виртуоза. Нередко демонстрирует он феноменальную технику педалирования, играя сложнейшие композиции без помощи рук. На восторги изумлённых слушателей музыкант скромно отвечал: „Тут нет ничего удивительного. Нужно только стараться всегда вовремя нажимать на нужную клавишу, и тогда инструмент играет сам“.

Бах женился на своей кузине, певице Марии-Барбаре. Семья, рождение первого ребёнка. Но в его жизни по-прежнему главное место занимает музыка. Ради неё Иоганн-Себастиан готов был поступиться спокойствием, благополучием. К возмущению муниципальных чиновников композитор ввёл жену в состав церковного хора, прежде – чисто мужского. Ему нужен её изумительный голос, и это главное. В Любеке играл знаменитый органист того времени Дидрих Букстехуде, и Бах просит отпуск, чтобы поучиться у маэстро. За четыре месяца восхитительных занятий он вынужден был заплатить потерей места. Когда же Иоганн-Себастиан решает переехать в Кётен, самодур-герцог посадил музыканта в тюрьму.

На новом месте Бах оказывается без гроша в кармане. Детей в семье к этому времени было уже шестеро. Жена постоянно больна. Но могучий талант композитора преодолевает все трудности и невзгоды.

В эти годы Бах пишет в основном светскую музыку. Создаётся знаменитая Вторая сюита, последняя часть которой, „Чакона“, уже третье столетие восхищает скрипачей-виртуозов. В 1720 году Мария-Барбара умирает. Через полтора года Бах женится вторично, и в его дом входит юная Анна-Магдалена, верный друг и обладательница прекрасного сопрано. Она будет с композитором до конца его дней и родит ему десятерых детей. Именно ей, любимой, посвятил Иоганн-Себастиан свою „Нотную тетрадь“.

Таланту Баха тесно в маленьком провинциальном Кётене. Узнав, что кумир его юности, великий Рейнкен, собирается на покой, Иоганн-Себастиан бросается в Гамбург, где ищут достойного преемника столетнему виртуозу. Музыкальные импровизации Баха восхищают патриарха, но комиссия подкуплена, и победителем конкурса объявляют сына богатого торговца. Бах оскорблён, но может ли решение комиссии затмить его славу, которая неуклонно растёт?! В 1723 году он становится кантором при Томаскирхе в Лейпциге.

В этом прекрасном городе композитору суждено прожить почти четверть века. К нему приходит запоздалое признание. Последние годы жизни Иоганн-Себастиан – придворный композитор. Но его творческие поиски не всем по душе. Муниципалитет и церковный совет изнуряют композитора мелкими придирками, восстают против любых новшеств и „вольностей“. А музыканту всё более чужда придворная утонченность и манерность, он поглощён народной музыкой. Одна за другой рождаются полная сочного юмора “Крестьянская кантата“, затем – „Кофейная кантата“, где задорная девица Лизхен так похожа на Элизабет - его старшую дочь.

У Баха легкий, общительный характер, его дом всегда открыт для гостей. Он обожает народные праздники, много гастролирует, музицирует сам и обучает других. Знания и способности Иоганна-Себастиана многогранны, блестяще знает он акустику, владеет секретами изготовления музыкальных инструментов.

Будучи прирождённым педагогом, Бах много лет творил, не издавая свои произведения. Первое опубликованное сочинение композитора, учебный сборник прелюдий и фуг, был адресован начинающим исполнителям, в первую очередь – сыновьям музыканта. В последние годы жизни Баха увидело свет „Искусство фуги“ - непревзойдённое творение мастера, популярное и сегодня. Но всемирная слава пришла к композитору, когда его уже не было в живых. Иоганн-Себастиан Бах скончался в 1750 году в возрасте 65 лет. Наследство гениального музыканта оценили в смехотворную сумму – 1122 талера. Безутешная вдова пережила мужа на десять лет, но провела их в богадельне для бедных. Это были трудные годы забвения. Потом пришли восторг понимания и мировая слава. Сегодня произведения композитора украшают репертуар всех известнейших музыкантов планеты, его именем называют музыкальные фестивали.

Математической точностью и безупречной полифонией творений Баха восхищался знаменитый Лейбниц.

„Не ручей, а море ему имя!“ - говорил о своём великом предшественнике Людвиг ван Бетховен. А Нобелевский лауреат, замечательный врач и гуманист, сам прекрасный органист Альберт Швейцер так написал о своем кумире: „Не только его современники, но и он сам не понимал полностью своё, превосходящее всех и вся, значение. Он не чувствовал себя центром своего времени и, может быть, именно это дало ему моральное право стать им“.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние творчества А.Л.Веделя на развитие русской духовной музыки

Краткий обзор творчества композитора, значение церкви в музыкальной культуре, краткая аннотация произведения  "Покаяния отверзи ми двери"А.Л.Веделя....

Комплект для открытого урока по музыке "Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"

Сценарий и презентация открытого урока на тему " Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"....

Русская духовная хоровая музыка в творчестве композиторов.

Необходимо возрождать в современном обществе образцы музыкального фольклора и музыкальные традиции духовной хоровой музыки в  современном мире....

Тематическая разработка урока: "Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С.Баха".

Сформировать представлений об особенностях композиторского творчества  И.С.Баха....