Открытый урок "Образ зимы в различных видах искусства"
план-конспект урока по музыке на тему

Трубникова Вера Аркадьевна

Задача урока - показать различные способы созданий образов в различных жанрах  и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства музыкальной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx16.86 КБ
Файл onspekt_uroka_obraz_zimy_v_razl.docx20.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

 

Организационный момент

Приветствие

Вместе с учителем приветствуют друг друга

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Введение в тему урока

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно с учащимися формулируют тему урока.

 

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

 

Этап подготовки к усвоению нового материала

Знакомятся с образом зимы в литературе,музыке, загадках

Отгадывают загадку, придя к единому решению

Регулятивные УУД

Выполняют действия в устной форме

Этап усвоения новых знаний

Происходит знакомство с музыкой Г.Свиридова

 

 

Вместе с ребятами просматривает картину Кустодиева «Тройка»

 

Происходит беседа с классом, выслушивание мнений учеников

Слушают учителя о б образах зимы

 

Слушание произведение Свиридова «Тройка»

 

Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного.

 

Слушают четверостишее,сочиняют на эти слова мелодию, определяют взаимосвязь музыки и стихотворения

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

 Развитие умения глубже понимать смысл произведения

Физминутка

Учащимся предлагается представить себя снежинками и закружиться в танце, игровой прием здоровьесбережения учащихся.

 

Ребята вместе с учителем исполняют свою мелодию с элементами пластических движений.

Личностные УУД

Выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений;

Этап усвоения новых знаний,

продолжение работы по теме урока

Продолжается прослеживание образа зимы в балете.

 

направление хода обсуждения, коррекция ответов учащихся.

 

 

«Без рук, без зубов кусает» - загадка

Рассказывает о неповторимости снежинок и предлагает вырезать снежинку

Смотрят фрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»

Дают предполагаемую характеристику музыки

Называют средства музыкальной выразительности.

 

Просматривают видео после чего

Описывают сказочный образ увиденного, отвечают, аргументируя своё мнение. Называют средства музыкальной выразительности.

 

Ответы детей: Мороз

Вырезают и на доске из маленьких снежинок образуют большие, выполнение идет под музыку

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

 

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

 

 

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

 

 

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

 

Этап вокально-хоровой работы

Предлагает спеть современную песню о зиме.

Исполняют знакомую песню «Голубые санки»

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном пении.

Этап подведения итогов учебной деятельности

В каких жанрах искусства мы встречались с зимой?

Принимают участие в итоговой беседе, делают вывод.

Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Этап информации о домашнем задании

Нарисовать зимний пейзаж

Запоминают домашнее задание.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге.

Познавательные УУД

Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности

Благодарит учащихся за активную плодотворную работу, предлагает спеть песню «Зимушка-зима» с совместным просмотром видеоклипа

Исполняют песню

Личностные УУД

Интерес к различным видам творческой деятельности.

 



Предварительный просмотр:

Урок во 2 классе по теме:

                                «Образы зимы в различных видах искусства»

                 Составила учитель музыки  Трубникова Вера Аркадьевна

                 «МБОУ Красногвардейская СОШ №1» с. Плешаново

Цель: Показать различные способы созданий образов в различных жанрах  и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства музыкальной выразительности.

Задачи: Развитие творческих способностей на примере импровизации, танцевальных движений, фантазии при создании образов зимы; развитие творческих навыков. Воспитывать чувство прекрасного, гордости и любви к родному краю. Формировать чувства эстетического сопереживания произведениям искусства.

Материал: Портреты композиторов – Г. В. Свиридов; П. И. Чайковский;

Репродукции картин  Б.Кустодиев   «На тройке».

Муз. материал: Г.Свиридов «Снег идёт», «Тройка», П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (видеоматериал),

Методы: наблюдение, игровая импровизация, ассоциативный поиск.

                                                       Ход урока.

 Звучит музыка Г. Свиридова  «Снег идёт»

-Добрый день, ребята, добрый день уважаемые педагоги.

-Ребята, отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?   (Зимой)

 -Да, ребята, своим ответом вы определили тему нашего сегодня урока. И какова же она? Повторите. (ЗИМА)

-И мне остается лишь добавить, что сегодня на уроке мы с вами проследим за образом зимы в различных видах искусства. Наш урок так и будет называться «Образ зимы в различных видах искусства». Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

-Я просила вас дома сочинить небольшой рассказ на тему: «Путешествие в зимний лес». Давайте послушаем.    (Рассказы детей).

-Молодцы! Сейчас вы были писателями, рассказывая свои сочинения о зиме. А теперь представьте себя композиторами. Если бы вы сочиняли музыку о зиме, какой бы она была по характеру?  (мягкая, нежная, быстрая, вьюжная, громкая, тихая, спокойная и т.д.)

-Видите, какая она у вас разная! Так и в жизни, то она мягкая, пушистая, а то резвая, вьюжная, сердитая. Вот и композиторы, сочиняя свои произведения о зиме, видят её очень разной, каждый по-своему.

-Вот, например русский композитор Г. Свиридов увидел её такой. Давайте послушаем и узнаем, о чём нам рассказал композитор в этой музыке? (Слушание «Тройка»  Г. Свиридова)

-В каком характере прозвучало это произведение?  (Весело, празднично, игриво, легко….)

-А что изобразил композитор?  (Топот копыт, порывы ветра, скрип снега….)

-А как бы вы назвали это произведение?

Свиридов назвал это произведение «Тройка». А эпиграфом к этой музыке послужили строчки из стихотворения Петра Вяземского:

-Тройка мчится, тройка скачет

Вьётся пыль из под копыт

Колокольчик звонко плачет

И хохочет, и визжит.

-Издавна на Руси любили кататься зимой на лошадях. Крестьяне в деревнях запрягали их в сани и ездили в лес, за дровами. В праздники часто катались на тройках. Лошадей украшали лентами с подвешенными на них колокольчиками. Когда такая тройка лошадей неслась по дороге, далеко был слышен звон колокольчиков.   (Показ картины) – Посмотрите внимательно на картину художника  и скажите, подумав:

-Совпадает ли образ картины с образом, который мы увидели в музыке Свиридова?

-Если бы мы с вами знали ноты, гармонию и другие хитрости композиторов, смогли бы мы тоже сочинить музыку о зиме?

-Так давайте попробуем стать настоящими композиторами. У вас на партах лежат листочки, где написано четверостишие из стихотворения Ивана Сурикова. Давайте прочитаем.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

-Как вы думаете, какой должна быть мелодия у нашей песни? (Плавная, тихая, медленная, нежная, ласковая….)

-Почему? (Потому что снежинки падают мягко, плавно…..)

-А какой будет ритм танцевальный или маршевый? (Танцевальный, вальс)

-Я вам спою первые две строчки, повторите их за мной. (Повторяют)

-А теперь попробуйте вы досочинить мелодию к следующим двум строчкам. Кто попробует?  (Слушаем импровизации детей)

-Ребята, представьте, что вы превратились в снежинок и закружились в танце, опускаясь на землю. Давайте все встанем и под нашу песню изобразим падающих снежинок.    (Поют и танцуют)

-Вы очень хорошо изобразили снежинок, а теперь давайте посмотрим, как танцуют профессиональные танцоры в балете.

-Вспомните что такое балет? (Музыкально-театрализованный спектакль, рассказанный танцем, жестами, мимикой)

-Итак, посмотрите фрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета Чайковского «Щелкунчик».

(Просмотр видеозаписи)

-Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без зубов кусает.(мороз)

-Правильно МОРОЗ.

-А где рисует мороз? Да, на окнах.

-А что он рисует? (веточки, листья, узоры, снежинки…)

-Снежинки, а вы знаете что в мире нет ни одной похожей снежинки? Вот действительно зима-волшебница. И давайте сейчас это проверим. Каждый из вас должен вырезать  по одной снежинке. А чтобы вам веселее работалось я поставлю вам веселую песенку, она вам поможет в вашем творчестве .(вырезаем)

-Теперь давайте продемонстрируем то что у нас получилось, а чтобы всем было видно пусть каждый ряд на доске из своих маленьких снежинок сделает большую.

-Понравилось?  А какие вы знаете песни о зиме?  (Называют)

Дети исполняют песню «Голубые санки»

-На прошлом уроке мы с вами разучили песню «Зимушка-зима» Давайте её вспомним. (Исполнение)

-Что не получилось?   (Вокально-хоровая работа, показ движения мелодии рукой, работа над образом)

Итог урока.

-К сожалению, наш урок подошёл к концу.

-Какому времени года мы посвятили наш урок?  (Зиме)

-В каких жанрах искусства мы встречались с зимой?  ( В живописи, поэзии, песне, балете, в симфонических и инструментальных произведениях)

-Верно. Мы окунулись в мир большого искусства. Все вы были  большие молодцы, потому что не только знакомились с произведениями о зиме, но и сами пытались творить.

-Кем вы сегодня были? ( Писателями, композиторами, танцорами, исполнителями)

-Понравилось вам самим творить искусство? Я надеюсь, что вы не раз будете ещё это делать.

-Дома вы попробуете стать художниками.  Нарисуйте к следующему уроку зимний пейзаж.

Всем спасибо за урок, вы, ребята, сегодня хорошо поработали.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 3 классе по теме "Образы зимы в различных видах искусства"

Конспект урока в 3 классе по теме " Образы зимы в различных видах искусства"....

Методическая разработка открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»

Методическая разработка  подготовки и проведения открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ» с нотными приложениями....

Доклад "Взаимопроникновение различных видов искусств

В докладе указаны цели и задачи синтеза искусств. Формы и методы проведения уроков. Результат использования на уроках...

Воспитание духовно-нравственных начал и чувства прекрасного посредством различных видов искусств.

Эстетическое воспитание детей  путем изучения художественных произведений(литературы, живописи архитектуры) яв­ляется неотъемлемой частью воспитания подрастаю­щего поколения, способствуют всестор...

Занятие по теме: " Интонация в различных видах искусства"

Занятие по теме:«Интонация в различных видах искусства». Цель: расширить представление детей о единой основе музыки, литературы, живописи-интонации, как воплощение /в широком смысле/ худож...

Занятие по теме: " Интонация в различных видах искусства"

Занятие по теме:«Народные промыслы России» Цель: приобщение учащихся к национальной культуре России, к искусству народных промыслов как связующему звену прошлого с настоящим, настоящего с ...

Химия и живопись. Бумага - материальный носитель в различных видах искусства.

Изучить живопись с точки зрения химии и рассмотреть применение бумаги в различных видах искусства....