Принципы развивающего обучения на уроках искусства.
статья по музыке (5 класс) на тему

Бабанина Ирина Ивановна

1.       Статья рассказывает о развивающем факторе музыкально-художественного

образования с применением новых музыкальной технологии, применяемых на уроках

 искусства, а также во  внеклассной работе по музыке- как об одном из главных условий развивающего обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принципы развивающего обучения на уроках искусства.

                                               Содержание .

  1. Обоснование выбора тем
  2.  Развивающий фактор музыкально-художественного

образования

  1. Новые музыкальные технологии, применяемые на уроках

 искусства:

- преподавания музыки на принципах  развивающего

    обучения;

    -  осуществление интегративных  технологий на уроках

     искусства;

   - использование метода моделирования художественно-

    творческого процесса ;

   - развитие вокально-хоровые навыки на уроке музыки

   -  использование цифровых технологий  

   - метод пластического интонирования

    -метод групповой работы на уроках

    -игровые методы

    4. Внеклассная работа по музыке- одно из главных условий

        развивающего обучения.

  1. Заключение

«Влияние музыки на детей благодатно,

и чем ранее они начнут испытывать

его на себе, тем лучше для них».

В.Г.Белинский

        1.   Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия.

     Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки.

     Обновление содержания музыкального образования может идти разными путями, но реальные сдвиги будут зависеть от того, сумеет ли учитель по-новому организовать художественно-педагогический процесс на занятиях музыкой.

     Сегодня почти каждый учитель  знает: для развивающего характера любого образования необходимо, чтобы школьники усваивали знания и умения в форме развернутой учебной деятельности. Поэтому главной задачей на уроке  является занятость детей и отвечает ли эта занятость понятию «деятельность» или это простая «учебная работа»?

     Традиционная музыкальная педагогика, провозглашая «деятельностный подход» к музыкальному образованию, понимает под ним прежде всего наличие на уроках различных видов деятельности — хорового пения, игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки (нотной грамоты), импровизации (как детского творчества) и т. д. Исследования последних лет показывают, что формальное наличие на уроках музыки перечисленных «видов деятельности», фиксируемая внешняя постоянная занятость учеников — это отнюдь не означает, что школьники осуществляют полноценную музыкально-художественную деятельность.

        Учебная деятельность по отношению к формам приобщения к музыке и к подлинным видам музыкальной деятельности нужна и действенна на уроках музыкального искусства. Ведь  мы должны говорить прежде всего о музыкально-художественной деятельности, а это прежде всего фантазия, воображение, интуиция, восприятие музыки как духовный акт — при чем здесь «постигающее мышление», «мыслительный эксперимент», «проникновение в природу знания», «проживание самого процесса выведения знания (рефлексия)»?..

      Усваивать и осваивать музыкальные знания можно и в готовом виде, без преобразования музыкального материала лишь классифицируя некоторые признаки, сравнивая, сопоставляя отдельные стороны изучаемого явления и не обнаруживая при этом те существенные основания, которые определяют и причинно-следственные связи внутри звучащего материала, и конкретные отношения между содержанием и формой произведения — и все это путем запоминания, повторения, закрепления, отделки и пр.

   2.   Чтобы музыкальное образование стало действительно развивающим, надо добиться, чтобы деятельность школьников на уроках музыкального искусства осуществлялась как художественная по содержанию и учебная по форме.

      Такое становится возможным тогда, когда школьники воспроизводят сами процесс рождения музыки — самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел-автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостностном самоценном искусстве как явлении действительности его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка предстает перед школьниками как отражение, художественное воспроизведение жизни во всех ее противоречиях.

     Такое возможно и в том случае, если деятельность ребенка в искусстве выводится на уровень содержательных обобщении, т. е. философского    рассмотрения  проблем   жизни  и  искусства. Безусловно, речь идет не о том, чтобы рассматривать с детьми философские категории в их теоретическом научном плане, а о том, чтобы «возвышать ребенка над обыденным, повседневным, привычным, банальным. Это и есть развитие музыкальной культуры как части всей духовной культуры. А для этого нужна  проблематизация содержания образования — выведение детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного  музыкально-художественного явления с позиций, которые мы называем общечеловеческими ценностями. Иными словами, уровень приобщения ребенка к искусству должен отвечать природе самого искусства — философско-художественное осмысление жизни, и природе самого ребенка — генетически заложенная в нем готовность к опережению уровня своего развития.

    3. Все перечисленные методические позиции легли в основу новой технологии развивающего музыкального образования. В ее основе лежит концепция преподавания музыки как живого образного искусства Д. Б. Кабалевского и теория развивающего обучения В. В. Давыдова. Реальным итогом работы стало создание авторским коллективом (В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр) программы «Музыкальное искусство. 1—4 классы», где развивающая педагогическая технология получила конкретизацию в том, что раскрыла глубинный, до сих пор не востребованный педагогический потенциал программы Д. Б. Кабалевского. Имея в виду, что цель, сформулированная композитором еще в 70-е годы, не потеряла в наше время своей значимости, а одной из важнейших  задач программы является развитие музыкального восприятия, привитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства.

         Стремясь реализовать задачи успешного обучения, урок музыки я строю на принципах развивающего обучения.

         Применяя на уроках искусства  этот принцип,  решаю следующие задачи: личностно- ориентированный подход, развитие творческих способностей учащихся, повышение музыкально- творческой активности, а для этого  использую как традиционные формы проведения уроков, так и нетрадиционные.

     А)   Сегодняшний урок музыки немыслим без интеграции с другими видами искусства: изобразительным искусством, литературой, формами театрального искусства. При использовании разнообразных форм уроков(семинары, лекции, конференции, уроки- концерты, посиделки, КВН, круглые столы) прослеживаются межпредметные связи с историей, литературой, мхк, изобразительным искусством. Интегративное музыкально-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира. Модель интеграционного образовательного пространства реализует позицию культурологии образования. Именно в интеграционном пространстве возможна творческая деятельность участников образовательного процесса- учителя и детей.

    Использование  межпредметных связей хорошо прослеживается на  одном из уроков музыки в 8 классе по теме «Великие наши современники», где были использованы  произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и балет  С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Это одна из попыток найти объединение курсов литературы и музыки, где учащиеся  не только видят сходство в особенностях строения музыкального и литературного произведения, но самое главное, что, обращаясь к их чувствам,  предлагаемый материал  позволяет  расширять и углублять мир эмоций, духовный мир. Познание средств выразительности дает возможность ученикам глубже почувствовать, понять и оценить произведения этих двух миров искусства.

Для достижения целей на данном уроке использованы разнообразные формы деятельности учащихся: заполнение таблицы, чтение сцен по ролям , инсценирование дуэтов. После вопросов: «Какие черты отличают Джульетту? Какие средства выразительности для раскрытия образа использованы драматургом?», учащиеся работают над  эпитетами, сравнениями. После прослушивания фрагментов балета заполняются  таблицы: «Образы и средства художественной выразительности в музыке и литературе». Работая с текстом Шекспира над образом Ромео,   учащимся предлагается подумать над вопросом: «Если бы вы были композитором, какие средства музыкальной выразительности вы использовали бы  для создания этого образа?»  Учащиеся называются такие средства как особенности темпа, регистра, ритма, динамических оттенков, мелодического рисунка. Для обобщения проведенной на уроке работы ученикам предлагается ответить на вопросы о сходности и различии образов, созданных в литературе и в музыке. Такие уроки побуждают даже слабых учеников читать произведения Шекспира, слушать музыку С. Прокофьева, делиться впечатлениями.

       Главное для меня – человек, ученик, его душевное состояние, духовный мир, интерес ко всему окружающему.

       Принося музыку на урок, вместе с учащимися разбираясь в ее тонкостях, открывая и удивляясь неизведанному, стараюсь пробудить желание, пробудить себя; разбудить стремление к познанию мира и себя через музыку. Стремлюсь, чтобы каждый ученик почувствовал себя человеком, учился умению слушать и слышать, выражать себя. Ведь конечная цель музыкального обучения и воспитания научить школьника чувствовать, понимать и исполнять музыку.

    Урок музыки в 7 классе по теме «Разнообразие музыкальных образов в танцевальном жанре» помог ученикам разобраться, что Вальс – это не только счастье, мечта, очарование. Вальс – это жизнь, которому подвластны все оттенки чувств. Урок был посвящен «Грустному вальсу» Я. Сибелиуса,  «Вальсу» Ф.Шопена, вальсу «Навстречу счастью» из балета «Золушка» С. Прокофьева. Кроме того учащимся необходимо было интонационно-образно осмыслить и исполнить песни «Учительский вальс», «Вальс о вальсе».

         Метод моделирования художественно- творческого процесса, представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и детерминированных творческих заданий, раскрывающих связи искусства с окружающим миром. Я считаю необходимым условием на уроке создание активного выражения себя в творчестве каждого ребенка, независимо от индивидуальных его возможностей. Первое— четко сформулированная учителем задача; второй — постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи; третий — окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся». 

    Для углубления понимания художественного образа – поэтического, музыкального,   решая задачи осмысления  понятий «прекрасного», «образа», я ввожу детей в мир мастера путем ролевых игр. Например, составление учащимися собственных сценариев на основе биографических данных мастеров, интересных событий, связанных с созданием того или иного шедевра. Дети  с удовольствием выбирают полюбившийся им персонаж, готовят самостоятельно образно- художественный текст, действуя от имени этого персонажа.  Найденный  ими материал по биографии, творчеству композитора или художника собирается в папку.  Такие виды работ позволяют учащимся  в процессе общения с искусством почувствовать значимость творческого начала и желание реализовать собственный творческий потенциал.

     На уроке в 7 классе, тема которого «По страницам произведений С.В.Рахманинова»,  даны были творческие задания. Смысл заданий: постижение искусства, его интонационной природы от простого, видимого – к сложному, невидимому. Сначала видимое - живопись, затем - слово, поэзия, а потом невидимое - музыка.  Иллюстрации картин И.Левитана, И.Шишкина с изображением русской природы, плавное вплетение в канву урока стихов Н.Некрасова, Тютчева, биографические данные композитора, воссозданные учениками в ролях, помогли вызвать эмоциональный отклик на музыку Рахманинова, подвести учащихся к осознанию, что музыка С.Рахманинова – «это сердце, напоенное Русью».

       Метод детского творчества дает возможность включать поисково- художественную практику учащихся в их познавательную деятельность.

      Опыт работы показал, что очень результативным творческим методом является изображение музыки в рисунке. Звучат музыкальные фрагменты разных по  настроению музыкальных произведений. И вот, дети мазками рисуют музыку. «Музыка моря», «Солнечная соната», «Музыка дождя», «Вальс роз». Ребят переполняет чувство гордости за свою работу. «Вход » в музыку для детей существует через радость, игру, которую надо на уроке специально создавать. В младших классах  работаю над развитием импровизационного творчества. Так на уроке «Шелест к Шороху спешит»,я использовала звуки бумаги различного качества, детские шумовые инструменты. Главное сконцентрировать внимание детей на очень тонком тембровом различии возникающих звучаний. В части «Музыкальный фонтан» дети, взяв бумажные инструменты, импровизируют движения руками и телом, имитируя движение водяных струек,- это будет самым запоминающимся моментом урока. Необычный материал очень вдохновляет детей. В конце все аплодируют бумажным королям Шороху и Шелесту, которые помогли  сыграть целую симфонию.

     На уроках  использую игровые приемы объяснения новых понятий,  обмен впечатлениями о музыке в устной и письменных формах, коллективно и индивидуально, вокальное и инструментальное творческое музицирование, выполнение заданий поискового и творческого характера.

     Игровые приемы объяснения новых понятий использую на разных этапах изучения темы. Например, во втором классе после объяснения учащимся понятия «рондо», что означает «круг», детям предлагается исполнить какую – либо мелодию в движении по кругу. Каждый участник продумывает и предлагает вариант личного исполнения, контрастного не только главной теме, но и предыдущему исполнителю. После этого идет исполнение рондо, что наглядно демонстрирует построение музыки в данной форме.

       Как сделать, чтобы ученики на уроках музыки и мировой  художественной культуры, не ограничиваясь упрощенным восприятием искусства, могли проникнуть в его суть? В ту суть, которая делает искусство неотъемлемой частью жизни каждого человека.

      С первых уроков в 1 классе я говорю ребятам, что музыка живая, в ней бьется сердце. Музыка умеет говорить, у нее своя особенная речь, которую надо понимать. Выявление внутренних существенных связей и отношений позволяет школьникам проследить происхождение самого знания, осуществить «самооткрытие истины». Дело в том, что этот «незначительный» прием как раз очень характерен для уроков музыки: именно с пропеванием мелодий, с игрой на детских музыкальных инструментах, с исполнением музыки в движении и многочисленными притопываниями и прихлопываниями обычно и связывается собственно «деятельность» ребенка.

     Во втором классе та же мысль находит воплощение на новом уровне: как все живое, музыка рождается из маленькой клеточки, зернышка, прорастает, развивается, приобретает определенную форму, ей присущую… А раз музыка живая, к ней надо относиться , как к другу, надо уметь ее услышать, почувствовать, пережить, иначе она ничего не раскроет тебе.

    В четвертом классе я часто цитирую «Маленького принца» Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце». Эти прекрасные глубокие слова многое дают ребятам в их осмыслении музыки и жизни.

     Атмосфера прекрасного, волшебного, сказочного никогда не оставляет человека равнодушным, в любом возрасте в нем есть тяга к чему- то необычному, таинственному,  романтичному. Поэтому, примерно раз в четверть, я стараюсь проводить уроки, на которых создается особая, приподнятая и в то же время интимная атмосфера общения детей с музыкой, когда не нужны слова. Взглядом, интонацией, заинтересовать, заворожить детей, настроить на что-то необычное. Зажечь свечи под звуки органной прелюдии Баха. Стремлюсь создать на уроке атмосферу взаимопонимания, доверия, доброжелательности, так как искусство предполагает духовное общение учеников и учителей.

    Учащиеся, которые посещают индивидуальные вокальные занятия помогают в решении задач по воспитанию вокально – хоровых навыков на уроке. В работе над песней использую групповое исполнение, чередуя с индивидуальным.   Многие ребята желают солировать в той или иной песне, но при этом не обладая чистотой интонирования. При индивидуальной работе обращаю внимание  на особенности мелодической линии, работаю по фразам, определяю на какие слова приходятся скачки  в мелодии, добиваюсь точного попадания на первый звук интервала. Соединяю исполнение песни с учеником, который чисто интонирует.

  От меня, личности учителя, от моего слова, умения интересно преподнести материал, зависит создание атмосферы увлеченности на уроке.

Прав был Д. Кабалевский, который сказал о том, что учитель должен «любить музыку как живое искусство,   ему самому приносящее радость, он должен относится к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызывать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен».

Ведь одну и ту же тему можно преподнести по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество. Для того, чтобы правильно изложить свои впечатления о музыке или картине использую задания, в которых сочетаются игровые и обучающие формы. Избрав игровые формы работы, в которых ребенок чувствует себя достаточно свободно, таким образом, создаются условия для активности учащихся, их самореализации.

    Ведущей задачей на уроке является формирование «слушательской музыкальной культуры» учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности  слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли школьник сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку.

      Большую помощь в осуществлении развивающего обучения  играет использование  компьютерных технологий, аранжировки  песен на электронных инструментах используются в процессе  музыкально- педагогической деятельности, прослушивание музыкальных произведений с готовых аудионосителей (кассеты, СД), просмотр  видеофрагментов оперных и балетных спектаклей.     

    В этом помогают разработанные программы, которые  рекомендованы к использованию  на уроке музыки, выход в Интернет.  Энциклопедические программы помогают найти  сведения о композиторах и их произведениях,

информацию в «Словаре музыкальных терминов». Ученики создают творческие проекты о композиторах, исторических направлениях в развитии музыкальной культуры и т. д. Возможности компьютерных средств обучения позволяют создать презентацию.

        На уроках музыки и интегрированных  предметах «Искусство» я применяю электронные ресурсы в виде материала на дисках к своему рассказу, а также фрагменты из экранной культуры.

    Особое место в художественной культуре занимает кино, которое  оказывает огромное влияние не только на другие виды искусства, но и на восприятие искусства вообще.

     Психологи отмечают серьезные изменения восприятия и мышления развивающегося человека в условиях перенасыщенного информационного пространства. Рассмотреть возможность включения экранной культуры в содержания предмета «Искусства» и «МХК» поможет формировать развитие критического и ассоциативного мышления в процессе восприятия искусства.

      Например , при изучении темы «Музыкальный образ в опере С. Прокофьева «Война и мир» я использовала фрагменты художественного фильма «Война и мир», где образ Наташи , переданный композитором в «Вальсе Наташи» , ассоциировался с образом мира.  Просмотр видео материала встречи и танца  Наташи с Болконским из  сцены бала  использовала как способ вхождения в  определенную эпоху. Костюм героев , их развивающиеся  чувства в танце  помогли осознать, понять  музыку С. Прокофьева. Изображение конкретизировало выразительность музыки.

   На подобных примерах можно увидеть, какими художественными средствами  и с каких позиций   воссоздается  образ эпохи   мастерами 20 века.

   Просмотр фрагментов из фильма «Александр Невский»    и программного фильма «Псков» помог  мне при объяснении материала для восприятия исторический эпохи  и понятия музыкального языка С. Прокофьева в кантате «Александр Невский» и прослушивания музыки  духовного песнопения.

- Какую идею выражает музыка С. Прокофьева?

- посмотрите эпизод «Ледовое побоище» без звука, а затем еще раз , включив звук. Что дает для понимания происходящего на экране музыка композитора?  

     Метод пластического интонирования обеспечивает ощущение музыки через движение и пластику, его целесообразно применять при инсценировании  музыкального произведения; при разучивания текста песни; при выражении содержания музыки пластикой жестов, тела, мимики. (Например: после прослушивания фрагментов балета Хачатуряна «Чипполино» (V класс) найти убедительную пластику для передачи образов героев музыкальных произведений и их действий). При разучивании новой песни предлагаю пластикой жестов передать ее содержание. Жест должен быть выразительным и соответствовать особенностям мелодии (плавное или легкое звучание, долгие или короткие длительности).  

   На уроке в 5 классе после слушания фрагмента «Поет зима, аукает…» из кантаты «Памяти Сергея Есенина» Г.Свиридова на стихи С. Есенина ученики по мере усвоения произведения, пришли к выводу, что и в музыке, и в тексте одинаково отображен характер трех разных образов: суровой, беспощадной зимы, маленьких и беззащитных воробышков, красавицы- весны. Реализация метода  пластического интонирования позволила детям не только описать образы, возникающие в стихотворении, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыкального произведения меняется характер пластического жеста: зима – резкий, размашистый жест,  для образа воробышков характерен мелкий кистевой жест, весну изображали плавными движениями рук.    

      Одним из методов успешного обучения является групповая работа на уроках.

     Так, размышляя над построением занятия в 8 классе по теме «Роль русской народной песни в музыкальной драматургии оперы М Мусоргского «Борис Годунов», ребята готовят в группе и индивидуально материал исследования по этико-эстетическому образу произведения, исторической справке по творчеству и биографии изучаемого композитора или художника.

Актуальные темы определяются самой жизнью. Интерес старшеклассников к рок- музыке подсказывает возможность серьезного знакомства ребят с этим направлением, его истоками и  лучшими образцами в рамках темы «Современная музыка».  Учащимся предлагается прослушать Арию Иисуса в Гефсиманском саду и Арию Ирода из рок- оперы А. Уэббера «Иисус Христос». Для помощи анализа прослушанных арий предлагаю ученикам  рассмотреть картины «Тайная вечеря» Леонардо  да Винчи и «Распятие» Сальвадора Дали. Этой темой  мы определяем значение рок- музыки, желание узнать как можно больше о направлениях в современной музыке.  

  4. Работа по развитию творческих способностей  учащихся плавно переходит и во внеурочную работу.

       Каждый год происходят новые открытия среди детей. Как известно, что нет неталантливых детей, есть только неразбуженные дети, и моя задача, как руководителя вокального и хорового кружков, помочь каждому найти самого себя через переживания и перевоплощения, через образ роли.

      Поэтому основная цель педагога как на уроке, так и во внеклассной работе – воспитать настоящего слушателя, понимающего музыку и искусство вообще, активную творческую личность, преобразующую окружающий мир.

          Главное то, что метод моделирования художественно-творческого процесса реализует востребованность детского творчества, что является непременным условием развивающего образования. Любая форма приобщения к искусству должна носить именно творческий характер в подлинном смысле этого понятия, являться деятельностью как таковой, а не работой по образцу.

       Особенно эффективна в этом плане работа над программой индивидуального развития вокального исполнения для одаренных школьников.

    Ученики, посещающие вокальный и хоровой кружки, активнее на уроке при анализе и сравнении музыкальных произведений, обладают большим запасом терминов и аргументов, показывают элементы актерского мастерства. С большим удовольствием выступают в школьных концертах , на сцене сельского Дома Культуры, принимают участие в творческих вокальных конкурсах (например- районный конкурс юных вокалистов «Соловушка»), районных фестивалях детского творческого.

    Ребенок, который не может утвердиться в точных науках, здесь себя чувствует личностью, тем, что он  дарит окружающим радость.

    В предметных неделя музыки, мхк  участвуют учащиеся с 1 по 11 классы. Формы работы разнообразны: концертные программы, литературно- музыкальные композиции, творческие отчеты, круглые столы, игры, викторины, музыкальные конкурсы, музыкальные гостиные.      

     В рамках НОУ «Лидер», которое работает в школе 3 года, творчески одаренные  ученики занимаются исследовательской работой.

     Так члены фольклорной группы вели запись фольклорных песен на аудиокассеты в исполнении односельчан-сторожилов, характерных для нашей местности, создали  видеофильм. Фольклорные песни пополнили сборник народных песен, характерных для нашей местности, дополненный рисунками учеников. Работа школьного фольклорного кружка отмечена  областным конкурсом «Живая нить традиций».

       Учащиеся-члены школьного научного общества принимали участие в областном конкурсе научно- исследовательских работ патриотической направленности среди молодежи «Юность. Наука. Культура.» по исследованию музыкального и художественного творчества односельчанина А. М. Зюбана «Тема патриотизма в творчестве нашего земляка-современника».  

  1. Сегодня почти каждый учитель знает: для развивающего

характера любого образования необходимо, чтобы школьники усваивали знания и умения в форме развернутой учебной деятельности.

 Анализ успеваемости учащихся показал, что выбраны

мною методы результативны. Учащиеся имеют интерес к предмету, нет удовлетворительных оценок.

Итогом развивающего музыкального образования должно стать представление учащихся о деятельности музыканта – композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве

как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.,2000 г.

2. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г.

3. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” Сборник статей. М.,1974 г.

4. Арчажникова Л.Г. “Профессия-учитель музыки” М.,1984 г.

5. Вендрова Т.Е. ; Пигарёва И.В. “Воспитание музыкой” М.,1980 г.

6. Джердималиева Р.Г. “Методические рекомендации в помощь преподавателям и студентам МПФ пед.институтов по улучшению учебно-методической работы” А-та.,1986 г.

7. Под ред.Дугановой Л. “От творчества методиста к творчеству учителя” М.,1993 г.

8. Гродзенская Н.Л. “Школьники слушают музыку” М.,1969 г.

9. “Искусство в школе” №2 М.,2006 г.

10. “Искусство в школе” №5М.,2008 г.

11. “Искусство в школе” №3 М.,2000 г.

12. “Искусство в школе” №6 М.,2007 г.

13. Кабалевский Д.Б. “Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы” М.,1980 г.

14. Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке” М.,1989 г.

15. Методические рекомендации к урокам музыки общеобразовательной школы. М.,1971 г.

16. “Музыка в школе” №1 М.,1991 г.

17. “Музыка в школе” №4 М.,1990 г.

18. “Музыка в школе” №2 М.,2006 г.

19. “Музыка в школе” №1 М.,2003 г.

20. “Музыка в школе” №3 М.,2000 г.

21. Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию. М.,1971 г.

22. “Музыка в школе” Сборник статей. Апраксина О.А. М.,1975 г.

23. Музыкальное воспитание в школе. М.,1975 г.

24. Ригина Г.С. “Уроки музыки в начальных классах” М.,1979 г.

25. Тельчарова Р.А. “Уроки музыкальной культуры” М.,1991 г.

26. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. /Сост.О.А. Апраксина М.,1987 г.

27. Халабуздарь П.В Попов В.С. “Теория и методика музыкального воспитания” Санкт-Петербург 2000 г.

28. Чепуров В.И. “Музыка в школе” М.,1983 г.

29. Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей . М.,1999 г.

30. Школяр Л.В.”Музыкальное образование в школе” М.,2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Принципы проблемно – развивающего обучения на уроках литературы"

Современная жизнь на передний план вы­двигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общест­ва. В этом вз...

Использование принципов развивающего обучения

Принципы развивающего обучения дают хорошие условия для формирования компетенций учащихся...

Реализация принципов развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка в среднем звене

Опыт реализации  принципов развивающего обучения Л.В.Занкова в среднем звене на уроках русского языка в 5-7 классах...

Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе

Основным источником обучающих, развивающих и воспитательных ценностей является сам предмет. Заметим попутно, что понятие «предмет» включает содержательные и процессуальные характеристики, ибо иностран...

«Принципы развивающего обучения в современной музыкальной педагогике»

Практическая деятельность ведущих преподавателей-методистов страны внесла весомый вклад в развитие музыкально-педагогической науки. Изданная методическая литература по обучению игре на музыкальных инс...

Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства". Презентация.

Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства".  Рекомендуется использовать на уроке открытия новых знаний в 7 ...

Урок- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения

Данная статья «Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педагогический опыт.Что такое и...