ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
статья по музыке на тему

Рыбцова Татьяна Александровна

Выступление на районном методическом объединении учителей музыки. Раскрывает принципы организации внеурочной работы школьников, методы и формы воздействия на детей. Анализ результатов деятельности учеников как на уроке, так и при внеурочной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рыбцова Татьяна Александровна

учитель музыки

МБОУСОШ №20

г.Минеральные Воды

Выступление на районном МО по теме:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ»

Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.

Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников: 
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности; 
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»; 
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.

Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры-путешествия, викторины, конкурсы, фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.

К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Цель занятий - развитие способностей к коллективному созданию музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.

Задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации;
  • формирование певческого дыхания, звукообразования, навыков интонирования;
  • развитие чувства ритма, музыкального, гармонического слуха и памяти;
  • укрепление и формирование детского певческого голоса.
    Принципы организации внеурочной деятельности учащихся:
  • Соответствие музыкального материала возрастным интересам ученика, проблемам возраста.
  • Интеграция музыки с другими видами искусства и жизнью.
  • Вариативность подбора музыкального материала разного уровня сложности.
  • Креативность.
  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Методы и формы:

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. Предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Основным ресурсом является метод ассоциативно-игрового обучения. Этот метод направлен на обучение интонационно-выразительному пению, причем даже тех детей, так называемых «гудошников», у которых отсутствует чистота интонирования, но есть желание эмоционально выразить тот или иной художественный образ. Применяется система творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа.

Работа предполагается по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

  • 1-й уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, в коллективе, на сцене и т.д.). Достигается во взаимодействии с педагогом;
  • 2-й уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного, эмоционального отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе);
  • 3-й уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (концертная деятельность). Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Результаты деятельности:

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование устойчивого интереса к вокальной музыке и ее видам;

- владение вокально-певческими навыками;

- развитие диапазона в рамках принятой классификации;

- владение вокально-хоровым дыханием;

- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

- чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля;

- приобрести устойчивые навыки чистого исполнения произведений;

-умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
Регулятивные:

  • Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания песни.

Коммуникативные:

  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  • Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; 
  • Формирование умения составлять устно тексты, связанные с размышлениями о музыке.

Познавательные:

  • Овладение навыками смыслового прочтения содержания песни;
  • Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа песен;
  • Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • Чувство гордости за свою Родину на основе изучения русской народной песни;
  • Участие в музыкальной жизни класса, школы;
  • Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • Формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие музыкально-эстетического чувства;
  • Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Основная форма организации процесса обучения – хоровая репетиция.

В основу ансамблево-хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально-насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа). 
Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект – развитие у обучающихся ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой деятельности.

В любой школе есть свои замечательные традиции. Приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в лицеисты», «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, хора, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Одно из новых мероприятий – конкурс «Битва хоров». Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.

Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.

Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности.  Психологическая подготовка к концерту - проблема психолого-педагогическая. В единстве с профессиональной подготовкой и на ее основе должно быть создано состояние психической готовности исполнителя к выступлению.

Психологическим аспектом формирования состояния готовности является организация деятельности и формирования установки в соответствии с характером конкретного публичного выступления.    

Урок является основной формой длительного процесса педагогического общения ученика и педагога. Именно здесь ставятся и во многом разрешаются главные задачи обучения, происходит творческое взаимодействие двух и более индивидуальностей, даётся оценка достижениям и недостаткам, ставятся цели, определяется темп продвижения, строятся перспективные планы и т.п.

В отношении выбора конкретных форм проведения занятия педагог достаточно свободен и может их варьировать в соответствии с намечаемыми целями, состоянием ученика (а также и своим состоянием).

Можно выделить следующие наиболее типичные формы и методы работы на уроке:

  1. взаимный творческий поиск, выражающийся в углубленной работе над творческой концепцией произведения, его образностью, необходимым характером звучания, решением той или иной задачи;
  2. прослушивание с последующей корректировкой;
  3. создание исполнительского образа, когда тот или иной эпизод, та или иная фраза доводятся до идеального качественного состояния и приобретают некий эталонный характер, помогающий понять суть исполнительской задачи;
  4. показ педагогом нужного уровня исполнения или конкретного приёма;
  5. тренировка («натаскивание») - неоднократное повторение, «зубрёжка» на уроке;
  6. словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и деталей, особенно важный при разъяснении заданий на дом;
  7. самостоятельная работа ученика под руководством педагога;
  8. коллективные занятия.

Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства ответственности за своё исполнение, за выполнение заданий педагога, своё творческое развитие.

Таким образом, первый этап урока - подготовка педагога к занятию.

Вторым этапом является начальный контакт педагога с учеником на уроке, который тоже должен быть организован. Большую роль играет благоприятная творческая атмосфера: приветливость, улыбка педагога, сказанные им несколько слов о готовности ученика, его самочувствии. Такая психологическая «настройка» во многом способствует снятию излишней скованности, волнения ученика, его раскрепощению.

Третий этап - прослушивание и оценка того, что сделано учеником самостоятельно и сравнение с тем, что предполагал услышать учитель. Полезно изредка попросить ученика и самому оценить своё исполнение, дать его разбор и указать нужные пути решения проблем.

Четвёртый этап урока - повторение некоторых отрывков песни с учётом сделанных замечаний и совместная с педагогом работа над ними.

Пятый, заключительный этап урока - подведение определённого итога, формулировка основных требований как общего, так и частного характера, задание для домашней работы. Подобное разделение на этапы, разумеется, не является абсолютным. В «живом» уроке они всегда переплетены. Однако следует учитывать, что на каждом этапе ставятся свои цели и задачи, требующие выбора точных действий, слов, указаний педагога, методов общения с учеником.

Исполнительскую деятельность обычно психологически рассматривают в двух аспектах: в плане работы над произведением, подготовки к публичному выступлению и как процесс творчества на эстраде.

Не всегда процесс работы над произведением заканчивается публичным выступлением, однако в большинстве случаев публичное исполнение, являясь венцом исполнительской деятельности, представляет собой итог творческого процесса ребенка - исполнителя.

Зачастую работа детей-исполнителей подразделяется на три этапа:          1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла, 2) этап воплощения исполнительского замысла, 3) этап предконцертной подготовки. Такое деление условно, так как элементы одного этапа присутствуют в работе на другом. Многие педагоги подчёркивают важность своевременного установления срока выступления. Этот момент является психологическим началом формирования направленности сознания ребенка-исполнителя исходя из предполагаемых условий предстоящего выступления.

Этап от момента получения первой информации о предстоящем концерте до принятия решения готовиться к нему, можно назвать этапом предварительной подготовки к публичному выступлению.

После принятия решения готовиться к публичному выступлению следует этап основной психологической подготовки, задачей которого является:      1) осознание целей и мотивов выступления; 2) планирование и организация творческого процесса в связи с учётом собственных возможностей конкретного выступления; 3) адаптация к условиям предстоящего выступления.

Очень важно первое звено - формирование мотивации, отношений, установок ученика: именно мотивационно - потребностная сфера служит могучим психологическим механизмам деятельности.

Выделим наиболее важные группы положительных мотивов, влияющих на формирование состояния психологической готовности к концерту:          1) мотивы, связанные с отношением ученика к исполняемым произведениям, 2) мотивы, связанные с отношением ученика-исполнителя к публике; 3) мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности.

Мотивами подготовки ученика к выступлению (особенно на этапе обучения) могут быть стремления к самосовершенствованию, развитию профессиональных исполнительских навыков и умений.

Проблему эстрадного волнения не обходит ни один учитель в области музыкальной педагогике при подготовке к мероприятиям. Эта проблема является одной из ключевых в музыкальной педагогике. Ведь воспитание артистических способностей, в том числе эмоциональных, регулятивных, способностей владеть собой в момент выступления и «побеждать» эстрадное волнение - одна из задач в формировании пригодности к исполнительской деятельности. Таким образом, проблема эстрадного волнения связана с исследованием исполнительских способностей, а последняя, в свою очередь - с изучением пригодности к исполнительской деятельности. Каковы же причины эстрадного волнения? Является ли деятельность ученика-исполнителя стрессовой? Как свидетельствуют примеры, одна и та же обстановка может оказывать не одинаковое влияние на психические состояния ребенка. Безусловно, эстрадная обстановка не всегда и не для всех детей является стрессовой, вызывающей эстрадное волнение разрушающего характера. В соответствии с концепцией Б.Г.Ананьева о человеке как об индивиде личности и субъекте можно выделить три группы внутренних детерминант психических состояний:

  1. функциональные, обусловленные особенностями психофизиологической реактивности, нейродинамики, темперамента;
  2. мотивационные и характерологические, связанные с развитием личности (потребности, отношения, идеалы, характер, склонности) и д.р.);
  3. операционные-производные деятельности (уровень мастерства и развития специальных способностей, опыт, тренированность, подготовленность)

Одну из главных причин эстрадного волнения, связанных с операционным компонентом состояния, очень удачно выразил Н.А.Римский-Корсаков: оно обратно пропорционально степени подготовки. Предконцертная уверенность всегда находится в прямой зависимости от степени тренированности, навыков, уровня подготовки. Выявить причины возникновения того или иного неблагоприятного психического состояния можно лишь на основе анализа конкретного индивидуального случая. У одних исполнителей состояние тревоги, являясь ситуативным, обусловлено недостаточным уровнем подготовки, у других оно связано с тревожностью как свойством личности, у третьих вызвано неблагоприятным физическим состоянием.

Взаимосвязи и степени взаимного влияния физического и психического состояний очень многообразны и сложны. Незначительные отрицательные изменения в физическом самочувствии ухудшают психическое состояние и наоборот. Отрицательные изменения в психическом состоянии могут быть вызваны как физическими так и психологическими факторами, более того они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, оказывая совместное влияние на психическое состояние. Вот почему педагогу необходимо разбираться в вопросах психологии, знать некоторые разделы психофизиологии, чтобы в случае необходимости правильно помочь ученику.

В методической литературе описаны два типа волнения: «волнение подъём» и «волнение - паника», «волнение в образе» и «волнение вне образа». В первом случае исполнитель взволнован чувствами и мыслями, рождёнными образом, во втором случае доминирует самооценка выступления. Анализируя психологические аспекты концертной деятельности, Г.М.Коган приходит к выводу, что главной причиной волнения является неадекватная самооценка исполнителя: недооценка своего дарования, формирующая неуверенность, как черту своего характера - или переоценка своих способностей. Отечественные психологи показали, что решающим в формировании личности является не только правильная организация её деятельности, но и воспитание мотивационной сферы. Поэтому одним из важных условий создания состояния психической готовности к концерту является формирование мотивационной сферы личности, в структуре устремлений которой огромную роль играют социогенные потребности, связанные с «социально-ценной исполнительской направленностью», «желанием играть на публике». Огромное влияние на психическое состояние оказывают характерологические особенности и способности, которые тесно взаимосвязаны в структуре личности. В «ядро» музыкально - исполнительской одарённости входят экспрессивно - коммуникативные способности, на основе которых формируются умения доводить исполняемую музыку до публики, общаться со слушателями.

Подводя некоторые итоги необходимо подчеркнуть, что выход ученика-исполнителя на сцену весьма многое меняет в его сложившихся ощущениях, механизмах восприятия, самом двигательном процессе, во взаимодействии с инструментом.

Организация внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся посредством музыкального искусства, в частности хорового пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.

Занятия ансамблевым и хоровым пением в школе открывают значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся, отражают стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...

Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...

Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в условиях сельской школы

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...

Учебный проект «Организация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке и проведении Литературного праздника к юбилею писателя»

Учебный проект – что это такое? Ещё в начале XX века американский учёный и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь н...

Учебный проект «Организация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке и проведении Литературного праздника к юбилею писателя»

Учебный проект – что это такое? Ещё в начале XX века американский учёный и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь н...

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....