Исследовательская работа
опыты и эксперименты по музыке на тему

Саушкина Ирина Анатольевна

Исследовательская работа на тему

«Педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательская работа 152.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему

«Педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Выбор темы исследовательской работы обусловлен тем, что в настоящее время способность педагога решать педагогические задачи с привлечением интерактивных форм обучения, становится важной составляющей его профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности учителя музыки.

В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

Цель исследовательской работы заключается в разработке и апробации педагогических условий, способствующих эффективному применению интерактивных форм обучения на уроках музыки.

Задачи исследования:

– проанализировать состояние проблемы использования интерактивных форм в теории и практике обучения;

– определить педагогические условия применения интерактивных форм в музыкальном обучении;

– опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения интерактивных форм и методов на уроке музыки;

Объектом исследования является процесс музыкального обучения в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – педагогические условия применения интерактивных форм на уроке музыки.

В ходе написания исследовательской работы опиралась на:

а) идеи и положения теорий личности, деятельности, общения (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн и др.);

б) работы, освещающие проблему освоения и использования интерактивных методов и форм обучения (А. Е. Авдюковой, Л. Н. Вавиловой, Т. Н. Добрыниной, В. К. Дьяченко, М. В. Кларина, Г. Б. Корнетова, И. В. Курышевой, И. Е. Уколовой, А. В. Хуторского);

в) основные положения теории и методики музыкального образования в трудах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Е. Д. Критской, Л. В. Школяр.

В своей работе рассматривала сущностную характеристику основных понятий, таких как ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

На основе анализа теоретических источников выявила следующее:

1. Интерактивное обучение это обучение в режиме усиленного взаимодействия и общения субъектов процесса обучения. Его отличительной особенностью является организация совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Таким образом, интерактивное обучение нацелено не только на передачу информации, но и на формирование и развитие личности, ее самореализацию в процессе учебной деятельности.

2. Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. В педагогике форма обучения понимается как устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учащихся. На основании этого выделяют индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые) формы обучения.

По степени сложности формы обучения подразделяются на простые, составные и комплексные.

Среди организационных форм обучения выделяют следующие: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика.

3. В методической литературе понятия «интерактивные методы» и «интерактивные формы» часто взаимопересекаются, используются как синонимы. Интерактивный метод это метод обучения, построенный на усиленном межсубъектном взаимодействии всех участников процесса обучения.

Интерактивную форму обучения можно рассматривать как внешнюю структуру интерактивного обучения, отображающую внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов (целей, принципов, содержания, методов и средств обучения). С точки зрения организации интерактивного обучения можно выделить такие формы, как: игровые, дискуссионные, групповые, исследовательские, дистанционные.

4. Педагогические условия  это целенаправленно созданная обстановка (седа), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Это сознательно сконструированное педагогическое обстоятельство, существенно влияющее на протекание педагогического процесса.

Я выделила следующие педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках музыки:

 создание личностно-деятельностной ситуации в процессе решения учебных задач;

 создание ситуации успеха;

 ориентация на групповую работу учащихся и использование приемов, способствующих организации взаимодействия в группе;

 усиление самостоятельности учебной деятельности;

 рефлексивное подведение итогов;

 выполнение заданий с использованием интерактивной доски.

Я предположила, что ориентация на перечисленные выше педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках музыки будет способствовать личностному развитию учащихся и их дальнейшей самореализации.

В рамках моего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа.

Цель опытно-экспериментального исследования заключалась в выявление эффективности педагогических условий применения интерактивных форм обучения с целью самореализации школьников на уроках музыки.

Задачи эксперимента заключались в следующем:

1) подбор конкретных методик изучения уровня самореализации школьников (анкет, тестов, заданий и др.);

2) осуществление диагностического среза среди учащихся, поиск способов количественного выражения полученных данных;

3) подготовка методических и дидактических материалов для проведения эксперимента.

Опытной базой эксперимента явилась средняя общеобразовательная школа №6. Эксперимент проводился с учащимися 7 классов. Экспериментальная группа составила 27 человек, контрольная – 25 человек.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 6», с учащимися 7 классов (экспериментальная и контрольная группы) и включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап эксперимента включал в себя:

 диагностику компонентов самореализации личности в музыкальной деятельности;

 разработку направленности и содержания интерактивных методик с целью самореализации школьников на уроках музыки.

В качестве компонентов самореализации школьников мы выделили: когнитивный и деятельностный.

Изучение когнитивного компонента самореализации состояло в определении качества знаний, степени обученности учащихся по предмету «Музыка», а также познавательной активности учащихся в процессе участия в различных видах интерактивной деятельности. Для диагностики качества знаний школьников нами был составлен тест следующего содержания:

1. К миру искусства принадлежат:

а) живопись, литература, математика

б) живопись, литература, музыка

в) музыка, литература, природа

2. Музыкальный образ – это ….

а) законченная музыкальная мысль

б) душа музыкального произведения

в) живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях

3. Кто написал произведение «Лесной царь»?

а) В. А. Моцарт

б) Ф. Шуберт

в) М. И. Глинка

4. Вокализ – это:

а) музыка, исполняемая женским хором

б) музыка, исполняемая женским голосом

в) музыка, исполняемая голосом без слов

5. Какой инструмент является солирующим в произведении «Деревянные лошадки»?

а) гусли

б) канклес

в) скрабалай

6. Жанры русской духовной музыки:

а) духовный концерт, всенощная, молитва 

б) распев, молитва, инструментальный

в) тропарь, молитва, кантата

7. Как называется произведение, которое написал Я. Сибелиус?

а) «Грустный вальс»

б) «В путь»

в) «Лесной царь»

8. В какой стране родился Ф. Шуберт?

а) Франция

б) Италия

в) Австрия

9. Кантата – это:

а) музыка, исполняемая женским хором

б) музыка, исполняемая голосом без слов

в) крупное, многочастное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра

10. Какой образ раскрыт в Вальсе № 7» Ф. Шопена?

а) лирический образ

б) грустный образ

в) образ воспоминания

11.Сценарий для оперы или балета – это:

а) вокализ

б) либретто

в) сочинение

12. Песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика

а) романс

б) баллада

в) гимн

13. Вступление к опере, балету, иногда самостоятельное произведение – это:

а) этюд

б) увертюра

в) оперетта

14. Какой образ раскрыт в «Вальсе-минутке» Ф. Шопена?

а) образ шутки

б) образ радости

в) образ озорства

15. В каком году был написан «Гимн демократической молодежи»?

а) 1957

б) 1937

в) 1947

Результаты обработки теста показали следующее.

При выполнении теста особую трудность у испытуемых вызвали вопросы на знание музыкальных жанров (вопросы № 4, 6, 9, 13). С указанными вопросами справились лишь 26 % испытуемых, в то время как у 22 % учащихся, участвовавших в исследовании, полностью отсутствуют знания о жанровом многообразии музыкального искусства. 52 % опрошенных справились с заданиями, допустив ряд ошибок. Исследование также показало, что многие школьники путают музыкальные жанры и названия музыкальных произведений, музыкальные жанры и виды искусства.

На первые два вопроса о видах искусства и специфике музыки как вида искусства смогли дать правильный ответ 65 % учащихся, 35 % выполнили данные задания с ошибкой. Это говорит о том, что не все школьники проявили внимательность при ответе и способность логически мыслить.

3, 7, 8 вопросы теста включают знание конкретных произведений и композиторов. С этими заданиями полностью справились 60 % учащихся, допустили ошибки в ответах 40 % опрошенных. 11, 12, 13 вопросы теста показывают знания учащимися специфики тех или иных жанров. Полностью справились с этими заданиями 63 % учащихся, допустили ошибки в ответах 37 %. Это говорит о наличии необходимых знаний у большинства учащихся данного класса.

5, 10, 14 и 15 вопросы теста демонстрируют ориентацию учащихся в программном материале по предмету «Музыка». Результаты свидетельствуют, что 43 % опрошенных хорошо ориентируются в данной предметной области, остальные учащиеся (57 %) испытывали затруднения при ответе на данные вопросы.

Оценивание результатов теста происходило следующим образом: все ответы верны – «5»; 1, 2 или 3 ошибки – «4»; 4, 5 или 6 ошибок – «3»; более 6 ошибок – «2».

Степень обученности учащихся по предмету «Музыка» высчитывалось по методике П. И. Третьякова с использованием следующей формулы:

                 Количество «5» + (0,64×количество «4») + (0,36×количество «3»)

СОУ=                              количество учащихся в классе

Познавательная активность учащихся включала в себя активность при решении проблем, выполнении индивидуальных заданий, предоставлении результатов деятельности, участии в работе группы, в дискуссии, диспуте, участии в учебных мероприятиях и других видах интерактивной деятельности.

Результаты качества знаний, степень обученности учащихся, а также активность участия школьников в учебных мероприятиях, связанных с музыкальной деятельностью на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели когнитивного компонента самореализации школьников

на констатирующем этапе эксперимента

Диагностируемый показатель

Предмет, класс

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Степень обученности учащихся

Музыка,

7 класс

58,8

53,5

Познавательная активность школьников

Количество учащихся (%), принявших участие в учебных мероприятиях и различных видах интерактивной деятельности

Музыка,

7 класс

44

48

Деятельностный компонент самореализации школьников был продиагностирован с помощью адаптированной «методики диагностики уровня творческой активности учащихся» (М. И. Рожков, Ю. С. Тюнников, Б. С. Алишев, Л. А. Волович).

В анкетировании учащимся предлагалось 15 утверждений и 3 варианта ответа к каждому, необходимо было выбрать ответ, соответствующий его точке зрения.

Анкета

1. Среди предложенных заданий на контрольной работе я выбираю:

а) оригинальное – 2

б) трудное – 1

в) простое – 0

2. Если бы я написал музыкальную пьесу, то выбрал бы для нее название:

а) красивое – 1

б) точное – 0

в) необычное – 2

3. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще – 0

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли – 1

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова – 2

4. Мне хочется, чтобы на уроках:

а) все работали – 1

б) было весело – 0

в) было много нового – 2

5. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей – 0

б) возможность узнать новое – 2

в) взаимопомощь – 1

6. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

а) слушать музыку – 0

б) сочинять музыку – 2

в) рассказывать о музыке друзьям – 1

7. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

а) выступать в роли актера – 2

б) выступать в роли зрителя – 0

в) выступать в роли критика – 1

8. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2

б) играть в игры, где можно проявить себя – 1

в) играть в команде – 0

9. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

а) петь в хоре – 0

б) петь песню соло или дуэтом – 1

б) петь свою песню – 2

10. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

а) смотреть музыкальную передачу дома по телевизору – 1

б) пойти на концерт музыкантов – 2

в) проводить время в компании друзей – 0

11. Буду участвовать в том мероприятии, которое для меня ново.

а) да – 2

б) трудно сказать – 1

в) нет – 0

12. В основном стараюсь иметь свое мнение об изучаемых музыкальных произведениях на уроке.

а) да – 2

б) трудно сказать – 1

в) нет – 0

13. Стремлюсь всегда выполнять те задания, в которых могу проявить творчество.

а) да – 2

б) трудно сказать – 1

в) нет – 0

14. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

а) да – 2

б) трудно сказать – 1

в) нет – 0

15. Для меня очень важно, как оценивают мои учебные успехи окружающие.

а) да – 2

б) трудно сказать – 1

в) нет – 0

Сформированность у школьников творческой активности в учебной деятельности имеет три уровня: высокий (средний балл – от 1,5 до 2), средний (средний балл от 1 до 1,5) и низкий (средний балл от 0 до 1).

Результаты количественной обработки полученных на констатирующем этапе эксперимента данных приведены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели деятельностного компонента самореализации школьников

на констатирующем этапе эксперимента

Уровень

Признаки уровня

Группа

Результаты (%)

Высокий

- высокая степень активности учащихся в деятельности;

- высокий уровень рефлексивных умений, анализа своего поведения и деятельности;

- высокая активность в ситуации выбора;

- стремление изучать себя, свои способности

контрольная

22

экспериментальная

24

Средний

- невысокая активность в деятельности;

- в процессе групповой работы учащиеся чаще всего стремятся занять позицию стороннего наблюдателя, нежели активного участника;

- не проявляют особого интереса к результатам своей деятельности;

- в ситуации выбора средняя активность

контрольная

51

экспериментальная

49

Низкий

- низкая степень активности учащихся в деятельности;

- не выражено стремление получить новые знания и опыт;

- пассивность в ситуации выбора;

- безразличие к познанию себя и своих возможностей

контрольная

27

экспериментальная

27

В ходе опытно-экспериментальной работы, при наблюдении за участниками эксперимента, были выявлены определенные затруднения, которые испытывали школьники при включении их в учебную деятельность с использованием интерактивных форм. К числу таких затруднений относятся:

 мотивационные, связанные с низкой мотивацией учащихся к учебной деятельности;

 коммуникативные, связанные со сложностью во взаимодействии и общении между собой и в коллективе;

 когнитивные, обусловленные недостатком таких умений и навыков, как умение видеть и ставить проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать умозаключения и выводы;

 рефлексивные, представляющие собой неумение изучить достоинства и недостатки собственной деятельности.

В ходе формирующего этапа эксперимента нами был разработан цикл уроков для школьников с использованием интерактивного комплекса. Основной задачей на данном этапе эксперимента было формирование у учащихся умений к интерактивной деятельности.

В частности, мы использовали групповую, дискуссионную, игровую формы работы, а также возможности интерактивной доски.

Использование дискуссии на уроках заключало в себе следующие приемы: предъявление учащимся проблемной ситуации; постановка проблемных вопросов к данной ситуации; проигрывание проблемной ситуации; анализ противоречивых высказываний к обсуждаемой проблеме; выбор точек зрения или способов решения проблемы, подведение итогов, рефлексия.

Кроме дискуссий участникам эксперимента были предложены ролевые игры. При взаимодействии учащихся в ходе ролевой игры у них формируются такие интерактивные умения, как умение вести диалог, высказывать свои идеи, мнения и защищать их.

Взаимодействие учащихся с учителем и интерактивной доской осуществлялось следующим образом: учащимся предлагались интерактивные задания для работы индивидуально и в группе; осуществлялась работа с презентациями, графиками, диаграммами, схемами и т. д.

Учитывая педагогические условия использования интерактивных форм обучения, для самореализации учащихся особенно важным является то, чтобы каждый учащийся пережил ситуацию успеха, которая может быть создана в процессе взаимодействия, при выполнении какой-либо деятельности, при оценивании, рефлексии и т. д.

Таблица 5

Применение интерактивных форм и методов обучения

на формирующем этапе эксперимента

Тема

четверти

Тема урока

Интерактивная форма

Интерактивные методы

Оборудование

«Музыкальный образ» (7 ч.)

«Образный мир музыки Моцарта»

Игровая

Ролевая игра «Ты, Моцарт,  Бог!»

Компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

«Музыкальный образ в музыке Ф. Шуберта»

Групповая

Работа в малых группах

Интерактивная доска Smart Board,

компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

«Музыкальный образ в музыке Я. Сибелиуса»

Групповая

Работа в парах, в группах

Интерактивная доска Smart Board,

компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

«Героическиеобразы в искусстве»

Дискуссионная, групповая

«Мозговой штурм», «Займи позицию»

Компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

«Путешествие в музыкальный театр»

Игровая

Игра-драматизация

Интерактивная доска Smart Board,

Компьютер,

мультимедийный проектор

«Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля»

Дискуссионная

Панельная дискуссия

Компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

«Сюжеты и образы духовной музыки»

Дискуссионная

Идейная карусель

Компьютер,

мультимедийный проектор,

фортепиано

На контрольном этапе эксперимента нами был проведен повторный диагностический срез с целью определения динамики когнитивного и деятельностного компонентов личностной самореализации учащихся.

Результаты количественной обработки полученных на контрольном этапе эксперимента данных приведены в таблицах 6 и 7.

Таблица 6

Показатели когнитивного компонента самореализации школьников

на контрольном этапе эксперимента

Диагностируемый показатель

Предмет, класс

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Степень обученности учащихся

Музыка,

7 класс

60

70

Познавательная активность школьников

Количество учащихся (%), принявших участие в учебных мероприятиях и различных видах интерактивной деятельности

Музыка,

7 класс

48

74

Таблица 7

Показатели деятельностного компонента самореализации школьников на контрольном этапе эксперимента

Уровень

Признаки уровня

Группа

Результаты (%)

Высокий

- высокая степень активности учащихся в деятельности;

- высокий уровень рефлексивных умений, анализа своего поведения и деятельности;

- высокая активность в ситуации выбора;

- стремление изучать себя, свои способности

контрольная

24

экспериментальная

37

Средний

- невысокая активность в деятельности;

- в процессе групповой работы учащиеся чаще всего стремятся занять позицию стороннего наблюдателя, нежели активного участника;

- не проявляют особого интереса к результатам своей деятельности;

- в ситуации выбора средняя активность

контрольная

52

экспериментальная

44

Низкий

- низкая степень активности учащихся в деятельности;

- не выражено стремление получить новые знания и опыт;

- пассивность в ситуации выбора;

- безразличие к познанию себя и своих возможностей

контрольная

24

экспериментальная

19

Проведя повторное диагностическое исследование уровня самореализации школьников в музыкальной деятельности, мы пришли к выводу, что при соблюдении, выявленных нами в первой главе педагогических условий применения интерактивных форм обучения, можно добиться повышения результатов самореализации детей на уроках музыки. Критериями эффективности мы считаем положительную динамику по всем компонентам самореализации школьников после организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм обучения на уроках музыки.

Кроме количественных показателей диагностики компонентов самореализации, отмечаются качественные показатели: умение слушать и отстаивать свои взгляды и убеждения, творчески подходить к решению проблем, умение четко задавать вопросы. Самоанализ уроков музыки с использованием интерактивных форм обучения позволяет отметить, что большая часть урока проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме; мыслительная деятельность учащихся стимулируется различными интерактивными методами и приемами; деятельность учащихся комментируется, дается их оценка; при этом сами школьники владеют приемами самооценки и взаимооценки; между учащимися и учителем преобладают отношения сотрудничества и сотворчества.

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что учащиеся в процессе учебной деятельности с использованием интерактивных форм обучения повышают мотивацию к самореализации, успешно усваивают знания, приобретают необходимые интерактивные навыки, учатся рефлексивно осмысливать свою деятельность и самореализоваться в ней.

Список использованных источников

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин. – М. : Академия, 2004. – 123 с.
  2. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Музыка, 2006. – 234 с.
  3.  Авдюкова, А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Е. Авдюкова. – Екатеринбург, 2006. – 32 с.
  4. Айкинбаева, Г. К. Одаренные дети: выявление, обучение и развитие / Г. К. Айкинбаева // Воспитание школьников (РК). – 2005. – № 3. – 221с.
  5. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2000. – 336 с.
  6. Асмолов, А. Г. Психология личности : учеб. для вузов / А. Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
  7. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2003. – 342 с.
  8. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2005. – 285 с.
  9. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в школе / Ю. К.  Бабанский. – М. : Просвещение, 2006. – 265 с.
  10. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М. : Академия, 2002. – 231 с.
  11. Блонский, П. П. Психология / П. П. Блонский. – М., 2000. – 354 с.
  12. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. – 690 с.
  13. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр : учеб. пособие / В. М. Букатов. – М. : Флинта, 1997. – 96 с.
  14. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр : учеб. пособие / В. М. Букатов. М.: Флинта, 1997. – 96 с
  15. Вишневская, С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка» [Электронный ресурс] : Интернет-журнал «Эйдос». – Электрон. журн. – Режим доступа : http://www.e. – culture. ru / Articles / 2008.
  16. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – 558 с.
  17. Гавронская, Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.
  18. Гаджиева, П. Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / П. Д. Гаджиева. –Махачкала, 2005. – 25 с.
  19. Гейхман, JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. К. Гейхман. –Екатеринбург, 2003. – 34 с.
  20. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель / Л. K. Гейхман. – Пермь : Изд-во Пермского гос. ун-та, 2002. – 260 с.
  21. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М. : МАПН, 1993. – 385 с.
  22. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов – М. : Педагогика, 1986. – 230 с.
  23. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с.
  24. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие : учеб.-метод. материалы / В. К. Дьяченко. – М. : Педагогика, 1989. – 159 с.
  25. Закон Российской Федерации «Об Образовании». – М. : Новая школа, 1992. – 61 с.
  26. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – М. : Педагогика, 1990. – 276 с.
  27. Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы : сб. науч. статей / сост. H. H. Быстрова, Г. И. Пигуль ; под ред. Л. Н. Куликовой. – Хабаровск : ХГПУ, 2002. – 262 с.
  28. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. – М. : Просвещение, 2009. – 173 с.
  29. Казаренков, В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников : учеб. пособие / В. И. Казаренков. – М., 2002. –197 с.
  30. Казурова, А. С. Актуальные проблемы реформирования музыкального образования в России  / А. С. Казурова // Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 3 февраля 2003 г. – Смоленск, 2004. – 122 с.
  31. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский. – М. : Просвещение, 1981. – 195 с.
  32. Ким, О. А. Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] / О. А. Ким. – Режим доступа : http: // www.ziyonet.uz / ru / library / book / 2690.
  33. Киршбаум, Э. И. Психологическая защита/ Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. – М. : Смысл, 2000. – 181 с.
  34. Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.
  35. Кларин, М. В. Обучение как дискуссия. Модели учебной дискуссии / М. В. Кларин // Школьные технологии. – 2004. – № 6. – С. 58–78.
  36. Кларин, М. В. Обучение как игра / М. В. Кларин // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. – 45–58.
  37. Ковалева, Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы / Т. М. Ковалева. – М. : Изд. дом РАО, 2003. – 322 с.
  38. Корниенко, С. Г. Интерактивное обучение / С. Г. Корниенко // Специалист. – 2005. – № 10. – С. 27–30.
  39. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. – М. : Академия, 2005. – 265 с.
  40. Куприянов, Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей  : учеб.-метод. пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. –М. : ВЛАДОС, 2001. – 216 с.
  41. Курышова, И. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Курышова. – Пенза, 2009. – 31с.
  42. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп.  М. : Юрайт–М, 2001.  607 с.
  43. Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида / Б. Ф. Ломов  // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М. : Наука, 1976. – С. 157–163.
  44. Мальцева, Н. В. Обучение педагогов с помощью интерактивных методов / Н. В. Мальцева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3. – С. 42–47.
  45. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. – М. : Академия, 2004. – 321 с.
  46. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.ozhegov.org/.
  47. Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого.  М : Педагогическое общество России, 1998.  640 с. 
  48. Педагогическая энциклопедия : в 4 т. Т 2 / под ред. И. А. Каирова. – М. : Педагогика, 1965. – 409 с.
  49. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М. : Педагогика, 1989. – 268 с.
  50. Поляков, В. А. Индивидуальная траектория школьной жизни / В. А. Поляков // Народное образование. – 1998. – № 3. – С. 112.
  51. Прилепо, А. Ю. Формирование здорового образа жизни детей в детском дошкольном учреждении дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Ю. Прилепо. – Барнаул, 2004. – 23 с.
  52. Роджерс, К. Вопросы, которые бы себе задал, если бы был учителем  / К. Роджерс // Хрестоматия по педагогической психологии ; сост. А. И. Красило и др. – М., 2005. – 231 с.
  53. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 485 с.
  54. Румянцева, З. В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе : дис.  … канд. пед. наук / З. В. Румянцева. – М., 1997. – 234 с.
  55. Селевко, Г. К. Информационно-коммуникационные технологии: цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, развивающие компьютерные игры, офисные программы / Г. К. Селевко // Народное образование. – 1998. – С. 231.
  56. Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных  учреждениях : учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М. : Педагогическая академия, 2010. – 87 с.
  57. Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994. – 342 с.
  58. Суворова, Н. Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Г. Суворова // Учитель. – 2000. – № 1. – С. 15–18.
  59. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1975. – 344 с.
  60. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 1985. – 258 с.
  61. Хуторской, A. B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя / A. B. Хуторской. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
  62. Хуторской, A. B. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения : пособие для учителя / A. B. Хуторской. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 383 с.
  63. Хуторской, A. B. Современная дидактика : учеб. для вузов / A. B. Хуторской. – СПб. : ПИТЕР, 2001. – 498 с.
  64. Шилов, И. И. Литература для учителя / И. И. Шилов // Казахстан. –2003. – № 9. – С. 59.
  65. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе : учеб. пособие / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская. – М. : Академия, 2001. – 369 с.
  66. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей : науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр. – М. : Флинта-Наука, 1999. – 231 с.
  67. Энциклопедический словарь юного музыканта / сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. – М. : Педагогика, 1985. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...