конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Гашимова Ирина Юрьевна

конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perezvony._molitva._urok_muzyki_6_klass.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Перезвоны. Молитва».

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи:

  • дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом  «Перезвоны» В. Гаврилина;
  • осмысление интонационного богатства народной музыки;
  •  дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
  • развитие музыкального и эстетического вкуса.

Музыкальный материал:

  •  «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
  • «Ерунда» В.Гаврилина.
  • «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
  • С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
  • «Молитва» Б.Окуджавы.
  • «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.

Ход  урока.

  1. Организация детей на работу.
  2. Распевка.
  3. Сообщение темы урока.
  4.         Работа над новым материалом.

1.        Прослушивание и характеристика  произведения  «Смерть разбойника» В.Гаврилина.

-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)

- О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)

- Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

- Какая  это музыка, старинная или современная? (Современная).

2. Знакомство с творчеством Гаврилина В.А.

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

«Перезвоны» - это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин.  Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

3. Прослушивание и характеристика произведения.  «Ерунда» В.Гаврилина.

-Какой характер музыки? (Шуточный, весёлый…)

-Какое исполнение? (Хор, используются ударные.)

4. Прослушивание и характеристика произведения.  «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.

- Какое исполнение? (хор – пример народной музыки.  Озорные частушки.)

В музыке В. Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.

5.  Обобщение учителем.

6. Прослушивание и характеристика произведения  С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

-Охарактеризуйте прослушанное произведение.  (Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д., хоровое исполнение.)

- К какому жанру можно отнести музыку? (К жанру духовной музыки: молитва.)

- Какие чувства испытывает  человек во время молитвы?

(Он волнуется, переживает, просит, мучается, страдает, радуется и т.д.)

-Можно ли это  произведение назвать молитвой? ( Да. )

7. Обобщение учителем.

Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.

8. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися.

9. Прослушивание и характеристика произведения  «В минуту скорбную сию…» в исполнении иеромонаха Романа.

К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.

- Охарактеризуйте эту молитву.

- Какая это молитва? Почему?

  1. Обобщение учителем.

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

  1. Подведение итога урока.
  1. Беседа.

- Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

- Какие средства музыкальной  выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?

- Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?

- Назовите  особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.

2. Обобщение ответов.

3.         Д/задание.

4. Оценка работы детей.

  1. Организованное окончание урока.